Понедельник, 11.12.2017, 12:32
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [105]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Саша
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Недолгая история авиационных военных учебных заведений на территории Белорусской ССР

НЕДОЛГАЯ ИСТОРИЯ АВИАЦИОННЫХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛОРУССКОЙ ССР

   Мысль о создании этого материала родилась у нас несколько месяцев назад, после появившегося на одном из Интернет-форумов, следующего вопроса от одного из его участников из России к «сообществу»: «И еще вопрос о Минском летном училище. Вот здесь пишут[,] что оно было в здании гимназии № 23. В принципе адрес подходит под описание. Насколько корректна информация о летном училище?». Совсем недавно на этот вопрос обратил внимание один из участников того форума из Минска, который ответил: «По отрывочной информации такое училище до войны существовало. И довольно большое здание на этом месте было (по данным аэрофотосъемки 1941 года). И развилка дорог поблизости есть (ныне это [-] развилка проспекта Независимости и ул[ицы] Я[куба] Коласа). Так что версия вполне обоснованная».
   Обратимся по первой приведённой выше Интернет-ссылке к «первоисточнику» вопроса, то есть к официальному сайту «Гімназія №23 з беларускай мовай навучання». Здесь, на странице «Гісторыя і традыцыі» мы читаем: «Гімназія №23 з беларускай мовай навучання створана на падставе рашэння Мінгарвыканкама №849 ад 18 чэрвеня 2002 г. на базе сярэдняй школы №23, адной з самых старэйшых адукацыйных устаноў г. Мінска. У 1936 – 1940 гадах у памяшканні школы размяшчалася вучылішча па падрыхтоўцы ваенных лётчыкаў».
   Нам неизвестно, откуда взяли такую «историческую информацию» создатели того сайта, но архивные документы однозначно говорят о том, что в 1940 года никакого военного авиационного училища в Минске не было. Реальная же, документально подтверждённая история авиационных военных учебных заведений на территории бывшей Белорусской ССР оказалась весьма непродолжительной…
   …Нынешний рассказ об этом мы начнём с даты 12 августа 1940 года, когда директивой Начальника Генерального Штаба Красной Армии Бориса Михайловича Шапошникова было официально создано Военное аэрофотограмметрическое училище в областном центре БССР – городе Гомеле. Менее чем через две недели, 24 августа Народный Комиссар Обороны Союза ССР Маршал Советского Союза Семён Константинович Тимошенко подписал в Москве секретный приказ № 0195 – «О переподчинении военных академий, училищ и школ главным управлениям НКО СССР и расформировании управления высших учебных заведений Красной Армии». В нём говорилось, в частности, следующее: «В связи с образованием главных управлений Нар[одного] ком[иссари]ата Обороны, отвечающих за состояние и боевую подготовку своего рода войск, приказываю: … § 2. Военно-учебные заведения Красной Армии (военные училища, школы, курсы) подчинить главным управлениям Красной Армии: … XIV. Начальнику Главного управления ВВС». В дальнейшем списке мы находим 4 вновь организуемые военные авиационные школы пилотов, дислоцированные на тогдашней территории БССР и носившие названия по населённым пунктам, в которых они были развёрнуты – Борисовскую, Гомельскую, Уречинскую и Пуховичскую. Текст данного приказа был опубликован в «открытой» литературе и неоднократно приводился на различных «страницах» Рунета, поэтому ссылки на его текст можно встретить теперь повсеместно – разумеется, вместе с теми же ошибками, которые были допущены не только при его публикациях, но и … при составлении (к сожалению, таковые ошибки встречаются и в документах столь высокого уровня!). Например, только что упомянутое нами выше Военное аэрофотограмметрическое училище в Гомеле названо там «Гомельской военной авиационной школой пилотов». В отдельных же Интернет-публикациях этого документа их «авторы» пошли ещё дальше, и вместо «Гомельская» пишут «Слонимская военная авиационная школа пилотов», совершая грубую военно-историческую ошибку: одновременное упоминание в тексте Пуховичской и Слонимской школ – это нонсенс, так как лишь в сентябре 1940 года, в связи с передислокацией первая станет второй! Кстати, в декабре всё того же, 1940-го эта военная авиационная школа пилотов совершит по территории Белоруссии уже вторую за год передислокацию, и в соответствии с новым местом своего постоянного базирования станет именоваться Поставской.
