Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [159]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [29]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [4]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Военная авиация: сегодня и завтра

Реалии современного мира свидетельствуют: военная авиация для государств ныне стала одним из основных ударных и сдерживающих факторов. Сегодня самолеты оснащены по последнему слову техники, над их вооружением и оборудованием работают как отдельные предприятия, так и целые холдинги.

Авиация Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны Вооруженных Сил Республики Беларусь стоит на защите своего народа. Особый вид службы требует от летного и инженерно-технического состава выполнения боевых задач в мирное время. Они несут боевое дежурство днем и ночью и готовы выполнять все поставленные задачи по охране воздушных рубежей не только нашей Родины, но и Союзного государства Беларуси и России.

О задачах, выполняемых белорусскими военными летчиками, и, конечно же, перспективах развития авиации читайте в интервью с заместителем командующего ВВС и войсками ПВО — начальником авиации полковником Игорем Алексейчиком.

 

— Игорь Павлович, расскажите, что сегодня представляет собой военная авиация белорусской армии.

— Военная авиация сегодня является весомой составляющей вида Вооруженных Сил Республики Беларусь — Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны. ВВС представлены следующими родами авиации: штурмовой, истребительной, транспортной, авиацией непосредственной авиационной поддержки.

Штурмовая авиация имеет на вооружении самолеты-штурмовики Су-25, предназна-ченные для непосредственной поддержки сухопутных войск на поле боя днем и ночью в простых и сложных метеорологических условиях при визуальной видимости цели.

Истребительная авиация имеет на вооружении самолеты-истребители МиГ-29, предназначенные для ведения воздушного боя на средних и ближних дистанциях, а также для действий по наземным (надводным) целям противника.

Наша транспортная авиация представлена самолетами Ил-76МД и Ан-26, а также вертолетами Ми-26. Она предназначена для десантирования воздушных десантов, перевозки войск, вооружения, техники и материальных средств по воздуху, обеспечения маневра и боевых действий войск, эвакуации и перевозки раненых и больных, выполнения специальных задач.

Авиация непосредственной авиационной поддержки имеет на вооружении боевые вертолеты Ми-24 и транспортно-боевые вертолеты Ми-8, предназначенные для поражения живой силы и бронированной техники противника, а также перевозки людей и различных грузов в грузовой кабине и транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске.

Задачи, стоящие перед авиаторами, определяются возможностями боевых воздушных судов.

— Насколько отличаются правила применения крылатой силы в современной войне от тех, что были раньше? Расскажите о приемах ведения воздушного боя, способах применения авиационного вооружения, освоенных белорусскими летчиками впервые.

— Недавно экипажи истребительной авиации в очередной раз на белорусском полигоне выполнили пуски управляемых ракет «воздух-воздух». Так задача подго-товки экипажей истребительной авиации теперь может решаться без перебазирования на полигоны Российской Федерации. Немаловажно и то, что это позволяет экономить материальные средства. Кроме этого, после длительного перерыва экипажами штурмовой авиации были выполнены бомбометания по цели, освещенной с воздуха, на полигоне Ружаны.

Активно применяются новые способы подготовки вертолетных экипажей. Например, шестью экипажами 181-й бвб выполнено одновременное десантирование парашютным способом мобильной роты ССО. Всего же ежегодно выполняется более тысячи полетов на десантирование личного состава.

Кроме того, мы стали активно проводить учения с выполнением стрельб по наземным и воздушным целям с использованием РПК. Успешно освоили этот вид огневого воздействия бортовые техники вертолетов Ми-8 из 50-й саб и 181-й бвб.

— Насколько повысила возможности боевых воздушных судов модернизация, установка на них нового оборудования?

— Это можно понять, например, сравнив характеристики самолетов Ми-8МТ и Ми-8МТК01. Модернизировав Ми-8МТ, мы получили транспортно-разведывательный боевой вертолет, способный выполнять свои задачи круглосуточно.

Например, установленная на него обзорно-прицельная система обеспечивает обзор и прицеливание с отображением теплови-зионного и телевизионного изображения на индикаторах.

