В июне 2022 года исполнилось 50 лет с начала эксплуатации Як-40 в белорусской гражданской авиации. Пол века назад на местных авиалиниях республики настала новая «реактивная эра» — в Белорусском управлении гражданской авиации на местных воздушных линиях начали эксплуатировать самолёт КБ Яковлева Як-40.
Як-40 в Белорусском УГА
В 1971 году руководством Белорусского управления гражданской авиации принято решение о базировании в аэропорту Могилёв самолётов Як-40 [1, с.183]. Первая группа могилевских пилотов была отправлена на учёбу в Кировоградскую школу высшей лётной подготовке [2]. В 1972 году Могилёв готовился к эксплуатации Як-40, первые самолёты должны были прибыть в мае, а начать выполнять рейсы с 1 июня, однако поставка первых бортов задерживалась. 10 июня прибыл первый борт – СССР-87577, после второй борт – СССР-87576. Первую неделю выполнялись тренировочные полёты, а после выполнили первый пассажирский рейс на берег Чёрного моря [2]. На конец июня в распоряжении могилёвских авиаторов имелось два самолёта Як-40, которые были поставлены новыми с завода [3, л.18].
Взлетает Як-40 СССР-87577, 1972 год.
Як-40 СССР-87576 в аэропорту Могилёв, 1972 год.
В июле прибыл третий борт – СССР-87589, на котором был выполнен первый рейс по маршрут Могилёв-Минск. Газета «Вечерний Минск» от 11 июля 1972 по этому поводу писала [2]: «Этот сияющий новизной небольшой, стремительных форм самолет в Минском аэропорту сразу привлек всеобщее внимание. О типе самолета не было необходимости спрашивать. На его светлом борту пламенели крупные буквы «Як-40».
Подготовка к вылету Як-40 СССР-87589, 1976 год.
За первые три месяца эксплуатации могилёвские Як-40 налетали 688 часов – в июне 115 часов, в июле – 262 часа и в августе 311 [3, л.48].
Маршруты могилевских Як-40 в 1972-1973 гг.
В сентябре поставлен четвёртый Як-40 с регистрационным номером СССР-87809.
Як-40 СССР-87809 в аэропорту Минск, 1972 год.
В 1973 году в Белорусском УГА появился второй эксплуатант самолёта Як-40 – Минский объединённый авиаотряд (далее ОАО). 8 февраля 1973 года был поставлен борт 87834 [2]. Этот самолёт был выполнен в варианте «салон» на 13 мест [4, л.28, 6, л.32] и предназначался для обслуживания руководства Белорусской ССР.
В 1973 году продолжились поставки Як-40 и Могилёвскому ОАО, так, на июль в Могилёве имелось уже 6 Яков [5, л.2], а на 1-е октября 7 Як-40, был поставлен борт 87320, который имел компоновку на 32 кресла [5, л.65].
Як-40 СССР-87419 в аэропорту Днепропетровск
Руководство Белорусского УГА уделяло самолёту Як-40 большое внимание в своих планах по дальнейшему развитию управления. В 1973 году был разработан план по развитию БУГА до 1990 года. 34 аэропорта местных воздушных линий (далее МВЛ) в Белоруссии подлежали реконструкции для приёма самолётов Л-410 и Як-40. Новыми эксплуатантами Як-40 должны были стать Гомель (в период 1974-1975 год), Витебск с 1977 года. В 1981 году планировалось поставить Як-40 в Минск, после списания всех Ил-14 и Ан-24 (примечание: Як-40, который использовался для руководства БССР не в счёт) [6, л.206].
К 1980 году предполагалось, что в БУГА будет 30 Як-40, к концу 1985 года – до 45 бортов, в период с 1985 по 1990 год до 55 бортов [6, л.205-206]. Самолёты Як-40 наряду с Л-410 должны были стать основными самолёта МВЛ Белорусской ССР.
В 1974 году в БУГА появился третий эксплуатант Як-40 – Гомельский ОАО. Гомельским авиаторам за год было поставлено три борта [7, л.178]: 87442, 87470, 87478.
Самолёты эксплуатировались на рейсах в Минск, Симферополь, а также Гомель – Мозырь – Москва (Быково). Рейс предназначался в основном для связи Мозыря с Москвой. На прямых рейсах Гомель – Москва продолжали работать более вместительные Ан-24. Як-40 проработали в Гомеле всего три года, в 1977 году ради унификации флота в Гомельском ОАО оставили Ан-24, а Як-40 передали в Могилев [2]. В 1974 году в Могилёвский ОАО поставили два Яка.
