Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [159]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [29]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [4]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

В огненном небе войны

В ОГНЕННОМ НЕБЕ ВОЙНЫ

10-Я СМЕШАННАЯ АВИАЦИОННАЯ ДИВИЗИЯ: ПЕРВЫЕ ДНИ

Будучи в командировке в Пружанах, я случайно обнаружил памятник, на мраморной табличке которого было написано: «Летчику, заместителю командира авиаэскадрильи 33 истребительного авиационного полка старшему лейтенанту Гудимову Степану Митрофановичу, совершившему воздушный таран 22 июня 1941 года в 5 часов 20 минут, от благодарных потомков».
Из курса военной истории всем известно, что в первый день войны авиация ЗапОВО понесла большие потери, многие наши самолеты были уничтожены на земле, так и не успев взлететь. Однако на памятнике высечена дата — 22 июня, 5 часов 20 минут!.. Согласитесь, что памятников с такой датой не так уж и много.
Работая в Центральном архиве Министерства обороны РФ, я держал в руках архивные документы авиационных частей, принявших на себя первый удар люфтваффе. Среди них были и относящиеся к 10-й смешанной авиационной дивизии, в которую входил пружанский 33-й истребительный авиационный полк.
Данный материал написан по архивным документам 10-й сад.

Перед началом Великой Отечественной войны в западных районах БССР базировались три смешанные авиационные дивизии: 9-я сад (Белосток), 11-я сад (Лида) и 10-я сад (Кобрин). Дивизии эти входили в состав войск ЗапОВО.
10-я сад под командованием полковника Н. Белова базировалась в Брестской области. В ее состав входили два истребительных (33-й и 123-й иап), один штурмовой (74-й шап) и один бомбардировочный (39-й сбап) полки. По состоянию на 21 июня в дивизии был 241 самолет, из них только 33 новых типов (Як-1, Ил-2 и Пе-2). Остальные самолеты — И-16, И-153 и СБ производства еще середины 30-х годов.
Базами полков были постоянные аэродромы Стригово (123-й иап), Куплин (33-й иап и 74-й шап) и Жабчицы (39-й сбап). В мае, добавлю, 74-й шап передислоцировали на полевой аэродром Малые Взводы, что располагался в нескольких десятков километров от границы.

За день до боев

   В 2 часа ночи 21 июня штабом дивизии был получен приказ командующего ВВС ЗапОВО за подписью полковника Тараненко: «Привести части 10 сад в готовность № 2 и вызвать личный состав из отпусков».
В 4.00 на аэродром Именин были вызваны командиры 123‑го, 33-го иап и 74-го шап. Командир 10-й сад полковник Белов приказал: «Рассредоточить материальную часть на своих аэродромах, привести части в готовность № 2 и вызвать личный состав из отпусков».
   Но в 15.00 от полковника Тараненко поступил устный приказ: «Шифротелеграмму отменить. Частям продолжать летную тренировку с повышенной готовностью». В 17:00 устное приказание командующего ВВС ЗапОВО было доведено до частей 10-й сад, и начальник штаба дивизии полковник Федульев донес шифротелеграммой в штаб ВВС ЗапОВО: «Части 10 сад находятся в состоянии лагерной службы повышенной готовности, часть самолетов, которые не используется по производству плановых полетов, рассредоточена. Меры маскировки в целях учебы не сняты».

22.06.1941

   В 2.30 командир 10-й смешанной авиационной дивизии объявил в соединении боевую тревогу. Из-за отсутствия связи с полками в части на самолетах были высланы: полковник Бондаренко — в 74-й шап на аэродром Малые Взводы с заданием объявить тревогу (готовность № 2) и перебросить 7-й полк на аэродром Стригово; полковник Федульев — в 33-й иап (аэродром Куплин) с письменным приказом: «Немедленно привести часть в готовность № 2 и быть готовым к действию. Вылет дополнительным распоряжением»; капитан Добрынин — в 39-й сбап на аэродром Жабчицы с письменным приказом: «Немедленно привести часть в готовность № 2 и быть готовым к действию. Вылет дополнительным распоряжением». Контроль и руководство 123-м иап полковник Белов оставил за собой. Боевая тревога была объявлена: в 123-м иап — в 2.30, в 33-м иап — в 3.10, в 39-м сбап — в 4.30 и в 74-м шап — в 4.10.
   Однако уже в 3:45 бомбардировке подверглись Брест, Кобрин, Лыщицы, Малые Взводы, аэродромы Пружаны, Именин, Куплин, Засимовичи, Стригово и Жабчицы. В связи с неполучением сигнала по радио и позднего прилета полковника Бондаренко практически все самолеты в 74-м шап были уничтожены. Не были готовы к отражению налета и в 123-м, 33-м иап, а также в 39-м сбап.

