Понедельник, 23.10.2017, 09:13
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [103]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Небо Родины помнит

НЕБО РОДИНЫ ПОМНИТ

70 ЛЕТ 1-й (26-й) ВОЗДУШНОЙ АРМИИ

   1. 5.1942 Москва (ст. Алабино Наро-Фоминского р-на)
   2. 9.1943 Юхнов (10 км С-В)
   3. 10.1943 Дорогобуж (Ю-В 17 км)
   4. 11.1943 Красное (С 10 км)
   5. 6.1944 Орша (С 10 км.)
   6. 7.1944 Борисов (30 км В)
   7. 7.1944 Минск (34 км С-В)
   8. 7.1944 Сморгонь (9 км Ю-В)
   9. 7.1944 Вильно (18 км Ю-З)
   10. 7.1944 Каунас (31 км Ю-З)
   11. 1.1945 Гумбикнен (Восточная Пруссия)
   12. 1.1945 Инстербург (32 км З)
   13. 2.1945 Алленштайн (41 км С-В)
   14. 3.1945 Кенигсберг (52 км Ю-В)
   15. 8.1945 Бобруйск
   16. 8.1946 Минск



В соответствии с приказом Народного комиссара обороны № 0081 от 5 мая 1942 г. в целях наращивания ударной силы авиации и успешного применения массированных авиаударов воздушный флот Западного фронта был сведен в единую воздушную армию с присвоением ей наименования «1‑я воздушная армия».

Содействуя успеху наземных войск Западного, а с 1944 г. 3‑го Белорусского фронта, 1‑я ВА прошла славный боевой путь от Москвы до Кенигсберга. После войны, переименованная в 26‑ю ВА, базировалась на территории Белоруссии и входила в состав Белорусского военного округа. На базе управления частей 26‑й ВА в 1992 г. были сформированы Военно-воздушные силы Республики Беларусь.


Основой для создания 1‑й ВА явились авиационные части ВВС Западного фронта (ЗФ), которые до Великой Отечественной войны базировались на территории Белоруссии и 22 июня 1941 года первыми встретили удар немецко-фашистских войск.


В первые месяцы войны, в условиях отхода Красной Армии и стремительных ударов танковых клиньев противника, ВВС ЗФ выполняли главную задачу по уничтожению танковых и механизированных колонн противника и прикрытие с воздуха отходящих войск. В декабре 1941‑го ВВС ЗФ сыграли большую роль в битве под Москвой.

Формирование 1‑й ВА проводилось на подмосковных аэродромах. Первоначально в ее состав вошли 5 авиационных дивизий. Но уже в июне боевой состав был увеличен до 13 авиационных дивизий, на вооружении которых находилось 583 самолета. Командующим 1‑й ВА был назначен генерал-лейтенант авиации Т. Ф. Куцевалов, начальником штаба — полковник Л. С. Пронин, военным комиссаром — бригадный комиссар И. Г. Литвиненко.

В процессе формирования армии дивизии принимали участие в боевых действиях. Во второй половине мая их усилия были направлены на помощь 1‑му гвардейскому кавалерийскому корпусу генерала Белова и 4‑му воздушно-десантному корпусу генерала Казанкина.

В августе 1942‑го 1‑я ВА участвовала в Погорело-Городищенской операции Калининского фронта (в районе Ржева). Осенью того же года более половины авиационных частей и соединений армии убыли на формирование резервов и на усиление 8‑й и 16‑й ВА, действовавших на Сталинградском фронте. Поддерживая наступление войск ЗФ на юхновском, гжатском и ржевском направлениях, летчики армии выполнили более 40.000 боевых вылетов. В воздушных боях было сбито около 600 самолетов противника. Потери 1‑й ВА составили более 850 самолетов, что соответствует численности почти двух комплектов 1‑й ВА на момент ее создания.

В 1943 году, получив от промышленности новые самолеты и используя накопленный в смертельных схватках боевой опыт, 1‑я ВА перешла к активной борьбе за завоевание господства в воздухе. В марте 1943‑го в состав армии была включена французская истребительная авиаэскадрилья «Нормандия», в последующем преобразованная в истребительный авиаполк «Нормандия — Неман». За годы войны французские летчики уничтожили 266 самолетов противника.

