Вторник, 25.07.2017, 01:31
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [103]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

ВОЕННАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ АВИАЦИЯ БЕЛАРУСИ. Состояние и перспективы развития. Часть 2.

ЧАСТЬ 2

СПЕЦИАЛЬНАЯ АВИАЦИЯ ГКПВ/ГПК, МЧС И МВД.

На момент провозглашения Беларуси независимым государством, никакой другой военной или специальной авиации, кроме авиации Вооруженных сил бывшего СССР, на ее территории не было.
Однако с созданием собственных «силовых» органов государственного управления, некоторые из них, в частности Государственный комитет пограничных войск, а затем и Министерство по чрезвычайным ситуациям, начали создавать собственные авиационные подразделения.

Авиация пограничных войск – органов пограничной службы
Авиация пограничных войск Беларуси была создана на основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 5 октября 1993 г. № 667 приказом Командующего пограничными войсками от 25 октября 1993 № 074. Во исполнение этого приказа на базе 206-й отдельной вертолетной эскадрильи РСНВ СССР, дислоцировавшейся на аэродроме Озерки (возле г. Поставы), к исходу 1993 г. была сформирована 1-я отдельная авиационная эскадрилья пограничных войск.
От расформированной 31 декабря 1993 г. 206-й отдельной вертолетной эскадрильи РСНВ СССР в состав 1-й отдельной авиационной эскадрильи было передано семь вертолетов Ми-8Т и два Ми-9. Кроме того, в ходе ее формирования поступили еще четыре вертолета Ми-8.
Уже в январе 1994 г. летный состав эскадрильи приступил к учебным полетам, а 2 марта 1994 г. экипажи вертолетов выступили на охрану Государственной границы Республики Беларусь. С этого дня на протяжении почти 20 лет они выполняли полеты на ведение дозорной и патрульной службы, воздушную (совместно с разведывательно-поисковой группой на борту) и радиационную разведку, десантирование пограничных нарядов, воздушный поиск и задержание нарушителей Государственной границы пограничными нарядами, находящимися на борту вертолета. Только в 2008 г. экипажами вертолетов пограничной авиационной эскадрильи было задержано более 20 нарушителей Государственной границы и около 30 нарушителей пограничного режима, обнаружено более 100 объездных дорог и троп, задержано материальных ценностей на общую сумму более 150 млн. рублей.
В этом же году был заключен контракт на приобретение для пограничной авиации Беларуси четырех вертолетов AS-355NP Ecureuil французской компании Eurocopter и переучивание на них личного состава авиационной эскадрильи.
29 июня 2009 г. первый из четырех заказанных вертолетов AS-355NP Ecureuil приземлился на аэродроме Отдельного авиационного отряда, в который Указом Президента Беларуси от 16 июня 2009 г. была переименована 1-я отдельная авиационная эскадрилья. Остальные три вертолета поступили в состав отряда в 2010 г.
С получением первого вертолета и переучивания личного состава, вертолеты Ми-8, которые к этому времени уже практически выработали свой ресурс, постепенно начали сниматься с эксплуатации и к концу 2013 г. в Отдельном авиационном отряде остался только один летающий Ми-8 – последний из тех, с кого начиналась история пограничной авиации Республики Беларуси.
5 октября 2013 г. пограничной авиации независимой Беларуси исполнилось 20 лет. К своему юбилею с начала года летчики Отдельного авиационного отряда органов пограничной службы Беларуси выполнили 120 полетов на охрану Государственной границы, при выполнении которых с помощью пограничных нарядов было задержано 15 нарушителей Государственной границы и 132 нарушителя пограничного режима, а также товарно-материальных ценностей на сумму 1 млрд. 339 млн. бел. рублей. Всего же, за весь за период своего существования, экипажами вертолетов пограничной авиации Беларуси было задержано материальных ценностей на десятки млрд. рублей, найдено несколько угнанных автомобилей, 18 тяжелобольных пограничников были своевременно доставлены в военный госпиталь, при этом полеты зачастую выполнялись в сложных погодных условиях, а садиться вертолетам приходилось на неподготовленные площадки. За отличие в охране государственной границы многие авиаторы-пограничники были удостоены государственных и ведомственных наград.
Однако не обошлось и без потерь – 20 октября 2011 г. около хутора Вилейты Поставского района, примерно в 1 км от границы Беларуси и Литувы, потерпел катастрофу вертолет AS-355NP Ecureuil (регистрационный номер EW-308BH), в результате которой погибли два члена экипажа и три сотрудника беларуского телеканала, собиравшие материал для репортажа.
