Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [140]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Мы ВКонтакте
Мы в Контакте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Авиаистория
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Як-40 в белорусской гражданской авиации

В июне 2022 года исполнилось 50 лет с начала эксплуатации Як-40 в белорусской гражданской авиации. Пол века назад на местных авиалиниях республики настала новая «реактивная эра» — в Белорусском управлении гражданской авиации на местных воздушных линиях начали эксплуатировать самолёт КБ Яковлева Як-40.

Як-40 в Белорусском УГА

В 1971 году руководством Белорусского управления гражданской авиации принято решение о базировании в аэропорту Могилёв самолётов Як-40. В июне 1972 года на лётном поле аэродрома появились первые два самолёта – СССР-87577, а затем СССР-87576 [4, л.18]. На конец июня в распоряжении могилёвских авиаторов имелось два самолёта Як-40, которые были поставлены новыми с завода.


Взлетает Як-40 СССР-87577, 1972 год.


Як-40 СССР-87576 в аэропорту Могилёв, 1972 год.

До конца лета был поставлен третий самолёт СССР-87589 (все самолёты имели компоновку на 27 кресел).


Подготовка к вылету Як-40 СССР-87589, 1976 год.

За первые три месяца эксплуатации могилёвские Як-40 налетали 688 часов – в июне 115 часов, в июле – 262 часов и в августе 311 [4, л.48].


Маршруты могилевских Як-40 в 1972-1973 гг.

В сентябре был поставлен четвёртый Як-40 с регистрационным номером СССР-87809.


Як-40 СССР-87809 в аэропорту Минск, 1972 год.

В 1973 году в Белорусском УГА появился второй эксплуатант самолёта Як-40 – Минский объединённый авиаотряд (далее ОАО). Сюда был поставлен борт 87834. Этот самолёт был выполнен в варианте «салон» на 13 мест [5, л.28, 6, л.32] и предназначался для обслуживания руководства Белорусской ССР.

В 1973 году продолжились поставки Як-40 и Могилёвскому ОАО, так, на июль в Могилёве имелось уже 6 Яков [6, л.2], а на 1-е октября 7 Як-40, был поставлен борт 87320, который имел компоновку на 32 кресла [6, л.65].


Як-40 СССР-87419 в аэропорту Днепропетровск

Руководство Белорусского УГА уделяло самолёту Як-40 большое внимание в своих планах по дальнейшему развитию управления. В 1973 году был разработан план по развитию БУГА до 1990 года. 34 аэропорта местных воздушных линий (далее МВЛ) в Белоруссии подлежали реконструкции для приёма самолётов Л-410 и Як-40. Новыми эксплуатантами Як-40 должны были стать Гомель (в период 1974-1975 год), Витебск с 1977 года. В 1981 году планировалось поставить Як-40 в Минск, после списания всех Ил-14 и Ан-24 (примечание: Як-40, который использовался для руководства БССР не в счёт) [7, л.206].

К 1980 году предполагалось, что в БУГА будет 30 Як-40, к концу 1985 года – до 45 бортов, в период с 1985 по 1990 год до 55 бортов [7, л.205-206]. Самолёты Як-40 на ряду с Л-410 должны были стать основными самолёта МВЛ Белорусской ССР.

В 1974 году в БУГА появился третий эксплуатант Як-40 – Гомельский ОАО. Гомельским авиаторам за год было поставлено три борта [8, л.178]: 87442, 87470, 87478. Также в Могилёвский ОАО поставили два Яка.

Основным эксплуатантом Як-40 на протяжении всего советского периода оставался Могилёвский ОАО. Всего в Могилевском аэропорту эксплуатировался 21 самолёт Як-40 — 87273, 87289, 87320, 87330, 87393, 87419, 87470, 87478, 87487, 87508, 87538, 87576, 87577, 87589, 87658, 87809, 87961, 88151, 88161, 88174, 88187. Правда, 87393 был в Могилёве меньше года, он был выпущен в северном варианте и самолёт передали в Якутское УГА. Последний из полученных Могилевским ОАО был самолет СССР-87961 в так называемом конвертируемом варианте – Як-40К, для грузовых и смешанных перевозок.


Як-40 СССР-88161 на перроне аэропорта Могилёв

В Могилёвском авиапредприятии была создана хорошо оснащённая авиационно-техническая база (далее – АТБ), которая позволяла качественно обслуживать современную авиатехнику.


Периодическое обслуживание Як-40 СССР-88161 на участке трудоемких регламентов АТБ Могилёвского ОАО

Кроме своих Як-40 АТБ обслуживала Яки из других авиапредприятий и даже стран. 


Обслуживание сирийского Як-40 в аэропорту Могилёв

Этот факт говорит о высоком уровне проведения технического обслуживания в Могилёвском ОАО. За освоение Як-40 и создания лабораторного комплекса главный инженер Курлович А.И. и старший инженер Денисенко А.И. удостоились знака «Отличник Аэрофлота» [3, с.184].

Во второй половине 70-х годов в правительственный авиаотряд вместо борта 87834 был поставлен борт 88202 Минского ОАО. Кроме того, в интересах руководства БССР использовался и могилёвский борт №88187.

Эксплуатация Як-40 в Белорусском УГА обошлась без катастроф. Однако имели места небольшие авиапроисшествия. Например, одно из происшествий с двумя Як-40 Могилёвского ОАО произошло 27 января 1983 года в аэропорту Могилёв. Во время выруливания на взлёт Як-40 №87470 столкнулся со стоящим на стоянке бортом №87478. Командир борта 87470 не рассчитал траекторию руления, хотя второй пилот неоднократно предупреждал командира об опасности. В результате борт левой консолью крыла повредил носовой обтекатель борта №87478. Рейс был задержан. Командир был снят с должности [9, л.99].


