Думаю, мало найдется людей, не способных восхищаться выступлениями пилотажных групп. Небесных кульбитов от мастеров летного искусства ждут, словно подарка. За их полетами следят с замиранием сердца. Хвастаются друзьям удачной съемкой воздушного шоу и, конечно же, мечтают как можно больше узнать об отважных летчиках, творящих чудеса под облаками на своих крылатых стальных птицах. Сегодня, уважаемые читатели, я познакомлю вас с людьми, чье «воздушное творчество» ярко и зрелищно вошло в нашу жизнь. Появление в небе пятерки самолетов, раскрашенных в цвета белорусского флага, вызывает гордость и восхищение — это наша пилотажная группа «Белая Русь»!
4 августа 2008 года в соответствии с приказом министра обороны Республики Беларусь № 714 в 206-й штурмовой авиабазе ВВС и войск ПВО была создана нештатная пилотажная группа «Белая Русь» — на учебно-тренировочных самолетах Л-39 «Альбатрос». Опираясь на тот документ, был издан приказ командующего ВВС и войсками ПВО от 20 августа 2008 года № 336, который утвердил состав нештатной пилотажной группы. Ответственным за подготовку ее летчиков был назначен опытный летчик, участник войны в Афганистане, первый заместитель командира 206-й авиабазы полковник Александр Зимин. Возглавил пилотажную группу и занял в ее составе место ведущего заместитель командира 206-й шаб по летно-методической работе подполковник Олег Вавринюк. Первым левым ведомым стал майор Валерий Хихол, первым правым ведомым — майор Михаил Пятков. На место второго левого ведомого был выбран майор Леонид Гнилякевич, а второго правого ведомого — подполковник Дмитрий Цалко.
С реорганизацией этим летом 206-й штурмовой авиабазы летчики «Белой Руси», можно сказать, вместе со своими верными птицами Л-39 перешли в 206-й центр подготовки летного состава. Подполковника Олега Вавринюка назначили заместителем начальника центра по летно-методической и учебной работе — начальником летно-методического отделения, но в пятерке «Белой Руси» он, как и прежде, первый — ведущий. Олег Вавринюк в 1988-м окончил Харьковское высшее военное училище летчиков, летал на самолетах Л-39, МиГ-21, МиГ-23, Су-25. Имеет общий налет свыше 1750 часов. Военный летчик-снайпер — то есть подготовлен к выполнению полетов днем и ночью в любых метеоусловиях.
В 2006 году в белорусской военной авиации появились самолеты Л-39. Тогда Олегу Вавринюку пришлось вспомнить навыки, которые он получил еще в училище, и снова сесть в кабину учебно-тренировочного «Альбатроса».
— Летая на штурмовике Су-25 — мощном двухдвигательном самолете, непросто было снова подстроиться под однодвигательный, менее приемистый (более медлительный) и легкий самолет Л-39,— вспоминает сегодня Олег Николаевич.— У этих самолетов отличаются скорости при взлете и посадке, при выполнении летных упражнений. Конечно, у всех пилотов группы поначалу были сложности пилотирования, особенно во время группового полета, но постоянные тренировки и опыт сделали свое дело. Подполковник Олег Вавринюк признается, что полеты в составе пилотажной группы «Белая Русь» стали абсолютно новым видом подготовки белорусских военных летчиков. До этого они готовились по программе Курса боевой подготовки летного состава, где упражнений пилотажной подготовки, да еще в составе группы из пяти самолетов, просто нет. Поэтому первому выступлению «Белой Руси» предшествовали не просто тренировки, а еще и огромный труд по созданию специальных документов, регламентирующих все стороны деятельности пилотажной группы.
С участием офицеров летно-методического отдела командования ВВС и войск ПВО была впервые разработана методика выполнения полетов белорусской пилотажной группой. В ее основу лег личный опыт лучших военных летчиков, а начальные тестовые испытания методика проходила на авиатренажере самолета Л-39 в 206-й шаб. Сейчас подполковник Олег Вавринюк с удовольствием раскрывает свои старые записи и читает, можно сказать, исторически важные заметки.
— Вот здесь у меня записано, что в феврале 2009 года мы начали усиленную теоретическую и наземную подготовку, очень много времени уделяли групповым полетам на авиатренажере Л-39,—рассказывает летчик. — И уже в марте 2009 года состоялись первые полеты «Белой Руси». Особенно приятно вспоминать это, так как на самом деле начиналось все с нуля. Сначала слетывались по парам в сомкнутых боевых порядках, учились выдерживать расстояние между самолетами 5-10 метров. Следующий этап — полет «тройкой», маленький клин, состоявший из ведущего и двух ведомых самолетов. И только после отличных результатов в выполнении этих летных упражнений мы приступили к полетам в составе пяти самолетов.
