В соответствии с приказом Народного комиссара обороны № 0081 от 5 мая 1942 г. в целях наращивания ударной силы авиации и успешного применения массированных авиаударов воздушный флот Западного фронта был сведен в единую воздушную армию с присвоением ей наименования «1‑я воздушная армия».
Содействуя успеху наземных войск Западного, а с 1944 г. 3‑го Белорусского фронта, 1‑я ВА прошла славный боевой путь от Москвы до Кенигсберга. После войны, переименованная в 26‑ю ВА, базировалась на территории Белоруссии и входила в состав Белорусского военного округа. На базе управления частей 26‑й ВА в 1992 г. были сформированы Военно-воздушные силы Республики Беларусь.
Основой для создания 1‑й ВА явились авиационные части ВВС Западного фронта (ЗФ), которые до Великой Отечественной войны базировались на территории Белоруссии и 22 июня 1941 года первыми встретили удар немецко-фашистских войск.
В первые месяцы войны, в условиях отхода Красной Армии и стремительных ударов танковых клиньев противника, ВВС ЗФ выполняли главную задачу по уничтожению танковых и механизированных колонн противника и прикрытие с воздуха отходящих войск. В декабре 1941‑го ВВС ЗФ сыграли большую роль в битве под Москвой.
Формирование 1‑й ВА проводилось на подмосковных аэродромах. Первоначально в ее состав вошли 5 авиационных дивизий. Но уже в июне боевой состав был увеличен до 13 авиационных дивизий, на вооружении которых находилось 583 самолета. Командующим 1‑й ВА был назначен генерал-лейтенант авиации Т. Ф. Куцевалов, начальником штаба — полковник Л. С. Пронин, военным комиссаром — бригадный комиссар И. Г. Литвиненко.
В процессе формирования армии дивизии принимали участие в боевых действиях. Во второй половине мая их усилия были направлены на помощь 1‑му гвардейскому кавалерийскому корпусу генерала Белова и 4‑му воздушно-десантному корпусу генерала Казанкина.
В августе 1942‑го 1‑я ВА участвовала в Погорело-Городищенской операции Калининского фронта (в районе Ржева). Осенью того же года более половины авиационных частей и соединений армии убыли на формирование резервов и на усиление 8‑й и 16‑й ВА, действовавших на Сталинградском фронте. Поддерживая наступление войск ЗФ на юхновском, гжатском и ржевском направлениях, летчики армии выполнили более 40.000 боевых вылетов. В воздушных боях было сбито около 600 самолетов противника. Потери 1‑й ВА составили более 850 самолетов, что соответствует численности почти двух комплектов 1‑й ВА на момент ее создания.
В 1943 году, получив от промышленности новые самолеты и используя накопленный в смертельных схватках боевой опыт, 1‑я ВА перешла к активной борьбе за завоевание господства в воздухе. В марте 1943‑го в состав армии была включена французская истребительная авиаэскадрилья «Нормандия», в последующем преобразованная в истребительный авиаполк «Нормандия — Неман». За годы войны французские летчики уничтожили 266 самолетов противника.
В ходе Жиздро-Людиновской операции 1‑я ВА содействовала боевым действиям наземных войск. Весной и летом участвовала в двух воздушных операциях по уничтожению авиации противника на аэродромах. В результате было уничтожено около 268 самолетов. В июле 1943‑го 1‑я ВА, усиленная авиационными корпусами Резерва Верховного Главнокомандования, приняла активное участие в Курской битве. В августе и сентябре она содействовала наземным войскам Западного фронта в Смоленской стратегической наступательной операции.
За успешные боевые действия 16 авиационных частей и соединений 1‑й ВА стали гвардейскими. Особо отличившимся частям и соединениям были присвоены почетные наименования «Смоленская» и «Ярцевская». Всего в 1943 году армия произвела свыше 65.000 боевых вылетов, в 1.949 воздушных боях было сбито 1.133 самолета противника.
Зимой 1943/1944 года армия действовала на витебском и оршанском направлениях, нанося удары по железнодорожным коммуникациям противника.
1944 год в истории 1‑й ВА занимает особое место. Тогда армия участвовала в грандиозной кампании — Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион». Учитывая сложность в прорыве обороны противника, в преддверии масштабного наступления боевой состав 1‑й ВА был увеличен в 4 раза и состоял из 1.990 самолетов.
В рамках операции «Багратион» самолеты 1‑й ВА принимали участие в Витебско-Оршанской, Минской, Вильнюсской и Каунасской операциях. Поддерживали войска фронта при форсировании рек Березина и Неман, уничтожали окруженные части соединения противника в районах Витебска и восточнее Минска, а также отходящие колонны его войск. В составе 1‑й гвардейской Сталинградской штурмовой авиационной дивизии сражался дважды Герой Советского Союза Леонид Беда, впоследствии — командующий 26‑й ВА.
