Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [159]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [29]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [4]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Небом живут истребители
НЕБОМ ЖИВУТ ИСТРЕБИТЕЛИ

«АХ ТЫ, ДОРОЖКА ВЗЛЕТНАЯ...»
...Аэродром Барановичи. На своем веку ему довелось повидать разное: и трагическое, и героическое, и восторженно-праздничное. В довоенные годы, когда здесь базировались части 60-й истребительной авиационной ди­визии и 314-го отдельного разведывательного авиаполка Западного особого военного окру­га, его «взлетка» давала путевки в заоблачные дали крохотулям-истребителям И-16 и И-153, разведчикам Як-2 и Як-4, бомбардировщикам СБ. Приходится лишь сожалеть, что почти все эти крылатые машины уже в первые дни Вели­кой Отечественной были... сожжены на земле. Удар воздушной фашистской армады был на­столько мощным и неожиданным, что уцелели очень немногие.
В годы оккупации на аэродроме хозяйничали гитлеровские люфтваффе. Отсюда их «хейнкели», «юнкерсы» и «дорнье» взлетали на бом­бардировку Москвы. В победном 45-м взлетную полосу в Барановичах облюбовали краснозвез­дные штурмовики 11-й гвардейской Нежинской Краснознаменной, ордена Суворова авиацион­ной дивизии Героя Советского Союза гвардии полковника А.Наконечникова и истребители из 144-й иад. Спустя пять лет их сменили истреби­тели 39-й авиационной дивизии, призванные в связи с возросшей агрессивностью блока НАТО крепить надежность защиты западных и север­ных воздушных рубежей страны.
Помнит бетонка Барановичского военно­го аэродрома запах шин и грозных тяжелых бомбардировщиков легендарного 203-го гвар­дейского Орловского авиационного полка, бази­ровавшихся здесь до распада Советского Союза. Того самого полка, отважные соколы которого на ТБ-7 еще в 41-м бомбили Берлин - логово фашистского зверя. С уходом орловцев в начале 90-х единовлас­тными хозяевами первоклассной взлетной «до­рожки» стали летчики 61-й авиабазы.

ДИТЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»
Офицерскую юность вспоминает ветеран 61-го истребительного авиационного полка подполковник в отставке Н.Филатов:
- Почти 20 лет в истребительной авиации - самые незабываемые, яркие на впечатления времена. Мы несли боевое дежурство и в Белоруссии, и в районах Крайнего Севера. Ле­тали много, ночью и днем, на всех посильных диапазонах высот и скоростей для самолетов того времени. Наш 61-й полк был детищем «хо­лодной войны». С середины 50-х годов авиация НАТО стала систематически и нагло нарушать воздушное пространство СССР. Отпугивали мы непрошеных гостей как могли.
Так, летом 1956-го на перехват нарушителей госграницы взлетали капитаны Ю.Стажаров и Г.Соколов. Но в обоих случаях противник вклю­чал ускорители и забирался на большие высоты. Достать его на наших МиГ-17ПФ было весьма проблематично. Хотя порой и удавалось. Ис­пользуя способ «динамического потолка», майор С.Сопов однажды сблизился с «Канбер­рой» английских ВВС на дистанцию открытия огня, приготовил пушки, но приказа на пораже­ние нарушителя почему-то не последовало.
А сколько раз мы принимали беспилот­ные «подарки» - разведывательные воздуш­ные шары! Первый из них, помню хорошо, на МиГ-17Пф сбил капитан Э.Евглевский. Позже, с 1960 по 1966 год, когда наша третья авиа­эскадрилья на самолетах Як-25М выполняла задачу по охране северных границ СССР с аэ­родромов Тикси и Амдерма, счеты с шарами сводили экипажи в составе майора Л.Ткаченко и капитана Ю.Бутковского, майора В.Бутакова и капитана А.Коберника, майоров Н.Коробова и Я.Ситдикова. Да что там шары, - улыбается Николай Павлович, - капитана А.Саковича взять. Это же потенциальный Талалихин! Об этом факте мало кто знает - Сакович едва не завалил U-2 того самого Пауэрса, который в 1960 году рискнул испортить нашей стране праздник Первомая.
