Вторник, 23.05.2017, 08:16
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [103]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Ветеран беспилотной авиации и его эпоха БПЛА


Подполковник Д.Н. Семенюта
(фото 1984 г.)

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) стали сегодня модным трендом в развитии ВВС многих стран мира. Широко известны американские и израильские образцы БПЛА. Два года назад в составе белорусских ВВС и войск ПВО на базе 927-й истребительной авиационной базы сформирован 927-й центр подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов. Но еще во второй половине 60-х годов прошлого века БПЛА поступили на вооружение Советской Армии. Основной тактической единицей тогда стали отдельные эскадрильи беспилотных самолетов-разведчиков (ОЭБСР). На территории Белорусского военного округа было сформировано три таких: 279 ОЭБСР — в поселке Уречье (Любанский район Минской области), 174 ОЭБСР – в Пружанах и 106 ОЭБСР – в Березе.

   Все эскадрильи подчинялись непосредственно штабу 26-й воздушной армии. 15 лет в составе 106 ОЭБСР, в том числе 8,5 лет ее командиром, прослужил нынешний житель города Березы, ветеран Березовского военного гарнизона, подполковник в отставке Дмитрий Никитич Семенюта. С именем этого человека связана целая эпоха советской авиации, история становления и развития БПЛА.

   Родился Дмитрий Никитич 6 марта 1936 года в Краснодарском крае. Его отец – Никита Иванович в июне 1941 года стал в армейский строй и пропал без вести в ноябре 1943 года. Суровые военные будни для Дмитрия сыграли главную роль в выборе будущей профессии: после окончания средней школы в 1956 году он поступает в Харьковское военное авиационное училище связи. В сентябре 1959 года, закончив обучение, ему были присвоены воинское звание «техник-лейтенант» и квалификация «техник электроприборного оборудования самолетов фронтовой авиации». По распределению Дмитрий Семенюта попал служить в Березу – в 927-й истребительный авиационный полк, в эскадрилью МиГ-19. МиГ-19 был первым советским истребителем, оснащенным двумя двигателями. Он поступил на вооружение в состав советских ВВС в 1955 году в спешном порядке в связи с многочисленными фактами нарушений воздушного пространства СССР и имел много технических недостатков. Так, при взлете в 1960 году из-за конструктивной неисправности механизма разворота переднего колеса погиб летчик 927 ИАП лейтенант Сергей Сергеев. Он, воспитанник детского дома, был похоронен на городском кладбище в Березе.


БПЛА ВР-2 «Рейс» (Ту-143)

Летчики и техники в большинстве своем проживали на частных квартирах в городе Березе. Лейтенант Семенюта снимал свою первую частную квартиру по улице Красноармейской, недалеко от городской больницы. В соседнем доме на квартире жил летчик лейтенант Геннадий Елисеев (будущий Герой Советского Союза). В свободные вечера молодые лейтенанты Семенюта и Елисеев ходили на танцы в городской дом культуры. Там они познакомились с девушками, которым суждено было стать женами офицеров.

   В 1961 году личный состав 927 ИАП осваивает новый сверхзвуковой истребитель МиГ-21. Об успехах Дмитрия в освоении новой авиационной техники говорит такой факт: в мае 1962 года ему присваивается квалификация «военный техник 2 класса», а в феврале 1964 года – «военный техник 1 класса». В 1962 году полк получает статус «лидерного»: предназначенного для выполнения боевых задач в интересах внешнеполитической деятельности Советского Союза.

   Первым испытанием стала Куба в период карибского кризиса в том же 1962 году. В тот же год освободился от колониального гнета Алжир, а в 1964 году советский лидер Н.С. Хрущев присвоил алжирскому президенту Ахмеду Бен Белла звание Героя Советского Союза. Последовала соответственно и военная помощь. В августе 1965 года начальник группы обслуживания авиационного оборудования старший техник – лейтенант Семенюта убывает в Москву, а оттуда в группе военных специалистов в Алжир. Их группа во главе с подполковником Воробьевым насчитывала 21 человек (20 специалистов инженерно-технического состава и один летчик-испытатель). Убывали все в гражданских костюмах. Им объяснили, что их миссия секретная и им предстоит выполнить важное правительственное задание. Необходимо было авиационным техникам собрать самолеты МиГ-21, а летчику-испытателю Матюшенко их облетать. Где-то под Краснодаром в это время обучались будущие алжирские летчики. От колониального прошлого достались первоклассные авиационные ангары, где все механизмы открытия и закрытия ворот были автоматизированы. А вот самолеты МиГ-21 были в полуразобранном состоянии, не хватало узлов, механизмов, элементарного крепежного материала. Вопреки всему и вся собирались первые самолеты, следуя наказу первого секретаря посольства СССР в Алжире Тарасенко: «Вы здесь не только специалисты, но и дипломаты». В ходе официального визита в Алжир первого секретаря ЦК компартии Грузии В.П. Мжаванадзе военные специалисты обратились к нему за помощью. После этого необходимые комплектующие для сборки самолетов стали поступать в достаточном количестве. Правительственное задание через год было успешно завершено, и офицеры вернулись в свои полки.


