Понедельник, 23.10.2017, 09:12
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [103]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Пилотажная группа "Белая Русь"


УНИКАЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ АРМИИ    


ПИЛОТАЖНАЯ ГРУППА "БЕЛАЯ РУСЬ"

Думаю, мало найдется людей, не способных восхищаться высту­плениями пилотажных групп. Небесных кульбитов от мастеров летного искусства ждут, словно подарка. За их полетами следят с замиранием сердца. Хвастаются друзьям удачной съемкой воз­душного шоу и, конечно же, мечтают как можно больше узнать об отважных летчиках, творящих чудеса под облаками на своих крылатых стальных птицах. Сегодня, уважаемые читатели, я по­знакомлю вас с людьми, чье «воздушное творчество» ярко и зре­лищно вошло в нашу жизнь. Появление в небе пятерки самолетов, раскрашенных в цвета белорусского флага, вызывает гордость и восхищение — это наша пилотажная группа «Белая Русь»!

4 августа 2008 года в соответ­ствии с приказом министра обороны Республики Беларусь № 714 в 206-й штурмовой авиаба­зе ВВС и войск ПВО была создана нештатная пилотажная группа «Белая Русь» — на учебно-тренировочных самолетах Л-39 «Альбатрос». Опира­ясь на тот документ, был издан при­каз командующего ВВС и войсками ПВО от 20 августа 2008 года № 336, который утвердил состав нештатной пилотажной группы. Ответственным за подготовку ее летчиков был назна­чен опытный летчик, участник войны в Афганистане, первый заместитель командира 206-й авиабазы полков­ник Александр Зимин. Возглавил пи­лотажную группу и занял в ее составе место ведущего заместитель команди­ра 206-й шаб по летно-методической работе подполковник Олег Вавринюк. Первым левым ведомым стал майор Валерий Хихол, первым правым ведомым — майор Михаил Пятков. На место второго левого ведомого был выбран майор Леонид Гнилякевич, а второго правого ведомого — под­полковник Дмитрий Цалко.
С реорганизацией этим летом 206-й штурмовой авиабазы летчики «Белой Руси», можно сказать, вместе со своими верными птицами Л-39 пе­решли в 206-й центр подготовки летного состава. Подполковника Олега Вавринюка назначили заместите­лем начальника центра по летно-методической и учебной работе — начальником летно-методического отделения, но в пятерке «Белой Руси» он, как и прежде, первый — ведущий. Олег Вавринюк в 1988-м окончил Харьковское высшее военное учили­ще летчиков, летал на самолетах Л-39, МиГ-21, МиГ-23, Су-25. Имеет общий налет свыше 1750 часов. Военный летчик-снайпер — то есть подготов­лен к выполнению полетов днем и ночью в любых метеоусловиях.
В 2006 году в белорусской военной авиации появились самолеты Л-39. Тогда Олегу Вавринюку пришлось вспомнить навыки, которые он по­лучил еще в училище, и снова сесть в кабину учебно-тренировочного «Альбатроса».
— Летая на штурмовике Су-25 — мощном двухдвигательном само­лете, непросто было снова подстро­иться под однодвигательный, менее приемистый (более медлительный) и легкий самолет Л-39,— вспоми­нает сегодня Олег Николаевич.— У этих самолетов отличаются скорости при взлете и посадке, при выполне­нии летных упражнений. Конечно, у всех пилотов группы поначалу были сложности пилотирования, особен­но во время группового полета, но постоянные тренировки и опыт сде­лали свое дело. Подполковник Олег Вавринюк признается, что полеты в составе пи­лотажной группы «Белая Русь» стали абсолютно новым видом подготовки белорусских военных летчиков. До этого они готовились по программе Курса боевой подготовки летного со­става, где упражнений пилотажной подготовки, да еще в составе группы из пяти самолетов, просто нет. Поэ­тому первому выступлению «Белой Руси» предшествовали не просто тре­нировки, а еще и огромный труд по созданию специальных документов, регламентирующих все стороны дея­тельности пилотажной группы.
С участием офицеров летно-методического отдела командова­ния ВВС и войск ПВО была впервые разработана методика выполнения полетов белорусской пилотажной группой. В ее основу лег личный опыт лучших военных летчиков, а началь­ные тестовые испытания методика проходила на авиатренажере самолета Л-39 в 206-й шаб. Сейчас подпол­ковник Олег Вавринюк с удовольстви­ем раскрывает свои старые записи и читает, можно сказать, исторически важные заметки.
— Вот здесь у меня записано, что в феврале 2009 года мы начали уси­ленную теоретическую и наземную подготовку, очень много времени уделяли групповым полетам на авиа­тренажере Л-39,—рассказывает лет­чик. — И уже в марте 2009 года состо­ялись первые полеты «Белой Руси». Особенно приятно вспоминать это, так как на самом деле начиналось все с нуля. Сначала слетывались по парам в сомкнутых боевых поряд­ках, учились выдерживать расстоя­ние между самолетами 5-10 метров. Следующий этап — полет «тройкой», маленький клин, состоявший из ве­дущего и двух ведомых самолетов. И только после отличных результатов в выполнении этих летных упражнений мы приступили к полетам в составе пяти самолетов.
Сложность пилотирования «Аль­батроса» во время группового полета заключается в том, что это довольно легкий самолет, и любой порыв ветра может внести коррективы в выполне­ние пилотажа. Все время необходимо быть начеку. То есть, как говорится, в «автомате» полет не выполнишь, лет­чик постоянно работает органами управления самолета, чтобы не на­рушить порядок построения в груп­пе. В постоянном движении находят­ся руки, ноги, голова, в общем, все тело. Именно поэтому после полета с выполнением большого количества фигур высшего пилотажа летчики по­кидают самолет с чувством, словно отзанимались несколько часов под­ряд в тренажерном зале, причем по усиленной программе.
Самое первое масштабное вы­ступление пилотажной группы со­стоялось в прошлом году над аэро­дромом Боровая во время открытия там музея авиации, это произошло 4 июля. А в предыдущий день «Белая Русь» приняла участие в воздушном параде, приуроченном к 65-й го­довщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
— Мы очень хорошо выступили во время парада, а вечером обсуди­ли нюансы выступления на откры­тии музея авиации, — рассказыва­ет подполковник Олег Вавринюк.
— На волне успешного выступления на параде мы отлично выступили уже с полноценной собственной про­граммой перед огромным количе­ством зрителей, которые собрались тогда на аэродроме Боровая. Я рад подчеркнуть, что уверен в летчиках нашей пилотажной группы. Мы вме­сте прошли трудный путь и изучили тонкости пилотирования самолетов друг друга. Заверю вас, если бы были сомнения, что что-то может не полу­читься, наше выступление просто не состоялось.
Так кто же эти профессионалы, виртуозы «воздушной акробатики», самолеты которых многие белорусы узнают с первого взгляда?
Старший штурман — начальник штурманской службы 206-го цен­тра подготовки летного состава под­полковник Валерий Хихол (первый левый ведомый). Он окончил Борисоглебское высшее военное авиаци­онное училище летчиков в 1984 году. Военный летчик 1-го класса с нале­том более 1550 часов на самолетах Л-29, МиГ-21, Л-39, Су-25. Конечно же, Валерий Иванович гордится тем, что вошел в состав «Белой Руси», а свою работу характеризует так: «Осо­знание того, что у тебя нет права на ошибку, неимоверно дисциплини­рует. После полета всегда перепол­няют эмоции и первое, что хочется сделать — это высказаться, обсудить все, что произошло в небе».
Командир учебно-тренировочной эскадрильи майор Леонид Гнилякевич (второй левый ведомый), также как и подполковник Вавринюк, окон­чил Харьковское высшее военное учи­лище летчиков в 1988-м. До 2002 года летал летчиком-инструктором на Украине, затем в 206-й шаб в Бела­руси. Военный летчик 1-го класса с общим налетом свыше 2000 часов на самолетах МиГ-21, Л-39, Су-25. Лео­нид Викторович признается, что ему очень нравятся нестандартные по­леты в составе пилотажной группы «Белая Русь»: «Каждый из них сложен и ответствен».