Сложность пилотирования «Альбатроса» во время группового полета заключается в том, что это довольно легкий самолет, и любой порыв ветра может внести коррективы в выполнение пилотажа. Все время необходимо быть начеку. То есть, как говорится, в «автомате» полет не выполнишь, летчик постоянно работает органами управления самолета, чтобы не нарушить порядок построения в группе. В постоянном движении находятся руки, ноги, голова, в общем, все тело. Именно поэтому после полета с выполнением большого количества фигур высшего пилотажа летчики покидают самолет с чувством, словно отзанимались несколько часов подряд в тренажерном зале, причем по усиленной программе.
Самое первое масштабное выступление пилотажной группы состоялось в прошлом году над аэродромом Боровая во время открытия там музея авиации, это произошло 4 июля. А в предыдущий день «Белая Русь» приняла участие в воздушном параде, приуроченном к 65-й годовщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
— Мы очень хорошо выступили во время парада, а вечером обсудили нюансы выступления на открытии музея авиации, — рассказывает подполковник Олег Вавринюк.
— На волне успешного выступления на параде мы отлично выступили уже с полноценной собственной программой перед огромным количеством зрителей, которые собрались тогда на аэродроме Боровая. Я рад подчеркнуть, что уверен в летчиках нашей пилотажной группы. Мы вместе прошли трудный путь и изучили тонкости пилотирования самолетов друг друга. Заверю вас, если бы были сомнения, что что-то может не получиться, наше выступление просто не состоялось.
Так кто же эти профессионалы, виртуозы «воздушной акробатики», самолеты которых многие белорусы узнают с первого взгляда?
Старший штурман — начальник штурманской службы 206-го центра подготовки летного состава подполковник Валерий Хихол (первый левый ведомый). Он окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков в 1984 году. Военный летчик 1-го класса с налетом более 1550 часов на самолетах Л-29, МиГ-21, Л-39, Су-25. Конечно же, Валерий Иванович гордится тем, что вошел в состав «Белой Руси», а свою работу характеризует так: «Осознание того, что у тебя нет права на ошибку, неимоверно дисциплинирует. После полета всегда переполняют эмоции и первое, что хочется сделать — это высказаться, обсудить все, что произошло в небе».
Командир учебно-тренировочной эскадрильи майор Леонид Гнилякевич (второй левый ведомый), также как и подполковник Вавринюк, окончил Харьковское высшее военное училище летчиков в 1988-м. До 2002 года летал летчиком-инструктором на Украине, затем в 206-й шаб в Беларуси. Военный летчик 1-го класса с общим налетом свыше 2000 часов на самолетах МиГ-21, Л-39, Су-25. Леонид Викторович признается, что ему очень нравятся нестандартные полеты в составе пилотажной группы «Белая Русь»: «Каждый из них сложен и ответствен».
Подполковник Валерий Хихол, майор Леонид Гнилякевич, подполковник Дмитрий Цалко, майор Михаил Пятков
Заместитель командира учебно-тренировочной эскадрильи центра майор Михаил Пятков — первый правый ведомый. Окончил Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков в 1991 году. Военный летчик 1-го класса, на самолетах Л-39 и Су-25 налетал свыше 1200 часов. Самыми ответственными считает выступления на воздушных парадах.
— Летать в составе пилотажной группы «Белая Русь» почетно, — с гордостью говорит Михаил Викторович. — Мы выполняем одни из самых сложных полетов, и это не может не воодушевлять.
Начальник штаба — первый заместитель начальника 206-го центра подготовки летного состава подполковник Дмитрий Цалко (второй правый ведомый) в группе занимает особое место. Именно на него возложена миссия заставлять зрителей охать и ахать с удвоенной силой, замирать с тревожно бьющимися сердцами в груди, наблюдая за выполняемыми его самолетом на разных высотах фигурами высшего пилотажа. Его сольная программа включает петли, вертикальные восьмерки с полубочкой на горке и на пикировании, бочки, виражи, форсированные виражи...
Дмитрий Павлович в 1996 году окончил Харьковское высшее военное училище летчиков, в 2004-м — командно-штабной факультет Военной академии. Военный летчик 1-го класса с общим количеством часов налета на самолетах Л-39 и Су-25 свыше 720-ти.