В 2014 г., в связи с необходимостью перераспределения финансовых средств, выделяемых для обеспечения охраны границы, и проведения оптимизации штатной численности органов пограничной службы, Указом Президента Республики Беларусь от 3 июня № 262 Отдельный авиационный отряд был передан в состав органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.
Таким образом, органы пограничной службы в настоящее время собственной вертолетной авиации не имеют.

Авиация МЧС
В 2002 г. руководством Беларуси было принято решение о создании на аэродроме «Липки» Государственного авиационного аварийно-спасательного учреждения «Авиация» Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, задачами которого были и остаются:
проведение авиационных аварийно-спасательных работ (десантирование спасательных групп парашютным, беспарашютным и посадочным способами; эвакуация пострадавших из зон бедствия на суше и водной поверхности, тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической, пожарной разведки и мониторинга местности; монтажные и демонтажные работы);
обеспечение управления и связи (управление силами и средствами с воздушных пунктов управления; наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска; ретрансляция связи между наземными пунктами управления и спасательными формированиями);
обеспечение оповещения населения труднодоступных районов о возникновении, угрозе возникновения и действиях в чрезвычайных ситуациях, связанных с авариями на опасных объектах или стихийными бедствиями;
осуществление воздушных перевозок (доставка в зоны чрезвычайных ситуаций сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных работ, оказания медицинской помощи, оперативных групп министерств и других государственных органов, а также грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов; эвакуация населения, вывоз оборудования и ценностей из зон бедствия);
организация и проведение поисково-спасательной и парашютно-десантной подготовки с работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
ведение в установленном порядке приносящей доход деятельности (оказание платных услуг населению и организациям).
Для выполнения этих задач в состав Государственного авиационного аварийно-спасательного учреждения «Авиация» Министерства по чрезвычайным ситуациям, в основном, из состава 50-й смешанной авиационной базы (аэродром Мачулищи) и расформированной 65-й Отдельной смешанной вертолетной эскадрильи (аэродром Кобрин) были переданы вертолеты Ми-8МТ (Ми-17) и два Ми-26Т.
В сентябре 2003 г. в подчинение Министерства по чрезвычайным ситуациям из подчинения Министерства лесного хозяйства было передано, созданное в 1991 г. как База авиационной охраны лесов, унитарное предприятие авиационной охраны лесов «Беллесавиа» с возложением на него дополнительных задач: обнаружение пожаров и дорожно-транспортных происшествий, оказание медицинских услуг, оказание помощи при паводках, поиска потерявшихся в лесу, передачи информации о местах прохождения смерчей с определением объёма ущерба в лесах и санитарном состоянии лесов.
В составе «Беллесавиа», которое является коммерческой организацией, девять авиационных отделений (Брестское, Витебское, Ганцевичское, Гомельское, Гродненское, Минское, Могилевское, Мозырьское, Молодечненское, Пинское, Полоцкое, Солигорское) и Витебский филиал. В общей сложности в составе подразделений «Беллесавиа» восемь вертолётов Ми-2, три самолета Ил-103 (четвертый 14 июня 20015 г. потерпел катастрофу под Брестом), девять – Ан-2, в том числе: три самолета Ан-2 с водосливными устройствами для тушения лесных пожаров в труднодоступных местах, четыре вертолёта Ми-2 и два самолета Ан-2 для авиационно-химической обработки сельскохозяйственных угодий и лесов, два самолета Ан-2 для выполнения аэрофотосъемки. Кроме того, значительное количество самолетов и вертолетов находится на хранении и консервации.
Третье авиационное подразделение МЧС – Авиационное поисково-спасательное звено Учреждения образования «Гомельский инженерный институт» в составе которого пять самолетов «Ан-2», из которых четыре требуют проведения модернизации.
В целях оснащения органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям современными техническими средствами и оборудованием, в том числе и авиационной техникой, еще 2001 г. была разработана специальная Государственная программа на 2001-2005 гг. Однако в связи с ограниченным финансированием ее выполнение по республиканскому бюджету составило около 6%.
