Четверг, 25.05.2017, 21:18
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [103]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Воздушные дороги жизни

Их с немалым риском для жизни прокладывали к партизанам летчики гражданской авиации

С первых и до последних дней фашистской оккупации на белорусской земле велась всенародная борьба с захватчиками. Войска вермахта оказались под двойным ударом: с фронта их громили советские войска, а в тылу — партизаны. Ожесточенная война шла и в небе. В первые же часы войны фашисты предприняли серию массированных ударов по аэродромам приграничных округов. Однако советские пилоты смело вступали в неравные схватки с воздушным противником — более десяти летчиков пошли на таран в небе Белоруссии летом 1941 года.

Активно участвовали в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и летчики гражданской авиации, быстро перестроившиеся на военный лад. С историей славных боевых дел гражданской авиации Белоруссии неразрывно связана и героическая деятельность 105-го гвардейского Паневежского авиаполка Гражданского воздушного флота, награжденного орденом Александра Невского. Пятнадцать летчиков Гражданского воздушного флота удостоены звания Героя Советского Союза, среди них Борис Лахтин, Феофан Радугин, Григорий Таран…

С первых дней войны гражданская авиация существенно изменила характер своей работы, оказывая неоценимую помощь партизанам, связь с которыми не прерывалась ни на минуту. Партизаны и местное население создали в тылу противника аэродромную сеть, наладили прямую радиосвязь. Для опознания своих посадочных площадок установили условные световые сигналы — костры, разложенные в форме квадрата, конверта, прямоугольника, буквы «Г» и в других сочетаниях. Даже в зимних условиях при сильных снегопадах активность полетов к партизанам не ослабевала. 

Из-за отсутствия катков и гладилок начальникам лесных «аэропортов» приходилось проявлять чудеса находчивости, чтобы имеющимися средствами подготовить поле к приему самолетов. Активность партизанской авиации росла изо дня в день. Летчики 105-го гвардейского авиаполка под командованием полковника Евгения Клуссона все чаще получали боевые задания для полетов к белорусским партизанам. Как-то одному из пилотов полка Ивану Тарасову необходимо было доставить двух офицеров связи в один из партизанских отрядов недалеко от Полоцка. Командир эскадрильи, напутствуя летчика, предупредил, что придется садиться «на ощупь», потому что с земли сигналов не будет. И хотя летчик хорошо знал местность, затерявшуюся в лесу площадку отыскал с трудом. Посадить «кукурузник» удалось при лунном свете, а взлетать пришлось под отрывистое «Хенде хох!». Летчик оторвал самолет от земли, но, пролетая над лесной дорогой, заметил только что высаженных из самолета штабистов, отчаянно отстреливавшихся от вражеских солдат. И Иван Тарасов принял решение: посадить машину прямо на дорогу и подобрать товарищей. Долго еще кружил над районом неутомимый труженик огненного неба, пока отыскал-таки нужную площадку. На этот раз посадка оказалась успешной, связисты были доставлены точно по назначению. А когда возвратился на свой аэродром и вместе с механиком осмотрел свой самолет, то обнаружил в нем множество пробоин.

Немало героических полетов на счету и другого отважного летчика этого полка — Василия Ползунова. Особенно памятны были рейды в бригаду Батьки Миная. Однажды в штабе полка Ползунову сказали: будешь вывозить детей. Он сразу и не поверил. Оказалось, под руководством командующего партизанским соединением Полоцко-Лепельской зоны Владимира Лобанка была разработана операция под кодовым названием «Звездочка». Согласно этому особому заданию в ночь с 18-го на 19 февраля 1944 года подпольная группа «Бесстрашные» и партизаны отряда имени Щорса бригады имени Чапаева спасли 154 воспитанника и 38 работников полоцкого детского дома №1. Воспитанников детдома гитлеровцы хотели использовать в качестве доноров.

Директор детского дома Михаил Форинко, руководивший подпольной группой «Бесстрашные», а также партизаны бригады перевезли обессиленных детей в большой лесной массив, который находился у деревни Бельчицы. Несмотря на то что здесь размещался довольно крупный немецкий гарнизон, операция прошла успешно. Именно отсюда детей отправили самолетами на Большую землю. В одном из таких полетов и участвовал Василий Степанович Ползунов, награжденный впоследствии орденом Боевого Красного Знамени.

Таким же орденом посмертно был награжден и его боевой друг Александр Мамкин, который на 71-м боевом вылете в ночь с 11-го на 12 апреля 1944 года сумел посадить подбитый самолет и спасти 13 пассажиров. Сам Мамкин скончался от ран и ожогов в госпитале Жигули. Похоронен был Александр Мамкин в деревне Мамлюк на Смоленщине, а после войны его прах перенесли в братскую могилу на Лидевой горе в городе Велиж. Подвиг Александра Мамкина по спасению детей стал ярким примером для Василия Ползунова и его боевых друзей, призывая их еще более отчаянно бороться с врагом за освобождение родного края.

В мирное время опытный летчик Ползунов продолжал свой путь в небе, меняя штурвал одного самолета на другой. А в 1974 году за доблестный труд в мирном небе стал Героем Социалистического Труда.

Шло время. Годы брали свое, да и раны, полученные в огненном небе, давали о себе знать. Пришлось Василию Степановичу покориться медикам и опуститься на землю. Но он не расстался с авиацией, стал руководить полетами с земли, словом и делом помогая экипажам самолетов покорять заоблачные дали. Ведь и здесь случалось всякое. Не раз ему и его товарищам по работе приходилось помогать экипажам, которые оказывались в критических ситуациях. Гроза, туман, сильные шквалистые ветры порой непреодолимой стеной вставали на пути крылатых кораблей. Задача руководителя полетов и многочисленного отряда «орудовцев» пятого океана — вовремя подсказать экипажу верный курс и высоту полета, чтобы уверенно обойти опасные явления природы.

Василий Ползунов с честью справлялся с такой работой долгие годы. Вместе с ним здесь работали многие его друзья-однополчане и другие не менее опытные военные летчики. Среди них генерал-лейтенант Петр Архангельский, который прошел долгий боевой путь и в небе Испании, и на фронтах Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза А. Алехнович, Ф. Кердань, А. Новиков, В. Орехов, В. Горохов и многие другие летчики, которые на крыльях своих самолетов принесли нам Победу.
 



Источник: http://respublika.sb.by
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (28.01.2015)
Просмотров: 387 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017