ЛИДСКИЙ АЭРОДРОМ. 1919-1922 ГГ.
В ноябре 1918 г. возродилось польское государство, руководство которого объявило о воссоздании Речи Посполитой в границах 1772 г. В декабре польские войска начали вытеснять Красную армию из Западной Белоруссии. В феврале- марте 1919 г. подразделения новенького полугодовалого государства «освободили –заняли» Брест, Кобрин, Белосток, Волковыск, Слоним, Пинск. 17 апреля – Лиду, 19 апреля – Вильно. Лидские казармы бомбила 1 –ая польская разведочная эскадрилья.
24 мая 1919 г. с виленского аэродрома «Порубанок» на лидский аэродром перелетела польская 4-я разведывательная эскадрилья (4 eskadra wywiadowcza) и переехало командование 1-й авиагруппы. Командовал авиагруппой Александр Середницкий, тот самый ротмистр Середницкий, который учился в летной школе Эскадры тяжелых бомбардировщиков в Лиде в июле 1915 г. Затем он был командиром «ИМ» -8. В конце декабря 1918 г. вступил в Войско Польское. 5 января 1919 г. назначен командиром 4 разведочной эскадрильи, в марте командиром 1-й авиагруппы.
В 4-й эскадрилье было 4 самолета: два «Albatrosа C-III» и два «Rolandа CL-II». Командовал эскадрильей с апреля 1919 г. выпускник Бакинской офицерской школы морской авиации (1917) Вацлав Вацлавович Ивашкевич, капитан, в ряды войска Польского вступил в феврале 1919 г.
|
|
|
Середницкий
Александр Владиславович
(1886-1926) |
Ивашкевич
Вацлав Вацлавович
(1888-1963) |
Верминьски Ромуальд (1890-1919)
|
12 июня 1919 г. на лидском аэродроме при взлете погибли поручик Ромуальд Верминьски и подпоручик Влодзимеж Рице: «… после старта самолет «Roland CL.II » на высоте 50 м сорвался в штопор и врезался в землю. Пилот погиб мгновенно, а наблюдатель умер назавтра в госпитале» (K.A.Tarkowski. Lotnictwo polskie w wojnie z Rosja Sowiecka 1919-1920.Warszwa.1991. s.28). Влодзимеж Рице, кстати, гражданин США.
Самолет Hannover Roland CL.II
В июне 4 –я эскадрилья бомбила войска Красной Армии в Молодечно и Вилейке. 21 июня два экипажа, взлетевшие с лидского аэродрома, летчик поручик Виктор Вилман и наблюдатель подпоручик Кучиньски, и летчик сержант Цегасек – наблюдатель поручик Стефан Крыньски сбросили около 150 кг бомб на железнодорожную станцию в Минске. В конце июня на лидский аэродром приземлились 2 самолета из 1 эскадрильи.
2-3 июля 4-я эскадрилья выполнила с лидского аэродрома 5 боевых вылетов. Разведочные полеты для штаба Литовско-Белорусского фронта в июле провели летчики поручик Артур Юркевич, сержант Тадеуш Коминковски, сержант Цегасек с наблюдателями поручиками Крыньским, Менчаком и подпоручиком Кучиньским. Подхорунжий Александр Хоински из 1-й эскадрильи на Albatros-е C.X осуществил три вылета, в одном из них остановил бронированную дрезину Красной Армии. 2 вылета осуществил подхорунжий 1 эскадрильи Богуцки.
8 августа польские войска взяли Минск. В конце августа 4-я разведочная эскадрилья вместе с командованием 1 авиационной группы перебазировалась на аэродром Слепянка под Минск. В сентябре советско-польский фронт стабилизировался на линии Полоцк – р. Березина – р. Днепр, где продержался до весны 1920 г.
За зиму на литовско-белорусском участке фронта поляки сосредоточили три авиадивизиона. В них входили 1, 4, 8, 10, 11, 12, 14 и 18-я разведывательные, а также 13 и 19 -я истребительные эскадрильи. Летный парк, в основном, состоял из различных немецких бипланов, французских «Salmsan -2 A2» и «Spad VII С1». Общая численность польской авиации на фронте составляла 130 – 140 боевых единиц. Польские эскадрильи разместились на аэродромах Слепянка под Минском, в Жодино, в Захатье, в Киселевичах под Бобруйском, под Мозырем, в Молодечно, в Вильно. Лидский аэродром остался за пределами зоны боевых действий.
Красноармейские самолеты находились за Березиной и Днепром, и с ноября 1919 г. были прикованы к земле «бензиновым кризисом». Весной 1920 г. здесь были сосредоточено более половины всех советских самолетов. Обе стороны стремились обеспечить себе господство в воздухе. В мае Красная Армия форсировала Березину возле Борисова. В начале июня поляки оттеснили советские войска на исходные позиции.
7 июля группировка Тухачевского в составе пяти армий взломала фронт и устремилась на Варшаву. 11 июля красные взяли Минск, 14-го – Вильно. На лидский аэродром в июле 1920 г. из-под Минска вернулся один самолет из состава 4 я эскадрильи. Польское отступление превратилось в паническое бегство. Остатки дивизий вперемешку с беженцами покатились на запад. Во время этого исхода польские авиачасти были фактически уничтожены. Самолеты ломали, жгли, бросали на аэродромах и железнодорожных платформах. То, что еще можно было спасти, оттягивалось к Варшаве (Кондратьев, Хайрулин. 2000. с 86). 12 июля 1920 г. РСФСР подписала мирный договор с Литвой, в котором признала за Литвой Вильно, Сморгонь, Лиду и Гродно. Литовцы поддержали Красную армию, выступили против поляков, перекрывая им дороги отступления, разоружили несколько тысяч польских солдат.