В ходе Жиздро-Людиновской операции 1‑я ВА содействовала боевым действиям наземных войск. Весной и летом участвовала в двух воздушных операциях по уничтожению авиации противника на аэродромах. В результате было уничтожено около 268 самолетов. В июле 1943‑го 1‑я ВА, усиленная авиационными корпусами Резерва Верховного Главнокомандования, приняла активное участие в Курской битве. В августе и сентябре она содействовала наземным войскам Западного фронта в Смоленской стратегической наступательной операции.

За успешные боевые действия 16 авиационных частей и соединений 1‑й ВА стали гвардейскими. Особо отличившимся частям и соединениям были присвоены почетные наименования «Смоленская» и «Ярцевская». Всего в 1943 году армия произвела свыше 65.000 боевых вылетов, в 1.949 воздушных боях было сбито 1.133 самолета противника.
Зимой 1943/1944 года армия действовала на витебском и оршанском направлениях, нанося удары по железнодорожным коммуникациям противника.

1944 год в истории 1‑й ВА занимает особое место. Тогда армия участвовала в грандиозной кампании — Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион». Учитывая сложность в прорыве обороны противника, в преддверии масштабного наступления боевой состав 1‑й ВА был увеличен в 4 раза и состоял из 1.990 самолетов.
В рамках операции «Багратион» самолеты 1‑й ВА принимали участие в Витебско-Оршанской, Минской, Вильнюсской и Каунасской операциях. Поддерживали войска фронта при форсировании рек Березина и Неман, уничтожали окруженные части соединения противника в районах Витебска и восточнее Минска, а также отходящие колонны его войск. В составе 1‑й гвардейской Сталинградской штурмовой авиационной дивизии сражался дважды Герой Советского Союза Леонид Беда, впоследствии — командующий 26‑й ВА.

Осенью 1944 года авиационные части и соединения 1‑й ВА участвовали в операции в Восточной Пруссии. В тот год армия произвела более 77.000 боевых вылетов. В воздушных боях был сбит 981 самолет противника. Потери же 1‑й ВА составили 713 самолетов.

Последний год Великой Отечественной войны был характерен тем, что боевые действия осуществлялись над территорией врага. В январе — апреле 1945‑го армия поддерживала войска 3‑го Белорусского фронта в Восточно-Прусской стратегической наступательной операции (13 января — 25 апреля).

В ходе Инстербургско-Кенигсбергской операции при поддержке авиации 1‑й ВА наземные войска 3‑го БФ прорвались к внешнему оборонительному обводу Кенигсберга и к заливу Фриш-Гаф. В последующие два месяца 1‑я ВА содействовала разгрому Хейльсбергской группировки, а также группировки юго-западнее Кенигсберга. В Кенигсбергской операции в результате мощной артподготовки и мощного авиационного налета 9 апреля Сухопутные войска овладели городом-крепостью Кенигсберг.

Последними боевыми действиями, в которых участвовала 1‑я ВА, была Курляндская операция по ликвидации противника на косе Фриш-Нерунг и в районе устья реки Висла. День Победы авиачасти и соединения армии встретили на аэродромах Восточной Пруссии в составе 12 дивизий (1.117 самолетов).

Всего за годы войны авиационные части 1‑й ВА совершили свыше 280 тысяч боевых вылетов. Уничтожили 3.869 танков, самоходных установок и бронетранспортеров, 630 складов с горючим и боеприпасами, 376 железнодорожных составов. В воздушных боях было сбито 3.099 самолетов противника и около 1.000 уничтожено на аэродромах.
Потери 1‑й ВА составили более 3.000 человек летного состава и 3.227 самолетов.

За успешные боевые действия 20 авиационных частей и соединений были удостоены гвардейского звания, 69 присвоены почетные наименования.