В тот день Анатолий Николаевич находился на одном из военных аэродромов неподалеку от Свердловска. Он, в то время командир звена, перегонял в родную часть с Новоси­бирского авиазавода сверхзвуковые самоле­ты-перехватчики Су-9. Саковича по тревоге подняли на перехват. Невзирая на то, что на борту самолета отсутствовали ракеты. Зато был приказ - атаковать по-любому, вплоть до тарана! И таранил бы, да не сработала «земля»: штурманы не смогли как следует навести пере­хватчик на цель.
Самолет-нарушитель вошел в зону «зээрвэшников», которым и достались все лавры победителей. С печальными, как известно, дальнейшими последствиями для отечественной авиации. «Такие самолеты нам не нужны!» - осерчал Никита Сергеевич и, сделав ставку на ракеты, отдал распоряжение о сокращении авиаполков. Но Саковича, надо отдать должное, министр обороны все же не забыл - за мужество вру­чил отважному пилоту золотые часы.
Политики приходили и уходили, а ави­ация, невзирая на их капризы, выжила. Ве­сомый вклад в это дело внесли и авиаторы 61-го полка. В конце 1951 года группа авиаторов(Попуванов, Мельников, Орлов, Капатилов, Басевич, Каиндин, Сандаков) убыла для выполнения ин­тернационального долга в Северную Корею, где на МиГ-15 достойно проявила себя в воздушных боях с американскими асами.
Осваивая Су-9, летчики 61-го полка в 60-х годах прошлого века впервые в Советском Союзе опробовали взлеты и посадки с грун­тового аэродрома в Пружанах. В рамках военного сотрудничества в 61-й истребительной авиабазе (1996 - 1999 гг.) ус­пешно прошел программу освоения истреби­телей МиГ-29 летный и инженерно-технический состав ряда стран Африки и Латинской Амери­ки. А сколько раз в последующие годы желание приобщиться к секретам летного мастерства приводило на аэродром Барановичи иностран­ные военные делегации! А коль едут заморские гости, значит, согласитесь, белорусское летное качество того стоит.

В НЕБЕСАХ МЫ ЛЕТАЕМ ОДНИХ
Успех к барановичским авиаторам пришел отнюдь не по мановению волшебной палочки. Были в истории 61-й иаб и черные дни. Один из таких периодов - начало 90-х годов, когда молодую армию суверенного государства бук­вально лихорадило под гнетом непродуманных перемен. Особенно несладко пришлось летчикам. Они практически не летали, их де­нежное содержание не выдерживало никакой критики. Отсутствие социальных гарантий, жилья, перспектив в службе привело к тому, что многие офицеры летного состава части ушли «на гражданку». Только за 1995 и 1996 годы с небом расстались 36 высококвалифи­цированных летчиков (от 3-го класса до «лет­чика-снайпера»).
Однако подавляющее большинство ави­аторов все же остались верны своей профес­сии, воинскому долгу - верили в перспективу белорусской военной авиации. И свет в конце тоннеля забрезжил.
В 1998 году Глава государства Александр Лукашенко побывал в гостях у авиаторов 61-й авиабазы, увидел их проблемы своими глаза­ми, пообещал помощь и поддержку. И данное слово сдержал. За прошедшие годы на базе произошли разительные перемены. - Благодаря заботе государства о чело­веке в погонах, - говорит командир 61-й иаб летчик-снайпер полковник Александр Марфицкий, - нам удалось сохранить летный со­став - цвет и гордость нации. Более того, если еще три года назад классной квалификации не имели 38 % летчиков авиабазы, то сегодня этот показатель сократился до 16%. Словом, для нас, авиаторов, наступило, считаю, новое время - время конкретных дел, небывало смелых и дерзких новаций... Сегодня в боевом строю 61-й авиабазы на­ходятся модернизированные на 558-м авиаремонтном заводе истребители МиГ-29БМ и Су-27УБМ. На МиГах белорусские авиаторы, напомним, установили 15 мировых рекор­дов в скороподъемности и скорости полета по замкнутому маршруту. Истребитель МиГ-29БМ в минувшем году достойно представил достижения белорусского военно-промышлен­ного комплекса на международном салоне МАКС-2005 в Жуковском.
