Понедельник, 23.10.2017, 09:13
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [103]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Опалённые крылья мечты.

ОПАЛЁННЫЕ КРЫЛЬЯ МЕЧТЫ

Удивительно, но до сегодняшнего дня этой темы не касалась рука исследователя. Владимир Колотков и Александр Самович впервые провели анализ имеющихся архивных документов о средней спецшколе Военно-воздушных сил № 18.

   Она просуществовала в Минске менее полугода. Началась война… Среди оборонных мероприятий, проводимых в Белоруссии и других республиках накануне Великой Отечественной войны, важное значение придавалось подготовке военных кадров. Именно тогда появились специальные школы – средние общеобразовательные учебные заведения наркоматов просвещения союзных республик, готовившие юношей 8 – 10-х классов к поступлению в военные училища. В 1940 году к существовавшим в Советском Союзе с 1937 года артиллерийским школам добавились военно-авиационные и военно-морские. Перед самой войной в БССР была создана Минская средняя спецшкола ВВС. В докладных записках и других документах того времени она именовалась как «Минская специальная школа Военно-воздушных сил Красной Армии», «специальная средняя школа военно-воздушных сил НКП БССР» или просто «спецшкола ВВС».

   К сожалению, в отечественной научной и научно-популярной литературе история довоенной средней спецшколы ВВС в Минске пока мало изучена.

   Некоторые сведения о ней содержатся в статье полковника в отставке Е.П.Толмачёва «Организовать… авиационные спецшколы… по типу артиллерийских», опубликованной в первом номере российского «Военно-исторического журнала» за 2006 год.

   Реконструировать эпизоды деятельности Минской средней спецшколы ВВС помогают оригинальные документы, хранящиеся в Национальном архиве Республики Беларусь: протоколы заседаний Бюро ЦК КП(б)Б, докладные записки директора спецшколы и другие материалы.

   Решение о создании в ряде крупных городов СССР специальных школ для Военно-воздушных сил страны было принято советским правительством в ноябре 1940 года. В соответствующем постановлении предлагалось Совнаркомам РСФСР, УССР, БССР, Грузинской ССР и Армянской ССР организовать в системе народных комиссариатов просвещения 20 специальных средних школ Военно-воздушных сил в составе восьмого, девятого и десятого классов. Одновременно было утверждено и Положение о спецшколах ВВС. При этом каждая из них получила свой порядковый номер, в том числе минская – № 18.

   Практически в одно время с союзными властями Бюро ЦК КП(б)Б 18 ноября 1940 года приняло решение создать в Минске на базе средней школы № 21 среднюю специальную школу Военно-воздушных сил. На организацию этого учебного заведения партийным руководством БССР отводились предельно короткие сроки: до 20 ноября подобрать помещение, до 25 ноября представить на утверждение в ЦК КП(б)Б кандидатуры преподавателей и директора школы, до 5 декабря утвердить учебные планы, до 25 декабря осуществить прием учащихся и со 2 января 1941 года начать учебные занятия.

   Однако в такие жесткие сроки создать в Минске среднюю спецшколу ВВС оказалось непростым делом.

   Поэтому 18 – 19 декабря 1940 г. Бюро ЦК КП(б)Б даже специально рассмотрело на своем заседании вопрос «О подготовке к началу учебного года специальной военно-воздушных сил средней школы гор. Минска».

   Как следует из первоначального (неотредактированного) проекта партийного постановления по этому вопросу, к тому времени создаваемое учебное заведение удалось укомплектовать учащимися лишь наполовину, не был утвержден состав преподавателей, а у Наркомпроса БССР, в чье ведение поступала школа, отсутствовали соответствующие программы и учебные планы. Чтобы исправить сложившееся неудовлетворительное положение, Бюро ЦК КП(б)Б постановило разрешить Народному комиссариату просвещения Белорусской ССР доукомплектовать школу за счет учеников 8, 9 и 10-х классов из других городов восточных (!) областей республики и поручило республиканскому правительству (Совету Народных Комиссаров) решить вопрос с организацией интерната и столовой для иногородних учащихся.

   Минская средняя специальная школа Военно-воздушных сил организовывалась «в целях подготовки кадров для комплектования военных авиационных училищ летчиков и летчиков-наблюдателей ВВС Красной Армии» в системе Народного комиссариата просвещения БССР. Ее первый набор состоял из 500 человек (200 учеников в восьмом и по 150 в девятом и десятом классах). При этом Наркомату легкой промышленности БССР поручался пошив особой военной форменной одежды для учащихся спецшколы. Форма одежды, как они себя называли, «спецов», подразделялась на летнюю и зимнюю. Голубые петлицы хлопчатобумажных гимнастерок учащихся украшали эмблемы ВВС – «птичка» и треугольные знаки различия, позволявшие отличить младших командиров от рядовых воспитанников. На петлицах также имелись буквы «СШ».