Летные группировки Красной Армии оказались в глубоком тылу ушедших вперед наземных армий. Базы снабжения остались за Березиной. Фронт тем временем смещался все дальше на запад. Про авиацию забыли. К началу августа Западный фронт Красной Армии остался практически без самолетов. Известен только один случай появления краснозвездного истребителя в дни Варшавской битвы. 18 августа 3 истребителя «Спад» из 19 польской эскадрильи повредили над Минском Мазовецким и заставили приземлиться истребитель «Ньюпор», пилотируемый Ивановым (Tarkowski К.А.).
Советские планы рухнули в один день. 16 августа 50-тысячная группировка польской армии нанесла внезапный фланговый удар. Это стало для красных командиров абсолютной неожиданностью. За три дня армия Тухачевского была разбита и прижата к прусской границе. Десятки тысяч солдат попали в плен. Контрудар активно поддержали самолеты двенадцати польских эскадрилий – в совокупности более 70 машин. Незадолго до этого 1-я, 9-я и 10-я эскадрильи получили новые английские двухместные истребители-бомбардировщики «Bristol F.2B Fighter». 105 таких самолетов поступило в Польшу в августе – сентябре 1920 г., 40 из них приняли участие в Варшавской битве. Из Франции начали прибывать истребители «Spad -13» с двумя синхронными пулеметами и 220-сильными двигателями. Всему этому красные могли противопоставить лишь три изношенных «Ньюпора».
Польские летчики, действуя с постоянных, оборудованных аэродромов, бомбили красноармейские позиции на подступах к Варшаве. А когда советские войска начали отход, польская авиация переключилась на штурмовки обозов и воинских колонн, внося панику и дезорганизацию в ряды отступавших.
В сентябре польские войска предприняли наступление, именуемое в польской историографии «Битвой над Неманом». За две недели они оттеснили советские войска еще на 150 – 200 километров к востоку. «Битва над Неманом» проходила в условиях полного господства в воздухе польской авиации. Со стороны красных воевать было просто некому.
В начале октября 1920 г. на лидский аэродром перелетели самолеты 1, 8, 11 и 16 эскадрилий.
Летчики 1 эскадрильи на лидском аэродроме в октябре 1920 г.
12 октября делегации на рижских переговорах подписали договор о перемирии, в соответствии с которым военные действия на польско-советском фронте прекратились с нуля часов 18 октября 1920 г. В советско-польской войне летчики воюющих сторон провели около 30 воздушных боев.
26 августа 1920 г. большевики, уходя, передали литовскому правительству Вильно. Для Пилсудского, уроженца Виленского уезда, это было нетерпимо, также как и для его окружения.
9 октября 1920 г. генерал Люциан Желиговский, выполняя приказ Ю.Пилсудского, «взбунтовался» против командира 3 армии генерала Сикорского и во главе Первой Литовско-Белорусской дивизии, 13-го полка уланов и добровольцев (около 14 тысяч солдат) занял Вильно, виленский, трокский, ошмянский и свентянский поветы. Было объявлено образование государства Литвы Срединной.
Литовская авиация бомбила и обстреливала из пулеметов колонны поляков. 24 октября «по причине безнаказанных действий литовской авиации и невозможности выяснения ситуации в литовских тылах» генерал Л. Желиговский «согласился» на перелет 16-й разведочной эскадрильи из Лиды на аэродром Порубанок под Вильно. 27 октября четыре самолета «Breguet XIV A2» 16-й эскадрильи приземлились на Порубанке. Прибыл также командированный из 12 эскадрильи капитан Вацлав Ивашкевич на «Albatros -e C XV». Командир 16 эскадрильи капитан T.Дзяма попросил генерала Л.Желиговского принять эскадрилью в состав Войск Литвы Срединной. Все летчики и механики подписали декларацию, что являются уроженцами Виленского края. 16 эскадрилья была переименована в эскадрилью Войск Литвы Срединной. Все это было сделано для успокоения европейского общественного мнения.
В рядах этой эскадрильи служили пилоты: капитан Вацлав Ивашкевич, капитан Теофил Дзяма, подпоручик Тадеуш Халевски, плутоновый Ришард Бартель, сержант Францишек Потець, и наблюдатели: подпоручики Михал Бляйхер, Ян Маковецки, Антони Романовски, Люциан Мошченьски, подхорунжий Чеслав Вайхт. Эскадрилья выполнила 30 боевых вылетов. После референдума 1922 г Срединная Литва вошла в состав Польского государства.
18 января 1921 г. 8 и 11 эскадрильи польских ВВС были объединены в 8-ю разведывательную эскадрилью с базированием на лидском аэродроме. В мае 1921 г эскадрилья входила в состав 4 разведывательного дивизиона 1-го летного полка. Через год, в мае 1922 г, 4 -й дивизион был расформирован. Ю. Пилсудский считал, что польская авиация недостаточно хорошо проявила себя в советско-польской войне.
Предоставил материал старший научный сотрудник Лидского музея – Сливкин Валерий Васильевич.
Ичточник: Информационный сайт города Лиды lida.info
|