   5 февраля 1941 года тот же маршал Тимошенко подписал в Москве ещё один секретный приказ, за номером «049» - «О переименовании военных авиационных школ и училищ и переводе их на новые штаты». Полный текст этого приказа был весьма краток и гласил: «Военные авиационные школы и училища ВВС Красной Армии переименовать и перевести с 1 марта с[его] г[ода] на новые штаты согласно прилагаемому перечню». Этот самый «Перечень военных авиационных школ и училищ ВВС Красной Армии, подлежащих переименованию и переводу на новые штаты» был подготовлен в Главном Управлении Военно-Воздушных Сил Красной Армии и подписан его Начальником генерал-лейтенантом авиации Павлом Васильевичем Рычаговым и его начальником Штаба генерал-майором Дмитрием Никитичем Никшевым. В этом документе мы находим полный перечень всех авиационных военных учебных заведений по состоянию на указанную дату с их прежними и новыми полными наименованиями. Из них на территории БССР дислоцировались четыре следующие «Военные авиационные школы третьего типа»:
   - в Гомеле Гомельской области – Военное аэрофотограмметрическое училище (с 1 апреля 1941 года – Гомельская военная авиационная школа «с оставлением на старом штате»),
   - в Поставах Вилейской области – Поставская военная авиационная школа пилотов (без изменения названия, по штату ВВС РККА № 20/13-Б (бомбардировщиков),
   - в Борисове Минской области – Борисовская военная авиационная школа пилотов (полностью аналогично),
   - в Уречье Минской области – Уречская военная авиационная школа пилотов (так же полностью аналогично).
   Менее чем через месяц – 3 марта 1941 года – последовал новый интересующий нас, на этот раз совершенно секретный приказ маршала Тимошенко за номером «0017», в котором, в частности, говорилось следующее: «Согласно постановления СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) [Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Центрального Комитета Всероссийской Коммунистической Партии (большевиков)] от 25 февраля 1941 г[ода] приказываю: 1. Сформировать к 1 июня 1941 г[ода] пять военных авиационных училищ для подготовки командного состава авиации: … 5) Гомельское военное авиационное училище для подготовки штабных авиационных командиров на 400 человек переменного состава (на каждом курсе по 200 человек)».
   Все эти пять авиационных военных учебных заведений в первые дни Великой Отечественной войны оперативно были эвакуированы со ставшей театром военных действий территории БССР в глубокий советский тыл и впоследствии там переформированы. История этих советских военных авиационных училищ в самом начале войны (в частности – трагедия Поставской школы на аэродроме Михалишки 22 июня 1941 года) – это отдельная страница истории авиации на территории Белоруссии, требующая дальнейшего изучения и подробного описания…
   ...После полного освобождения в 1944 году территории Белорусской ССР от немецко-фашистских захватчиков ни одно из пяти поименованных выше авиационных военных учебных заведений сюда обратно, однако, уже не вернулось. Не было организовано здесь ни одного такового нового и вплоть до конца существования СССР в 1991 году. Поэтому история существования авиационных военных учебных заведений на территории Белорусской ССР оказалась весьма недолгой…
   (В этом материале мы намеренно не касаемся так называемых «военных авиационных школ первоначального обучения», фактически продолжавших оставаться всё теми же Аэроклубами ОСОАВИАХИМа, на базе которых они были организованы, и не успевших стать к началу войны полноценными ВОЕННЫМИ учебными заведениями. В частности, на территории БССР, всё в том же Гомеле дислоцировалась 10-я военно-авиационная школа первоначального обучения, с воспоминаниями одного из курсантов которой о первых днях Великой Отечественной пользователи Интернета могут познакомиться вот здесь).