Як-40 СССР-88187 в аэропорту Жуляны в 80-е годы

На самолётах Як-40 могилевский аэропорт выполнял ежедневно более 20 рейсов.


Маршруты могилевских Як-40 в 1980 году


Маршруты могилевских Як-40 в 1985 году

В конце 80-х появляются новые методы хозяйствования. 10 самолетов ЯК-40 передаются в другие управления гражданской авиации, еще несколько в начале 90-х. Произошло резкое снижение объёмов авиаперевозок. В новых условиях руководство Могилёвского ОАО самостоятельно ищет возможности заработать. Заключаются контракты, порой неудачные, на использование самолётов Як-40 в других странах [3, с.186].

К 1995 году в Могилеве осталось всего шесть Як-40: 87320, 87330, 87419, 87577, 87658 и 88161. Самолетам нигде не находилось применения и все Як-40, за исключением 87330, были законсервированы.

С 1996 по 2000 год эти Яки составляли парк авиакомпании МогилевАвиа.


Самолет Як-40 EW-87577 авиакомпании МогилевАвиа в аэропорту Могилев

Як-40 номер 87658 был списан и передан в качестве тренажера на учебный полигон таможни. 87320 и 87419, улетевшие по контракту работать в Нигерию, на родину так и не вернулись.

Оставшиеся три Як-40 в 2000 году были переданы в авиакомпанию «Белавиа». Этим и закончилась история эксплуатации Як-40 в Могилевском аэропорту.

Факт эксплуатации самолетов Як-40 в могилевском аэропорту был отмечен в отечественной авиационной фалеристике выпуском соответствующего значка.

Як-40 в белорусских авиакомпаниях

В 1992 году в Беларуси появилось несколько авиакомпаний. Некоторые из них начали эксплуатировать Як-40. Например «БелЭйр ЛТД», «БелАвиаСервис» и «Техавиасервис».


Як-40 EW-87657 авиакомпании «Белавиасервис»


Як-40 авиакомпании «Техавиасервис»

В 1996 году на базе государственных авиапредприятий образовалось несколько авиакомпаний. Самолёты Як-40 эксплуатировались в двух из них – «Минскавиа» и «Могилёвавиа». В 1998 году «Минскавиа» вошла в состав авиакомпании «Белавиа», так Як-40 появились в этой авиакомпании, а в 2000 году, после расформирования «Могилёвавиа», часть самолётов Як-40 передали «Белавиа». Таким образом, в 2000 году основным эксплуатантом Як-40 стала авиакомпания «Белавиа». Самолёты Як-40 эксплуатировались на коммерческих рейсах до 2005 года, после чего были списаны. Единственным летающим Як-40 оставался правительственный борт EW-88187, который был списан в 2013 году и осенью был передан в музей авиационной техники Центрального аэроклуба ДОСААФ (сегодня Минский аэроклуб ДОСААФ). Кстати, годом ранее борт 88202 был установлен в музейную экспозицию «Национального аэропорта Минск».


Як-40 авиакомпании «Белавиа» в аэропорту Шереметьево

И, наверное, в истории эксплуатации Як-40 можно было бы ставить точку, однако в 2016 году в реестре гражданских воздушных судов Беларуси снова появился Як-40. Авиакомпания «Орша Эйр», которая имела отношение к Оршанскому авиаремонтному заводу, использовала Як-40 для своих производственных задач. Самолёт имел номер   EW-464PS (рисунок 18) [10]. В 2018 году борт был снят с реестра и продолжил эксплуатацию в «МоторСич». Сегодня Як-40 в белорусской гражданской авиации не эксплуатируется.


Як-40 авиакомпании «МоторСич» в аэропорту Жуковский

Таким образом, Як-40 оставил значительный след в истории гражданской авиации Беларуси. Период 1972-1991 гг. можно считать периодом массовой эксплуатации на маршрутах БУГА. 1992-2005 год период снижения использования Як-40. В 2005 году была прекращена коммерческая эксплуатация Як-40, с 2013 по 2016 год Як-40 не эксплуатировались в Беларуси, с 2016 по 2018 летал один борт. Самолёты Як-40 эксплуатировались в 3-х объединённых авиаотрядах БУГА (Гомельский, Минский, Могилёвский) и 6-ти авиакомпаниях Беларуси (Белавиа, Белавиасервис, БелЭйр ЛТД, Минскавиа, Могилёвавиа, ОршаЭйр). Сегодня Як-40 можно увидеть в Беларуси, которые установлены в качестве памятников и учебных пособий в различных предприятиях республики.


Як-40 EW-88187 экспонат музея Минского аэроклуба ДОСААФ (аэродром Липки)

Всеволод Тарасюк

Александр Шматов

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Як-40. Авиационная энциклопедия «Уголок неба» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oruzhie.info/grazhdanskie-samolety/486-yak-40 – Дата доступа: 12.06.2022.

2. Як-40 Практический потолок. История [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oruzhie.info/grazhdanskie-samolety/486-yak-40 – Дата доступа: 12.06.2022.

3. Теляков, В. А. Сквозь облака и годы / В. А. Теляков. – Минск: ―Минская фабрика цветной печати. 2003. – 272 с.

4. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). – Ф. 1005. Оп. 4. Д. 77.

5. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). – Ф. 1005. Оп. 4. Д. 85.

6. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). – Ф. 1005. Оп. 4. Д. 86.

7. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). – Ф. 1005. Оп. 4. Д. 81.

8. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). – Ф. 1005. Оп. 4. Д. 96.

9. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). – Ф.1005, Оп.2 Д.670

10. Карточка оператора «ОршаЭйр» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russianplanes.net/airline/2348 – Дата доступа: 14.06.2022.

 

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (21.06.2022)
Просмотров: 23 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2022