Понедельник, 21.08.2017, 22:27
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [103]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Саша
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Мачулищанские вернисажи

МАЧУЛИЩАНСКИЕ ВЕРНИСАЖИ

Из недавней советской исто­рии нам хорошо известно, что забота коммунистической пар­тии и советского правительс­тва о вооруженных силах СССР проявлялась и в периодичес­ких смотрах новейших и перс­пективных образцов оружия и техники. Вспомним посеще­ния И.В.Сталиным Ходынского аэродрома в тридцатые годы минувшего столетия, закры­тые показы при Н. С.Хрущёве и Л.И.Брежневе. Как правило, они проходили на подмосковных аэродромах в Кубинке и Жуков­ском. А вот во времена Михаила Горбачёва особая показатель­ная площадка для VIP-персон переместилась в Минск, а точнее на аэродром Мачулищи.

«Мачулищи-85»

   Более 20 лет назад, в июле 1985 года, Минск на три дня стал центром событий в СССР: сюда приехал новый генеральный секретарь ЦК КПСС Ми-ил Сергеевич Горбачёв, а также все высшее военное руководство страны. Именно после этой поездки Горбачёв с невероятной активностью и начал за­ниматься тем, что позже получило оп­ределение «перестройка».
   Авиационную технику и технику ПВО высоким гостям показывали на воен­ном аэродроме в нескольких километ­рах от Минска - в Мачулищах. Там базировались 121-й гвардейский тяжелобомбардировочный полк даль­ней авиации и 201-й истребительный полк ПВО. Местный аэродром был вполне подходящей для показа пло­щадкой. Он мог принимать самолеты любого типа. Сюда прилетали Леонид Ильич Брежнев, президент Франции Жорж Помпиду (ему еще тогда ненаро­ком изрядно помяли личный самолет -«Каравеллу»), отсюда улетал на родину большой друг белорусского народа Фи­дель Кастро.
   Подготовка к показу была начата за месяц до прилёта генсека. Рядом с КДП установили гостевые трибуны, навели модный в те времена «ма­рафет»: подкрасили пожелтевшую в некоторых местах траву, помыли и даже покрыли лаком камни-валуны. У местных полковых самолетов под­новили звезды и бортовые номера и даже покрасили покрышки колес чер­ной краской. К торцу взлетной полосы со стороны Минска проложили доро­гу и установили ворота - теперь высо­ким гостям не требовалось петлять по узким проездам внутри гарнизона.
   Вскоре начали прилетать и «экс­понаты», а также сопровождающий их персонал - специалисты КБ и заводов, авиамеханики. Их расселяли в так на­зываемом «профилактории» - здании, где экипажи бомбардировщиков дежу­рили в третьей степени готовности.
   Самолеты расставляли на аэро­дромной бетонке справа от КДП. Все было оцеплено охраной, но местные авиаторы быстро нашли с ней общий язык, поэтому поз­накомиться с новейшими самолетами поближе при желании мог любой. Местных летчиков в первую очередь инте­ресовали бомбардировщики, поэтому самыми посещаемыми экспонатами «выставки»были впервые прилетевший в Белоруссию стратегический бомбар­дировщик Ту-160 и новейшая модифи­кация Ту-22М - Ту-22М3.
   Прилетающие на показ самолеты осматривала специальная комиссия, состоявшая сплошь из генералов, вид некоторых машин ее не удовлетво­рил, и они были отправлены на авиа­ремонтные заводы - для покраски. Ко времени «Ч» на полосе стояли: бомбардировщики Ту-160, Ту-95МС, Ту-22МЗ, самолет ДРЛО и У А-50, штурмовик Су-25, фронтовой бом­бардировщик Су-24М, истребители Су-27, МиГ-29, МиГ-25ПД, вертолеты Ми-26, Ка-50, самолет спецназначе­ния М-17. Последний самолет многие считают своеобразным советским «римейком» американского страте­гического высотного разведчика U-2, а на самом деле его главным предназна­чением была борьба с дрейфующими аэростатами. Он вызвал у мачулищанцев особый интерес еще до появления на аэродроме. О прилете очередного «экспоната» группа руководства по­летами местного полка предупрежда­лась заранее. Когда в Раменском в воздух поднялся М-17, в Мачулищи пошло сообщение: ждите «борт». От Минска до Москвы для современного самолета лету-то всего 1 - 2 часа. Проходит 2 часа, 3 - нет «борта»! Наши свя­зываются с Москвой. «Всё в порядке, - отвечают, - прилетит». «А что за тихоход такой?» - спрашивают. «Не ваше дело, ждите». Наконец прилетел «борт» - М-17 - и все стало ясно: с та­кими крыльями быстро не полетишь. Огромное внимание привлек к себе и впервые показанный на людях верто­лет соосной схемы Ка-50, получивший на Западе кличку «Оборотень». Его первая публичная премьера состоялась именно здесь - в Мачулищах. Кроме самолетов, вертоле­тов и новейших систем ПВО, на площадке поместили «около­авиационную» технику: парашютно-десантные системы, боевые машины десанта, беспилотные летательные аппараты. В палатках разложили средства поражения. Эти палатки охра­нялись особенно тщательно. И если местные полковые летчики смогли, что называется, подержаться прямо за ручку уп­равления секретнейшего Ту-160, то о содержимом палаток никто ничего не знал до самого послед­него дня. Лишь когда к палаткам подкатили грузовики с солдатами и их пологи были подняты, все увидели новейшие бомбы и ракеты. В одной из палаток находилась даже баллистическая ракета!
   Перед показом авиатехники вы­соким гостям летчики-испытате­ли провели тренировочные полеты, при этом не обошлось без «накладок». После взлета четверки МиГ-29 в наборе высоты вдруг катапульти­ровался ведущий. Самолет упал в районе местного склада специзделий, а летчик приземлился прямо на бетонку. По разговорам, при­чиной стало заклинивание пред­крылков на большом угле атаки. После этого ЧП пилотаж МиГ-29 гостям демонстрировала только пара самолетов. Была «урезана» и пока­зательная пилотажная программа истребителя Су-27: ответственным ге­нералам показалось, что летчик-испы­татель пилотирует его слишком низко над землей. Важное событие - приезд ген-секретаря - прошло успешно и быст­ро. Машины с гостями стремительно проехали по бетонке к трибуне, где Горбачёва с супругой и разместили. Дежуривший в тот день на КДП под­полковник дальней авиации Генна­дий Клепиковский рассказывал, что наблюдал за генсеком через окно в мощный бинокль. По его впечатле­ниям, Горбачёв совсем не смотрел вверх, на самолеты, выполнявшие показательные полеты. Весь показ он просидел, уставившись отрешенным взглядом куда-то вдаль. После поле­тов его повели к самолетам, а когда он уехал, настала очередь осматри­вать новую технику генералам и вы­соким штатским чинам. К сожалению, сфотографировать что-либо во время «Мачулищей-85» никому не удалось, так что мне нечем документально подтвердить рассказ за исключени­ем разве что заходящего на посадку М-17. А вот следующий «авиасалон» в Мачулищах снимали многие и много - и официально, и для себя. Такой от­крытости не было аж с авиапарада 1967 года в Домодедово.