В этой связи Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 26 декабря 2005 г. № 1337 была утверждена очередная Государственная программа оснащения органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь современной техникой, пожарным и аварийно-спасательным оборудованием, другим имуществом в 2006-2010 годах. Согласно этой Государственной программы, «для расширения спектра решаемых задач и обновления парка воздушных судов», для авиации МЧС планировалось приобрести три вертолета российского производства: «Ансат», Ми-34 и многоцелевой Ка-226. Для этих целей предусматривалось выделение, соответственно, 3,15 млрд. рублей и немногим более 4,5 млрд. рублей из республиканского бюджета и немногим более 8 млрд. рублей других средств. Кроме того, планировалось произвести модернизацию вертолета Ми-26, четырех вертолетов Ми-2, двух самолетов Ан-26 и четырех – Ан-2, для чего предусматривалось выделение немногим более 1,55 млрд. рублей из республиканского бюджета и более 7,74 млрд. рублей других средств.
Однако и эта Государственная программа не была выполнена в полном объеме. И лишь в октябре 2013 г. Минским городским управлением МЧС был заключен контракт с холдингом «Вертолеты России» о приобретении противопожарного вертолета Ка-32А11ВС с системой горизонтального пожаротушения, который впервые планировалось использовать при тушении пожаров в высотных зданиях Минска.
Вертолет Ка-32А11ВС с соосной схемой несущих винтов, разработанный Конструкторским бюро «Камов», серийно производится на Кумертауском авиационном производственном предприятии (КумАПП), входящим в состав холдинга «Вертолеты России».
Вертолет предназначен для выполнения специальных поисково-спасательных и высотно-монтажных работ, сложнейших мероприятий по пожаротушению, транспортировки груза в грузовой кабине и на внешней подвеске, трелевки леса, эвакуации больных и пострадавших, а также патрулирования и поддержки операций спецслужб. Состав противопожарного оборудования Ка-32А11ВС насчитывает более 40 различных опций.
По мнению ряда экспертов, вертолет Ка-32А11ВС – один из лучших спасательных и противопожарных вертолетов в мире. При работе в зоне пожара в условиях нестабильных воздушных потоков благодаря соосной схеме несущих винтов вертолет может зависать на максимально близком расстоянии от очага возгорания и эффективно бороться с огнем на верхних этажах высотных зданий и небоскребов.
В течение многих лет вертолет с успехом применяется в борьбе с природными и техногенными пожарами в России, Канаде, Испании, Португалии, Швейцарии, Китае, Австрии, Южной Корее, Индонезии.
В Беларусь этот специализированный вертолет Ка-32А11ВС с водяной пушкой должен был поступить в 2014 г. Однако, опять-таки, в связи с недостаточным финансированием, приобретение не состоялось.
Тем не менее, в 2014 г. состав авиации МЧС все же пополнился тремя вертолетами – 1 августа 2014 г., в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 июня № 262, в состав авиации МЧС из органов пограничной службы был передан дислоцировавшийся на аэродроме Озерки Отдельный авиационный отряд, имевший в своем составе три вертолета AS-355NP Ecureuil.
Таким образом, в настоящее время в составе авиации МЧС четыре типа вертолетов и два – самолетов, что создает определенные сложности в обслуживании авиационной техники, которая к тому же, кроме самолетов Ил-103, имеет запредельные сроки календарных и эксплуатационных ресурсов.

Авиация внутренних войск Министерства внутренних дел
О создании авиационного подразделения в составе внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь было заявлено в 2008 г. Причем, согласно подписанного министром внутренних дел Владимиром Наумовым распоряжения, должна была быть сформирована вертолетная эскадрилья в составе семи вертолетов, местом базирования которой должен был стать Национальный аэропорт «Минск».
В этой связи было заявлено о приобретении уже в апреле 2008 г. первого вертолета AS-355NP французской компании Eurocopter, а в 2009-2010 гг. – российских вертолетов Ми-17.
