Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [147]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Авиаистория
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

История самолёта Ан-14 в Беларуси

Сегодня на территории Республики Беларусь не увидишь самолёт Ан‑14, который в народе получил прозвище «Пчёлка», хотя ещё до 80-х годов XX века эти небольшие самолёты гудели в небе синеокой. В этой статье мы хотим вспомнить некоторые моменты из истории Ан-14 в Беларуси.

В 50-е годы в конструкторском бюро Олега Антонова шла разработка самолёта, который бы заменил в перспективе Ан-2, считавшийся руководством гражданского воздушного флота устаревшим и опасным [1, с.255]. Заинтересованность в проекте проявляло и руководство ВВС и других ведомств. Самолёт должен был обладать возможностью короткого взлёта и посадки, неприхотливостью к качеству взлётно-посадочных полос. Предполагалось, что Ан-14 будет применяться и как пассажирский, и как грузовой, для десантирования и так далее, т.е. разрабатывался многоцелевой самолёт. Новый Ан мог бы применяться как в гражданской, так и военной авиации, а также в аэроклубах и так далее.

Первый полёт опытный Ан-14 совершил 14 марта 1958 года. Самолёт проходил всесторонние испытания, доводки, на нём летали как военные испытатели из НИИ ВВС, так и гражданские из ГосНИИ ГА. 10 августа 1961 года опытный Ан-14 отправился из Киева в длительный полёт по городам СССР. Проверялась надёжность нового самолёта, возможность эксплуатироваться с различных полос, кроме того, Ан-14 демонстрировался возможным будущим эксплуатантам. 9 сентября 1961 года, в рамках тура по городам СССР, борт приземлился в Минске [2, с.15-16]. Возможно, это была первая посадка «Пчёлки» на белорусской земле. В процессе испытаний были выявлены недостатки, устранение которых затянуло процесс поставки самолёта заказчикам. Только в мае 1965 года в небо поднялся первый серийный борт. «Пчёлки» начали поставлять в гражданскую авиацию, военно-воздушные силы, кроме того, в зарубежные страны. Всего было выпущено 340 Ан-14, из которых 20 эксплуатировались за пределами СССР [3]. Как показало время, Ан-14 не заменили Ан-2.


Ан-14 в полёте

В Аэрофлот первые Ан-14 поступили в 1967 году, в Московское управление спецприменения и местных воздушных линий в аэропорт Быково. Было поставлено 18 Ан-14 в течении 1967 года. В 1968 году самолёты начали летать на воздушных линиях из Москвы. Уже в 1969 году «Пчёлки» из «Аэрофлота» начали передавать в другие ведомства (например, в ВВС) [2, с. 97-98]. От идеи широкой «аэрофикации» небольших населённых пунктов в СССР в конце 60-х начали отказываться, для сельского хозяйства хватало выпущенных Ан-2, которые к тому же брали в 2 раза больше грузов и пассажиров, чем Ан-14. Как видно, широкого распространения в гражданской авиации Ан-14 не получил, поэтому в подразделениях Белорусского управления гражданской авиации не эксплуатировался.


Ан-14 в окраске «Аэрофлота»

Свою нишу «Пчёлки» всё же нашли. Самолёт использовался в различных авиационных эскадрильях, полках и дивизиях, в том числе и тех, которые находились в Белорусской ССР. Основное назначение Ан-14 в ВВС – перевозка командного состава на небольшие расстояния. Такой самолёт идеально подходил для полётов на аэродромы одной дивизии, которые могли находиться на расстоянии 50-100 км. Для таких полётов не требуется большая скорость как у реактивных авиалайнеров.

Про эксплуатацию Ан-14 известно в следующих эскадрильях, авиаполках, дивизиях в Беларуси:

  1. 10-й отдельный разведывательный авиаполк (70-80 годы в Щучине) [4, с.71];
  2. 13-й отдельная смешанная авиаэскадрилья (аэродром Киселевичи, около Бобруйска) [5, с.58];
  3. 95-я отдельная смешанная авиаэскадрилья (отдельная авиационная эскадрилья связи) в Гродно (70-е годы) [5, с.58];
  4. 248-я отдельная смешанная авиаэскадрилья (аэродром Липки) [5, с. 35];
  5. 95-я истребительная авиационная дивизия (Щучин, как штабной самолёт в 70-80е годы) [6].

Регламентными работами на Ан-14 в 95-й истребительной авиадивизии (далее иад) занимались 213-е передвижные авиаремонтные мастерские [7].


Ан-14 на аэродроме Поставы

9 января 1985 года произошла катастрофа Ан-14 недалеко от города Берёза. Борт принадлежал 95-й иад, при перелёте днём в простых метеоусловиях через 25 минут после взлета на высоте 100 м, при скорости 160 км/ч отказал левый двигатель. Экипаж принял решение продолжить полёт до своего аэродрома, хотя по инструкции должен был приземлиться на запасном аэродроме. Далее экипаж принял решение садиться вне аэродрома. Избегая лобового столкновения с деревьями, командир экипажа начал выполнять отворот влево. Самолет потерял скорость и вышел на режим сваливания, после чего Ан-14 столкнулся с землей и разрушился. В кабине экипажа находился пассажир – командир 95 иад. На борту также был заместитель командира 95 иад (единственный выживший из пассажиров) [8].