Самым зрелищным моментом III Меж­дународной выставки «MILEX-2005» стала демонстрация возможностей боевого при­менения самолета Су-27УБМ на полигоне под Борисовом. Эта крылатая машина, создан­ная для завоевания господства в воздухе, успешно справилась там с задачами, ранее свойственными лишь штурмовикам и бом­бардировщикам. В более широком масштабе свои боевые возможности модернизирован­ные машины проявили в начале октября 2005 года. На авиационном полигоне Ружаны эки­пажи Су-27УБМ и МиГ-29БМ после семилетнего перерыва успешно отработали атаки назем­ных целей с реальным применением бомб 250-килограммового калибра и пушечного вооружения. Особенно отличились подпол­ковники А.Журавлевич и Ю.Осовцов, майоры А.Захарченя, А.Мороз, В.Плужник и А.Сорокин. Их снайперская работа реально показала, что и среди истребителей 61-й иаб есть мастера бомбоштурмовых ударов.
Впервые за 15 лет на вооружение авиаба­зы поступил самый «молодой» и совершен­ный в нашей военной авиации комплексный тренажер летного состава МиГ-29БМ и груп­пы руководства полетами, разработанный на Барановичском авиаремонтном заводе в кооперации с российским ОКБ «Русская Авионика». Это уникальное изделие облегчает и упрощает процесс обучения, способствует снижению затрат при переучивании летчика с одного типа самолета на другой. Электронная начинка тренажера обеспечивает имитацию самых сложных режимов полета, моделиру­ет на основе цифровых карт не только любой ландшафт местности, но и время суток, погод­ные условия. Проекционная система визуали­зации тренажера обеспечивает отображение наблюдаемого летчиком закабинного про­странства, земной поверхности, наземных и воздушных объектов и целей противника, применение всей номенклатуры вооружения самолета МиГ-29БМ.
Поистине революционными в плане пе­реоснащения для авиаторов 61-й иаб стали 2004 - 2005 годы, когда на вооружение были приняты новые образцы автоматизированных систем управления (АСУ): командного пун­кта - «Неман» и пункта наведения авиации - «Спрут». Эти новинки позволили повысить эффективность управления подразделениями истребительной авиации не менее чем на 30 процентов. Впервые их возможности и воз­можности перспективных АСУ всех звеньев системы управления ВВС и войск ПВО были продемонстрированы в 2004 году в ходе уче­ний на российском полигоне Ашулук. Не подка­чали на том учении и летчики 2-й эскадрильи 61-й иаб, уничтожившие в учебном воздуш­ном поединке аналоги крылатых ракет. От­личились подполковник В.Тоболич, майоры С.Галунко, Ю.Ковалев и М.Самойлов. Обе выделенные для них мишени «Стриж-3М» (ско­рость их полета на высоте 500 м более 2000 км/ч) были уничтожены меткими пусками ракет. Успешно поразили наши летчики и все парашютные мишени М-6.
Личный состав авиабазы неоднократно (в 1997 - 2001 гг.) принимал участие в совместных с ВВС России учениях и тренировках с посадками на аэродромах Бежецк и Ладей­ное Поле.
Кроме учений с боевой стрельбой, авиато­ры 61-й иаб продемонстрировали свое высокое мастерство и при выполнении учебно-бое­вых задач в ходе проведения комплексных учений Вооруженных Сил «Березина-2002», «Чистое небо-2003», «Щит Отечества-2004», двухсторонних командно-штабных трени­ровок Объединенной системы ПВО стран-участниц СНГ.
Несколько слов о профессионалах, знания и опыт которых бесценны. «Наш командир удалой, мы все пойдем за тобой». Вряд ли ошибусь, если этими словами из популярной песни выскажу общее мнение авиаторов 61-й иаб о полковнике Александре Марфицком. Ему подчиненные верят, для них снайперский почерк командира в небе - эта­лон летного мастерства.
Выпускник Харьковского летного училища лейтенант Марфицкий прибыл на аэродром Дземги (Комсомольск-на-Амуре), имея в ак­тиве 260 часов налета. Уже через два года сдал на 3-й класс и возглавил звено. Затем летал в Приморском крае, вырос до замкомэска. Ему настойчиво предлагали должность в Ахтубинской школе летчиков-испытателей. И не случайно: где еще такое увидишь, чтоб летчик знал «внутренности» самолета почти на уровне инженера. Но у Александра Эдуардовича мас­штаб был шире - околоземная орбита! И взял бы эту высоту, ведь Военно-воздушную акаде­мию имени Ю.А.Гагарина окончил с красным дипломом, да и многие его друзья-коллеги побывали в космосе, но непрофессионализм одного из врачей в Звездном поставил, образ­но говоря, подножку. Досадно, но что подела­ешь. Вернулся летчик на аэродром офицерской юности Дземги, принял эскадрилью. Вскоре освоил Су-27, сменил дальневосточные хо­лода на Андижан (Среднеазиатский военный округ), откуда в 1993-м прибыл в 61-й иап, а в апреле 2002-го возглавил авиабазу.