Однако контракт на приобретение вертолетов AS-355NP Eurocopter в 2008 г. был заключен в интересах пограничных войск и до настоящего времени вертолетная эскадрилья в составе внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь не сформирована, а о перспективах ее формирования ничего не известно.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ АВИАЦИИ

За период существования независимой Республики Беларусь, ее боевая и специальная авиация обновилась весьма незначительно: в декабре 2005 г. в Украине было приобретено 10 учебных самолетов бывшего Черниговского высшего военного авиационного училища летчиков Л-39 1980-х гг. выпуска, но прошедших капитальный ремонт, а в 2015 г. в России было приобретено четыре новых учебно-боевых самолета Як-130. Все остальные планы приобретения в России новых, или прошедших модернизацию и капитальных ремонт самолетов, остались только планами. Так, например, в 2012 г. Россия якобы намеревалась передать Беларуси 18 истребителей Су-30К, которые в конце 1990-х гг. были поставлены ВВС Индии, а в 2007 г. были возвращены в обмен на Су-30МКИ и перешли в собственность «Иркута», но во избежание уплаты российского НДС были помещены на территории 558-го Авиационного ремонтного завода. В частности, об этом, по информации агентства «БелТА», заявил Президент Беларуси А.Г.Лукашенко по итогам встречи со своим российским коллегой В.В. Путиным 15 сентября: «В ближайшее время мы получим современные самолеты». Однако представители корпорации «Иркут» и Министерства обороны Беларуси комментировать это заявление отказались. А затем самолеты покинули территорию Беларуси.
Более оптимистичная ситуация складывается с обновлением парка боевых и специальных вертолетов. Так, 23 февраля 2015 г., в ходе проходящей в Объединенных Арабских Эмиратах международной военной выставке IDEX-2015, был заключен контракт Беларуси с Россией о поставке 12 гражданских вертолетов МИ-17. Однако 8 ноября 2015 г., в ходе проходящей также в Объединенных Арабских Эмиратах авиационной выставки Dubai Airshow-2015, состоялись переговоры руководства холдинга «Вертолеты России» с с высокопоставленной делегацией Министерства обороны Беларуси, на которых, по информации РИА «Новости», обсуждалось выполнение контракта на поставку Беларуси 12 военно-транспортных вертолетов Ми-8МТВ-5, а также поставка военно-транспортных Ми-17В-5, плановое производство которых, по сообщению заместителя генерального директора холдинга «Вертолеты России» Александра Щербинина, уже идет на Казанском вертолетном заводе, входящим в состав холдинга.
Контракт о поставке из России 12 военно-транспортных вертолетов Ми-8МТВ-5, шесть из которых должны поступить в состав ВВС и войск ПВО Беларуси в 2016 г., а еще шесть – в 2017 г., был заключен 16 июня, на проходившим Подмосковье международном военно-техническом форуме «Армия-2015».
Военно-транспортный вертолет Ми-8-МТВ-5 является новым, глубоко модернизированным вариантом вертолета Ми-8-МТВ-1 и и считается одними из лучших в своем классе. Он предназначен для решения боевых и транспортных в любых климатических условиях: переброски подразделений в любое время суток и огневой поддержки с воздуха. Вертолет оборудован современным комплексом пилотажно-навигационного и прицельного оборудования, средствами связи. Он способен перевозить до 4 т груза в кабине и до 5 т на внешней подвеске. Также на вертолет можно подвешивать контейнерные установки с авиационными пушками ГШ-23 калибра 23 мм или бомбы общей массой до 2 т. Крейсерская скорость полета – 230 км/ч, дальность полета – 590 км. Вертолет выпускается на Казанском вертолетном заводе, входящем в холдинг «Вертолеты России». 
В настоящее время не исключается возможность поставки в Беларусь вертолетов Ми-8МТВ-5 и ранее оговоренных в контранке сроков. Дело в том, что некоторые зарубежные заказчики военных вертолетов не осуществляют своевременных платежей холдингу «Вертолеты России» по заключенным контрактам, хотя предприятия холдинга уже изготовили все заказанные вертолеты. В этой связи поставка их заказчикам, как сообщил 28 ноября 2015 г. руководитель отдела госпоставок холдинга «Вертолеты России» Владислав Савельев, будет осуществлена только после устранения задолженности. Возможно, что часть из неоплаченных зарубежными заказчиками вертолетов Ми-8МТВ-5 может быть поставлена в Беларусь на условиях заключенного 16 июня 2015 г. контракта, т.е. в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества от 10 декабря 2009 г. – на тех же условиях и с такими же характеристиками, как для Вооруженных сил Российской Федерации.