БПЛА ТБР-1 (Ла-17 р)

В сентябре 1968 года старший техник Семенюта назначается во вновь сформированную воинскую часть – 106-ю отдельную эскадрилью беспилотных самолетов-разведчиков (войсковая часть 32859) на должность начальника группы предстартовых поверок и пуска – заместителя командира стартового отряда. Воинская часть была сформирована на березовском аэродроме и сюда поступили первые штатные образцы боевой техники. Это были разведывательные БПЛА однократного использования Ла-17Р (ТБР-1) (тактический ближний разведчик), принадлежавшие к первому поколению беспилотных разведывательных летательных аппаратов (радиус действия – 260 км, скорость полета – 750-900 км/ч, высота полета – 100-7000 м). Управление БПЛА в полете осуществлял автопилот по заранее введенной программе и по радиокомандам с наземной станции. На завершающем этапе полета маршевый двигатель выключался, и машина производила приземление на выбранный участок местности. Для облегчения визуального контроля за посадкой в процессе снижения работал пиротехнический трассер, закрепленный на левой консоли крыла. Каких-либо систем приземления этот БПЛА не имел и производил посадку прямо на мотогондолу. Повторное применение самолета не предусматривалось. Позже, после модернизации, была установлена парашютная система спасения. Для предполетной подготовки и запуска Ла-17Р использовали стартовую установку, созданную на базе лафета зенитного орудия С-60. Установка могла буксироваться тягачом типа КрАЗ-255. Позднее для тактических разведчиков Ла-17Р и Ла-17РМ была создана самоходная пусковая установка на базе автомобиля ЗиЛ-134К. При всех относительно солидных аэродинамических характеристиках этот БПЛА был явно сырым. В основном приходилось его использовать как мишень для средств ПВО, не могли же и тогда в учебных целях после каждого полета терять дорогостоящий БПЛА. Но личный состав 106 ОЭБСР стремился полноценно применять свою боевую технику. В феврале 1969 года Дмитрию Семенюте было присвоено очередное воинское звание «капитан технической службы», через полтора года он назначается командиром стартового отряда, а еще через два года ему присвоена классная квалификация «мастер».

   В январе 1975 года первый командир 106 ОЭБСР подполковник Л.Е. Мацегора сдает воинскую часть своему лучшему специалисту капитану Семенюте. Капитан на должности подполковника, когда заместители майоры, может и престижно, но тяжело и весьма ответственно. В конце 70-х годов на вооружение в 106 ОЭБСР поступает новый образец БПЛА – комплекс ВР-2 «Рейс» (Ту-143). Конструктивно Ту-143 представлял собой низкоплан-бесхвостку с треугольным крылом. В носовой части беспилотника разместили фиксированные дестабилизаторы, улучшавшие летные характеристики на маршевых участках полета. Двигатель ТР3-117 обеспечивал разведчику крейсерскую скорость 950 км/ч. Дальность полета не превышала 180-190 км. Минимальная высота полета «Рейса» – всего 10 метров, однако наилучший результат фото- и телеразведки достигается на высоте от 200 м. Разведчик взлетал со специальной пусковой установки при помощи ускорителей, а посадку производил «по-вертолетному»: вертикально на три опоры шасси при помощи тормозного парашюта и тормозного двигателя. Для повторного запуска требовалось провести некоторые работы общей продолжительностью около четырех часов. Ресурса беспилотника хватало на пять вылетов, далее его или списывали, или отправляли на капитальный ремонт. Для изменения способа ведения разведки на самолете достаточно было заменить приборный отсек, оснащенный нужной аппаратурой – фотокамерами, телекамерами или дозиметрическим оборудованием.

   БПЛА типа ВР-2 поистине стал предметом гордости личного состава эскадрильи за достижения советских авиаконструкторов. Личный состав 106 ОЭБСР участвовал в ряде тактических учений в интересах ВВС и соединений сухопутных войск. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1978 года за достигнутые успехи в боевой подготовке и освоение новой техники командир эскадрильи майор Семенюта награждается орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени. В октябре 1983 года подполковник Семенюта сдает 106 ОЭБСР майору И.Н. Хону, а сам убывает для прохождения дальнейшей военной службы на должность командира 269 ОЭБСР Военно-Воздушных Сил Западной группы войск. В конце 80-х годов 106 ОЭБСР была передислоцирована из Березы на территорию Украины.

   В июне 1986 года, после 30 лет службы, Дмитрий Никитич Семенюта уволился в запас и приехал на постоянное жительство в Березу. Березовщина – это родина его жены Галины Ивановны (до замужества Мостыка), здесь родились и выросли его дети – дочь Лариса, сыновья Эдуард и Вадим, здесь прошли его самые активные и интересные годы военной службы. Родным для Дмитрия Никитича стал и трудовой коллектив березовского комбината строительных материалов, на котором он проработал после увольнения в запас 15 лет. Работал здесь слесарем, инженером по технике безопасности, инженером по гражданской обороне, председателем профсоюзного комитета.

   В Северном городке проживают сослуживцы и подчиненные подполковника в отставке Д.Н. Семенюты: бывшие начальник штаба 106 ОЭБСР майор в отставке А.В. Белеко, заместитель командира эскадрильи по материально-техническому снабжению майор в отставке Д.А. Кауник и многие другие офицеры и прапорщики. Беспилотная авиация всегда была и остается в составе Военно-Воздушных Сил. С историей БПЛА связаны интереснейшие страницы авиации любого государства, а нынешние перспективы в обеспечении безопасности белорусского суверенного государства во многом связаны с развитием и совершенствованием многоцелевых БПЛА, мастерством личного состава, управляющего этими комплексами.

Валерий НЕПАРКО, подполковник запаса.



Источник: http://old.maiak.by/
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (12.12.2015)
Просмотров: 307 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017