Основным эксплуатантом Як-40 на протяжении всего советского периода оставался Могилёвский ОАО. Всего в Могилевском аэропорту эксплуатировался 21 самолёт Як-40 — 87273, 87289, 87320, 87330, 87393, 87419, 87470, 87478, 87487, 87508, 87538, 87576, 87577, 87589, 87658, 87809, 87961, 88151, 88161, 88174, 88187. Правда, 87393 был в Могилёве меньше года, он был выпущен в северном варианте и самолёт передали в Якутское УГА. Последний из полученных Могилевским ОАО был самолет СССР-87961 в так называемом конвертируемом варианте – Як-40К, для грузовых и смешанных перевозок.
Як-40 СССР-88161 на перроне аэропорта Могилёв
В Могилёвском авиапредприятии была создана хорошо оснащённая авиационно-техническая база (далее – АТБ), которая позволяла качественно обслуживать современную авиатехнику.
Периодическое обслуживание Як-40 СССР-88161 на участке трудоемких регламентов АТБ Могилёвского ОАО
Кроме своих Як-40 АТБ обслуживала Яки из других авиапредприятий и даже стран.
Обслуживание сирийского Як-40 в аэропорту Могилёв
Этот факт говорит о высоком уровне проведения технического обслуживания в Могилёвском ОАО. За освоение Як-40 и создания лабораторного комплекса главный инженер Курлович А.И. и старший инженер Денисенко А.И. удостоились знака «Отличник Аэрофлота» [3, с.184].
Во второй половине 70-х годов в правительственный авиаотряд вместо борта 87834 был поставлен борт 88202 Минского ОАО. Кроме того, в интересах руководства БССР использовался и могилёвский борт №88187.
Эксплуатация Як-40 в Белорусском УГА обошлась без катастроф. Однако имели места небольшие авиапроисшествия. Например, одно из происшествий с двумя Як-40 Могилёвского ОАО произошло 27 января 1983 года в аэропорту Могилёв. Во время выруливания на взлёт Як-40 №87470 столкнулся со стоящим на стоянке бортом №87478. Командир борта 87470 не рассчитал траекторию руления, хотя второй пилот неоднократно предупреждал командира об опасности. В результате борт левой консолью крыла повредил носовой обтекатель борта №87478. Рейс был задержан. Командир был снят с должности [8, л.99].
Як-40 СССР-88187 в аэропорту Жуляны в 80-е годы
На самолётах Як-40 могилевский аэропорт выполнял ежедневно более 20 рейсов.
Маршруты могилевских Як-40 в 1980 году
Маршруты могилевских Як-40 в 1985 году
В конце 80-х появляются новые методы хозяйствования. 10 самолетов ЯК-40 передаются в другие управления гражданской авиации, еще несколько в начале 90-х. Произошло резкое снижение объёмов авиаперевозок. В новых условиях руководство Могилёвского ОАО самостоятельно ищет возможности заработать. Заключаются контракты, порой неудачные, на использование самолётов Як-40 в других странах [1, с.186].
Як-40 в аэропорту Могилев
К 1995 году в Могилеве осталось всего шесть Як-40: 87320, 87330, 87419, 87577, 87658 и 88161. Самолетам нигде не находилось применения и все Як-40, за исключением 87330, были законсервированы.
С 1996 по 2000 год эти Яки составляли парк авиакомпании МогилевАвиа.
Самолет Як-40 EW-87577 авиакомпании МогилевАвиа в аэропорту Могилев
Як-40 номер 87658 был списан и передан в качестве тренажера на учебный полигон таможни. 87320 и 87419, улетевшие по контракту работать в Нигерию, на родину так и не вернулись.
Оставшиеся три Як-40 в 2000 году были переданы в авиакомпанию «Белавиа». Этим и закончилась история эксплуатации Як-40 в Могилевском аэропорту.
Факт эксплуатации самолетов Як-40 в могилевском аэропорту был отмечен в отечественной авиационной фалеристике выпуском соответствующего значка.