Однако вертолеты, которые производят «Вертолеты России», были разработаны еще во время существования СССР. Лишь Казанский завод в 1995 г. начал разработку нового легкого вертолета «Ансат». В декабре 2004 г. вертолет получил сертификат авиационного регистра Международного авиационного комитета и на заводе началось предсерийное производство. Так как расходы на разработку вертолета составили около 1 млрд. рублей, то планировалось продавать его по цене 1,1-1,2 млн. долларов США. Однако в 2010 г. Казанский завод получил сертификат авторизованного в России сервисного центра Bell и начал производство вертолетов этой компании. Кроме того, компания «Вертолеты России» увеличила цены на вертолеты своего производства до уровня западных аналогов. Затем, в 2012 г. компания «Вертолеты России» заключила соглашение с компанией AgustaWestland о создании нового легкого вертолета и вскоре в Подмосковье началась сборка итальянского вертолета бизнес-класса AW139, способного перевозить 6-15 пассажиров. Предполагалось, что производство этого вертолета в России позволит уменьшить его стоимость на 20%, т.е. на размер таможенной пошлины, с 17 млн. долларов до 13,6 млн. долларов. Однако в результате всех этих событий, доля иностранных вертолетов на российском рынке достигла 16%.
Кроме того, с 2015 г. на мировом рынке вооружений началось снижение объемов заказов на производство военных вертолетов. Так, в настоящее время их доля в общих объемах мировых продаж составляет 75%, а к 2021 г., по прогнозам итальянской компании AgustaWestland, сократится до 50%. В этой связи компания «Вертолеты России» начала было налаживать взаимодействие с зарубежными компаниями-производителями вертолетов и по совместному производству военных вертолетов. Так, с началом сборки вертолета бизнес-класса AW139 компании AgustaWestland, появились планы по участию этой компании в производстве военных и специальных вертолетов в России. Однако последовавшие затем санкции в отношении России со стороны Евросоюза поставили крест не только на этих планах, но и, фактически, на совместном производстве.
Также в связи с санкциями не был реализован и план по продаже доли компании «Вертолеты России» другому иностранному инвестору, на роль которого предполагались компании Sikorsky Aircraft, IPO и Finmeccanica. Кроме того, не было изменено и действующее российское законодательство о военно-техническом сотрудничестве с тем, чтобы иностранные компании могли приобретать доли в стратегических предприятиях Российской Федерации, но имели бы при этом ограниченные права акционеров. 
В этой связи, к тому же в условиях резкого сокращения финансирования, возможность серийного производства российскими компаниями достаточного количества самолетов и вертолетов военного назначения, которые разрабатывались в 1980-1990-е гг. и из-за затянувшихся исследовательских работ стали устаревать, находится под большим вопросом. Причем, это относится не только к зарубежным заказам, но и к внутренним. Так, например, уже давно свернута программа так и не пошедшего в серийное производства вертолета Ка-50, хотя возобновились работы по серийному производству его конкурента – вертолета Ми-28Н. Однако при общей потребности ВВС России примерно в 300 ударных вертолетов, по Госпрограмме вооружений планируется приобретение только 67. В этой связи в России ведутся работы по модернизации вертолетов Ми-24П и Ми-8МТВ в варианты, соответственно, Ми-24ПН и Ми-8МТКО, предназначенные для боевых действий и в ночное время.

В связи с ограниченными возможностями российских производителей по выпуску достаточного количества самолетов и вертолетов для зарубежных заказчиков, руководство Беларуси изучает и другие варианты обновления своего авиационного парка военных и специальных вертолетов. В частности, изучается вопрос приобретения вертолетов у компании AgustaWestland, которая якобы заинтересована в сотрудничестве с Беларусью. Об этом, в частности, 10 сентября 2015 г. сообщил журналистам премьер-министр Андрей Кобяков по итогам посещения подразделения компании. Причем, было заявлено, что «речь идет о включении Беларуси в производственную кооперацию уважаемого концерна». При этом премьер-министр напомнил, что еще во время существования СССР в Беларуси производились комплектующие аэрокосмической техники, в том числе системы навигации и радиолокации. А об этом премьер-министр прекрасно знает и без референтов и советников, так как работал в свое время на предприятиях объединения БелОМО, выпускавшего прицельные системы и оптические приборы.
AgustaWestland (AW) – дочерняя компания концерна Finmeccanica, основана в 2001 г. Осуществляет производство военных и гражданских вертолетов. Производственные площадки и офисы компании расположены в Италии, Великобритании, Польше и США. По итогам 2014 г. доход AgustaWestland составил 4,4 млрд евро, объем размещенных заказов – 4,5 млрд евро. Концерн Finmeccanica S.p.A. – один из крупнейших машиностроительных холдингов в Италии, входит в десятку ведущих мировых производителей аэрокосмической продукции, систем обороны и безопасности.
