Понедельник, 11.12.2017, 03:30
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [105]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Первые Ил-2 в бою. Тяжелый июнь.

К началу Второй мировой войны штурмовая авиация ВВС Красной Армии, находилась в состоянии поиска наиболее оптимальной организации частей и собственно самолета, соответствующего задачам штурмовой авиации, и этот процесс, к сожалению, продолжался вплоть до 22 июня 1941 года.

Командованию ВВС КА уже после первого опыта участия штурмовиков Р-5ССС в боевых действиях в ходе Гражданской войны в Испании, осенью 1936 года, стало понятно, что состоящие на вооружение штурмовой авиации самолеты Р-5ССС и штурмовая модификация двухместного истребителя Ди-6 не соответствуют современным требованиям. Действующие над полем боя на низких высотах не скоростные и маломаневренные бипланы, имели мало шансов уцелеть, в условиях противодействия скорострельных зенитных орудий калибра 20-40 мм, которые в то время массово поступали на вооружение частей зенитной артиллерии практически во всех европейских странах. Понимание этого факта было, так же как было и понимание что необходимо в срочном порядке заменить устаревшую матчасть современным специализированным самолетом «поля боя», однако решить этот вопрос оказалось далеко не просто.

Во-первых, работы по разработке бронированного штурмовика под руководством Ильюшина, начавшиеся в самом конце 1937 года, продвигались не так быстро, как хотелось бы, а во-вторых, руководству ВВС было, судя по всему, не совсем понятно какое количественное отношение должна иметь штурмовая авиация к бомбардировочной и истребительной. В-третьих, сама структура частей реформировалась с целью нахождения оптимальной схемы организации.

Сформированные в 1938 году 14 легко-штурмовых авиационных полков, штатно состояли из пяти эскадрилий – трех штурмовых и двух истребительных, всего 39 штурмовиков и 30 истребителей в полку. Первоначально эти части планировали вооружить штурмовиками БШ-1, лицензионный «Валти» V-11, но промышленность не справилась с выпуском этой машины. В результате части стали комплектовать самолетами, доставшимися от авиационных бригад и отдельных эскадрилий, на основе которых формировались полки. Штурмовые эскадрильи этих частей комплектовались не только специализированными штурмовыми самолетами Р-5ССС, ЛШ-5, Ди-6ш, но зачастую и обычными Р-5, Р-Зет и Р-10 - совершенно не подходящими для штурмовых действий. Истребительные эскадрильи получили в основном И-15бис и Ди-6, в 12-м ЛШАП использовались И-16, а зачастую эксплуатировали и обычные штурмовики Р-5ССС, ЛШ-5, Ди-6ш.

Такая структура просуществовала недолго, уже в 1939 году произошли первые серьезные изменения, 16-й ЛШАП ДВФ был переформирован в истребительный, а немного позднее, уже в 1940 году, 10-й и 13-й ЛШАП ВВС СибВО перевооружили на СБ.  Таким образом, к концу 1940 года в составе ВВС РККА остались 11 полков, которые в августе 1940 года получили новую аббревиатуру – ШАП, то есть: штурмовые авиационные полки. Вместе с переименованием поменялась и структура частей, по новому штату теперь в каждом полку все пять эскадрилий должны были быть штурмовыми.

Так как производство нового ударного самолета все еще задерживалось, то в качестве временной замены штурмовику Бш-2 (впоследствии Ил-2), было принято решение перевооружить штурмовые полки на устаревшие истребители И-15бис. Этот процесс начался еще в 1939 году, однако дело двигалось крайне медленно и затянулось практически на полтора года.  Даже к 1 сентября 1940 года перевооружение все еще не закончилось, например, 61-й ШАП еще эксплуатировал Р-5ССС, 106-й ШАП продолжал летать на Ди-6, а 62-й ШАП только что сдал свои Р-5ССС, и в его боевом составе имелось всего лишь 20 И-15бис. В итоге 61-й и 62-й ШАП в конце 1940, а 106 ШАП в начале 1941 года, вместо И-15бис, получили на вооружение более современные самолеты И-153 «Чайка». Весь остальной антиквариат полки списали с баланса, в основном Р-5ССС, Р-Зет и Р-10 пошли на укомплектование корпусных разведывательных эскадрилий и летных школ.

