Понедельник, 11.12.2017, 03:29
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [105]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

ПВО Ставки Верховного Главнокомандующего защищала небо Могилёва

ПВО СТАВКИ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ЗАЩИЩИЛА НЕБО МОГИЛЕВА

   Ставка Верховного Главнокомандующего, прибывшая летом 1915 года в Могилев из Баранович, была центром управления всей боевой деятельностью русской армии. И с большой долей уверенности можно было предположить, что немцы при первой возможности попытаются атаковать Ставку с воздуха. Поэтому не случайно уже 7 сентября 1915 года в Могилев из Царского Села прибыла автомобильная зенитная полубатарея в составе четырех орудий, размещенных на грузовиках. Для прикрытия воздушного пространства над Могилевом в городе разместилось также авиаотделение из 9 истребителей, входящих в состав специального авиаотряда, командование которого находилось в Царском Селе.

   С целью раннего обнаружения вражеских воздушных целей в нескольких населенных пунктах в радиусе 120 км от Могилева были организованы 16 наблюдательных постов, где велось круглосуточное дежурство. Можно упомянуть Белыничи, Березино, Славное, Круглое, Шклов, Хоново, Свислочь, Бобруйск, Оршу, Горки, Чаусы, Быхов. Все посты соединялись телефонными линиями с узлом связи ПВО в Ставке. Координировал работу постов, авиации и артиллерии комендант Ставки генерал-майор Саханский.

   Основу ПВО Ставки составляла полевая артиллерия, её орудия были приспособлены для стрельбы по воздушным целям. Одна такая батарея и два отдельных взвода, всего 8 орудий размещались за городом, в трех точках треугольника, в центре которого находились здания Ставки.

   В апреле 1916 года в Царском Селе была сформирована отдельная автомобильная батарея для обороны Ставки Верховного главнокомандующего от летательных аппаратов под руководством подполковника Л.В. Хростицкого. Офицер Л.В.Хростицкий был выходцем из Офицерской артиллерийской школы и имел довольно хорошую теоретическую подготовку. В начале мая батарея прибыла в Двинск для получения практических навыков в воздушной обороне крупного населенного пункта. Получив за короткий срок необходимые знания, батарея Л.Хростицкого уже 18 мая убыла в Могилев для воздушной обороны Царской Ставки, где и находилась до февраля 1918 г.
 
Зенитная установка на базе грузовика "Руссо-Балт"

   В дополнение к зенитной артиллерии в состав отдельной батареи входила пулеметная команда. На крышах самых высоких зданий были оборудованы три пулеметные позиции по два пулемета в каждой. Пулеметчики и зенитчики несли круглосуточное дежурство.После Февральской революции отдельная автомобильная батарея была разделена на 8-ю Автомобильную батарею для стрельбы по Воздушному флоту и Отдельную пулеметную роту для охраны штаба Ставки.

   В августе 1916 года было усилено авиационное прикрытие Ставки. Оно теперь состояло из двух авиаотрядов по 9 самолетов в каждом. Авиаотряды входили в состав отдельного авиадивизиона и были укомплектованы самыми лучшими летчиками и пулеметчиками на правах офицеров- наблюдателей. Днем в состоянии боевой готовности находилось четыре истребителя, ночью один. Время готовности к вылету составляло 10 минут летом и 20 минут зимой. Один из авиаотрядов сопровождал Верховного главнокомандующего во время его поездок на фронт. Иногда для тренировки летчики поднимались в небо, и тогда над Могилевом кружили легкие Ньюпоры, Фарманы и Спады.
 
Русский истребитель. Впереди летчик, сзади сидит пулеметчик.

Поскольку за всё время существования Ставки вражеские самолеты и дирижабли в небе над Могилевом так и не появились, начальник штаба Ставки в феврале 1917 года издал приказ, согласно которому в целях привлечения летного состава авиадивизиона для участия в боевых действиях, создавался сводный авиаотряд, который планировалось отправить на один из фронтов. Но вскоре произошло отречение царя от власти. Пропала необходимость защищать Царское Село, резиденцию царской семьи, от налетов авиации, и по этому случаю в Могилев из Царского Села был переброшен еще один авиаотряд. Уже 27 самолетов стояли в бездействии на летном поле, но все попытки отправить их на фронт встречали сопротивление руководства Ставки. И только в августе 1917 г. авиадивизион был переформирован в 4-ю боевую авиагруппу под командованием капитана А.И. Кульвинского и убыл на Северный фронт для воздушной обороны г. Двинска и других прифронтовых объектов.

   После победы большевиков, в феврале 1918 года Ставка была эвакуирована в Орел. Вместе с ней своевременно убыли в глубокий тыл зенитные батареи, что позволило сохранить их для создания противовоздушной обороны Советской России. 4-я боевая авиагруппа Северного фронта весной 1918 г. вошла в состав Московского военного округа и позднее принимала участие в противовоздушной обороне Москвы.

Автор: Леонид Плоткин

Источник: Интеллектуальный портал Могилева Masheka.by
 
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (09.02.2014)
Просмотров: 676 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017