Установка на Ми-8МТ комплекса навигации и электронной индикации обеспечивает отображение на индикаторе информации от оптико-электронной системы, а также вывод вертолета на наземный объект с заранее известными координатами и коррекцию текущих координат места вертолета с использованием информации от систем спутниковой навигации GL0NASS и NAVSTAR.

Благодаря комплекту оборудования ночного видения экипаж вертолета получил возможность наблюдения закабинного пространства вертолета в условиях естественной ночной освещенности.

На боевые воздушные суда устанавливается и система регистрации полетной информации БУР-4. Она обеспечивает подключение дополнительных датчиков и сигнализаторов с целью получения более достоверной информации о состоянии систем и оборудования во время полета. Также применение этой системы значительно сокращает время дешифровки и обработки информации и дает полную гарантию сохранения информации при тяжелых летных происшествиях.

— В строю сейчас находятся и МиГ-29 — белорусские модернизированные...

— Основная цель модернизации самолета МиГ-29 заключалась в повышении его боевых возможностей. Сфера применения модернизированного истребителя по наземным (надводным) целям возросла в несколько раз.

Была проведена модернизация информационно-управляющего поля кабины и бортового оборудования МиГ-29 в связи с реализацией новых режимов системы управления вооружением. Увеличены боевые возможности за счет модернизации радиолокационного прицельного комплекса.

Эти и ряд других инноваций, в том числе и оснащение самолета системой дозаправки топливом в воздухе, позволили увеличить его эффективность при решении задач поражения воздушных и наземных целей. При этом суммарный боевой потенциал модернизированного самолета увеличился в 2,9 раза.

Су-25 — одноместный дозвуковой бронированный штурмовик, имеющий два турбореактивных двигателя, максимальную скорость полета 1000 км/ч, дальность полета 1500 км, практический потолок 7000 м, максимальную бомбовую нагрузку 4000 кг.

Состав авиационного вооружения включает: авиационные бомбы, неуправляемое ракетное вооружение, управляемые авиационные ракеты класса «воздух-земля», «воздух-воздух», встроенную пушечную установку калибра 30 мм, подвесные пушечные контейнеры калибра 23 мм, автоматы постановки пассивных помех АС0-2В.

МиГ-29 — одноместный легкий фронтовой истребитель, имеющий два турбореактивных двигателя, максимальную скорость полета 1500 км/ч, дальность полета 2200 км, практический потолок 18000 м, максимальную бомбовую нагрузку 3000 кг.

Состав авиационного вооружения включает: управляемые авиационные ракеты класса «воздух-воздух», подвешиваемые на б точках подвески, ракетно-бомбовое вооружение для действий по наземным целям, встроенную пушечную установку, станцию активных помех.

 

Ил-76 — средний военно-транспортный самолет, имеющий экипаж в составе 7 человек, 4 турбореактивных двигателя, максимальную скорость полета 735 км/ч, дальность полета до 6000 км, практический потолок 13000 м, максимальную массу перевозимого груза 48000 кг.

Состав авиационного вооружения включает: две 23-мм пушечные установки, средства РЭБ, станции постановки помех, автоматы постановки помех.

Ан-26 — легкий военно-транспортный самолет с двумя турбовинтовыми двигателями, имеющий максимальную скорость полета 440 км/ч, дальность полета 1120 км, практический потолок 7600 м, максимальный вес десантной нагрузки 5500 кг.

Состав авиационного вооружения включает:автомат пассивных помех АС0-2.
 

Ми-24 — боевой вертолет, имеющий экипаж в составе 3 человек, 2 турбовальных двигателя, максимальную скорость полета 335 км/ч, дальность действия до 224 км, практический потолок 4500 м, полезную нагрузку до 8 солдат или 4 носилок, боевую нагрузку до 2400 кг управляемого и неуправляемого подвесного ракетного вооружения или 1500 кг бомбового вооружения.

Состав авиационного вооружения включает: один 12,7-мм пулемет, или один четырехствольный 12,7-мм пулемет, или 23-мм двухствольную пушку, или 30-мм пушку; 32 неуправляемые авиационные ракеты С-5, или 80 неуправляемых авиационных ракет С-8, или контейнеры с пушкой или пулеметами.