Таким образом, штурмовые полки, фактически вооружались легкими пикирующими бомбардировщиками И-15бис/И-153, и организовывали учебно-боевую подготовку с упором на отработку истребительно-бомбардировочных задач, важнейшей составляющей которых являлось обучение личного состава бомбометанию с пикирования.  

Дальнейшие события, связанные с реформированием штурмовой авиации, пришли вместе с крупномасштабным развертыванием ВВС КА весной 1941 года. Согласно этому решению формировались 241-й ШАП в составе ВВС ПрибОВО, 190 –й ШАП в ЗапОВО, 253-й ШАП в КОВО и 235-й в ЛВО.

 Но как говорится, это было только началом. Практически одновременно с принятием этого решения, в недрах управления ВВС КА «созрел» так называемый «План перевооружения частей ВВС КА на 1941 год»,  утвержденный 24.01.41г. Согласно этому плану, предполагалось полное перевооружение штурмовых полков, в том числе вновь формируемых, на Ил-2. Кроме выше названных, к концу 1941 года, надлежало перевооружить еще шесть полков: 174-й и 175-й в МВО, 205-й СБАП в ЛВО, 215-й СБАП в ЗапОВО, 243-й и 245-й СБАП в КОВО,  232-й СБАП  и 11-й ЛБАП в ОдВО, и 4-й ЛБАП в ХВО.

Всего в составе ВВС к концу года должно было быть 24 штурмовых полка, вооруженных самолетами Ил-2.

Как уже упоминалось выше, выпуск нового самолета Ил-2 заводами промышленности разворачивался с большим трудом. Поставки самолетов в войска начались только 31 мая, в этот день 5 первых самолетов были переданы личному составу 4-й ШАП. С 16 июня планировали начать войсковые испытания Ил-2 в этом полку, видимо из-за расположения недалеко от завода производителя, 4-й ШАП и был выбран в качестве первоочередного на укомплектование.

К 22 июня 1941 года в войска было передано 93 штурмовика, и еще 3 самолета в мае были отправлены для проведения испытаний, 2 самолета 24 мая в НИИ ВВС, а 30.05 еще 1 в ЛИИ.

К 22 июня Ил-2 поступили в 4 ШАП – 61 Ил-2, остальные самолеты переданы для переучивания личного состава: 8 в 74-й ШАП, 1 в 190 ШАП, 5 в 61-й ШАП и по 6 в 66-й, 62- и 65-й ШАП.

Согласно «Плана переучивания», процесс был организован следующим образом. Сначала переучивались в Воронеже на заводе №18 по 5-6 человек из каждого полка: командира полка и 4-5 командиров эскадрилий. После чего они должны были получить самолеты, перегнать их в свою часть и переучить самостоятельно личный состав. Командный состав 19 человек от 4, 74, 66 и 190 ШАП переучился в первую очередь, с 29 мая по 8 июня. Вторая группа 20 человек закончила переучивание к 15 июня, но самолеты передавались не одномоментно, а в течение нескольких дней, поэтому к 22 июня полученные Ил-2 удалось перегнать в части далеко не всем. Утром первого дня войны 4 Ил-2 74-го ШАП находились на аэродроме Малые Взводы, а 5 Ил-2 66-й ШАП на аэродроме Куровицы. Приступить к вывозке личного состава смогли только в 74-м ШАП, где было переучено к 20 июня 8 летчиков. Самолеты 66-го ШАП были перегнаны в Куровицы только вечером 21 июня, поэтому приступить к освоению личный состав не успел. Еще некоторое количество самолетов находилось в стадии переброски на аэродромах: 5 Ил-2 61-го ШАП в Вильнюсе, 4 Ил-2 74-го ШАП в Бобруйске, 1 Ил-2 190-го ШАП в Черлене. Самолеты Ил-2 65-го и 62-го ШАП по невыясненным причинам оставались в Воронеже.