Так же возможным поставщиком вертолетов для Беларуси, в рамках развивающегося с ней военно-технического сотрудничества, может стать и Китай, который уже наладил производство собственных боевых вертолетов. По сообщению информационного портала defencetalk.com еще 28 сентября в Китае выполнил первый полет ударный вертолет Z-11WB, который в 2016 г. планируется принять на вооружение Народно-освободительной армии Китая.
Вертолет Z-11WB представляет собой модификацию военного вертолета Z-11, который выпускается с 2011 г. на базе гражданского пассажирского вертолёта AC-311. В отличие от своего предшественника, вертолет Z-11WB оснащен новым турбовальным двигателем WZ8D и имеет носовую стрелковую турель с электронно-оптической системой наведения. Технические характеристики своего ударного вертолета китайская компания Avicopter не сообщает, однако известно, что его максимальная скорость 278 км/ч, максимальная дальность полета – 598 км, взлётная масса – 2,2 т, вместимость – 6 человек.
Кроме того, руководство Беларуси планирует наладить и собственное производство авиационной техники. В частности, посещая 2 апреля 2014 г. 558-й Авиационный ремонтный завод, президент Беларуси поставил задачу организовать производство собственных самолетов и вертолетов на Оршанском авиационном ремонтном заводе.
Оршанский авиаремонтный завод, расположенный в поселке Болбасово около Орши, имеет сертификат Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета, который удостоверяет соответствие завода требованиям Авиационных правил, стандартов и рекомендаций ИКАО, международных стандартов ИСО серии 9000, а также правил JAR-145 и EAR-145. Также завод имеет сертификат Российских федеральных авиационных правил ФАП-145Р на право выполнения капитального ремонта вертолета Ми-8. Акционерами и инвесторами завода являются крупнейший украинский производитель авиадвигателей «Мотор Сич» и беларуское предприятие «Системы инвестиций и инноваций”.
В настоящее время, в рамках военно-технического сотрудничества с Украиной, на Оршанском авиаремонтном заводе осуществляется капитально-восстановительный ремонт и модернизация вертолетов Ми-8. В частности, еще в 2014 г. здесь совместно с компанией «Мотор Сич» было модернизировано пять вертолетов Ми-8, которые под наименованием Ми-8МСБ, были выставлены на продажу. Еще 10 вертолетов находились в производстве. Таким образом, компания «Мотор Сич» на Оршанском авиаремонтном заводе в 2014 г. фактически начала серийный выпуск модернизированных вертолетов Ми-8МСБ.
Вертолет Ми-8МСБ является модернизированным вариантом Ми-8, которые «Мотор Сич» выкупает у эксплуатантов и поставляет в Беларусь для капитального ремонта и модернизации. Причем, по желанию заказчика, вертолет может быть выполнен как в гражданском варианте, так и в военно-транспортном. Базовая стоимость гражданского вертолета Ми-8МСБ составляет 6 млн. долларов США.
На вертолете Ми-8МСБ установлены авиационные двигатели пятого поколения ТВ3-117ВМА-СБМ1-4Е с электрическим запуском, благодаря которым вертолет во время демонстрационного полета с журналистами достиг высоты 4500 м за 7 минут. Также с этими двигателями в 2014 г. вертолет Ми-8МСБ установил 12 мировых рекордов, в том числе и по высоте горизонтального полета – 9150 м.
Также на Оршанском авиаремонтном заводе осуществляется и модернизация вертолетов Ми-24, а в перспективе здесь возможно будут модернизировать и российский вариант Ми-24 – Ми-35. Еще в 2014 г. в 181-й авиационной базе ВВС и войск ПВО Беларуси были проведены летные испытания вертолета Ми-24Р с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В-02 производства украинской компании «Мотор Сич». Затем здесь же были проведены летные испытания вертолета Ми-24В, на котором были установлены двигатели ТВ3-117ВМА-СБМ1В, производства этой же компании, мощностью 2500-2800 л.с. (мощность базового двигателя ТВ3-117ВМА – 2200 л.с.). В ходе летных испытаний вертолет Ми-24В с этими двигателями показал значительно лучшие летно-технические характеристики, в том числе по скорости и скороподъемности, чем базовый Ми-24В с двигателями ТВ3-117В.
