Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [159]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [29]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [4]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Исполины белорусского неба

ИСПОЛИНЫ БЕЛОРУССКОГО НЕБА

В мае 1946 года, в Полоцке, на базе 3-й гвардейской Смоленской орденов Суворова и Кутузова бомбардировочной авиадивизии была сформирована 3-я гвар­дейская авиационно-транспортная дивизия в составе 339-го ордена Суворова транспортного авиаполка (г. Слуцк), 24-го гвардейского Юхновского ордена Кутузова транспортного авиаполка (г. Полоцк - Боровуха) и 369-го Ясского Краснознаменного транспортного авиаполка (г. Витебск). Так на белорусской земле появились первые части военно-транспортной авиации.

   Однако зарождалась военно-транс­портная авиация в Белоруссии еще в 30-е годы прошлого века. После окончания формирования 1 июня 1931 года в Ле­нинградском военном округе опытного воздушно-десантного отряда и выполне­ния первых экспериментальных выбросок парашютистов с самолетов АНТ-9, ТБ-1 и Р-5, в сентябре 1934 года в Белорусском военном округе впервые прошло учение с десантированием войск. По плану уче­ния 7 сентября с пяти самолетов ТБ-3 в районе переправы через реку Свислочь был выброшен 31 десантник. 9 сентября в районе Тростенца под Минском с ТБ-3 было десантировано еще 589 бойцов 7-го батальона особого назначения. В ходе этого учения исследовались возможности бомбардировщика ТБ-3 по выброске де­сантников. Наиболее оптимальной была признана загрузка самолета двадцатью спецназовцами, которые покидали его за 16 - 20 секунд.
   Опыт, полученный в ходе этого и дру­гих учений, оказался востребован во вре­мя операции по освобождению Запад­ной Белоруссии. Экипажи 3-го тяжелого бомбардировочного авиационного полка (тбап), выполняя задачу по транспортировке боеприпасов, горючего для авиаци­онных и мотомеханизированных частей, с 24 по 29 сентября 1939 года совершили 59 самолето-вылетов. Практическое приме­нение авиации для перевозки грузов, де­сантирования войск, эвакуации раненых во время советско-финляндской войны (декабрь 1939 - март 1940 гг.) и других военных конфликтов вплотную подвело советское военное руководство к выводу о необходимости создания военно-транс­портной авиации как вида ВВС. Однако до Великой Отечественной войны она так и не была организационно оформлена.
Летчики 339-го полка перед вылетом на бо­евое задание на самолетах Ли-2. Аэродром Макеевка, 1943 г.
   С самого начала войны авиация ста­ла совершать вылеты на транспортиров­ку грузов и десантирование. Уже 29 июня 1941 года 14-й тбап произвел выброску де­санта в районе Слуцка. Это была первая с начала войны десантная операция. В на­чале июля 1941 года под Могилевом из-за отсутствия топлива остановилась танковая колонна фашистов. Для ее унич­тожения 13 июля в этот район с четырех ТБ-3 было десантировано 64 бойца. А 23 июля для обеспечения их боевых дейс­твий на аэродром Могилева было выбро­шено 260 мешков с боеприпасами и дру­гим грузом.
   Одной из важных и сложных задач, ко­торые выполняла авиация, были воздуш­ные перевозки различных грузов в парти­занские отряды Белоруссии и эвакуация раненых на Большую землю. Выполня­лись они, главным образом, одиночны­ми самолетами или небольшими группа­ми ночью без сопровождения истребите­лей прикрытия. Основная масса перевозок осуществлялась на легких самолетах типа Р-5 и По-2. Первые вылеты к партизанам были выполнены уже осенью 1941 года, но до конца года они были лишь эпизоди­ческими. Регулярные рейсы стали совер­шаться лишь с середины 1942 года. Уступив настойчивым требованиям коман­дира 101-го транспортного авиационного полка Валентины Гризодубовой, командо­вание Авиации дальнего действия (АДД) решило совершить пробный рейс на са­молете Ли-2 с посадкой в партизанском отряде Гришина (65 км восточнее Витеб­ска). Опыт оказался удачным. Ли-2 АДД и ГВФ приступили к интенсивным пере­возкам. Задания в интересах партизанс­кого движения стали выполнять и дру­гие авиационные части. Фашисты не мог­ли смириться с тем, что на захваченной ими территории успешно функционируют партизанские аэродромы, и приступили к карательным операциям. Для того чтобы партизаны могли вести успешные бои с карателями, 7 марта 1943 года была про­ведена первая планерная операция в инте­ресах партизан Белоруссии. 16 самолетов 2-го авиационного планерного полка ВДВ за восемь суток ночью отбуксировали в район Бегомля 25 планеров, на которых было доставлено 60 тонн груза, включая 1000 винтовок, 20 тонн взрывчатки, 10 радиостанций, 5 типографий, 150 десан­тников-подрывников.
   Важной областью применения авиа­ции во время войны стала переброска ре­зервов и материальных средств при под­готовке и проведении оборонительных и наступательных операций. Во время ос­вобождения Белоруссии летом 1944 года 220 самолетов 1-й ва за два месяца со­вершили 28 000 самолето-вылетов и пе­ревезли 36 000 человек и 9500 тонн раз­личных грузов. В ходе наступления совет­ских войск тылы отстали на 250 - 300 км, поэтому горючее и боеприпасы передовым соединениям доставлялись по воздуху.