Свыше 17.000 воинов армии награждены орденами и медалями, 164 летчикам и штурманам армии присвоено звание Героя Советского Союза, а 17 из них удостоены этого звания дважды: В. А. Алексенко, С. Аметхан, Л. И. Беда, М. 3. Бондаренко, А. Я. Брандыс, И. А. Воробьев, М. Г. Гареев, П. Я. Головачев, Е. М. Кунгурцев, Г. М. Мыльников, В. И. Мыхлик, А. К. Недбайло, Г. М. Паршин, А. Н. Прохоров, Н. И. Семейко, М. Т. Степанищев, Т. Т. Хрюкин.

*   *   *

В августе 1945 года части и соединения 1‑й ВА перебазировались на территорию Белоруссии и вошли сначала в состав Барановичского, а с 1946‑го — Белорусского военного округа. В первые послевоенные годы 1‑я ВА перешла на мирное положение и приступила к плановой боевой подготовке.

В этот период в 303‑й иад (Кобрин) началось освоение первых реактивных истребителей МиГ-9 и Як-15. В начале 1950‑х гг. все истребительные авиационные полки освоили МиГ-15 и МиГ-17, а в 1957‑м на вооружение 927‑го иап поступил первый сверхзвуковой истребитель МиГ-19. В этот же период были сформированы две бомбардировочные дивизии на реактивных самолетах Ил-28. Причем одна из них, 157‑я бад (Щучин), была полностью вооружена самолетами — носителями ядерного оружия. Взамен ликвидированной штурмовой авиации были сформированы истребительно-бомбардировочные части и соединения. В 1957 году в составе 26‑й ВА было 9 авиационных дивизий со штатной численностью 928 самолетов.
Существенные изменения в 26‑й ВА произошли в 1958–1961 гг., в период сокращения Вооруженных Сил. В полном составе было сокращено семь авиационных дивизий и более 50 частей обеспечения. Большое количество авиаторов было уволено, часть из них была переведена в Ракетные войска стратегического назначения.

Усиление НАТО в Европе и пересмотр взглядов на применение авиации способствовало в 1960–1970‑х гг. формированию новых авиационных частей как для 26‑й ВА, так и для других воздушных армий, главным образом для 16‑й (ГСВГ) и 34‑й ВА (СГВ).

За высокие показатели в боевой и политической подготовке, в освоении новой авиационной техники Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1968 году 26‑я ВА была награждена орденом Красного Знамени. Высокое летное мастерство, тактическую выучку авиаторы 26‑й ВА проявили на крупных учениях «Днепр», «Двина», «Березина», «Запад-81».

В 1980 г. управление 26‑й ВА было переформировано в управление ВВС БВО. В состав ВВС вошли все авиационные части и соединения 61‑го иап и 201‑го иап 26‑й ВА, а также 30 частей 11‑го корпуса 2‑й ОА ПВО.

В 1988 г. ВВС БВО снова были переформированы в 26‑ю ВА.

В 1960–1980‑х гг. летный состав 26‑й ВА в числе первых осваивал три поколения истребителей: МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29, а также все модификации истребителей-бомбардировщиков Су-7б. Кроме этого, были освоены самолеты МиГ-27, Су-24, Су-25, МиГ-25, Ан-12, Ан-24, а также вертолеты Ми-8, Ми-6, Ми-24 и Ми-26.

Большое количество авиационных специалистов оказывали интернациональную помощь в Анголе, Эфиопии, Кубе, Сирии, Египте, Вьетнаме, Лаосе, Камбодже. Но особая страница в истории соединения — участие авиаторов ВВС БВО в оказании интернациональной помощи на территории Демократической Республики Афганистан. 12 частей и подразделений ВВС БВО, а также более 2.500 человек приняли участие в боевых действиях на территории Афганистана. По неполным данным, 36 человек погибли при выполнении боевых заданий.

Свыше 400 авиаторов ВВС БВО принимали участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В первые дни к месту аварии прибыли вертолетчики 66‑й осаэ (Липки) и 276‑го овп (Боровуха). 120 вылетов к реактору совершил полковник В. Водолажский, которому посмертно было присвоено звание Герой России.

В 1980–1990‑х гг. в состав 26‑й ВА вошло 11 авиационных частей и подразделений, выведенных из воздушных армий групп советских войск за границей, а также из ВВС 40‑й армии Ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан.

