Понедельник, 11.12.2017, 12:36
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [105]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Старейшая вертолетная часть Беларуси

Построение

1 августа 2002 года 65-я транспортно-боевая вертолётная база отметила сорокалетний юбилей. История этой части достойна солидной книги: в прошлом — это особый, лидерный вертолётный полк в масштабах ВВС великой авиационной державы мира, какой был СССР. Кроме всего прочего, это ещё и старейший вертолётный полк в Беларуси. Бывшие 181-й и 276-й вертолётные пол­ки «моложе» 65-го соответственно на 10 и 20 лет.

65 ТБВБЗа основу 65-го вертолётного полка в 1962 году была взята Лунинецкая 342-я отдельная вертолётная эскадрилья под­полковника Михаила Полухина, которая — первой в истории авиации! — осваи­вала вертолёты-гиганты Ми-6. Первым командиром полка (уникальный случай в истории советской авиации!) стал сербский лётчик подполковник Милан Настасич — человек удивительной, можно сказать, фантастической судьбы. Отважный югославский партизан, в кон­це 1943 года он освоил в Италии про­фессию военного лётчика и летал в Се­верной Африке. В сентябре 1944 года Верховный штаб Югославской Армии переправил Настасича в СССР, где он окончил Энгельское лётное училище им. М. Расковой. Кавалер югославских орденов «За храбрость» и «За заслуги пе­ред народом», он служил в ВВС Югосла­вии до 15 сентября 1948 года. В этот день, несогласный с политическим кур­сом Иосипа Броз Тито, он решается на отчаянный шаг: на бомбардировщике Пе-2 перелетает в Советский Союз.
Затем была Военно-воздушная акаде­мия в Москве, должность заместителя командира полка стратегических бом­бардировщиков Ту-16, переучивание на вертолёты и служба в вертолётном пол­ку в Грузии. Восемь лет в Белоруссии подполковник Милан Настасич руково­дил 65-м полком. После него полком ко­мандовали ещё десять человек. Последний командир — полковник Сергей Бау­ла. Последний, поскольку в соответ­ствии с планом реформирова­ния наших Вооруженных Сил полк сокращается до отдель­ной эскадрильи. Так что ны­нешний юбилей у части то­же — последний.
Даже краткий экскурс в историю полка даёт основа­ния утверждать, что по уровню заслуг перед Родиной в ВВС рядом с 65-м верто­лётным и поставить неко­го. Какой ещё авиацион­ный полк носил звание от­личного восемь лет подряд, десять раз награждался пере­ходящим Красным знаменем Военного совета ВВС БВО? Кто может еще похвалиться участием во всех без исключения учениях, на которые при­влекались войска Белорусского военно­го округа? «Ладога», «Днепр», «Неман», «Нёман-71», «Эфир-72», «Весна-72», «Лес», «Запад-73», «Электрон-73», «Весна-75», «Удар-75», «Березина», «Запад-81», «Осень-88» — все и не пе­речесть. А выполнение специальных за­дач за рубежом? Кобринские вертолёты бороздили небо Эфиопии, Камбоджи, Сирии. Особая строка в биографии — девять лет войны в Афганистане. Уже в 1980 году в ДРА убыла первая группа вертолётчиков из 65-го полка. 20 июня 1982 года в Кандагар в полном составе улетела 4-я эскадрилья подполковника В. Мурашова на вертолётах Ми-6. Через год их в Кабуле сменила 1-я эскадрилья майора Александра Герцева на Ми-8. Эта командировка была омрачена гибелью экипажа заместителя командира эскад­рильи по политчасти капитана Л. Белицкого, посмертно награждённого орде­ном Ленина. Орденов Красной Звезды удостоены два других члена экипажа — старший лейтенант В. Израилит и лейте­нант 0. Тувальский. В1985 году в Кундуз ушла 3-я эскадрилья подполковника Ю. Субботкина, а в Шинданд — 2-я эскад­рилья полка. В 1986 — 1987 годах в Ка­буле базировалась 1-я эскадрилья кобринцев, а завершала афганскую эпопею здесь же, в Кабуле, 2-я эскадрилья. Поч­ти все вертолётчики, прошедшие Афга­нистан, удостоены правительственных наград. Воспитанник полка Вячеслав Письменный стал Героем Советского Со­юза, орденом Ленина награждён подполковник Александр Герцев, 27 лётчи­ков удостоены ордена Красного Знаме­ни, 85 — ордена Красной Звезды. Аф­ганская война унесла жизни капитанов Л. Белицкого, В. Михайлова, А. Ко­миссарова, стар­ших лейтенантов О. Тувальского, В. Израилита, В. Аксютина, В. Кириковича, лейтенантов В. Белякова, С. Емеца.
Памятник авиаторам Кобринского гарнизонаСпасательные работы в районах стихийных бедст­вий — это тоже дело рук кобринских вертолётчи­ков. Март 1969 года — 12 Ми-4 пришли на помощь людям во время землетрясе­ния в Кзыл-Орде. В 1972 году 18 экипа­жей Ми-8 боролись с лесными пожара­ми в Подмосковье. За мужество и отвагу майор В. Яковлев и капитаны Ю. Акимов, Б. Козаченко, В. Шиткин награжде­ны медалями «За отвагу на пожаре». В ноябре 1974 года и в апреле 1979 года кобринские вертолётчики оказывали по­мощь населению Брестской и Гомель­ской областей, пострадавшему от навод­нения. Вертолётами Ми-8 и Ми-6 было эвакуировано 3312 человек, перевезено 3369 тонн грузов. За лётное мастерство, мужество и героизм, проявленные в борьбе со стихией, полк был удостоен высшей в то время награды Белоруссии — Почётной Грамоты Президиума Вер­ховного Совета БССР. Не миновала кобринчан и горькая чернобыльская чаша. Полковник Василий Водолажский, руко­водитель сводной оперативной группы вертолётчиков, посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации и на­вечно зачислен в списки части. Тради­ции спасателей продолжены и нынеш­ним поколением кобринских вертолёт­чиков. В 1992 — 1993 годах — обеспе­чение гуманитарной миссии ООН в горя­чем небе Камбоджи. В 2000 — 2002 го­дах вертолёты-гиганты Ми-26 работали в Греции — тушили лесные пожары. По признанию западных специалистов, ни­чего более эффективного для борьбы с пожарами, чем вертолёты Ми-26, в мире просто нет.
Многое в богатой истории 65-го пол­ка имеет приставку «впервые» и навсег­да останется в истории отечественной вертолётной авиации. В сентябре 1962 года пятёрка Ми-6 впервые на учениях десантировала мотострелковый баталь­он и впервые перевозила бронетранс­портёры БТР-152. В феврале 1965 года — опытно-исследовательские учения с ракетно-техническими частями. Год 1967-й ознаменован тем, что на учении «Ладога» впервые в истории авиации кобринские вертолётчики в составе 24 Ми-4 и 7 Ми-6 провели стрельбы по на­земным целям в боевом порядке полка. В 1971 году — экспериментальные опытно-показательные учения «Неман-71», в которых участвовали 45 Ми-8 и 22 Ми-6. Этот список можно продол­жать и продолжать... За время существования части верто­лётчики из Кобрина освоили вертолёты Ми-4, Ми-6 (в том числе и винтокрылые топливозаправщики Ми-6ТЗ), Ми-8 (с 1970 года), Ми-26. Накануне своего рас­формирования 65-я транспортно-боевая база имела три эскадрильи (были вре­мена, когда в её состав входили пять эс­кадрилий). 1 вэ эксплуатировала верто­лёты Ми-8Т и Ми-8МТ, 2-я — вертолё­ты-гиганты Ми-26, а 3-я — вертолёты — постановщики помех Ми-8СМВ, Ми-8ППА, МИ-8МТП и Ми-8МТПИ.