«Мачулищи-92»

   В феврале 1992 года в Минске соб­рались главы государств - членов СНГ, министры обороны и другие офи­циальные лица. Решался вопрос: как жить дальше? Министерство авиа­промышленности России по этому случаю решило провести крупную рекламную кампанию: устроило на ближайшей к Минску авиабазе показ новейшей военной авиационной тех­ники и вооружения. МАП, находясь уже в кризисе и предчувствуя наступ­ление еще более тяжелых времен, попыталось продемонстрировать лидерам СНГ свой потенциал, чтобы побудить их не разрушать десяти­летиями наработанные производс­твенные связи, а также «соблазнить» военачальников своими новыми разработками. Попытка была заранее обречена - это было видно уже тогда. Национальным партноменклатур­щикам, дорвавшимся до власти, до авиационных заводов и КБ не было никакого дела. Как показали после­дующие годы, все, что находилось на аэродромах, постарались поско­рее продать или порезать на метал­лолом. Уж очень хотелось заработать таким образом хоть какие-то деньги, да и перед НАТО «прогнуться». Заку­пать что-то новое у них не было ни возможностей, ни желания.
   Начиная с 13 февраля в Мачулищи стала слетаться новая чудо-тех­ника. В основном это были опытные машины из ЛИИ МАП (г. Жуковский), а также показательные пилотажные группы «Русские витязи» и «Стрижи» с аэродрома Кубинка. Было и несколь­ко серийных самолетов, прилетевших из различных полков. Местную эскадрилью Ту-22КД, ко­торая базировалась недалеко от вы­ставочного «пятачка», убрали в самый конец аэродрома. Прилетевшие само­леты выстроили по линейке на рулеж­ной полосе, подвесили и разложили перед ними бомбы и ракеты, а рядом поставили планшеты с летно-техническими характеристиками и схема­ми боевого применения. Конечно, вся территория аэродрома была густо «заселена» охраной: ждали прибытия VIP-персон. Однако в Мачулищи при­ехали далеко не все: были замечены Ельцин, Шапошников, Кебич, Назарба­ев. Приезжали не вместе. Чувствовалось, что выставка не всем интересна - СНГ трещало по швам. Да и погода резко ухудшилась: если 13 февраля светило яркое солнце, то уже 14-го похолодало, небо затянуло тучами. Но показательные выступления пи­лотажных групп все же состоялись.
   На следующий день стало еще тоскливее - и с погодой, и с гостями. Во­енные контрразведчики - особисты грелись на КДП, изредка выходя к са­молетам, чтобы погонять зевак. Вско­ре стало ясно: высоких гостей больше не будет, техперсонал стал снимать подвеску и укладывать ее для транс­портировки. Когда я прорвался на аэродром- это было потрясение! Сейчас, когда выставки авиатехники в Москве - МАКСы - проводятся через год и что-то новенькое на них - явление довольно редкое, чувств, охватив­ших меня тогда, уже не воскресить. Передо мной стояли просто неви­данные машины! Я носился как су­масшедший от самолета к самолету, в конце концов привлек внимание особистов и, естественно, был ими задержан. Отпустили меня доволь­но быстро, так как на аэродром уже высыпало все местное население, с детьми и собаками. Вдруг над скла­дом ГСМ поднялись густые черные клубы дыма и заголосили пожарные машины. Фотографы сломя голо­ву понеслись снимать ЧП, а местные дежурные офицеры бросились сле­дом, уговаривая их не делать этого и не печатать снимков в газетах, иначе пострадает командование полка. Од­нако через пару дней в окружной га­зете «Во славу Родины» появилась небольшая заметка с фотографи­ей. В ней говорилось, что 15.02 в 10 часов 10 минут на складах горюче­смазочных