Кроме ремонта и модернизации вертолетов Ми-8 и Ми-24 на Оршанском авиаремонтном заводе возможно и производство собственных вертолетов. Одним из наиболее вероятных претендентов является МСБ-2, разработанный компанией «Мотор Сич» на базе вертолета Ми-2. В отличие от своего предшественника, ставшего, кстати, прототипом семейства польских боевых и транспортных вертолетов «Сокол», белоруско-украинский вертолет МСБ-2 будет иметь более мощные авиационные двигатели АИ-450М производства компании «Мотор Сич» и современные аэронавигационный и прицельный комплексы. Предполагается, что вертолет МСБ-2 сможет перевозить до 1т груза в грузовой кабине, имеющий увеличенный объем за счет вынесенных на внешнюю подвеску топливных баков), и до 1,1т – на внешней подвеске. При этом стоимость такого вертолета составит около 4,5 млн. долларов.
Для военной авиации планируется выпускать МСБ-2 нескольких модификаций: транспортный, поисково-спасательный, медицинский и ударный. Вертолет этой модификации, получивший наименование, МСБ-2МО, планируется производить в трех вариантах: противотанковый, разведывательный и корабельного базирования. Каждый такой вертолет будет иметь две фермы для подвески на них блоков Б8-В20А (20 неуправляемых ракет С-8 80-мм) или универсальных пушечных контейнеров УПК-23-250 (двуствольная 23-мм пушка ГШ-23Л с боекомплектом 250 снарядов).
Также планируется выпускать вертолет МСБ-2 в нескольких вариантах и для авиации МЧС: транспортно-пассажирский – для перевозки до 8 чел. на дальность до 750 км; поисково-спасательный, медицинский и противопожарный.
Кроме того, на Оршанском авиационном заводе возможно осуществлять капитально-восстановительный ремонт и модернизацию имеющихся в составе авиации МЧС вертолетов Ми-2 и Ми-8 и самолетов Ан-2. Согласно технической документации, разработанной корпорацией «Мотор Сич», в ходе модернизации на самолет Ан-2, имеющий практически «вечный» планер, будут устанавливаться современный экономичный двигатель, работающий на авиационном керосине, и современное радиосвязное и аэронавигационное оборудование. Однако стоимость такой модернизации составляет около 1 млн долларов США, что сопоставимо со стоимостью нового самолета аналогичного назначения типа Air Tractor AT-802, грузоподъемность которого больше грузоподъемности Ан-2 в 1,5-2 раза.
558-й Авиационный ремонтный завод, посещая который 2 апреля 2014 г. президент Беларуси поставил задачу организовать выпуск собственный самолетов и вертолетов, является крупнейшим предприятием в мире по капитально-восстановительному ремонту и модернизации самолетов МиГ-29, Су-27, Су-25, Су-17 (Су-22) и Ан-2, вертолетов Ми-8 (Ми-17, Ми-171) и Ми-24 (Ми-35). Также предприятие осуществляет производство беспилотных летательных аппаратов и мотодельтапланов. Информации же о производстве и даже планах по производству других летательных аппаратов, нет никакой. А вот успешную модернизацию самолетов и вертолетов Вооруженных Сил Беларуси, а также более 20 стран Европы, Азии, Ближнего Востока, Южной Америки и Африки, 558-й Авиационный ремонтный завод осуществляет более 25 лет. Еще в 1989 г. завод первым в СССР освоил ремонт истребителя Су-27, в 1993-1994 гг. – штурмовика Су-25, истребителя МиГ-29 и транспортного Ан-2, а в 2003-2005 гг. – и вертолетов Ми-8 и Ми-24.
Поэтому буквально через несколько дней после посещения президента, 558-й Авиационный ремонтный завод приступил к выполнению работ по капитально-восстановительному ремонту и модернизации восьми истребителей МиГ-29, а также двух учебно-боевых Су-25УБ. Причем, в ходе этих работ, одному МиГ-29 впервые в мире был выполнен третий капитальный ремонт.
В результате модернизации истребители МиГ-29 были оборудованы системами дозаправки в воздухе, применения ракет «воздух – воздух» Р-27ЭР/ЭТ, РВВ-АЕ, ракет «воздух – земля» Х-29Т/ТД/Л и Х-25МЛ, противокорабельных ракет Х-31А/П, корректируемых авиационных бомб КАБ-500Кр/Л с лазерным наведением, что увеличило их боевую эффективность по сравнению с базовым самолетом на 80 % по воздушным целям и на 400% по наземным. Всем прошедшим такую модернизацию МиГ-29 был присвоен индекс БМ, что означает беларуский модернизированный. Торжественная церемония передачи всех 10 самолетов в состав ВВС и ПВО Беларуси состоялась 1 декабря 2015 г. на аэродроме Барановичи. Кстати, модернизацию беларуских истребителей МиГ-29 558-й Авиационный ремонтный завод выполняет уже более 10 лет – впервые модернизированные истребители МиГ-29БМ были продемонстрированы еще 3 июля 2004 г., во время военного парада, посвященного 60-летию освобождения Беларуси.