Самолеты Ил-2 61-го ШАП оставленные из-за боевых повреждений на аэродроме Вильнюс.

Самолеты Ил-2 61-го ШАП, реконструкция по фотографиям, художник И.Злобин.

Самолет Ил-2 190-го ШАП оставленный из-за боевых повреждений на аэродроме Черлена.

Единственным авиаполком, полностью получившим к 22 июня Ил-2, стал 4-й ЛБАП, переименованный по такому случаю в ШАП.

БЧС полка на 25.06.41г. 62 Ил-2, 1 Су-2, 3 У-2, 3 Р-Зет, 2 СБ. 20 летчиков, 49 пилотов.

управление полка 2 Ил-2 и 1 Су-2, 3 летчика;

1-я эскадрилья 12 Ил-2, 4 летчика, 9 пилотов;

2-я эскадрилья 12 Ил-2 (2 не испр.), 3 летчика, 10 пилотов;

3-я эскадрилья 12 Ил-2 (1 не испр.), 3 летчика, 9 пилотов;

4-я эскадрилья 12 Ил-2 (1 не испр.), 4 летчика, 9 пилотов;

5-я эскадрилья 12 Ил-2 (1 не испр.), 3 летчика, 12 пилотов.

Причем самолеты ему передавались и после 22 июня, всего к 26.06 полк принял 72 Ил-2.

С 12 июня на Ил-2 были выпущены 63 пилота, в том числе управление полка 3 летчика, 4 командира эскадрильи, 2 заместителя командиров эскадрилий по п/ч, 10 замкомэсков. В документах полка отмечено, что личный состав освоил самолет за 5 дней, однако очевидно, что за такой срок подготовить экипажи было невозможно, и вплоть до конца дня 26 июня летчики интенсивно тренировались в технике пилотирования. К отработке боевого применения не приступали, полетов на стрельбу и бомбометание выполнить не удалось.

Первыми в боевых действиях приняли участие самолеты 74-го и 66-го ШАП, собственно уже 22 июня самолеты этих полков пострадали от бомбоштурмовых ударов немецкой авиации. На аэродроме Куровицы было уничтожено 2 и поврежден один Ил-2 66-го ШАП. А на аэродроме Малые Взводы уничтожены и повреждены 4 Ил-2 74-го ШАП.

Пара Ил-2 66-го ШАП уничтоженных на аэродроме Куровицы 22 июня 1941г.

Ил-2 74-го ШАП оставленный из-за повреждений на аэродроме Малые Взводы 22 июня 1941г.

25 июня 1941 года первые боевые вылеты на Ил-2 в Великой Отечественной войне, совершили летчики 74-го и 66-го ШАП.

Остатки 74-го ШАП сосредоточились в Бобруйске 23-24 июня без самолетов, и было принято решение использовать, «застрявшие» там 4 Ил-2, по прямому назначению.

Согласно оперативной сводке 13-й БАД пара Ил-2 выполнила боевой вылет на штурмовку мотомехколонны немцев на дороге ст.Грудополь – ст.Косов. Из подробностей известно только то, что оба самолета получили пробоины от пуль и осколков. Имена пилотов, выполнивших первый вылеты, в документах не упомянуты. Всего пилоты полка выполнили 15 боевых вылетов, видимо не позднее вечера 27 июня личный состав 74-й ШАП эвакуировали из Бобруйска, тогда же видимо последний раз летали, а уже 30 июня полк прибыл в Воронеж для переформирования.

Ил-2 74-го ШАП оставленные из-за повреждений на аэродроме Бобруйск.

Самолеты Ил-2 74-го ШАП, реконструкция по фотографиям, художник И.Злобин.

25 июня один Ил-2 66-го ШАП летал на разведку дорог в районе Станиславчик. Второй вылет был совершен 29 июня, так же на разведку войск противника, в районах Комарно – Яворов – Грудек-Ягелонский. 30 июня один Ил-2 был уничтожен немецкими самолетами на аэродроме Зубово, и оставшиеся 2 Ил-2 перегнали на аэродром Умань, где передали в 44-ю ИАД. Самолеты были использованы для разведки, так как полк не имел РС, а пушки и бомбардировочное вооружение имели производственные дефекты, устранение которых требовало значительных усилий техсостава.