Ми-8 — военно-транспортный вертолет, имеющий экипаж в составе 3 человек, 2 турбовальных двигателя, максимальную скорость полета 250 км/ч, дальность полета до 455 км (с двумя дополнительными баками — 950 км), практический потолок 5000 м, десантную нагрузку 2000 кг, количество перевозимых солдат 21-24 человека, количество раненых, перевозимых на носилках, 12 человек.

Состав авиационного вооружения включает: авиационные бомбы (1500 кг), неуправляемые авиационные ракеты калибра 80 мм, пулемет калибра 12,7 мм, вертолетный минный раскладчик, автоматы постановки помех АС0-2В, контейнеры с 23-мм пушкой, контейнеры с пулеметами или гранатометами.
 

— Как вы оцениваете работу белорусской школы подготовки военных летчиков?

— Как известно, в период становления и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь руководством военного ведомства было принято решение о создании собственной школы подготовки летных кадров.

Авиационный факультет в Военной академии Республики Беларусь был образован в 1995 году. Базой для создания факультета явилась кафедра авиационной техники и вооружения Минского высшего военного инженерного училища. Тогда будущие летчики и вертолетчики проходили практическое обучение в аэроклубах республиканского государственно-общественного объединения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь» и в Вяземском учебном авиационном центре Российской оборонной спортивно-технической организации.

Сегодня в обучении летной подготовке курсантов авиационного факультета задействованы четыре аэроклуба ДОСААФ (Бобруйский, Витебский, Могилевский, Центральный города Минска), в которых курсанты проходят первоначальное летное обучение на планерах Л-13, поршневых учебно-тренировочных самолетах Як-52, вертолетах Ми-2.

Курсанты-летчики 4-го и 5-го курсов проходят обучение на реактивных самолетах Л-39 в 206-м центре подготовки летного состава, а курсанты-вертолетчики 5-го курса — на вертолетах Ми-8 и Ми-24 в 181-й боевой вертолетной базе.

Важно, что к выпуску из Военной академии летчики имеют не только значимый налет, но и подготовлены до уровня военных летчиков 3-го класса.

Считаю, что созданная в Республике Беларусь система подготовки военных летчиков для авиации ВВС и войск ПВО способна воспитать хорошего воздушного бойца.

— В ходе первого этапа проверки Вооруженных Сил Президентом Республики Беларусь в начале этого года были проверены возможности и дежурных сил по противовоздушной обороне, несущих дежурство по охране воздушных рубежей Союзного государства Беларуси и России.

Какие совместные задачи выполняли белорусские и российские летчики в ходе проверки и чего добились?

— Для решения задач боевого дежурства в Военно-воздушных силах и войсках противовоздушной обороны создана система боевого дежурства, которая в процессе работы показала свою дееспособность и эффективность в выполнении задач, поставленных дежурным силам по противовоздушной обороне.

Наряду с белорусскими стражами неба боевое дежурство по противовоздушной обороне Союзного государства несут экипажи Военно-воздушных сил Российской Федерации.

В январе нынешнего года ВВС и войска ПВО подвергались проверке по плану Президента Республики Беларусь. В ходе этого мероприятия дежурные экипажи 61-й иаб, 181-й бвб, а также 159-го гвардейского иап ВВС Российской Федерации успешно выполнили поставленные задачи по перехвату и условному уничтожению контрольных целей.

При этом белорусские военнослужащие в тесном взаимодействии с военнослужащими Российской Федерации показали высокое летное мастерство и на деле продемонстрировали готовность войск противовоздушной обороны выполнить задачи по предназначению.

Высокой оценкой профессионализма летчиков стал приказ министра обороны Республики Беларусь о награждении гвардии майора Евгения Семенова — командира звена 159-го гвардейского иап ВВС Российской Федерации — ценным подарком за высокое мастерство, проявленное в ходе выполнения учебно-боевых задач в интересах обеспечения обороноспособности Республики Беларусь.