Подполковник Валерий Хихол, майор Леонид Гнилякевич, подполковник Дмитрий Цалко, майор Михаил Пятков
Заместитель командира учебно-тренировочной эскадрильи центра майор Михаил Пятков — первый пра­вый ведомый. Окончил Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков в 1991 году. Военный лет­чик 1-го класса, на самолетах Л-39 и Су-25 налетал свыше 1200 часов. Са­мыми ответственными считает выступления на воздушных парадах.
— Летать в составе пилотажной группы «Белая Русь» почетно, — с гордостью говорит Михаил Викторо­вич. — Мы выполняем одни из самых сложных полетов, и это не может не воодушевлять.
Начальник штаба — первый замес­титель начальника 206-го центра под­готовки летного состава подполков­ник Дмитрий Цалко (второй правый ведомый) в группе занимает особое место. Именно на него возложена миссия заставлять зрителей охать и ахать с удвоенной силой, замирать с тревожно бьющимися сердцами в груди, наблюдая за выполняемыми его самолетом на разных высотах фи­гурами высшего пилотажа. Его соль­ная программа включает петли, вер­тикальные восьмерки с полубочкой на горке и на пикировании, бочки, виражи, форсированные виражи...
Дмитрий Павлович в 1996 году окончил Харьковское высшее воен­ное училище летчиков, в 2004-м — командно-штабной факультет Воен­ной академии. Военный летчик 1-го класса с общим количеством часов налета на самолетах Л-39 и Су-25 свыше 720-ти.
— При выполнении сольной про­граммы, во-первых, необходимо со­блюдать последовательность фигур, — рассказывает об особенностях пило­тирования самолета в ходе показа­тельных выступлений подполковник Дмитрий Цалко. — Во-вторых, пило­таж выполняется визуально с уси­ленным контролем высоты в нижней точке и скорости в нижней и верхней точках. В ходе публичного выступле­ния важно определить и строго при­держиваться оси пилотирования са­молета относительно зрителей. Вы­полняя такой сложный полет, испытываешь не только большие физи­ческие нагрузки, но и колоссальное эмоциональное напряжение... Самое сложное для меня, думаю, было выступление 4 июля прошлого года над аэродромом Боровая. Погодные условия были не очень хорошие, да и перед таким громадным числом зрителей мне пришлось выступать впервые. Что чувствуешь после по­лета? Прилив адреналина и эмоции просто переполняют, из самолета выходишь с таким чувством, словно у тебя за спиной появились крылья. Есть только ты и небо, и никаких зем­ных бытовых проблем...
Как руководитель пилотажной группы подполковник Олег Вавринюк все-таки более сдержан. Он призна­ется, что в завершение выступления всегда думает о результате:
— Приземлившись, необходимо в первую очередь сделать разбор по­летов. Для того чтобы будущие вы­ступления были более зрелищными, мы рассматриваем все нюансы со­вершенного полета — кто, когда и в какой момент отстал, не вовремя довернул самолет и так далее. Ведь с земли очень хорошо видны эти по­грешности, а в идеале их не должно быть вообще, к этому мы и стремимся.
 
