Пятница, 19.12.2014, 10:09
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [16]
Авиация в Беларуси [82]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [19]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

ВВС Беларуси – 13 лет в самостоятельном полете
Взлетают Су-25
Взлетает пара штурмовиков Су-25 из состава 206-й авиабазы ВВС Беларуси, аэродром Лида.


ВВС БЕЛАРУСИ - 13 ЛЕТ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ПОЛЕТЕ

Беларусь стала третьим (после России и Украины) государством СНГ, «унаследовавшим» от СССР значительное количество боевых самолетов четвертого поколения. В настоящее время ВВС Беларуси являются одними из наиболее крупных в Восточной Европе и включают истребительную, фронтовую бомбардировочную, штурмовую и транспортную авиацию, а также подразделения, укомплектованные боевыми и транспортными вертолетами. На вооружении состоит чуть менее двухсот боевых самолетов четвертого поколения МиГ-29, Су-27, Су-24 и Су-25 и свыше двух сотен вертолетов Ми-8, Ми-24 и Ми-26. Более полутора сотен самолетов и вертолетов предыдущих поколений выведены в резерв и находятся на хранении. Не так давно в ВВС страны начата программа модернизации стоящей на вооружении авиационной техники. В строевые части уже возвращены первые модернизированные истребители МиГ-29БМ. Аналогичные работы в настоящее время проводятся и в отношении истребителей Су-27.

СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
 
МиГ-29БМ на воздушном параде
Звено модернизированных истребителей МиГ-29БМ на воздушном параде в Минске 3 июля 2004 г.
К моменту распада СССР на территории Белоруссии располагалась мощная группи­ровка ВВС и авиации ПВО Советского Сою­за общей численностью свыше 700 боевых самолетов. В это количество входило пять полков Дальней авиации из состава 46-й воздушной армии Верховного Главно­командования Советского Союза. Два из них (в Бобруйске и Орше) были вооружены дальними бомбардировщиками-ракетонос­цами Ту-22МЗ и Ту-16К, еще два (в Мачулищах и Барановичах) — ракетоносцами Ту-22К, а полк в Зябровке — дальними само­летами-разведчиками Ту-22Р и Ту-16Р. 06щая численность группировки Дальней авиации на территории Белоруссии к началу 90-х гг. составляла 170 самолетов, в т.ч. 37 бомбардировщиков-ракетоносцев чет­вертого поколения Ту-22МЗ, 66 ракетонос­цев Ту-22К и 25 Ту-16К, 29 разведчиков Ту-22Р и 13 Ту-16Р.
Еще более внушительной была группи­ровка 26-й Воздушной армии ВВС со шта­бом в Минске. В ее составе на территории Белорусской ССР базировалась бомбарди­ровочная дивизия с тремя полками фронто­вых бомбардировщиков Су-24 (в Лиде, Росси и Поставах, всего 89 самолетов), три от­дельных штурмовых авиаполка Су-25 (в Пружанах, Поставах и Кобрине, 100 самолетов, включая учебно-тренировоч­ные Л-39), истребительный авиаполк в Бе­резе, укомплектованный полусотней истре­бителей МиГ-29, два отдельных авиаполка в Щучине — разведывательный с полусотней МиГ-21Р, МиГ-25РБ и Су-24МР и полк РЭБ с 47 самолетами МиГ-25БМ и Як-28ПП. От­дельный смешанный авиаполк с вертолета­ми различных типов базировался в столице республики Минске, а отдельная вертолет­ная эскадрилья РЭБ с полутора десятками постановщиками помех Ми-8 — в Кобрине.
На территории Белоруссии дислоцирова­лась также 2-я отдельная армия войск ПВО Советского Союза (штаб в Минске), в состав которой входили два истребительных авиа­полка — в Мачулищах, укомплектованный 38 самолетами МиГ-23, и Барановичах, две эскадрильи которого оснащались 25 истре­бителями МиГ-23МЛ, а еще одна — 13 пере­хватчиками МиГ-25ПД (ПДС). В последний год существования СССР барановичский полк начал перевооружаться на истребители четвертого поколения Су-27П. До конца 1991 г. в него успело поступить четверть сот­ни таких машин, заменивших в двух эскад­рильях МиГ-23МЛ.
Вскоре после подписания Беловежских соглашений, в соответствии с межправительственным соглашением двух стран, все самолеты Дальней авиации ВВС бывшего СССР в 1992 г. были выведены с территории Белоруссии в Россию. А почти вся остальная авиационная техника, принадлежавшая ра­нее ВВС и Войскам ПВО Советского Союза и базировавшаяся на территории Белорус­ской ССР, перешла в собственность нового суверенного государства. Она и составила основу Военно-воздушных сил Республики Беларусь, сформированных в 1992 г.