За полувековую историю в состав 1‑й (26‑й) ВА и ВВС БВО входило более 230 авиационных частей и подразделений. 15 июня 1992 года на базе 26‑й ВА были сформированы ВВС Республики Беларусь.

КОМАНДУЮЩИЕ 1‑й (26‑й) ВА И ВВС БВО
 
Ф. И. О.
ЗВАНИЕ
ПЕРИОД
КУЦЕВАЛОВ Тимофей Федорович
генерал-лейтенант авиации
05.05.42–17.06.42
ХУДЯКОВ Сергей Александрович
генерал-майор авиации
17.06.42–26.05.43
ГРОМОВ Михаил Михайлович
генерал-лейтенант авиации
26.05.43–02.07.44
ХРЮКИН Тимофей Тимофеевич
генерал-полковник авиации
02.07.44–30.07.45
ВОРОЖЕЙКИН Григорий Алексеевич
маршал авиации
07.46–02.47
РУДЕНКО Сергей Игнатьевич
генерал-полковник авиации
02.47–11.48
ТУРКЕЛЬ Иван Лукич
генерал-полковник авиации
04.49–12.50
РУБАНОВ Степан Ульянович
генерал-полковник авиации
08.51 –29.06.53
СУДЕЦ Владимир Александрович
маршал авиации
29.06.53 — 04.04.55
КРАСОВСКИЙ Степан Акимович
генерал-полковник авиации
04.04.55–30.05.56
СЕНАТОРОВ Александр Сергеевич
генерал-лейтенант авиации
30.05.56–13.05.58
РЫКАЧЕВ Юрий Борисович
генерал-лейтенант авиации
30.05.58–31.01.64
ЖУКОВСКИЙ Сергей Яковлевич
генерал-полковник авиации
31.01.64–17.02.72
БЕДА Леонид Игнатьевич
генерал-лейтенант авиации
17.02.72–26.12.76
ЗАКРЕВСКИЙ Александр Николаевич
генерал-лейтенант авиации
10.02.77–21.06.82
БУЛАНКИН Виктор Сергеевич
генерал-лейтенант авиации
21.06.82–27.12.84
МАЛЮКОВ Анатолий Иванович
генерал-лейтенант авиации
27.12.84–25.05.88
СЕДОВ Сергей Васильевич
генерал-лейтенант авиации
25.05.88–15.06.92


ПЕРВАЯ ВОЗДУШНАЯ 
                        Петр Новожилов

На Западном несли свободу, свет,
Отбили Оршу, Витебск и Смоленск.
Наш путь увенчан лаврами побед
И славой покорителей небес!
В боях всепобеждающая страсть,
Неустрашимых летчиков задор.
На 3‑м Белорусском благодать,
Истории вершили приговор!

Припев:
Первая воздушная, родная!
В полыме рожденная, в огне,
Устали в сражениях не зная,
На войне была как на войне!

Над Неманом прославлен на века
Французских патриотов летный полк.
Поддерживая с воздуха войска,
В смертельных схватках выполняя долг!
По-праздничному дорог месяц май, 
Но в памяти остались навсегда
Аэродромы и передний край,
В дыму пожарищ веси, города.
Отвагою и мужеством сильны,
Традиций фронтовых живая нить.
И ВВС плюс ПВО страны
Умеют свою Родину любить.

Припев.

Подполковник Дмитрий Дьяков © Фото из архива автора
 
Источник: Белорусская военная газета "Во славу Родины" № 82
 
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (09.05.2012)
Просмотров: 1693 | Комментарии: 5 | Теги: 1 воздушная армия, 26 воздушная армия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 5
1  
Хорошо! Жаль, фото без подписей.

2  
А зачем подписи, итак ясно где что стоит и летает из современного. А первые две нада полагать 10 ОРАП. последняя фото 45 Кенигсберг, фото 10 ОРАП с Ил-2 сделано. апрель.

3  
МиГ-23С Щучин. 70 годы.

4  
Дмитрий, спасибо. Меня, собственно, и интересовали 1, 2, 3 и 9 фото. Всегда хочется знать точную (по возможности) информацию о запечатленном событии.

5  
Су-25 аб. Мачулищи, подготовка в параду, Ми-24 и МиГ-29 Парад.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017