Тяжелые десант­ные планеры Як-14 состояли на вооружении 24-го гвардейско­го транспортного авиаполка в По­лоцке

Транспортные са­молеты Ил-12Д поступили на вооружение в 24-й гвардейский транспортный авиаполк (аэр. Полоцк) в 1950 году. Использовались как буксировщики планеров Як-14

Транспортный Ли-2 с грузовыми меш­ками на внешней подвеске

Военно-транспортный самолет Ту-4Д


   К исходу Второй мировой войны был накоплен значительный опыт организации военно-транспортных перевозок и воздуш­но-десантных операций. На практике была доказана необходимость существования в военной авиации специализированной воздушно-транспортной группировки как самостоятельной авиационной структуры под единым командованием. В соответс­твии с директивой Генерального штаба Во­оруженных Сил СССР от 7.03.1946 г. авиа­полки на самолетах Ли-2 были включены в состав Десантно-транспортной авиации (ДТА) воздушно-десантных войск, которая в 1949 году была преобразована в Транс­портно-десантную авиацию (ТДА).

Заместитель командира 339-го втап подполковник Н. ТАРАСОВ, который 6.12.1956 года первым посадил Ту-4Д на аэродроме Витебск-Северный
В со­ответствии с этой директивой в мае 1946 года 3-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия была расформиро­вана, и на базе ее управления в Полоцке (п. Боровуха) начала формироваться 3-я гвардейская Смоленская орденов Суворо­ва и Кутузова авиационно-транспортная дивизия. В состав дивизии вошли 339-й (г. Слуцк), 24-й гвардейский (г. Полоцк) и 369-й (г. Витебск) транспортные полки. В мае 1956 года части дивизии влились в состав Военно-транспортной авиации (ВТА) ВВС. Успешно переучившись на са­молет Ту-4Д, 6 декабря 1956 года 339-й втап перебазировался из Слуцка в Витебск. Первым посадил Ту-4Д на грунтовую ВПП, оборудованную в районе будущего аэродрома Витебск-Северный, заместитель ко­мандира полка подполковник Н. Тарасов. 24-й гвардейский транспортный авиаполк, которым командовал полковник М. Гамарис, был расформирован. Часть летного состава перевели для дальнейшего про­хождения службы в 339-й полк и другие части ВТА. 369-й полк перебазировали в г. Джанкой (Украина).
   В конце 1958 года на вооружение посту­пил самолет Ан-12. Первым в ВТА на него переучился личный состав нашего 339-го втап, которым в то время командовал Герой Советского Союза полковник Г. Богомазов. Боевые возможности самолета Ан-12 по сравнению с Ли-2 возросли примерно в 10 раз. На этих самолетах белорусские экипа­жи с высокой оценкой выполняли задачи на всех крупных учениях в 1960 - 1970-е годы: «Днепр», «Двина», «Братство по ору­жию», «Одер - Нейсе».
339-й Военно-транспортный полк из Витебска первым в воен­но-транспортной авиации ВВС СССР освоил самолет Ил-76
Командир 339-го втап полковник П. ЩЕТИНА среди местного населе­ния у самолета Ан-12. Аэропорт Могадишо (Сомали)