А приказом командующего ВВС и войсками ПВО были награждены грамотами шесть военнослужащих из состава 61-й иаб и 181-й бвб.

Объявлена благодарность и награжден ценным подарком майор Сергей Глущенко — заместитель командира авиационного звена авиационной эскадрильи 61-й иаб. Награжден плакеткой «От командующего ВВС и войсками ПВО» гвардии майор Кирилл Карцен — заместитель командира авиационной эскадрильи 159-го гвардейского иап ВВС Российской Федерации.

— В средствах массовой информации неоднократно сообщалось о том, что через год в ВВС и войска ПВО поступят самолеты нового поколения Як-130. Что вы можете уже сегодня рассказать об этой машине и какие задачи лягут на ее плечи?

— Совершенно верно, мы ожидаем поступления учебно-боевых Як-130 в 2015 году. Этот самолет предназначен для основной (кроме первоначальной) и повышенной подготовки курсантского и летного состава ВВС, а также обучения его боевому применению различного авиационного вооружения по наземным и воздушным целям.

Также возможно применение этого учебно-боевого самолета для решения боевых задач по воздушным и наземным целям.

Его аэродинамическая компоновка, высокомеханизированное крыло с развитыми наплывами, цельноповоротный стабилизатор и расположение воздухозаборников позволяют выполнять маневры на больших углах атаки. Это очень важно для овладения полным потенциалом маневренных возможностей современных боевых самолетов 4-го и 5-го поколения.

Самолет оборудован новейшим комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, основой которого является автоматизированная система управления полетом и учебно-боевыми действиями с бортовой ЭВМ. Система отображения информации в каждой кабине построена на МФИ (электронных индикаторах с жидкокристаллическими матрицами). Подобные МФИ установлены на самолетах МиГ-29СМТ (модернизированный вариант МиГ-29) и на всех новых типах современных боевых самолетов.

На самолете предусмотрено наличие вооружения и возможность моделирования различных боевых самолетов с точки зрения боевого применения. Восемь узлов наружной подвески под крылом и один под фюзеляжем позволяют Як-130 нести до 3000 килограммов боевой нагрузки.

Кстати, для обучения летчиков и курсантов боевому применению на Як-130 необязательно пускать реальные ракеты и сбрасывать бомбы. Бортовая система имитации режимов боевого применения обеспечивает имитацию пуска управляемых ракет «воздух-воздух» с тепловыми и радиолокационными головками самонаведения, применение средств бортового комплекса обороны, атаки наземных целей с имитацией применения управляемого, неуправляемого и стрел-ково-пушечного оружия, применение средств бортового комплекса обороны в условиях пуска зенитных ракет и постановки помех противником.

Аэродинамическая схема и параметры Як-130 позволяют ему выполнять полеты практически на всех режимах, свойственных современным и перспективным боевым самолетам. Развитые наплывы крыла и компоновка воздухозаборников обеспечивают возможность устойчивого управляемого полета на углах атаки до 40°! Это обеспечивает высокую степень безопасности полета, практически не позволяет курсанту при пилотировании самолета вывести его на закрити-ческие углы атаки и сорвать его в «штопор». Малые скорости захода на посадку и посадки существенно облегчают процесс обучения курсантов-летчиков технике пилотирования.

Воздухозаборники, закрывающиеся на взлете специальными створками, а также шасси, рассчитанное на эксплуатацию и на грунтовых взлетно-посадочных полосах, высокие взлетно-посадочные характеристики обеспечивают возможность эксплуатации самолета с небольших неподготовленных аэродромов. Кислородная система с генератором кислорода позволяет повысить автономность эксплуатации. Вспомогательная силовая установка (типа ТА-14 или Сапфир-5) обеспечивает возможность запуска двигателей при работающей системе кондиционирования, что облегчает автономную эксплуатацию самолета на полевых аэродромах.

Беседовал подполковник Игорь Жук 
Фото автора и Олега Некало

Источник: Журнал "Армия" № 2, 2014

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (11.10.2014)
Просмотров: 3327 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024