Возможно, что в ближайшее время станет известно о передаче в состав ВВС и Войск ПВО Беларуси очередной партии самолетов или вертолетов, прошедших на 558-м Авиационном ремонтном заводе капитально-восстановительный ремонт и модернизацию. Например, находящихся на хранении самолетов Су-27. Ведь опыт таких работ у завода есть. Например, в 2012-2013 гг. была выполнена модернизация нескольких истребителей Су-27 ВВС Казахстана.
Из боевого состава же ВВС и Войск ПВО Беларуси все 21 Су-27 были выведены еще в декабре 2012 г. В этой связи 7 декабря на аэродроме Барановичи 61-й истребительной авиационной базы даже состоялась официальная церемония прощания с ними.
А несколько ранее, 14 октября 2012 г., выступая на семинаре Министерства обороны с руководителями республиканских средств массовой информации на тему «Современное состояние и перспективы развития Вооруженных Сил Республики Беларусь», командующий ВВС и Войсками ПВО генерал-майор Олег Двигалев проинформировал участников, что причиной принятия такого решения стала высокая стоимость эксплуатации самолета, в частности, большой расход топлива, а также отсутствие необходимости в условиях относительно небольшой Беларуси использовать самолет с большой продолжительностью полета, которому необходимо после выполнения задания находится продолжительное время в воздухе, вырабатывая топливо для выполнения посадки.
Еще ранее, в конце августа 2012 г., появилась информация, что в связи с планируемым выводом из боевого состава ВВС и Войск ПВО Беларуси всех Су-27, для сохранения боевого потенциала авиации, планируется приобретение Беларусью истребителей МиГ-35 и Су-30, а в целях подготовки летного и инженерно-технического состава для эксплуатации и обслуживания этих самолетов – приобретение в России в 2015 г. самолетов Як-130. Но из этих планов к исходу 2015 г. был реализован только один – приобретены четыре новых Як-130 и заключен контракт на приобретение еще четырех.
Однако, несмотря на то, что все Су-27 были выведены из боевого состава ВВС и Войск ПВО Беларуси еще в декабре 2012 г., о готовности провести глубокую модернизацию СУ-27 на 558-м Авиационном ремонтном заводе, с установкой другой авионики, современных средств поражения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» и средств защиты самолета, 31 января 2014 г. сообщил журналистам Председатель Государственного военно-промышленного комитета Беларуси Сергей Гурулев. По его информации, решение о модернизации должно было быть принято министром обороны после доклада президенту.
После этого о модернизации Су-27 никаких заявлений официальных лиц не было долгое время. Только в конце августа 2014 г. министр обороны генерал-лейтенант Юрий Жадобин сообщил, что решение о дальнейшей судьбе Су-27, которые находились в эксплуатации более 25 лет, будет принято до конца 2014 г. – либо их будут выставляться на продажу, либо ремонтировать и модернизировать. Причем министр обороны обратил внимание, что самолеты пока не сняты с вооружения, а лишь прекращена их эксплуатация. После этого на Су-27 опустился покров забвения.

Таким образом, очевидно, что в ближайшее время обновление парка боевых самолетов и вертолетов Беларуси будет происходить только путем выполнения на 558-м и Оршанском авиационных ремонтных заводов ремонтно-восстановительных работ и модернизации имеющихся как в строю, так и на хранении самолетов МиГ-29, Су-25 и Ан-2 и вертолетов Ми-2, Ми-8 и Ми-24. Из планируемых приобретений возможно лишь приобретение у России десятка военно-транспортных вертолетов Ми-8МТВ-5 или их аналогов Ми-17В-5, а также нескольких Ми-35, приобретение которых планируется вместо более дорогих и менее надежных Ми-28.

Леонид Спаткай, специально для Belarus Security Blog.

ВОЕННАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ АВИАЦИЯ БЕЛАРУСИ. Состояние и перспективы развития. Часть 1.



Источник: http://www.bsblog.info/voennaya-i-specialnaya-aviaciya-belarusi-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya/
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Spatkai (30.08.2016) | Автор: Леонид Спаткай E
Просмотров: 307 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017