СТРОИТЕЛЬСТВО НОВЫХ ВВС

Формирование Вооруженных сил Респуб­лики Беларусь началось 20 марта 1992 г. по­сле принятия парламентом республики по­становления об их создании и закона «О Вооруженных Силах Республики Беларусь». Они были созданы на базе частей, соедине­ний и объединений войск бывшего Белорус­ского военного округа Вооруженных Сил Советского Союза, а также ряда частей, со­единений и объединений центрального под­чинения, в которые, в частности, входили 26-я воздушная армия ВВС Советского Со­юза и 11-й корпус 2-й отдельной армии Войск ПВО страны.
Су-27П и Су-27УБ
Вверху: истребители Су-27П и Су-27УБ в ВВС Беларуси входят в состав 61-й авиабазы, аэродром Барановичи
Внизу: вертолет-салон Ми-8, принадлежащий 248-й отдельной вертолетной эскадрилье особого назначения (базируется в Минске)
Ми-8
Командование Военно-воздушных сил Республики Беларусь было образовано 15 июня 1992 г. на базе управления 26-й (минской) воздушной армии ВВС Совет­ского Союза. Командование Войск ПВО Республики Беларусь было сформировано к 1 августа 1992 г. на основе управления ПВО Белорусского военного округа и 2-й отдельной армии ПВО. К июлю 1992 г. военная авиации Беларуси включала 390 боевых самолетов и 79 ударных вертолетов. В соответствии с Догово­ром об обычных вооруженных силах в Евро­пе и принятыми в его развитие правопреем­никами СССР 15 мая 1992 г. в Ташкенте «Соглашением о принципах и порядке вы­полнения Договора об обычных вооружен­ных силах в Европе», максимальное количе­ство боевых самолетов в составе ВВС Бела­руси должно было снизиться до 260. Это со­кращение было осуществлено к началу 1996 г. за счет снятия с вооружения 130 са­молетов предыдущих поколений и ранних годов выпуска. К этому же времени завер­шились основные структурные образования Вооруженных сил Беларуси.
В Военно-воздушных силах на основе авиаполков 26-й ВА ВВС Советского Союза, истребительных авиаполков 2-й отдельной армии Войск ПВО и отдельных вертолетных полков авиации Сухопутных войск было соз­дано восемь авиабаз — основной организаци­онной единицы ВВС республики. На основе бывшего 927-го истребительно­го авиаполка 26-й ВА ВВС Советского Союза на аэродроме Береза была сформирована 927-я авиабаза, имевшая в середине 90-х гг. 52 истребителя МиГ-29. Бывший 61-й истре­бительный авиаполк 2-й отдельной армии ПВО Советского Союза был преобразован в 61-ю авиабазу на аэродроме Барановичи. В середине 90-х гг. здесь базировалось 23 ис­требителя Су-27П и 30 МиГ-29 из расфор­мированного 787-го ИАП (перехватчики МиГ-25ПД к этому времени с вооружения уже были сняты). Еще одна часть истреби­тельной авиации — 50-я авиабаза в Мачулищах с 45 истребителями МиГ-23МЛ — была образована на основе бывшего 201-го истребительного авиаполка 2-й отдельной армии ПВО Советского Союза.