Осенью 1944 года авиационные части и соединения 1‑й ВА участвовали в операции в Восточной Пруссии. В тот год армия произвела более 77.000 боевых вылетов. В воздушных боях был сбит 981 самолет противника. Потери же 1‑й ВА составили 713 самолетов.
Последний год Великой Отечественной войны был характерен тем, что боевые действия осуществлялись над территорией врага. В январе — апреле 1945‑го армия поддерживала войска 3‑го Белорусского фронта в Восточно-Прусской стратегической наступательной операции (13 января — 25 апреля).
В ходе Инстербургско-Кенигсбергской операции при поддержке авиации 1‑й ВА наземные войска 3‑го БФ прорвались к внешнему оборонительному обводу Кенигсберга и к заливу Фриш-Гаф. В последующие два месяца 1‑я ВА содействовала разгрому Хейльсбергской группировки, а также группировки юго-западнее Кенигсберга. В Кенигсбергской операции в результате мощной артподготовки и мощного авиационного налета 9 апреля Сухопутные войска овладели городом-крепостью Кенигсберг.
Последними боевыми действиями, в которых участвовала 1‑я ВА, была Курляндская операция по ликвидации противника на косе Фриш-Нерунг и в районе устья реки Висла. День Победы авиачасти и соединения армии встретили на аэродромах Восточной Пруссии в составе 12 дивизий (1.117 самолетов).
Всего за годы войны авиационные части 1‑й ВА совершили свыше 280 тысяч боевых вылетов. Уничтожили 3.869 танков, самоходных установок и бронетранспортеров, 630 складов с горючим и боеприпасами, 376 железнодорожных составов. В воздушных боях было сбито 3.099 самолетов противника и около 1.000 уничтожено на аэродромах.
Потери 1‑й ВА составили более 3.000 человек летного состава и 3.227 самолетов.
За успешные боевые действия 20 авиационных частей и соединений были удостоены гвардейского звания, 69 присвоены почетные наименования.
Свыше 17.000 воинов армии награждены орденами и медалями, 164 летчикам и штурманам армии присвоено звание Героя Советского Союза, а 17 из них удостоены этого звания дважды: В. А. Алексенко, С. Аметхан, Л. И. Беда, М. 3. Бондаренко, А. Я. Брандыс, И. А. Воробьев, М. Г. Гареев, П. Я. Головачев, Е. М. Кунгурцев, Г. М. Мыльников, В. И. Мыхлик, А. К. Недбайло, Г. М. Паршин, А. Н. Прохоров, Н. И. Семейко, М. Т. Степанищев, Т. Т. Хрюкин.
* * *
В августе 1945 года части и соединения 1‑й ВА перебазировались на территорию Белоруссии и вошли сначала в состав Барановичского, а с 1946‑го — Белорусского военного округа. В первые послевоенные годы 1‑я ВА перешла на мирное положение и приступила к плановой боевой подготовке.
В этот период в 303‑й иад (Кобрин) началось освоение первых реактивных истребителей МиГ-9 и Як-15. В начале 1950‑х гг. все истребительные авиационные полки освоили МиГ-15 и МиГ-17, а в 1957‑м на вооружение 927‑го иап поступил первый сверхзвуковой истребитель МиГ-19. В этот же период были сформированы две бомбардировочные дивизии на реактивных самолетах Ил-28. Причем одна из них, 157‑я бад (Щучин), была полностью вооружена самолетами — носителями ядерного оружия. Взамен ликвидированной штурмовой авиации были сформированы истребительно-бомбардировочные части и соединения. В 1957 году в составе 26‑й ВА было 9 авиационных дивизий со штатной численностью 928 самолетов.
Существенные изменения в 26‑й ВА произошли в 1958–1961 гг., в период сокращения Вооруженных Сил. В полном составе было сокращено семь авиационных дивизий и более 50 частей обеспечения. Большое количество авиаторов было уволено, часть из них была переведена в Ракетные войска стратегического назначения.
Усиление НАТО в Европе и пересмотр взглядов на применение авиации способствовало в 1960–1970‑х гг. формированию новых авиационных частей как для 26‑й ВА, так и для других воздушных армий, главным образом для 16‑й (ГСВГ) и 34‑й ВА (СГВ).
За высокие показатели в боевой и политической подготовке, в освоении новой авиационной техники Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1968 году 26‑я ВА была награждена орденом Красного Знамени. Высокое летное мастерство, тактическую выучку авиаторы 26‑й ВА проявили на крупных учениях «Днепр», «Двина», «Березина», «Запад-81».