   В 1960-е годы шло интенсивное осво­ение нефтяных месторождений на Севере страны, в котором участвовали многие специалисты из Белоруссии. Геологи и нефтя­ники, как правило, работали в таких местах, куда добраться и доставить технику и тру­бы, можно было только самолетами. Эти задачи в тяжелых климатических услови­ях выполняли экипажи 339-го полка. Ра­бота в суровых краях походила на боевую: тяжелые транспортные Ан-12 приходилось сажать на необорудованные снежные и ле­довые аэродромы, площадки ограничен­ных размеров.
   Личному составу полка доверялись слож­ные и ответственные задания правительства страны и министра обороны не только на тер­ритории СССР, но и во многих странах мира. Среди наиболее значимых - воздушные пе­ревозки войск, боевой техники и боеприпа­сов в Венгрию (1956 г.); Вьетнам (1964 г.); Йемен (1966 г.); Египет, Сирию, Ирак (1967, 1973 гг.); Чехословакию (1968 г.); на советс­ко-китайскую границу в район о. Даманский (1969 г.). Полеты выполнялись в сложней­ших условиях, без обеспечения наземными средствами навигации и посадки, над морем и пустыней, на предельную дальность.
   В конце 1974 года на вооружение частей ВТА начал поступать принципиально новый военно-транспортный самолет Ил-76, спо­собный перевозить средние танки, пуско­вые установки ракет, самолеты фронтовой авиации, другую технику и вооружение на дальность 4200 км с крейсерской скоростью 750 - 800 км/ч. И его первым в ВТА начал ос­ваивать наш белорусский 339-й втап, кото­рым командовал полковник А. Черниченко. Первым поднял в небо Ил-76 командир 1-й эскадрильи подполковник В. Недоборов, а первый полет за границу на этом самолете выполнил 28 февраля 1978 года экипаж заместителя командира полка подполковника Н. Шевцова, перевозя в Женеву специаль­ное оборудование на мировой симпозиум ученых-ядерщиков. Ранее, 23 января 1976 года этот же экипаж десантировал боевую машину десанта (БМД-1) на парашютно-реактивной системе «Реактавр». Внутри БМД-1 находился экипаж в составе подполковника Л. Щербакова и майора А. Маргелова - сына командующего ВДВ Героя Советского Союза генерала армии В. Маргелова.
   12 лет, с декабря 1979 по 1991 год, личный состав полка выполнял интернациональный долг в Афганистане (два года полеты вы­полнялись после вывода советских войск). Высокие морально-боевые и профессио­нальные качества позволили белорусским экипажам пройти афганскую войну без бо­евых потерь.
   В разные годы личный состав 339-го полка оказывал помощь народам, постра­давшим от стихийных бедствий. В апреле 1966 года наши авиаторы одними из пер­вых доставили в пострадавший от земле­трясения Ташкент медикаменты, продо­вольствие, спасательные бригады, палат­ки. В 1970 году участвовали в ликвидации последствий землетрясения в Перу. В де­кабре 1989-го - в Армении.
   В 1986 году экипажи 339-го полка учас­твовали в ликвидации последствий ава­рии на Чернобыльской АЭС.
   После распада СССР в 1992 году коман­дование и штаб 3-й гвардейской втад были перебазированы в Кречевицы под Новго­род, затем в Смоленск, а в 2001 году ди­визию расформировали. 339-й втап во­шел в состав ВВС Беларуси. Командиром полка был назначен полковник А. Серов. В 1996 году полк был расформирован. На базе части летного состава и самолетов полка была создана авиационная компа­ния «Трансавиаэкспорт». Четыре экипажа с самолетами Ил-76МД были переведены для дальнейшего прохождения службы в 50-ю смешанную авиационную базу. Пос­ледний самолет Ил-76 покинул аэродром Витебск-Северный 30 июля 1996 года.
   В настоящее время основные транс­портно-десантные и специальные зада­чи Вооруженных Сил Беларуси успешно выполняет личный состав 50-й ордена Красной Звезды смешанной авиацион­ной базы, которой командует бывший за­меститель командира 339-го втап полков­ник В. Кирилюк.

Полковник запаса Олег СИВУХИН

Источник: Журнал «Армия» № 2, 2008

ИЗ ДОСЬЕ «АРМИИ»

Конец 80-х - начало 90-х годов XX века был периодом наивысшей боевой мощи советской воен­но-транспортной авиации. Накануне распада СССР в состав ВТА входило пять военно-транспортных авиационных дивизий (втад), четыре отдельных военно-транспортных авиационных полка (втап), Центр боевого применения и переучивания летного состава (ЦБП ПЛС), пункт управления ВТА, час­ти тыла и связи, отдельная военно-транспортная авиационная эскадрилья.

3-я ГВАРДЕЙСКАЯ СМОЛЕНСКАЯ ОРДЕНОВ СУВОРОВА И КУТУЗОВА ВТАД (г. Витебск) имела в своем составе 339-й ордена Суворова втап (Витебск-Северный), 334-й Берлинский Краснознаменный втап (Псков - Кресты) и 110-й втап (п. Кречевицы). Управление дивизии было в 1992 году передислоцдеовано из Витебска в п. Кречевицы, затем в г. Смоленск, а в 2001 году расформировано. Ди­визия имела на вооружении самолеты Ил-76.