Вместо трех бомбардировочных авиапол­ков бывшей 1-й бомбардировочной авиадивизии 26-й ВА ВВС Советского Союза на аэродроме Россь на базе бывшего 116-го БАП сформировали 116-ю базу, которую к середине 90-х гг. укомплектовали 42 само­летами Су-24М. А все три отдельных штур­мовых авиаполка с 99 Су-25 свели в одну 206-ю авиабазу на аэродроме Лида (сформи­рована на основе вывшего 206-го ОШАП 26-й ВА ВВС Советского Союза). Еще три авиабазы ВВС Республики Бела­русь (65-ю в Кобрине, 181-ю в Пружанах и 276-ю в Боровцах) сформировали на осно­ве одноименных отдельных вертолетных полков бывших 28-й общевойсковой и 7-й танковой армий Белорусского военного ок­руга. На их вооружении в середине 90-х гг. имелось около ста вертолетов Ми-8, около 65 Ми-24 (в т.ч. разведчиков и разведчиков-корректировщиков Ми-24К и Ми-24Р), три тяжелых транспортных Ми-6 и 14 Ми-26.
Располагавшийся в Барановичах 558-й авиаремонтный завод ВВС Советского Со­юза стал главным авиационным центром су­веренной Республики Беларусь. Ныне республиканское унитарное производственное предприятие «558-й авиационный ремонт­ный завод» (ранее был известен как Барановичское авиаремонтное предприятие, БАРП) осуществляет ремонт и модерниза­цию практически всех типов самолетов и вертолетов, состоящих на вооружении Бе­ларуси, а также по контрактам с зарубежны­ми заказчиками. На предприятии освоены все виды ремонта самолетов МиГ-29, Су-27, Су-25, Су-17 (Су-22), их систем, оборудова­ния и вооружения, а также самолетов Ан-2 и вертолетов Ми-8 и Ми-24, осуществляется модернизация истребителей МиГ-29 и Су-27, штурмовиков Су-25.
Самолеты белорусских ВВС сохранили советскую символику, и их кили и крылья по-прежнему венчают красные звезды. В ре­зультате формирования новой структуры ВВС и значительного сокращения числен­ности состоящей на вооружении авиацион­ной техники все самолеты предыдущих по­колений были выведены в резерв и частично списаны. Так, с вооружения были сняты все перехватчики, разведчики и самолеты РЭП МиГ-25ПД/РБ/БМ и Як-28ПП. В резерв вывели часть истребителей МиГ-23МЛ и МиГ-29, транспортных вертолетов Ми-6 и Ми-26.
Кроме того, высвобождение в процессе со­кращения ВВС некоторого количества современных боевых самолетов позволило Бе­лоруссии предложить их на мировой рынок. В 1996 г. компания «Белтехэкспорт» по конт­ракту с Перу поставила в эту латиноамери­канскую страну 18 истребителей МиГ-29 (в т.ч. две «спарки» МиГ-29УБ) и 18 штурмо­виков Су-25 (в т.ч. 8 двухместных Су-25УБ). В последующие годы была произведена мо­дернизация поставленных в Перу учебно-бо­евых штурмовиков Су-25УБ, в результате ко­торой они получили современную станцию радиотехнической разведки, новое вооруже­ние (противорадиолокационные ракеты Х-58) и другие усовершенствования, сущест­венно повысившие их боевые возможности. Работы проводились на заводе в Баранови­чах, испытания первых модернизированных Су-25УБ успешно завершились в 1999 г.
В зарубежной печати имеются также све­дения о том, что один из белорусских истребителей Су-27П, прошедший доработку на 558-м АРЗ в Барановичах, в середине 90-х гг. был поставлен в США и, возможно, вошел в состав 4477-й тренировочно-исследова­тельской эскадрильи ВВС США «Ред Иглз» (Red Eagles) на авиабазе Неллис в Неваде.
 

