Понедельник, 21.08.2017, 22:26
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [103]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Саша
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

"Дважды награжденный, родной Краснознаменный..."

Книга о 10 ОРАПКнига посвящена 10 отдельному Краснознаменному, Московско - Кенигсбергскому, ордена Суворова III степени, разведывательному авиационному полку, вписавшему славные и героические страницы в историю авиации СССР, а затем и Республики Беларусь. Который 4 августа 2011 года отметит свою 70-ю годовщину. Полк дал нашей истории 13 Героев Советского Союза. В основу книги легли документальные материалы, воспоминания участников событий, большой архив фотографий, непосредственное участие одного из авторов в жизни полка. Прослеживается история 10 ОРАП от момента его формирования под Москвой 4 августа 1941 года, до стен Кенигсберга, и послевоенная служба на территории Беларуси до расформирования в августе 2010 года.
В книге все фотографии периода Великой Отечественной войны оригинальные, из альбома 10 ОРАП.
Цветная печать. Объем 76 страниц, 79 фотографий, 15 профилей самолетов состоявших на вооружении полка.
По вопросам приобретения обращайтесь по тел. (мтс) +375297833405 или на Email almer@tut.by
Возможна отправка почтой в любой город или страну.

ОТРЫВКИ ИЗ КНИГИ

*   *   *

38-я ОРАЭ замышлялась в качестве прообраза для разведывательных формирований нового типа и поэтому включала группу истребителей прикрытия. К сожалению лётчики-истребители ЛаГГов, прибывшие из 2-го запасного авиаполка (ЗАП) с аэродрома Сейма (Горьковская обл.), оказались слабо подготовленными и не смогли обеспечить надёжного прикрытия при ведении разведки, да и сами самолеты ЛаГГ-3 тяжелой конструкции со слабым мотором не зря получили прозвище "Лакированный гарантированный гроб". Для обработки результатов воздушного фотографирования в эскадрилье было создано фотоотделение, в состав которого вошли отделение фотолабораторной обработки и фотограмметрической обработки (дешифрирования) фотоматериалов воздушной разведки.
Закончив формирование, эскадрилья третьего августа 1941 года перебазировалась на аэродром Новое Село (в 12 км. севернее Вязьмы). 4 августа начала вести воздушную разведку войск противника в районах Ярцево, Смоленск, Духовщина. С тех пор 4 августа - день выполнения первого боевого задания, ежегодно отмечается как годовщина части. 38-я ОРАЭ входила в состав ВВС Западного фронта и непосредственно подчинялась командованию этого фронта. Прежде всего разведка велась вдоль дорог. Экипажи, наряду с визуальным наблюдением, фотографировали двигавшиеся колонны, что давало хорошие результаты. С другой стороны, с трудом удавалось определять скопление войск в населённых пунктах, лесах и боевых порядках на поле боя. Противник не давал нашим экипажам выполнять задания. 6 августа, на третий день боевых действий, погибли в воздушном бою два экипажа Пе-2. 18 августа на разведку вражеских железнодорожных перевозок в район Смоленска, вылетел на МиГ-3 с фотоаппаратом капитан В.Д. Козуля, который возглавлял в эскадрилье звенья истребителей МиГ-3 и ЛаГГ-3. Одиночный - разведчик был атакован "мессерами" и на аэродром лётчик не вернулся. Лишь впоследствии стало известно: Козуля был сбит и попал в плен, участвовал в 1945 г. восстании в лагере Нейсигамме, входил в состав руководства восстания, погиб. (и только после 42 месяцев плена и четырёхмесячной проверки в советском лагере вернулся домой). За август 1941 года в боях на Западном фронте эскадрилья потеряла два Пе-2 и два МиГ-3. Лётчиков по-прежнему не хватало. Имея большой опыт испытательной работы, лётчики с первого дня выполняли ответственные задания командования, летали на разведку наступающих немецких войск, определения мест сосредоточения резервов войск противника. Подполковник Малышев вместе со своими экипажами обнаруживали немецкие артиллерийские позиции, фотографировали колонны танков, укрытые в лесах, готовящиеся к наступлению на Москву. Полёты были не только опасными, но и требовали большого самообладания и терпения, были в массе своей работой новаторской.
 
*   *   *
 
В 1976 году назревал военный конфликт на Африканском "Роге" между Эфиопией и Сомали. Боевые действия против Эфиопии сомалийские войска начали 20 июля 1977 года. В ходе двухмесячных ожесточённых боёв вооружённые силы Эфиопии понесли тяжёлые потери, но сохранили боеспособность. К началу октября 1977 года сомалийская армия практически полностью заняла провинцию Огаден. Под контролем противника оказалось 90% территории этой провинции, за исключением двух центров Харар и Дыре-Дауа. 13 августа 1977 года вышло распоряжение Совета Министров СССР No.1823, на основании которого в Эфиопии началось формирование Заграничной группы советских военных советников, возглавляемой заместителем командующего ВДВ генерал-лейтенантом П.В.Чаплыгиным. К ноябрю 1977 года в Эфиопии насчитывалось 1500 советских военных советников. Весомую роль сыграли советские лётчики и авиатехники, возглавляемые генерал-лейтенантом авиации Г.У. Дольниковым (всего их было более сотни). Первая партия авиатехники, доставленная морем и по воздуху в Эфиопию, насчитывала 48 МиГ-21бис и МиГ-21Р, более 20 МиГ-17Ф, до 20 вертолётов Ми-8Т, 10 Ми-6 и 6 Ми-24А. Для оперативного контроля запустили на орбиту специальный разведывательный спутник "Космос-964". В декабре 1977 года группа военнослужащих 10-го ОРАП в составе 2-й аэ. и АФС, старший - начальник разведки полка майор Андрей Андреевич Павленко, а так же одна эскадрилья на МиГ-21бис - 927-го ИАП, аэр. Берёза, убыли в Эфиопию для оказания военной помощи. Из 10-го ОРАП убыло в Эфиопию три самолёта МиГ-21Р. Группа базировалась на аэродроме Дыре-Дауа на востоке страны. С ними также базировались кубинские МиГ-17 и МиГ-21 вместе с F-5 и F-86 американского производства эфиопских ВВС. Эффективность авиационных налётов обеспечивалась тщательной авиаразведкой звена МиГ-21Р, которые пилотировались кубинскими лётчиками. С целью обеспечения безопасной работы "фотографов" каждый вылет прикрывался парой эфиопских F-5, выполнявших роль непосредственного эскорта, и звена кубинских МиГ-21. После посадки отснятые плёнки поступали в фотолабораторию к нашим специалистам, откуда поступали в отдел дешифрирования снимков. Уже через пару часов у советников имелись все необходимые данные о наземной обстановке. О масштабах использования разведывательной авиации говорит тот факт, что только в течении января1978 года кубинские авиаторы выполнили более 120 вылетов, вскрыв 136 целей для своей ударной авиации. 15 марта 1978 года правительство Сомали объявило в официальном коммюнике о полном выводе своих войск с территории Эфиопии. В июне группа базировалась на аэр. Асмэра. В начале августа 1978 года группа 10-го ОРАП в полном составе вернулась домой.
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (21.06.2011)
Просмотров: 1485 | Теги: 10 ОРАП, книга | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017