   В момент нападения ВВС противника на аэродром Кобрин в 4 часа утра из штаба ВВС ЗапОВО за подписью полковника Тараненко была получена шифротелеграмма (№ 470, время — 4.00). В ней указывалось: к 9.00 командиру 10-й сад прибыть на самолете в штаб ВВС, имея при себе полные сведения о боевом составе частей, состоянии материальной части и решение по использованию частей; с 5.00 всем частям находиться в готовности № 2 для немедленного вылета. Полеты по переучиванию не прекращать; все самолеты заправить горючим (заправка с НЗ); подвижную тару залить ГСМ; боекомплекты набить: истребительным частям — по 3 комплекта патронов, бомбардировочным — по 3 комплекта бомб.
   Спустя 37 минут с момента первых бомбардировок для отражения налета на Кобрин была подняты 1-я и 2-я эскадрильи 123-го иап. В период с 4.30 до 5.20 подразделения полка произвели вылеты на перехват противника в районах Куплин, Брест и Кобрин.
   В 5.30 полк в полном составе эскадрилий вылетел навстречу 15 самолетам противника Хе-111 под прикрытием трех Ме-109. Встреча произошла перед аэродромом Куплин. В воздушном бою были сбиты два самолета Хе-111. Остальные бомбардировщики сбросили бомбы на границе аэродрома Куплин. Несколько бомб упали на рабочую площадь. При этом на земле сгорели МиГ-1, И-16, УТИ-4, УТ-1 (все — из 33-го иап). Однако в результате последующих трех мощных ударов больше половины самолетов 33-го иап были уничтожены.
   С 8.40 до 9.00 аэродром Именин непрерывно атаковали штурмовыми налетами девять Ме-109. Появление самолетов противника было неожиданным, заходили они на бреющем. Самолеты 123-го иап не успели взлететь в связи с отсутствием связи с постами ВНОС. Налет длился 40 минут. Сгорели и были выведены из строя двадцать один И-16 и пять И-153.
   Основной удар был нанесен в 13.55–14.42 девятью Хе-111 и двенадцатью Ме-109. Выведена из строя практически вся матчасть 123-го иап.
   Всего с 4.00 до 15.00 аэродром Именин (123-й иап) пять раз бомбили самолеты люфтваффе. В воздушном бою погиб командир 123-го иап майор Сурин.
   В 5.50 в соответствии с личным распоряжением командира дивизии был выслан экипаж капитана Щербакова (из управления дивизии) на самолете СБ. Летчики обнаружили переправу войск противника через реку Буг южнее Бреста.
Данные разведки с приказанием полковника Белова в 6.45 были доставлены самолетом на аэродром Жабчицы (Пинск) командиру 39-го сбап: «Бомбить войска противника в районе переправы».
   Через пятнадцать минут девять СБ взлетели на боевое задание. Остальные ожидали получения задания по возращении первой девятки. В это же время аэродром Жабчицы подвергся бомбовым ударам. Всего были выведены из строя четырнадцать самолетов СБ и девять Пе-2. Однако семнадцать самолетов СБ распоряжением командира дивизии вывели из-под удара, они произвели посадку на аэродроме Бобруйск. В районе Жабчицы сбили четыре самолета противника.
В связи с отсутствием связи с 74-м шап в 7.00 на самолете У-2 командиром дивизии был послан капитан Медведев с приказом: «Немедленно полку перелететь на аэродром Стригово».
   В 9.50 возвратились полковник Федульев с аэродрома Пружаны, а также капитан Медведев из Малых Взводов. Медведев доложил, что матчасть 74-го шап вся выведена из строя, командования и личного состава на аэродроме нет. Федульев с КП Именин доложил Белову на КП дивизии: «33 иап подвергся трем налетам, 75% матчасти уничтожено. Метод действия немцев: разведка, бомбардировщики под прикрытием истребителей. Третий налет совершили пикирующие бомбардировщики. Матчасть майора Васильева (74 шап) полностью выведена из строя. Часть Сурина сражается. Именин подвергся двум бомбовым налетам. По действию ВВС противника по аэродрому Куплин нужно ожидать пикирующих бомбардировщиков».
   В связи с этим комдив приказал: «Всю исправную матчасть 123 и 33 иап вывести из-под удара в Пинск». Этот приказ передали заместителю командира 123-го иап по политической части батальонному комиссару Гольдфельду. С таким же приказом Федульев вылетел на самолете У-2 в 33-й иап.
   В 9.50 командир дивизии шифротелеграммой донес на имя командующего ВВС ЗапОВО: «Беспрерывно бомбят Именин, Стригово, Пружаны, Малые Взводы. Потери матчасти: часть Акулина (33 иап) — 50%, Васильева (74 шап) — 100%, Сурин сам погиб, 123 иап несет большие потери. Решил: самолеты из Пружан и Именина перебазировать в Пинск. Прошу подтвердить».