26 июня 63 Ил-2 4-го ШАП начали перебазирование на фронт, 9 Ил-2 (3 не испр.) остались в Богодухове. Правда, промежуточного аэродрома Карачев смогли достичь только 57 машин, остальные произвели вынужденные посадки из-за нехватки горючего, причем один Ил-2 №1860504 был разбит младшим лейтенантом В.Н.Шаховым, еще два самолета были оставлены в Карачеве из-за неисправностей. На следующий день 55 самолетов перелетели в Старый Быхов, и в этот день были выполнены первые боевые вылеты.

  27.06 три Ил-2 1-й эскадрильи ведущий командир эскадрильи капитан П.В.Спицын, ведомые замкомэски капитан К.Н.Холобаев и ст.политрук С.Я Дрюков выполнили разведывательный полет в район Бобруйска. В результате огня ЗА получил повреждения Ил-2 №2004, пилот капитан Холобаев довел самолет до аэродрома, но при посадке самолет был разбит.

  28.06 разведывательные вылеты в район Бобруйска выполнили 6 Ил-2, сбросив на противника 32 бомбы, все самолеты вернулись на аэродром

29.06 частям ВВС ЗФ была поставлена задача на уничтожение танков и мотопехоты в районе Бобруйска. Выполнив ранним утром 9 вылетов на разведку, полк определил цели, которые, однако были атакованы только вечером, с 18:00 по 21:00. Первую половину дня техсостав лихорадочно регулировал вооружение, так как в первых вылетах пушки ШВАК давали массовые отказы.

Всего за день самолеты полка выполнили 64 боевых вылета, из них 35 на атаку переправ и мостов в Бобруйске. Было сброшено 106 ФАБ-50, 864 АО-2,5; выпущено 424 РС; израсходовано 5200 снарядов ШВАК и 40000 патронов ШКАС. Из боевых вылетов не вернулись 12 самолетов, 4 были сбиты в воздушном бою, 8 пропали без вести. Еще 4 самолета произвели вынужденные посадки на аэродром, из них два с боевыми повреждениями, два по не боевым причинам, из-за неисправностей.

Не вернулись на свой аэродром следующие самолеты:

1-й эскадрилья: №1860902 зам.комэска ст. лейтенант В.Т.Филиппов, №1861701 мл. лейтенант Г.П.Чухно, №1864903 лейтенант Н.Д.Конов, №1861501 лейтенант М.Шакирджанов.

2-й эскадрилья: №1861504 ст. лейтенант И.А.Пятышкин, №1863104 мл. лейтенант Н.А.Грицевич.

3-й эскадрилья: №1861503 зам.комэска ст. лейтенант А.Д.Кузьмин, №1864604 ст. лейтенант С.Я.Готгельф.

4-й эскадрилья: №1862502 лейтенант М.С.Варфоломеев.

5-й эскадрилья: №1862803 лейтенант А.М.Пушин, №1860402 мл. лейтенант Е.П.Сосник, №1861304 лейтенант В.Д.Баранов.

Примечательно, что немецкие истребители заявили про уничтожение только 5 самолетов, подходящих по описанию на Ил-2. В 19:30 1 V-11 заявил оберлейтенант Х.Грассер из штаба JG51, 1 R-10 в 19:55 12/JG51 и 3 Skua (!) в 20:48 – 20:52 штаб I/JG51. Остальные самолеты были сбиты огнем ЗА и потеряны из-за отказов техники и ошибок пилотов. Причем принимая во внимание соотношение 1:1 боевых и не боевых повреждений у самолетов, совершивших вынужденные посадки, не будет преувеличением, отнести примерно половину не вернувшихся самолетов, к потерянным по небоевым причинам.

Самолеты, совершившие вынужденные посадки: ст. лейтенант С.В.Плешков, из 5-й эскадрильи разбил Ил-2 №1861601 в районе Могилева, лейтенант С.Р.Сороков №1860404 в районе Рогачева, а Ил-2 №1864204 разбил на аэродроме летчик той-же эскадрильи мл. лейтенант К.И.Кротов, номер еще одного самолета не установлен.