ВВС БЕЛАРУСИ СЕГОДНЯ

В декабре 2001 г. ВВС и Войска ПВО Бе­ларуси были объединены в один вид вооруженных сил — Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны Республики Беларусь. В результате был осуще­ствлен переход Вооруженных сил Республи­ки Беларусь на двухвидовую структуру.
Су-25УБ
Вверху: белорусский Су-25УБ выруливает на старт, на заднем плане - стоянка штурмовиков ВВС Беларуси на авиабазе Лида.
МиГ-29
Вверху: истребитель МиГ-29 ВВС Беларуси. Более четырех десятков самолетов этого типа базируются в республике на двух аэродромах - Береза и Барановичи.
Внизу: один из двух десятков белорусских Су-27П, базирующихся на аэродроме Барановичи. В настоящее время эти самолеты проходят модернизацию на 558-м АРЗ, в ходе которой обретают новые боевые возможности.
Су-27П
Авиационный компонент сегодняшних белорусских ВВС в целом соответствуют структуре, сформировавшейся 10 лет назад. В ее основе — восемь авиабаз: две истреби­тельных (в Барановичах и Березе), по одной штурмовой и бомбардировочной (в Лиде и Росси соответственно), три вертолетных (в Кобрине, Засимовичах и Боровцах) и од­на транспортная (в Мачулищах). На воору­жении находится чуть более двухсот боевых самолетов (Су-24, Су-25, Су-27, МиГ-29, МиГ-23) и примерно столько же вертолетов (Ми-8, Ми-24, Ми-6, Ми-26).
Самолеты ВВС Беларуси регулярно при­влекаются к проведению различных учений. Так, в период с 26 августа по 3 сентября 2001 г. они участвовали в широкомасштаб­ных комплексных учениях белорусских Во­оруженных сил «Неман-2001» и практически одновременно с ними — в учениях «Боевое содружество-2001», проводившихся на российском полигоне Ашулук в рамках боевой подготовки объединенной системы ПВО стран СНГ. Очередные комплексные учения Вооруженных сил Беларуси под названием «Чистое небо-2003» прошли на территории республики в период с 6 по 11 октября 2003 г. В них, в частности, было задействовано 102 самолета и вертолета, в числе которых находились и истребители ВВС Беларуси.
3 июля 2004 г. в столице Республики Бела­русь Минске состоялся грандиозный военный парад, посвященный 60-летию освобо­ждения республики от немецко-фашист­ских захватчиков. В небе над Минском в парадном строю в составе звеньев прошли все типы боевых самолетов, состоящих на вооружении ВВС Беларуси: истребители Су-27 и МиГ-29, фронтовые бомбардиров­щики Су-24, штурмовики Су-25, а также вертолеты Ми-24, Ми-8 и военно-транс­портный самолет Ил-76.
Сенсацией воздушного парада в Минске стала демонстрация четверки модернизированных истребителей МиГ-29БМ. Как зая­вил средствам массовой информации во время подготовки к проведению парада пре­зидент Беларуси Александр Лукашенко, «это суперсовременные самолеты. За два го­да мы сделали уникальные машины, пре­вратив их из истребителей в штурмовики. Они могут работать и по земле, и по возду­ху». По мнению министра обороны Белару­си генерал-полковника Леонида Мальцева, таких самолетов «ни у кого нет».
Как сообщалось в печати, доработка строевых самолетов МиГ-29 ВВС Беларуси в вариант МиГ-29БМ («белорусский модер­низированный») была проведена силами 558-го авиационного ремонтного завода Министерства обороны Республики Бела­русь при участии российских предприятий. В результате модернизации истребители по­лучили возможность применения высоко­точного оружия класса «воздух-поверх­ность». Кроме того, они были оснащены си­стемой дозаправкой топливом в полете. Летные испытания модернизированных МиГ-29БМ были завершены к июлю 2003 г., и самолеты поступили на вооружение 61-й авиабазы ВВС Беларуси на аэродроме Бара­новичи, где также базируются истребители Су-27П. В настоящее время эти самолеты также проходят процесс модернизации, в ходе которого получают новое оборудова­ние и вооружение, значительно расширяю­щие их боевые возможности. Работы ведут­ся на 558-м АРЗ в сотрудничестве с россий­скими специалистами.
Модернизация самолетов ВВС Беларуси в сочетании с достаточно большими остаточными ресурсами (большинство состоя­щей на вооружении авиационной техники, будучи выпущено в среднем не более 15 лет назад, еще относительно «молодо» по совре­менным меркам) позволит им оставаться в строю еще довольно долгое время, сохра­няя необходимую эффективность для реше­ния ставящихся боевых задач. А наличие собственной мощной ремонтной базы в ли­це 558-го авиаремонтного завода в Барановичах, позволяет ВВС Беларуси, при усло­вии выделения соответствующего финанси­рования, поддерживать ее в летном состоя­нии. По крайней мере до появления боевых самолетов нового поколения военным лет­чикам Беларуси есть на чем летать. А если заглянуть чуть подальше, то разумно пред­положить, что Беларусь останется привер­женцем авиационной техники российской разработки, в т.ч. той, которая еще только разрабатывается. Немаловажно при этом, что в ее разработке принимают участие и бе­лорусские специалисты.
Структура ВВС Республики Беларусь
(по материалам иностранной печати)
61-я авиабаза