— При выполнении сольной программы, во-первых, необходимо соблюдать последовательность фигур, — рассказывает об особенностях пилотирования самолета в ходе показательных выступлений подполковник Дмитрий Цалко. — Во-вторых, пилотаж выполняется визуально с усиленным контролем высоты в нижней точке и скорости в нижней и верхней точках. В ходе публичного выступления важно определить и строго придерживаться оси пилотирования самолета относительно зрителей. Выполняя такой сложный полет, испытываешь не только большие физические нагрузки, но и колоссальное эмоциональное напряжение... Самое сложное для меня, думаю, было выступление 4 июля прошлого года над аэродромом Боровая. Погодные условия были не очень хорошие, да и перед таким громадным числом зрителей мне пришлось выступать впервые. Что чувствуешь после полета? Прилив адреналина и эмоции просто переполняют, из самолета выходишь с таким чувством, словно у тебя за спиной появились крылья. Есть только ты и небо, и никаких земных бытовых проблем...
Как руководитель пилотажной группы подполковник Олег Вавринюк все-таки более сдержан. Он признается, что в завершение выступления всегда думает о результате:
— Приземлившись, необходимо в первую очередь сделать разбор полетов. Для того чтобы будущие выступления были более зрелищными, мы рассматриваем все нюансы совершенного полета — кто, когда и в какой момент отстал, не вовремя довернул самолет и так далее. Ведь с земли очень хорошо видны эти погрешности, а в идеале их не должно быть вообще, к этому мы и стремимся.
* * *
Сейчас у пилотажной группы «Белая Русь» уже наработана хорошая программа показательных выступлений, но летчики, конечно же, хотят еще больше времени уделять полетам. Тем более что группа нештатная и у каждого есть свои должностные обязанности в составе центра подготовки летного состава. Особенно в летний период летчики практически все свое время отдают подготовке курсантов-летчиков авиационного факультета Военной академии Республики Беларусь. А чтобы не утратить навыки уникального пилотирования, два раза в месяц обязательно совершают вылеты полным составом «Белой Руси». Но в период подготовки к показательным выступлениям, конечно же, все по-другому.
Сейчас состав пилотажной группы «Белая Русь» неизменен. Но асы уже готовят себе смену — выполняют полеты с наиболее перспективными в этом отношении летчиками. Есть среди молодежи те, кому они доверяют выполнять фигуры высшего пилотажа в составе группы, пока, правда, только во время тренировок…
Пилотажная группа «Белая Русь» на воздушном параде, приуроченном к 65-й годовщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. 3 июля 2009 года.
Выступление пилотажной группы "Белая Русь" над аэродромом Боровая во время открытия Музея авиационной техники. 4 июля 2009 года.
Первая пара на промежуточной посадке в Мачулищах. Декабрь 2005 г.
Подготовка к празднику. Лида, июль 2006 года.
К.Яборов
Серьезный авиационный инцидент произошел в 206-й шаб 26 июня 2006 года при вылете шестерки Л-39 "Альбатрос" пилотажной группы "Белая Русь" на аэродром Мачулищи под Минском для тренировок к параду в честь Дня Независимости Республики Беларусь и 62-й годовщины освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. В момент отрыва от земли от шасси Л-39 с бортовым номером «02» (заводской № 834308) отделилось колесо. Пилотировал этот борт Константин Яборов. Его ведущий - командир базы полковник Игорь Голуб - дал подчиненному команду выйти из строя. Когда Л-39 отошел от группы, находящиеся в воздухе пилоты начали осматривать самолет, чтобы выяснить масштабы поломки: разрушилась пневматика шасси или все же отвалилось колесо. Подтвердилось последнее. В последствии комиссия по расследованию заключила: конструктивно-производственный недостаток узла шасси, который невозможно было обнаружить. Было принято решение садиться без шасси на фюзеляж на запасную посадочную полосу из уплотненного грунта.
Более часа К.Яборов кружил над лидским аэродромом, вырабатывая топливо, сделал несколько пробных заходов на полосу, выбрал место приземления. Когда остался аварийный запас керосина в 150 кг, пошел на посадку. На скорости 200 км/ч машина проскользила по земле около 150 метров, в конце движения ее развернуло на 90 градусов. Летчик при аварийной посадке не пострадал и 3 июля во время военного парада он пролетел над Минском в составе пилотажной группы "Белая Русь". Л-39 был посажен Яборовым с таким мастерством и получил столь незначительные повреждения, что его очень быстро восстановили и вновь подняли на крыло.
Указом президента Беларуси заместитель командира по летно-методической подготовке 206-й штурмовой авиационной базы Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны Беларуси подполковник Константин Яборов награжден орденом "За личное мужество".