* * *

Сейчас у пилотажной группы «Белая Русь» уже наработана хо­рошая программа показательных выступлений, но летчики, конечно же, хотят еще больше времени уде­лять полетам. Тем более что группа нештатная и у каждого есть свои должностные обязанности в составе центра подготовки летного состава. Особенно в летний период летчики практически все свое время отдают подготовке курсантов-летчиков ави­ационного факультета Военной ака­демии Республики Беларусь. А чтобы не утратить навыки уникального пилотирования, два раза в месяц обязательно совершают вылеты пол­ным составом «Белой Руси». Но в пе­риод подготовки к показательным выступлениям, конечно же, все по-другому.
Сейчас состав пилотажной груп­пы «Белая Русь» неизменен. Но асы уже готовят себе смену — выполняют полеты с наиболее перспективными в этом отношении летчиками. Есть среди молодежи те, кому они доверя­ют выполнять фигуры высшего пило­тажа в составе группы, пока, правда, только во время тренировок…

Майор Игорь ЖУК
Фото из архива летчиков состава «Белой Руси»
 
Источник: Журнал «Армия» №6, 2010 год

 

Пилотажная группа «Белая Русь» на воздушном параде, приуроченном к 65-й го­довщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. 3 июля 2009 года.

Выступление пилотажной группы "Белая Русь" над аэродромом Боровая во время открытия Музея авиационной техники. 4 июля 2009 года.



Первая пара на промежуточной посадке в Мачулищах. Декабрь 2005 г.
 

Подготовка к празднику. Лида, июль 2006 года.
 

К.Яборов
  
Серьезный авиационный инцидент произошел в 206-й шаб 26 июня 2006 года при вылете шестерки Л-39 "Альбатрос" пилотажной группы "Белая Русь" на аэродром Мачулищи под Минском для тренировок к параду в честь Дня Независимости Республики Беларусь и 62-й годовщины освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. В момент отрыва от земли от шасси Л-39 с бортовым номером «02» (заводской № 834308) отделилось колесо. Пилотировал этот борт Константин Яборов. Его ведущий - командир базы полковник Игорь Голуб - дал подчиненному команду выйти из строя. Когда Л-39 отошел от группы, находящиеся в воздухе пилоты начали осматривать самолет, чтобы выяснить масштабы поломки: разрушилась пневматика шасси или все же отвалилось колесо. Подтвердилось последнее. В последствии комиссия по расследованию заключила: конструктивно-производственный недостаток узла шасси, который невозможно было обнаружить. Было принято решение садиться без шасси на фюзеляж на запасную посадочную полосу из уплотненного грунта.
   Более часа К.Яборов кружил над лидским аэродромом, вырабатывая топливо, сделал несколько пробных заходов на полосу, выбрал место приземления. Когда остался аварийный запас керосина в 150 кг, пошел на посадку. На скорости 200 км/ч машина проскользила по земле около 150 метров, в конце движения ее развернуло на 90 градусов. Летчик при аварийной посадке не пострадал и 3 июля во время военного парада он пролетел над Минском в составе пилотажной группы "Белая Русь". Л-39 был посажен Яборовым с таким мастерством и получил столь незначительные повреждения, что его очень быстро восстановили и вновь подняли на крыло.
   Указом президента Беларуси заместитель командира по летно-методической подготовке 206-й штурмовой авиационной базы Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны Беларуси подполковник Константин Яборов награжден орденом "За личное мужество".



Л-39 после аварийной посадки 26 июня 2006 года.
 


 
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (11.07.2011)
Просмотров: 4292 | Рейтинг: 4.2/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017