Барановичи

Су-27
МиГ-29
МиГ-23
927-я авиабаза

Береза

МиГ-29
206-я авиабаза

Лида

Су-25
116-я авиабаза

Россь

Су-24
65-я авиабаза

Кобрин

Ми-8
Ми-26
181-я авиабаза

Засимовичи

Ми-24
Ми-8
276-я авиабаза

Боровцы

Ми-8
Ми-24
50-я авиабаза

Мачулищи

Ил-76АД
Ан-12
Ан-26
248-я эскадрилья

Минск

Ми-8
13-я эскадрилья

Бобруйск

Ми-6
Ми-8
Состав ВВС Республики Беларусь
(по материалам иностранной печати)
МиГ-23МЛ, МиГ-23УБ 35
МиГ-29, МиГ-29БМ, МиГ-29УБ 43
Су-27П, Су-27УБ 23
Су-24М, Су-24МР 35
Су-25, Су-25УБ 76
Ми-8Т, Ми-8МТ 107
Ми-24В, Ми-24П, Ми-24К, Ми-24Р 70
Ми-6 24
Ми-26 14
Ил-76МД 28
Ан-12 7
Ан-26 9
 
 
Андрей ФОМИН
Журнал «Взлет» 2005 г. №5     
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (23.04.2011)
Просмотров: 8744 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 3.7/6
Всего комментариев: 4
3 Помор   (14.05.2011 11:55)
Забыли в статье почему-то два гвардейских морских разведовательных авиационных полка Балтийского флота 170 и 240, базировались в Быхове,запасной аэродром Миоры.Летали морские лётчики на Ту-22М2.

4 Георгий   (24.05.2011 10:51)
Не забыли. На момент распада СССР их в Белоруссии уже не было.

2 Саша   (28.04.2011 23:43)
Сергей, попробую ответить на прозвучавшие в комментарии вопросы.

Quote (Сергей)
Честно говоря эта статья очень старая.

Здесь я не очень понял смысл выражения. Какая разница, какого года статья?

Quote (Сергей)
Не знаю, какой смысл держать эту статью? Если только до истории…

Я думаю, что представленная автором концепция развития ВВС Беларуси в означенный период в основном верна. Есть, конечно, некоторые неточности. Но это всего лишь статья в СМИ. Не справочный материал. Почитайте статьи о музее, вот где узнаете много интересного…

Quote (Сергей)
…Последний Ан-12 был продан в 2002 году о каких 7 идет речь в 2005 году?...

Это и т.д. наверное, по поводу содержания таблиц.
Но, данные в таблицах не датированы 2005 годом, если соотносить их содержание с текстом, то это данные на средину 90-х годов. Вроде вполне реально. Тем более указано - «по материалам иностранной печати», т. е. как говорят – за что купил, за то и продаю.

Эта статья появилась, если заметили, следом за новой темой на форуме «Авиация Белорусского военного округа и Республики Беларусь», где предлагается к обсуждению тема военной авиации Белорусского военного округа послевоенного периода и независимой Беларуси, чтобы в итоге получить максимально полное представление о существовавшей когда-то авиационной группировке на разных этапах ее истории. Это для готовящегося к открытию нового раздела сайта. И мы решили начать обсуждение темы белорусской военной авиации до открытия раздела, чтобы в итоге представить максимально полную и достоверную информацию.
Эта статья (как и все последующие) также опубликована для обсуждения с целью уточнения и дополнения. Так что просьба ко всем имеющим что изменить или дополнить писать в комментариях.


1 Сергей   (27.04.2011 21:32)
Честно говоря эта статья очень старая. 248 эскадрилья уже давно в составе 50 осап. 65, 181, 276, 13 аэ расформированы задолго до 2005 и аэродромы их базирования разобраны. 116 база уже в Лиде. Не знаю, какой смысл держать эту статью? Если только до истории, да то вряд ли, так как эти части прекратили существование до написания статьи. Последний Ан-12 был продан в 2002 году о каких 7 идет речь в 2005 году? Ил-76 МД только 3 шт, остальные в Белавиаэкспорте, Ми-6 порезаны в 2001 году все. и т.д.

Имя *:
Email:
Код *:
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2014 Создать сайт бесплатно