3 августа 2002 года авиабаза отпразд­новала свой последний, сороковой день рождения. Съехались ветераны со всей Беларуси, из России и Украины. Среди них были и бывшие командиры леген­дарного 65-го вертолётного полковники в запасе Н. Топтун, Г. Фёдоров, В. Лы­ков, М. Васильев. Были поздравления, подарки, авиационно-спортивный пра­здник. Вспомнили и живых, и погибших. Не вернувшийся из полёта экипаж Ми-8Т капитана Александра Брика; с ко­мандиром погибли капитаны В. Полуян, С. Щелганов, В. Шашарин. Разбившийся прямо на окраине местного аэродрома в 1990 году экипаж Ми-6 капитана М. Витущенко. Домой тогда не вернулись старшие лейтенанты А. Федотов, А. Слизевич, С. Тимофеев, прапорщик Н. Середович. О них помнят, их не забыли.
Трудно представить Кобрин без верто­лётчиков. Здесь всё напоминает о них. Даже памятник советским воинам, осво­бодившим в 1944 году город, — это воз­нёсшиеся ввысь пять несущих лопастей вертолёта Ми-6, увенчанные красной звездой. 65-й полк базируется здесь с 1964 года. И верно сказано: «Настоящая жизнь в городе начиналась с приходом военных». Хочется только добавить — военных вертолётчиков. И всё же небо Кобрина по-прежнему будут будить вер­толётные движки — только теперь 65-й отдельной смешанной вертолётной эска­дрильи, преемницы традиций уникаль­ного лидерного 65-го отдельного верто­лётного полка ВВС СССР.

Подполковник Николай Качук
Источник: Журнал «Армия» 2002 год №4
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (30.05.2011)
Просмотров: 2210 | Теги: Ми-6, 65 ТБВБ, МИ-8, Кобрин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017