   …Однако в определённой мере к авиационным военным учебным заведениям можно относить и такие военно-учебные подразделения, как широко распространённые в довоенные (и, особенно – в послевоенные) годы Школы младших авиационных специалистов. В Рунете им посвящена отдельная страница под названием «Сайт выпускников ШМАС». В его разделе «Список ШМАС», создатели данного сайта ведут историю Школ младших авиационных специалистов аж с 1910 года, с первых военно-учебных подразделений ещё русской авиации. В приведённом здесь списке таковых мы находим одно из них, дислоцировавшееся в дореволюционные годы на белорусской земле: «Витебск. Курсы авиа[ционных] мотористов при 4-м авиа[ционном] парке, [существовали в] 1915 [году]». Оставив подобные «исторические экзерсисы» «на совести» создателей данного сайта, выберем на этой же его странице все указанные там действительно ШМАСы, существовавшие ранее на территории нынешней Республики Беларусь. Их список, приводимый нами ниже в точном соответствии с «Интернет-оригиналом», однако, тоже окажется весьма невелик:
   «Бобруйск ([ныне – Могилёвской области,] Беларусь) [-] ОШМАС, [существовала в] 1939 [году; здесь и далее под «ОШМАС» создатели сайта имеют в виду «отдельную, окружную или объединенную ШМАС»,]
   Борисов (Минской области, Беларусь) [-] ШМАС[,]
   Витебск ([Витебской области,] Беларусь) [-] ОШМАС, 1939 [год], 15-я дивизионная ШМАС, 1941 [год,]
   Гомель ([Гомельской области,] Беларусь) [-] ОШМАС, 1939 [год], 13-я дивизионная ШМАС, 1941 [год,]
   Лунинец (Брестской области, Беларусь) [-] 134-я ШМАС[,] сформирована 15 декабря 1962 [года], передислоцирована в 1972 [году] в Поставы (Витебская обл[асть]), затем[,] в 1978 [году -] в Сморгонь (Гродненской обл[асти]), и в 1991 [году -] в Щучин (Республика Белорусь) [так в оригинале; следует читать – Гродненской области Республики Беларусь,]
   Могилев ([Могилёвской области,] Беларусь) [-] 223-я ШМАС [(]в/ч 23422[)], в 1991 [году] частично передислоцирована в Россию, частично - в Щучин (Республика Белорусь) [аналогично,]
   Орша (Витебская обл[асть, Беларусь]) [-] ОШМАС, 1939 [год,] 12-я и 17-я дивизионные ШМАС, 1941 [год]».
   Эта выборка произведена нами из списка, «громко» озаглавленного создателями сайта, как «Наиболее полный список ШМАС СССР!». К сожалению, в своей исторической, довоенной части он не может считаться ни актуальным, ни полным, ибо – как указано под этим заголовком - «Данная версия перечня от 23 июня 2009 года. Перечень пополняется и уточняется на основании сообщений гостей и участников Форума выпускников ШМАС», то есть без какого-либо использования архивных документов, каковые по предвоенному периоду и годам Великой Отечественной войны вполне доступны ныне в архивах всем желающим с ними ознакомиться.
   Так, указанная на 1941 год информация по ШМАСам на белорусской земле приведена по давно уже и неоднократно выложенному в Интернете и поэтому широко доступному дислокационному списку соединений, частей, подразделений и учреждений Белорусского особого военного округа по состоянию на 30 мая 1941 года. В этом списке есть отдельный раздел - «Авиа[ционные] училища и школы ВВС», откуда на «Сайт выпускников ШМАС» и была взята (но без какой-либо ссылки) информация, процитированная нами выше. Хотя от этой даты до начала войны оставалось меньше месяца, но и изучающим военную историю Отечества, и просто интересующимся ею хорошо известно, что серьёзные изменения в дислокации РККА именно на западной границе страны (то есть – и на территории тогдашней Белорусской ССР) происходили вплоть до рокового дня 22 июня 1941 года. И за эти три недели июня 1941-го на белорусской земле была организована, по меньшей мере, ещё одна Школа младших авиационных специалистов – в том же самом городе Поставы Витебской области, где уже существовала отмеченная нами выше Военная авиационная школа пилотов (очевидно, что эта ШМАС была организована именно при ней). Из документов Поставской ШМАС на сегодняшний день уцелел лишь один (увы, всего один!) лист, найденный нами «в пыли» фондов Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ) в подмосковном Подольске. Это – список из менее чем десятка курсантов Поставской ШМАС, принявших Военную Присягу всего за несколько дней до начала Великой Отечественной…
   …Мы не считаем предложенный вашему вниманию данный материал, с текстом которого вы только что ознакомились, всеохватывающим, окончательным и исчерпывающим, а лишь «первым вылетом» по данной исторической теме. И в первую очередь - потому, что наши поиски архивных документов по недолгой истории существования авиационных военных учебных заведений на белорусской земле продолжаются!