Як-40 в белорусских авиакомпаниях
В 1992 году в Беларуси появилось несколько авиакомпаний. Некоторые из них начали эксплуатировать Як-40. Например «БелЭйр ЛТД», «БелАвиаСервис» и «Техавиасервис».
Як-40 EW-87669 авиакомпании «БелЭйр ЛТД»
Як-40 EW-87657 авиакомпании «Белавиасервис»
Як-40 EW-87330 авиакомпании «Техавиасервис»
Минские Як-40 в период с 1993 по 1996 год передавались в аренду другим авиакомпаниям. Например, борт EW-88202 летал в латвийской авиакомпании Transeast Airlines.
Борт EW-88202 в аэрпорту Рига 26 августа 1996 года
В 1996 году на базе государственных авиапредприятий образовалось несколько авиакомпаний. Самолёты Як-40 эксплуатировались в двух из них – «Минскавиа» и «Могилёвавиа». В 1998 году «Минскавиа» вошла в состав авиакомпании «Белавиа», так Як-40 появились в этой авиакомпании, а в 2000 году, после расформирования «Могилёвавиа», часть самолётов Як-40 передали «Белавиа». Таким образом, в 2000 году основным эксплуатантом Як-40 стала авиакомпания «Белавиа». Самолёты Як-40 эксплуатировались на коммерческих рейсах до 2005 года, после чего были списаны. Единственным летающим Як-40 оставался правительственный борт EW-88187, который был списан в 2013 году и осенью был передан в музей авиационной техники Центрального аэроклуба ДОСААФ (сегодня Минский аэроклуб ДОСААФ). Кстати, годом ранее борт 88202 был установлен в музейную экспозицию «Национального аэропорта Минск».
Як-40 авиакомпании «Белавиа» в аэропорту Шереметьево
И, наверное, в истории эксплуатации Як-40 в Беларуси можно было бы ставить точку, однако в 2016 году в реестре гражданских воздушных судов снова появился Як-40. Авиакомпания «Орша Эйр», которая имела отношение к Оршанскому авиаремонтному заводу, использовала Як-40 для своих производственных задач. Самолёт имел номер EW-464PS [10]. В 2018 году борт был снят с реестра и продолжил эксплуатацию в «МоторСич». Сегодня Як-40 в белорусской гражданской авиации не эксплуатируется.
Як-40 авиакомпании «МоторСич» в аэропорту Жуковский
Таким образом, Як-40 оставил значительный след в истории гражданской авиации Беларуси. Период 1972-1991 гг. можно считать периодом массовой эксплуатации на маршрутах БУГА. 1992-2005 год период снижения использования Як-40. В 2005 году была прекращена коммерческая эксплуатация Як-40, с 2013 по 2016 год Як-40 не эксплуатировались в Беларуси, с 2016 по 2018 летал один борт. Самолёты Як-40 эксплуатировались в 3-х объединённых авиаотрядах БУГА (Гомельский, Минский, Могилёвский) и 6-ти авиакомпаниях Беларуси (Белавиа, Белавиасервис, БелЭйр ЛТД, Минскавиа, Могилёвавиа, ОршаЭйр). Сегодня Як-40 можно увидеть в Беларуси, которые установлены в качестве памятников и учебных пособий в различных предприятиях республики.
Як-40 EW-88187 экспонат музея Минского аэроклуба ДОСААФ (аэродром Липки)
Всеволод Тарасюк
Александр Шматов
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Теляков, В. А. Сквозь облака и годы / В. А. Теляков. – Минск: ―Минская фабрика цветной печати. 2003. – 272 с.
- Як-40 в Белорусском управлении гражданской авиации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dzen.ru/a/ZARqf3WhG3vWQPiQ?utm_referer=away.vk.com – Дата доступа: 21.07.2023.
- Национальный архив Республики Беларусь (далее – НАРБ). – Ф. 1005. Оп. 4. Д. 77.
- НАРБ. – Ф. 1005. Оп. 4. Д. 85.
- НАРБ. – Ф. 1005. Оп. 4. Д. 86.
- НАРБ. – Ф. 1005. Оп. 4. Д. 81.
- НАРБ. – Ф. 1005. Оп. 4. Д. 96.
- НАРБ. – Ф.1005, Оп.2 Д.670.
- Карточка оператора «ОршаЭйр» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russianplanes.net/airline/2348 – Дата доступа: 14.06.2022.
|