   В 10.00 оставшиеся самолеты 123-го иап вылетели навстречу бомбардировщикам Хе-111. Приняли бой. В воздушном бою были сбиты четыре самолета противника (три Хе-111 и один разведчик). В полдень из ВВС ЗапОВО получена шифротелеграмма за № 282: «Перебазирование в Пинск утверждаю. Больше инициативы, маневрировать аэродромами. Таюрский (заместитель командующего ВВС ЗапОВО)».
   К моменту получения этой шифротелеграммы 123-й иап в составе тринадцати И-153 произвел перебазирование в Пинск. С этого аэродрома отражали налет ВВС противника под Жабчицами.
Впоследствии И-153 перелетели на аэродром Бобруйск.
   После налета на Именин (13.55–14.42) и доклада Федульева (он возвратился из Куплина до начала налета) командир 10-й сад приказал перебазировать весь летно-технический состав, оставшийся без матчасти, в Жабчицы. Командиру батальона аэродромного обслуживания (бао) эвакуировать оставшиеся семьи комсостава, необходимое имущество по возможности вывезти, остальное уничтожить при явной угрозе захвата противником. Основной личный состав бао перебазировать в Пинск. Оставить небольшие команды на аэродромах, отход им — в последнюю очередь.
На аэродром Куплин вылетел (на УТ-1) капитан Паньков, который передал приказание командирам 33-го иап,197-го и 672-го бао. В 19.00 штаб 10-й сад перешел с запасного КП на второй КП (стык дорог Кобрин, Картуз-Береза, Запруды, Пружаны) и восстановил связь с 4-й армией. В 20.50 был получен боевой приказ № 02 штаба 4-й армии: «Взаимодействуя с 14 МК, самолетами СБ — уничтожать противника на восточном берегу Буга».
   За первый день войны 10-я сад потеряла в воздушных боях 23 самолета, еще 157 были уничтожены на аэродромах. Общие потери составили 75% от довоенного состава. В то же время летчиками 33-го и 123-го иап в воздушных боях были сбиты 30 самолетов противника.
   Ночью 23 июня штаб 10-й сад прибыл на запасной КП 4-й армии, что располагался в 4 километрах в лесу по шоссе Картуз-Береза — Слуцк. В связи с паническим отходом командира роты связи управления дивизии старшего лейтенанта Медведева с агрегатами связи радиосвязь с Пинском и штабом ВВС установить не удалось… Исправные самолеты 123-го иап, а также бомбардировщики 39-го сбап перелетели на аэродром Бобруйск и по приказу командира 13-й бад генерал-майора Полынина вошли в его подчинение.
   К пяти часам вечера летно-технический состав 123-го иап прибыл на автомобилях в г. Пинск. Личный состав 39-го сбап также без матчасти в целях вывода из-под удара был переброшен на автомобилях на станцию Лунинец. Остальные части дивизии следовали в направлении Пинск, Слуцк, Барановичи, Бобруйск с учетом сложившейся обстановки.
Через два дня все части дивизии на железнодорожном транспорте были отправлены в Гомель и Зябровку. Однако 26 июня летно-технический состав в соответствии с распоряжением командира 10-й сад (согласно полученному распоряжению командования ВВС Западного фронта) был погружен в железнодорожный эшелон и отправлен в Москву, Воронеж и Сейму для получения новых самолетов.
   За первые три дня войны в 10-й сад погибли 9 летчиков, 72 пропали без вести.
   Тем самым первые бои войны для полков 10-й сад закончились. В последующем 74-й шап будет преобразован в 70-й гвардейский, 39-й сбап станет разведывательным, а 33-й иап и 123-й иап войдут в состав авиации ПВО.

...К сожалению, в архивных документах мне не удалось отыскать описание подвига летчика С. Гудимова. Однако начальному периоду войны посвящено много современных изданий. В них отмечается: «На перехват группы Хе-111 поднялось звено командира авиаэскад-рильи старшего лейтенанта И. Нюнина. Встретив 18 бомбардировщиков, смело их атаковали. Лейтенант С. Гудимов сбил один самолет и тут же выбрал себе следующую цель. Он подошел к вражеской машине на короткую дистанцию, но ее экипаж встретил его ожесточенным огнем. Истребитель загорелся. Тогда отважный советский пилот пошел на таран, сбив Хе-111, сам он тоже погиб».

О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью… Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!

Подполковник Дмитрий Дьяков

Источник: Белорусская военная газета "Во славу Родины" № 111 22 июня 2011 г.
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (22.10.2011)
Просмотров: 2988 | Комментарии: 2 | Теги: 10-я сад, 39-й сбап, 74-й шап, 123-й иап, 33-й иап | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1 Almer  
Из всех фоток, к делу относиться только одна, да и то это аэ.Лошица (Минск),

2 капитан  
Все фотки относятся к аэродрому Щучин

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024