2012 © К.Б.Стрельбицкий (Москва, Российская Федерация)
 
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Бортстрелок (09.03.2012)
Просмотров: 4911 | Комментарии: 10 | Теги: ШМАС, авиационные учебные заведения, беларусь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 10
1  
Вчера в той же теме "Райберта", с которой началось это наше исследование - http://reibert.info/forum/showthread.php?p=2646516#post2646516 - ещё один участник того Интернет-форума из Минска выложил сканы из справочника НАРБ, из которых так же вытекает, что на 1940 год никакого "авиационного училища" в Минске реально не было.

2  
Судя по тму, что на "Райберте" первый из упомянутых мной минчан поблагодарил второго, первый отказался от своей мысли, "что версия вполне обоснованная".

3  
Откуда данные, что Слонимская ВАШП в сентябре 1940 г. перебазирована в Пуховичи, а в декабре – в Поставы? Если смотреть по карте, в таких перемещениях есть логика.
Но я не вижу нонсенс и грубую военно-историческую ошибку в том, что Слонимская и Пуховичская школы существовали одновременно.

4  
Данные из документов РГВА. В своё время помогал своему другу, который пишет историю ОВВАУЛ, разворачивать её "с обратного конца". Поставская ВАШП была с началом войны эвакуирована в Оренбург, поэтому разбирал по документам её историю, которая шла от Слонимской, а та, в свой очередь, - от Пуховичской.

5  
Школы формировались почти одновременно:
1). В сборнике: «Русский архив: Великая Отечественная война: Приказы наркома обороны СССР. Т. 13 (2-1) – М.:ТЕРРА, 1994.» на страницах 126-127, под номером 59 опубликован приказ НКО СССР «О подготовке летно-технических кадров ВВС Красной Армии в 1940 году»
№ 008 от 14 марта 1940 г., подписанный К. Ворошиловым. Вот выписка из него:

Во исполнение постановления Комитета Обороны при СНК Союза ССР от 11 марта 1940 г.:
< . . . >.
2. К 1.5.40 г. сформировать 10 военно-авиационных школ пилотов в районах:
< . . . >,
Слоним — на 1 эскадрилью бомбардировщиков,
< . . . >.
3. Как временное мероприятие на базе 15 корпусных отрядов и разведывательных эскадрилий к 15.4.40 г. сформировать школы военных пилотов, по одной учебной эскадрилье в каждой, в следующих гарнизонах:
БОВО: Борисов, Уречье, Пуховичи,
< . . . >
(Документ есть и в интернете: http://militera.lib.ru/memo/russian/drabkin_ay3/13.html и др.)