Противник ответил на эти действия около 22.00. Потерь избежать не удалось, при бомбежке аэродрома Старый Быхов немецкими самолетами погибли командир 2-й эскадрильи капитан А.Н.Крысин, командир звена ст.лейтенант И.В.Захаркин и пилот мл.лейтенант А.В.Мещеряков. 4 Ил-2 взлетели для того что бы избежать уничтожения на земле, но после окончания налета, в темноте при посадке Ил-2 №1860205, был разбит командиром 1-й эскадрильи капитаном Спицыным.

Это бы первый день, по-настоящему массированного использования самолетов Ил-2, к сожалению, собственно и последний. Тяжелые потери, понесенные 1-й, 2-й и 5-й эскадрильями, серьезно снизили боеспособность этих подразделений. К вечеру в составе полка было 37 исправных Ил-2 и 38 летчиков.

30 июня было выполнено 36 боевых вылетов, кроме действий по скоплениям войск и переправам, в 12:45 - 14:00 15 Ил-2 был осуществлен налет на аэродром Бобруйск. Экипажи полка заявили о больших потерях немецких самолетов на земле, однако документы противника это не подтверждают. Из боевых вылетов не вернулись 6 Ил-2, больше всего пострадали 4-я эскадрилья, потерявшая три экипажа.

1-я эскадрилья №1860802 ст. лейтенант С.С.Слепцов.

3-я эскадрилья: №1864503 зам.комэска ст. лейтенант Ф.И.Сигида, №1861201 ст. лейтенант В.И.Подлобный.

4-я эскадрилья: №1864304 зам.комэска ст.лейтенант Н.М.Голубев, №1861604 ст.лейтенант В.И.Шульгин, №1861202 мл. лейтенантА.Т.Лапшов

В указанное время немецкие пилоты при отражении налетов на Бобруйский аэродром заявили 6 побед, над одномоторными самолетами похожими на Ил-2.

В 12:50 1 V-11 заявил командир III/JG51 хауптман Р.Леппла, а с 14:10 по 14:30 победы над 5 Р-10 заявили пилоты IV/JG51 в том числе командир 12 штаффеля оберлейтенант К-Г. Нордманн.  

В тот же день при вынужденных посадках в Бобруйске повредили свои самолеты лейтенант Г.Д.Столетний Ил-2 №3303 из 4-й эскадрильи и Н.Ф.Синяков Ил-2 №1102 из 2-й эскадрильи.

К вечеру 30.06 в полку осталось 36 самолетов, из которых несколько были неисправны.

1 июля стало своеобразным днем подведения итогов боевой деятельности новейших штурмовиков в первые дни войны. В первой половине дня экипажи выполнили 2 вылета на разведку и 12 для атаки войска противника в районе Бобруйска. Ил-2 действовали звеньями с 15:00. Немцы оказывали противодействие, перехватчиками из 5/JG51 в 17:36 было заявлено о победе над одним V-11.

Советские документы подтверждают потерю в районе Бобруйска самолета 3-й эскадрильи №1863704, пилот лейтенант А.С.Валькович. Кроме того, в ходе этих вылетов были потеряны еще четыре самолета. Три из 1-й эскадрильи: зам.командира эскадрильи по п/ч ст.политрук Дрюков совершил вынужденную посадку (номер самолета не известен), Ил-2 №1864103 был разбит на вынужденной посадке мл.лейтенантом Н.А.Лобановым, пилот получил ранение, а мл.лейтенант И.Г.Иванов повредил Ил-2 №1861502 уже в Бобруйске, пилот не пострадал. И один из 5-й эскадрильи: Ил-2 №1861303 мл.лейтенант К.П.Карпенко - не пострадал.

В связи с продвижением мехчастей противника на Старый Быхов и систематических налетов авиации противника, было принято решение перебазировать 4-й ШАП на аэродром Климовичи. Всего в 20:10 смогли стартовать 24 Ил-2, еще 8 самолетов (№1861102, 1861502, 1863303, 1861303, 1862004, 1864204, 1860205, один неизвестен) были переданы в 285 стационарные мастерские, располагавшиеся тут же, на аэродроме Старый Быхов, впоследствии эти машины были оставлены при отступлении.