   Структурно школа напоминала армейское подразделение и делилась на роты и взводы. В учебном заведении всё подчинялось строгому воинскому распорядку.

   В то же время начальники (директора) Минской и других военно-авиационных школ назначались из числа гражданских лиц Народным комиссариатом просвещения соответствующей республики, но с согласия Управления учебными заведениями ВВС Красной Армии. Директором Минской средней спецшколы ВВС, как явствует из архивных документов, стал Ф.К. Кобля.

   Школьников, желавших попасть в Минскую среднюю спецшколу ВВС, оказалось немало. Это были юноши, окончившие семилетнюю школу с отличными и хорошими оценками. Учебным планом школы, утвержденным наркомом просвещения БССР Ураловой в конце 1940 года, предусматривалось изучение 17 учебных дисциплин, в том числе военной подготовки. По сравнению с массовой средней школой, здесь больше времени уделяли изучению русского языка, алгебры, тригонометрии, химии и черчения.

   Общежитие для иногородних находилось на Заславской улице в доме № 33. Комнаты в общежитии предоставил и Политехнический институт. Тем не менее мест катастрофически не хватало. В комнатах, рассчитанных на 5 – 6 человек, размещалось не меньше одиннадцати.

   Не назовешь отменным и обеспечение. Треть учеников ходили в изношенной обуви, не имели в запасе нательного белья; в общежитиях отсутствовали изоляторы для больных, кипяченая вода, не хватало тумбочек, столов, стульев…

   С началом войны сведения о деятельности средней спецшколы ВВС в Минске обрываются. По всей видимости, эвакуироваться в тыл ей не удалось. Неизвестно также, получилось ли у руководства школы хотя бы частично провести перед этим выездной лагерный сбор. 31 мая 1941 года директор Кобля докладывал в военный отдел ЦК КП(б)Б о материальных трудностях в организации лагеря спецшколы в районе деревни Сморки Борисовского района (120 км от Минска), куда 350 учащихся должны были прибыть 15 июня того же года.

   В послевоенные годы Минская средняя спецшкола ВВС не была восстановлена. Тем не менее подготовка молодежи к поступлению в военно-авиационные училища в столице Белоруссии полностью не прекратилась. Ее частично осуществлял Минский аэроклуб.

Источник: журнал "Армия"
 
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (08.01.2014)
Просмотров: 476 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Около 40 тысяч выпускников вышли из стен специальных средних школ Военно-воздушных сил, существовавших в СССР с 1940 по 1955 год.

Постановлением Совета Народных комиссаров СССР от 6 ноября 1940 года № 2276 предписывалось организовать такие школы ВВС в Москве – № 1, в Ленинграде – № 2, в Иванове – № 3, в Курске – № 4, в Горьком – № 5, в Воронеже – № 6, в Сталинграде – № 7, в Саратове – № 8, в Казани – № 9, в Ростове-на-Дону – № 10, в Свердловске – № 11, в Краснодаре – № 12, в Киеве – № 13, в Одессе – № 14, в Днепропетровске – № 15, в Харькове – № 16, в Тбилиси – № 17, в Минске – № 18, в Ворошиловграде – № 19, в Ереване – № 20.

Форму одежды для учащихся спецшкол определял лично нарком обороны И.Сталин.

В послевоенный период руководство страны предпочло военной авиации ракетное оружие, и по волевому решению Никиты Хрущева в июле 1955 года спецшколы ВВС были закрыты. При упразднении школ ученикам даже не дали доучиться, их просто распустили по домам.

Среди выпускников спецшкол ВВС 23 Героя Советского Союза. Четверо удостоены этого звания дважды: летчик-штурмовик А.Брандыс, летчики-космонавты В.Комаров, А.Филипченко, В.Шаталов. Трое стали Героями Социалистического Труда: академик РАМН, хирург-офтальмолог С.Федоров, главный конструктор многоразового космического корабля «Буран» Г.Дементьев, шеф-пилот гражданской авиации Н.Шапкин. Азы будущей профессии в спецшколах ВВС постигали министр гражданской авиации СССР маршал авиации А.Волков, главнокомандующий ВВС генерал армии П.Дейнекин, главнокомандующий войсками ПВО генерал армии В.Прудников. Писатель А.Вайнер, кинооператор О.Арцеулов, кинорежиссер И.Таланкин, оперный певец Б.Штоколов, народный артист СССР и Беларуси Р.Янковский.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017