Под стать командиру и его коллеги по службе: заместитель командира иаб пол­ковник Ю.Воробьев, заместитель командира иаб по идеологической работе подполковник В.Рябухин, заместитель командира иаб по лет­ной подготовке подполковник А.Журавлевич, начальник службы безопасности полетов под­полковник П.Трухан, командир эскадрильи подполковник Ю.Осовцов, командиры звеньев майоры А.Захарченя, А.Мороз и В.Плужник, капитан А.Кривоносов, заместитель коман­дира авиационного звена капитан В.Кошиль и многие другие. Есть высококлассные мастера и среди наземных специалистов: начальник группы руководства полетами подполковник А.Мурычин, заместитель командира по тылу - начальник тыла иаб подполковник А.Дрозд, заместитель командира иаб по во­оружению майор А.Плавсюк, начальник ИАС иаб подполковник А.Варченя, инженер группы регламента авиадвигателей ТЭЧ иаб капитан И.Кружилин, начальник технического расче­та подготовки авиационного оборудования эскадрильи капитан И. Чайко, заместитель начальника ТЭЧ иаб - начальник производс­тва капитан Фурса, начальник технического расчета СД эскадрильи капитан А.Матвейчук, старший техник технического расчета подго­товки и регламента высотного оборудования и высотного снаряжения капитан О.Бачурин, старший помощник начальника оперативно­го отделения капитан А.Клименко, прапор­щики А.Нестерович, И.Кадыко. Это прежде всего их заслуга в том, что по итогам 2005 учебного года 61-я иаб заняла первое место среди частей Западного оперативно-такти­ческого командования и третье место в ВВС и войсках ПВО.
 
Из досье «Армии»
61-я истребительная авиационная база была образована 1 января 1994 года соглас­но директиве начальника Главного штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь от 5.08.1993 г. № 5/0169. Основой для ее созда­ния послужил 61-й истребительный авиаци­онный полк который был сформирован на основании директив военного министра Вооруженных Сил СССР от 15.11.1950 г. № 5/396478 и Главного штаба войск ПВО стра­ны от 20.11.1950 г. № 946215 на аэродроме Ба­рановичи в период с 15 декабря 1950 года по 1 мая 1951 года. В числе двух других полков (129-го и 201-го) 61-й иап структурно вошел в состав 39-й истребительной авиационной дивизии (иад) ПВО, позже преобразованной в 11-й корпус войск ПВО. 1 мая 1951 года полку было вручено Боевое Знамя.Этот день прика­зом военного министра от 5.09.1951 г. № 00204 определен как годовой праздник части.
Полк возглавили: подполковники В.Д.Шашенок (командир части), П.И.Мартынов (заместитель командира по политчасти), Г.В.Маточкин (начальник штаба). Первая авиационная техника, состояв­шая на вооружении полка: истребители МиГ-15 (6 единиц), УТИ МиГ-15 (1ед.), По-2 (3 ед.), Як-11 (3 ед.). В 1959 году авиаторы 61-го иап присту­пили к освоению новых самолетов: МиГ-17, Як-25М, Су-9.
В 1968 году на вооружение полка посту­пают самолеты МиГ-25П, в 1984 году - МиГ-23МЛД, в 1991году - Су-27П, в 1993 году - МиГ-29.
В соответствии с требованиями директи­вы министра обороны Республики Беларусь от 11.08.1992 года 11-й корпус ПВО был рас­формирован, 61-й иап вошел в состав Военно-Воздушных Сил Республики Беларусь.
23 мая 1996 года свой полет в бессмертие совершил подполковник Владимир Карват. Указом Президента Республики Беларусь от 21 ноября 1996 года № 484 он первым удосто­ен звания Героя Беларуси (посмертно). Прика­зом министра обороны Республики Беларусь от 22.05.1997 г. подполковник Карват навеч­но зачислен в списки 1-й авиаэскадрильи 61-й авиабазы.
10 апреля 2002 года 61-я иаб вошла в со­став Западного оперативно-тактического ко­мандования ВВС и войск ПВО Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Николай ХУДЕНКО - специально для журнала «Армия»
Источник: журнал "Армия" 2006 г. №2
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (23.05.2011)
Просмотров: 2357 | Теги: Истребители, барановичи, 61-ая иаб | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024