Ил-2 4-го ШАП тактический №2 красный, предположительно заводской №2004, летчик заместитель командира 1-й эскадрильи капитан К.Н.Холобаев.

Ил-2, тактический №5/2 предположительно 5-й эскадрильи 4-го ШАП, передан 1.07.41г., в 285 СТАМ оставленные, из-за повреждений, на аэродроме Старый Быхов.

Самолет заводской №1863303, тактический №11 из 4-й эскадрильи 4-го ШАП пилот лейтенант Г.Д.Столетний, поврежден 30.06.41г., передан в 285 СТАМ, впоследствии оставлен при отступлении.

Самолет тактический №2/4, предположительно заводской №1861102, из 2-й эскадрильи 4-го ШАП пилот мл.лейтенант Н.Ф.Синяков, поврежден 30.06.41г., передан в 285 СТАМ, впоследствии оставлен при отступлении.

Самолеты Ил-2 4-го ШАП, реконструкция по фотографиям, художник И.Злобин. Предположительная схема обозначений в 4-м ШАП, 1-я эскадрилья цвет номера “красный”, 4-я эскадрилья цвет номера “белый”, 2, 3 и 5 эскадрильи: в числители номер эскадрильи, а знаменателе порядковый номер самолета в эскадрилье.

Однако долететь до нового аэродрома удалось только 5 самолетам, остальные 19 Ил-2 из-за резко ухудшившейся погоды, грозовой фронт, проливной дождь, потеряли ориентировку и выполнили вынужденные посадки в разных местах. Из севших самолетов 7 было исправно и к 3 июня эти экипажи собрались в Климовичах. Еще шесть удалось восстановить и в течении 10 дней, один самолет был разбит совершенно при этом один пилот ст.лейтенант А.И.Булавин погиб, а еще пять машин не восстанавливались, частично были разобраны на запчасти.

Вследствие этого трагического происшествия полк на десять дней потерял реальную боеспособность, и фактически был выключен из борьбы, выполняя по 3-5 вылетов в день, и занимаясь восстановлением матчасти и тренировкой личного состава.

Подводя итоги, отметим, что самолеты Ил-2 на 22 июня, в частях ВВС КА имелись в минимальных количествах, не были освоены, и фактически представляли собой учебные самолеты, предназначенные для тренировки личного состава.

Единственный авиаполк, полностью укомплектованный новейшим штурмовиком, не имел опыта боевого применения и вообще учебно-боевой подготовки штурмовой авиации, потому что до весны 1941 года являлся бомбардировочным полком. Пилоты не имели возможности провести полноценную подготовку, не летали строем и по маршруту, не стреляли и не бомбили. Так как ранее полк, летал на самолетах Р-Зет, где был штурман, то штурманская подготовка летчиков была на низком уровне, что во многом повлияло на потери при перелете 1 июля. Сами самолеты страдали многочисленными конструктивными и производственными недостатками. Все выше перечисленное предопределило минимальную эффективность боевого применения новейшего штурмовика. Собственно, очевидно, что никакого серьезного влияния на ход боевых действий оказано не было, противник, скорее всего вообще не заметил появления нового самолета, и это видно даже из донесений немецких пилотов, постоянно называвших «ильюшинскую» машину совершенно непохожими на Ил-2 самолетами: Р-10 или «Валти», или даже «Скюа». Понесенные потери были совершенно неоправданными и по большому счету, до достижения боеготовности, вообще не имело смысла бросать 4-й ШАП в бой.

Для того чтобы стать действительно полноценным штурмовиком - «летающим танком», потребовалось еще очень много времени, тяжелых потерь летчиков и стрелков-радистов, титанических усилий конструкторов и производственников, по совершенствованию самолета и его вооружения, работы летного и технического состава штурмовой авиации в совершенствовании тактики действий и боевой подготовки.

Михаил Тимин

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (04.05.2017)
Просмотров: 339 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017