Комиссия, расследовавшая авиакатастрофу, сделала следующие выводы: «катастрофа произошла из-за грубого нарушения правил эксплуатации силовых установок на земле и воздухе. Перед запуском экипаж не выполнил прокрутку двигателя, жалюзи в полете не закрыл, обогрев карбюратора своевременно не включил, что привело к переохлаждения двигателя и неполному флюгированию воздушного винта. Ситуацию при вынужденной посадке усугубил выпуск закрылков, что запрещено инструкцией» [8].


Ан-14 на аэродроме Щучин в 1984 году (борт, разбившийся 9 января)

В 80-е годы Ан-14 стали массово выводиться из эксплуатации. Часть из них были утилизированы, некоторые были установлены как авиапамятники в населённых пунктах, пару самолётов попало в музеи. Единичные самолёты пролетали до начала 2000-х годов.

В качестве авиапамятников Ан-14 использовались и в Беларуси. На сегодня известно о трёх «Пчёлках»-авиапамятниках [9]:

  1. Город Лида (Гродненская область);
  2. Город Щучин (Гродненская область);
  3. Деревня (агрогородок) Новосёлки (Поставский район, Витебская область).

В Лиде Ан-14 (бортовой номер 48) в качестве памятника установили в 80-е годы. Самолёт использовался в качестве аттракциона в парке в Южном городке. Ан-14 имел электрический привод и возил детей по кругу. В 90-е годы «Пчёлку» передали в детский сад № 32, который находится в этом же районе. В период 1998-1999 года самолёт вывезли с детского сада. К тому времени он стал небезопасным для детей. Вероятно, борт сдали в металлолом. При поиске информации про этот самолёт, на одном из форумов озвучивалась информация, что похожий самолёт в 2000-е годы стоял в оздоровительном лагере недалеко от Лиды, но этот факт ничем больше не подкреплён.


Ан-14 в парке аттракционов в Лиде в 80-е годы

В Щучине Ан-14 (бортовой номер 50) был установлен в 80-е годы во дворе дома №19 по улице Островского. Там самолёт простоял недолго, по некоторой информации до 1985 года, по другой до начала 90-х. «Пчёлка», вероятно, была сдана на металлолом.


Ан-14 в дворе дома в городе Щучин в 80-е годы

В Новосёлках (рядом с Поставами) Ан-14 был установлен ориентировочно в 80-е годы на территории детского сада. В 90-е самолёт увезли и, скорее всего, тоже сдали на металлолом.


Ан-14 в детском саду в деревне Новосёлки (рядом с Поставами) в 80-е годы

К сожалению, ни один самолёт не сохранился в качестве авиапамятника или музейного экспоната в Беларуси. Ан-14, теоретически, мог бы остаться в экспозиции авиатехники в Лиде, после перевозки с детского сада. Ведь в середине 90-х экспонаты с открытой площадки в военном городке перенесли на территорию воинской части, туда же могли бы и забрать «Пчёлку». Кроме того, в 1999 году начался сбор экспонатов для будущего авиационного музея в аэроклубе в Боровой (под Минском).

Ан-14 «Пчёлка» оставил свой след в истории авиации в Беларуси. Эта статья не исчерпывает тему «Ан-14 в Беларуси», а только обобщает информацию про этот тип воздушного судна в авиационных подразделениях и организациях Беларуси. В истории Ан-14 на территории республики ещё много неизученных страниц.

Всеволод Тарасюк

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Соболев, Д.А. Хроника советской гражданской авиации. 1941-1960 гг. / Д.А. Соболев. – Москва: – Фонд «Русские Витязи». 2020 – 352 с.
  2. Соболев, Д.А. Хроника советской гражданской авиации. 1961-1991 гг. / Д.А. Соболев. – Москва: – Фонд «Русские Витязи». 2022 – 400 с.
  3. Ан-14 Пчелка. Авиационная энциклопедия «Уголок Неба» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.airwar.ru/enc/craft/an14.html – Дата доступа: 06.01.2023.
  4. Дьяков, Д.А. «Дважды награжденный, родной Краснознаменный» / Д.А. Дьяков, Д. Киенко, В. Мирчук – Гродно: - «Хата». 2011 – 75 с.
  5. Доротько, Г. Состав и базирование авиации Вооруженных Сил СССР на территории Белорусского военного округа. 1945-1992 / Г. Доротько . – Кобрин, 2021. – 78 с.
  6. Щучин город авиаторов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scucin-avia.narod.ru/liotchiki/albom_igkorsakov/igkorsakov-pcholka.htm – Дата доступа: 07.01.2023.
  7. 213-я подвижная авиационная ремонтная мастерская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://worldgonesour.ru/stati/23612-213-ya-podvizhnaya-aviacionnaya-remontnaya-masterskaya.html – Дата доступа: 07.01.2023.
  8. Катастрофа Ан-14 «Пчёлка» близ Березы, Белоруссия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://war.airdisaster.ru/database.php?id=55 – Дата доступа: 07.01.2023.
  9. Утраченные авиапамятники [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aircraft-museum.ucoz.ru/index/utrachennye_aviapamjatniki/0-45 – Дата доступа: 07.01.2023.
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (08.01.2023)
Просмотров: 81 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2023