материалов в Мачулищах произошел пожар. Виновником ока­зался начальник службы ГСМ, кото­рый весьма экзотическим способом- с помощью тепловой спецмашины ТМ-59 - распорядился высушить раз­литый на дороге керосин. В результате керосин воспламенился и ТМ-59 сгорела. Прибывшие на место пожара около 30 пожарных расчетов справи­лись с огнем и не допустили взрыва бензохранилища. От холода замерз мой импорт­ный фотоаппарат, и я стал «толкать­ся» среди московских авиатехников, упаковывавших ракеты и бомбы. Они были усталые и злые, на вопросы от­вечали неохотно, вроде того, что «это у вас - Су-27, а мы говорим - Т-10»! После обеда начала возвращаться на свою стоянку местная эскадри­лья и мимо нас с могучим ревом по­катились наши Ту-22КД. «Москвичи» просто обалдели, увидев их. «Эй, па­рень! - обратились они ко мне. - Это что за самолеты такие?» Теперь при­шла моя очередь удивляться. Мне казалось, что наших красавцев-ве­теранов «двадцать вторых» знают все авиаторы мира! В моих глазах московские гости были просто пос­рамлены.
   Что же было выставлено в Мачу­лищах на этот раз?
   Из серийных самолетов прилете­ли бомбардировщики Ту-160, Ту-95МС (в его кабине побывал Борис Ельцин), Су-24М, самолет-заправщик Ил-78, транспортный гигант Ан-124 «Руслан».
   Микояновцы продемонстриро­вали модернизированный МиГ-29М, корабельный МиГ-29К, перехватчик МиГ-31М. Очень сильное впечатление произвел МиГ-31М - и своими разме­рами, и десятью ракетами, и даже ок­раской.
   ОКБ имени Сухого выставило мо­дернизированный штурмовик Су-25Т (прототип Су-39), корабельный Су-27К (прототип Су-33), модернизирован­ный Су-27М (или, как его называли «московские» - Т-10М-6 - прототип Су-35), фронтовой ударный самолет Су-27ИБ (прототип Су-32/34). Понра­вился мне Су-27М - большие кили, острый нос, переднее горизонталь­ное оперение, масса всяких ракет. Ви­димо, его сняли прямо с испытаний, так как между двигателями стран­но торчал обтекатель контрольно- записывающей аппаратуры. Но особенно посещаемым мест­ными летчиками был, конечно, Су-27ИБ. Многие из них посидели в кабине этого чудо-самолета. Их удивило довольно устаревшее и малочисленное приборное обору­дование его кабины, но «хозяева» объяснили, что самолет является, по сути, летающим макетом буду­щего бомбардировщика. На вопрос, что находится в закабинном «горбу» самолета, отвечали: «диван и кухон­ная плита». Су-27ИБ (Су-34) должен был заменить в строю фронтовые бомбардировщики Су-24М. Помешали горе-перестройка, развал СССР. В ре­зультате эти уникальные «тридцать­четверки» поступят на вооружение ВВС России только в нынешнем 2006 году, через 14 лет после их премьерного показа в Мачулищах.
   Непривычно для белорус­ского сухопутного аэродрома смотрелась большая реактив­ная амфибия А-40 «Альбатрос». Длиннокрылый самолет-раз­ведчик М-55 (двухмоторный модернизированный вариант самолета М-17) в гражданской окраске выглядел здесь как случайный гость на военном параде.
   16 февраля погода вновь улучшилась, появилось сол­нце. Большие самолеты уле­тели, маленькие сбились в кучу и среди ящиков, стремя­нок и тележек смотрелись, как пассажиры в привокзальном зале ожидания. Заканчивалась блистательная эпоха советского авиастроения, и вскоре ее металлические призраки растаяли в белорусском небе.
 
Андрей НИКИФОРОВ
Фото автора
 
Источник: "Армия" №2 2006 г.
 
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (11.09.2011)
Просмотров: 1992 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017