6  
Директива НКО СССР Военному совету ЗапОВО о формировании новых стрелковых, артиллерийских и механизированных соединений в округе
№ орг/1/106611 4 ноября 1940 г.
Совершенно секретно
Особой важности
Военному совету Западного особого военного округа.
Копии: начальникам центральных управлений НКО (по особому списку).
В целях повышения боевой готовности войск и рационального использования личного состава для усиления боевых частей за счет сокращения второстепенных должностей, изменения системы подготовки комсостава запаса и перевода содержания курсантов войсковых школ в двенадцатитысячных дивизиях за счет соответствующих строевых подразделений, необходимо сформировать новые стрелковые, артиллерийские и механизированные соединения.
В соответствии с этим приказываю:
< . . . >
13) Исключить караульные подразделения из штатов следующих вузов ВВС КА:
а) Борисовской военной школы пилотов штат № 20/907-Г караульный взвод численностью 64 чел.;
б) Уреченской военной школы пилотов штат № 20/907-Г караульный взвод численностью 64 чел.;
в) Пуховичской военной школы пилотов штат № 20/907-А караульный взвод численностью 66 чел.;
г) Слонимской военной школы пилотов штат № 20/907-А караульный взвод численностью 66 чел.;
д) Гомельского аэрофотограмметрического военного училища штат № 20/913 караульную роту численностью 85 чел.
Несение караульной службы в перечисленных военно-учебных заведениях возложить на курсантов.
< . . . >
http://liewar.ru/content/view/219/21/1/14/

7  
Из «Донесение начальника штаба ВВС ЗапОВО С.А. Худякова в Генеральный штаб Красной Армии, штаб ВВС Красной Армии, штаб ЗапОВО о ходе первоочередных формирований в ВВС округа» № 0065963 от 19 августа 1940 г.
< . . . >
314 разведывательный авиаполк
Авиаполк формируется из 30 и 8 ДРАЭ: 2 эскадрильи — в г. Лида из 8 ДРАЭ и 3 эскадрильи— в г. Белостоке из 30 ДРАЭ. Штаб полка, за исключением начальника штаба, не укомплектован. Командир полка назначен. Эскадрильи этого полка укомплектованы кадром на 35—38%. После формирования и перевода авиашколы из Слонима в Поставы, полк будет собран в Слоним.
< . . . >
http://liewar.ru/content/view/219/1/1/10/ (смотри документ № 57)

Т. е. уже в августе 1940 г. Слонимскую ВАШП предполагали перевести в Поставы.

8  
У меня есть другая версия того, что происходило с этими школами, подчеркиваю – версия!
Обе школы Слонимская и Пуховичская начали формироваться почти одновременно и имели одноэскадрильную организацию, но отличались принципом комплектования переменным составом. Слонимская ВАШП комплектовалась выпускниками 10-х классов окончивших аэроклубы, Пуховичская – военнослужащими РККА. В конце осени (видимо, в ноябре) 1940 г. Слонимская ВАШП переброшена в Поставы, в декабре в Поставскую школу влилась Пуховичская ВАШП из-под Минска. В Поставской ВАШП стало две учебных эскадрильи.
Более определенно можно было бы сказать, если ознакомиться с историческими формулярами школ, но я очень сомневаюсь, что таковые вообще существуют.
Какую-то ясность в историю Поставской ВАШП (до декабря 1940 г.) может внести приказ НКО СССР «О мерах по увеличению количества и повышению квалификации кадров летного и технического состава ВВС» № 0065 от 6.11.1940 г. Этот документ, в соответствии с постановлением СНК СССР от 5.11.1940 г., предписывал создать дополнительно до 1 марта 1941 г. 10 новых школ пилотов. Одновременно расформировывались 10 действующих ВАШП для укрепления базы новых школ.

9  
"Более определенно можно было бы сказать, если ознакомиться с историческими формулярами школ, но я очень сомневаюсь, что таковые вообще существуют".
Ни в РГВА, ни В ЦАМО их нет, то есть их не существует sad

10  
Мудели! Прочли бы внимательно форум ШМАС. Там ясно, что написано для дураков, что вся информация взята из открытых источников. Ниkкто не преследовал цель опубликовать материалы архивов, открыть современную историю - военную тайну. Озакомтесь сначала с миссией форума - собрать по крупицам часть истории инженерной службы русской авиации, собрать вместе преподавателей и выпускников ШМАС. А наиболее полный список ШМАС - это попытка собрать такой список и ничего более...Найдите в архивах что-нибудь подобное, скажу -Спасибо! Охаить можно любую идею, а вот собрать всех в одном месте - это им не под силу!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017