6-я ГВАРДЕЙСКАЯ ЗАПОРОЖСКАЯ КРАСНОЗНАМЕННАЯ, ОРДЕНА БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО ВТАД (г. Кривой Рог) состо­яла из 37-го втап (г. Арциз), 338-го Рижского втап (г. Запорожье) и 363-го Черкасского орденов Суворова и Богдана Хмельницкого втап (г. Кривой Рог). В 1992 году дивизия вошла в состав ВВС Украины. Имела на вооружении самолеты Ил-76.

7- я ВТАД (г. Мелитополь) имела в своем составе 25-й гвардейский Московский втап (г. Мелитополь), 369-й Ясский Краснознаменный втап (г. Джанкой) и 175-й втап (г. Мелитополь) . В 1992 году передана в состав ВВС Украины. Имела на вооружении самолеты Ил-76.

18-я ГВАРДЕЙСКАЯ ТАГАНРОГСКАЯ КРАСНОЗНАМЕННАЯ, ОР­ДЕНОВ СУВОРОВА И КУТУЗОВА ВТАД (г. Паневежис) в составе 128-го гвардейского Ленинградского Краснознаменного втап (г. Паневежис), 600-го втап (г. Кедайняй), 196-го гвардейского Минского втап (г. Тарту) была передислоцирована в Россию. Управление 18-й гвардейской втад, 600-й и 128-й гвардейский полки в 1998 году расформированы, а 19 6-й гвардейский втап был передан в состав 3-й, а затем 12-й втад (г. Тверь). 18-я гвардейская втад имела на вооружении самолеты Ил-76.

12-я МИНСКАЯ КРАСНОЗНАМЕННАЯ ВТАД (г. Тверь) со­стояла из 556-го Солнечногорского Краснозна­менного, ордена Кутузова втап (п. Сеща), 8-го втап (Тверь - Мигалово), 81-го втап (Иваново-Северный), 235-го втап (п. Сеща). Дивизия была вооружена самолетами Ан-22 и Ан-124.

610-й ЦЕНТР БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ И ПЕРЕУЧИВАНИЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА ВТА размещался в Иваново. Имел две инструкторские эскадрильи на самолетах Ил-76 и Ан-12 и одну исследовательскую эскадрилью.

708-й ОТДЕЛЬНЫЙ ВТАП на самолетах Ил-76 базировался в Кировабаде. В 1992 году из Азербайджана был перебазирован в Россию (г. Таганрог).

194-й ГВАРДЕЙСКИЙ БРЯНСКИЙ КРАСНОЗНАМЕННЫЙ ОТДЕ­ЛЬНыЙ ВТАП ИМЕНИ Н.Ф. ГАСТЕЛЛО на самолетах Ан-12БК размещался в Фергане. В 1992 году вошел в состав ВВС Узбекистана, где в 1994 году стал 71-м авиаполком.

117-й БЕРЛИНСКИЙ ОРДЕНА КУТУЗОВА ОАП РЗБ из г. Шя­уляй в 1992 году перебазирован в г. Оренбург и перевооружен с самолетов Ан-12ПП на Ил-7 6МД.

23 сентября 1992 года в г. Улан-Удэ Бурятской АССР была сформирована 23-я втад. В состав ди­визии вошли 192-й ГВАРДЕЙСКИЙ КЕРЧИНСКИЙ КРАС­НОЗНАМЕННЫЙ ОТДЕЛЬНыЙ ВТАП на самолетах Ил-76 (п. Укурей) и 930-й Комсомольский Трансильванс­кий Краснознаменный отдельный втап на самолетах Ан-12БК (г. Завитинск, Амурская область). 192-й втап расформирован в 1993 году, а управление 23-й втад и 930-й втап - в 1998 году.
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (16.08.2011)
Просмотров: 8429 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Владимир Николаевич  
12-я МГИНСКАЯ краснознамёная дивизия, в честь н.п.МГА Ленинигшрадской области, при прорыве блокады Ленинграда выполняла БОЕВОЕ здание в 1943 году под эти населённым пунктом - ПОЭТОМУ И НАЗВАНИЕ "МГИНСКАЯ" а на Минская - БЕЗГРАМОТНЫЕ не знающие историю дивизии ИЗМЕНИЛИ ПАМЯТИ нашим предшествующим поколениям - ПОКОЛЕНИЮ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024