В 1980 г. управление 26‑й ВА было переформировано в управление ВВС БВО. В состав ВВС вошли все авиационные части и соединения 61‑го иап и 201‑го иап 26‑й ВА, а также 30 частей 11‑го корпуса 2‑й ОА ПВО.
В 1988 г. ВВС БВО снова были переформированы в 26‑ю ВА.
В 1960–1980‑х гг. летный состав 26‑й ВА в числе первых осваивал три поколения истребителей: МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29, а также все модификации истребителей-бомбардировщиков Су-7б. Кроме этого, были освоены самолеты МиГ-27, Су-24, Су-25, МиГ-25, Ан-12, Ан-24, а также вертолеты Ми-8, Ми-6, Ми-24 и Ми-26.
Большое количество авиационных специалистов оказывали интернациональную помощь в Анголе, Эфиопии, Кубе, Сирии, Египте, Вьетнаме, Лаосе, Камбодже. Но особая страница в истории соединения — участие авиаторов ВВС БВО в оказании интернациональной помощи на территории Демократической Республики Афганистан. 12 частей и подразделений ВВС БВО, а также более 2.500 человек приняли участие в боевых действиях на территории Афганистана. По неполным данным, 36 человек погибли при выполнении боевых заданий.
Свыше 400 авиаторов ВВС БВО принимали участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В первые дни к месту аварии прибыли вертолетчики 66‑й осаэ (Липки) и 276‑го овп (Боровуха). 120 вылетов к реактору совершил полковник В. Водолажский, которому посмертно было присвоено звание Герой России.
В 1980–1990‑х гг. в состав 26‑й ВА вошло 11 авиационных частей и подразделений, выведенных из воздушных армий групп советских войск за границей, а также из ВВС 40‑й армии Ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан.
За полувековую историю в состав 1‑й (26‑й) ВА и ВВС БВО входило более 230 авиационных частей и подразделений. 15 июня 1992 года на базе 26‑й ВА были сформированы ВВС Республики Беларусь.
КОМАНДУЮЩИЕ 1‑й (26‑й) ВА И ВВС БВО
Ф. И. О. |
ЗВАНИЕ |
ПЕРИОД |
КУЦЕВАЛОВ Тимофей Федорович |
генерал-лейтенант авиации |
05.05.42–17.06.42 |
ХУДЯКОВ Сергей Александрович |
генерал-майор авиации |
17.06.42–26.05.43 |
ГРОМОВ Михаил Михайлович |
генерал-лейтенант авиации |
26.05.43–02.07.44 |
ХРЮКИН Тимофей Тимофеевич |
генерал-полковник авиации |
02.07.44–30.07.45 |
ВОРОЖЕЙКИН Григорий Алексеевич |
маршал авиации |
07.46–02.47 |
РУДЕНКО Сергей Игнатьевич |
генерал-полковник авиации |
02.47–11.48 |
ТУРКЕЛЬ Иван Лукич |
генерал-полковник авиации |
04.49–12.50 |
РУБАНОВ Степан Ульянович |
генерал-полковник авиации |
08.51 –29.06.53 |
СУДЕЦ Владимир Александрович |
маршал авиации |
29.06.53 — 04.04.55 |
КРАСОВСКИЙ Степан Акимович |
генерал-полковник авиации |
04.04.55–30.05.56 |
СЕНАТОРОВ Александр Сергеевич |
генерал-лейтенант авиации |
30.05.56–13.05.58 |
РЫКАЧЕВ Юрий Борисович |
генерал-лейтенант авиации |
30.05.58–31.01.64 |
ЖУКОВСКИЙ Сергей Яковлевич |
генерал-полковник авиации |
31.01.64–17.02.72 |
БЕДА Леонид Игнатьевич |
генерал-лейтенант авиации |
17.02.72–26.12.76 |
ЗАКРЕВСКИЙ Александр Николаевич |
генерал-лейтенант авиации |
10.02.77–21.06.82 |
БУЛАНКИН Виктор Сергеевич |
генерал-лейтенант авиации |
21.06.82–27.12.84 |
МАЛЮКОВ Анатолий Иванович |
генерал-лейтенант авиации |
27.12.84–25.05.88 |
СЕДОВ Сергей Васильевич |
генерал-лейтенант авиации |
25.05.88–15.06.92 |
ПЕРВАЯ ВОЗДУШНАЯ
Петр Новожилов
На Западном несли свободу, свет,
Отбили Оршу, Витебск и Смоленск.
Наш путь увенчан лаврами побед
И славой покорителей небес!
В боях всепобеждающая страсть,
Неустрашимых летчиков задор.
На 3‑м Белорусском благодать,
Истории вершили приговор!
Припев:
Первая воздушная, родная!
В полыме рожденная, в огне,
Устали в сражениях не зная,
На войне была как на войне!