Большие перспективы - Авиация в Беларуси - Каталог статей - Музей авиационной техники - Боровая
Вторник, 28.02.2017, 13:41
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [99]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Большие перспективы

БОЛЬШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Благодаря энтузиастам легкомоторной авиации возрождение в Щучине военного аэродрома со стажем — уже реальность.

На взлетно-посадочной полосе стремительно набирали скорость и один за другим взмывали ввысь легкомоторные самолеты. Они парили, помахивая белыми крыльями, над считавшимся уже безвозвратно утраченным аэродромом, а внизу, на земле, пилотов приветствовали бурными овациями тысячи людей.

Так стартовал авиационно-спортивный праздник, посвященный 70‑летию освобождения Щучина от немецко-фашистских захватчиков, который прошел недавно в райцентре Гродненщины.

Когда в воздухе появился вертолет Ми‑8 из состава 181‑й боевой вертолетной базы, небо раскрасили многочисленные купола сборной команды Вооруженных Сил Республики Беларусь по парашютному спорту. В ходе показательных выступлений были выполнены зрелищные групповые элементы. В празднике также приняли участие парапланеристы и поклонники радиоуправляемых моделей.

Одним из интереснейших моментов праздника стала гонка по взлетке картинга и самолета. Свое мастерство в ходе этого заезда показал кандидат в мастера спорта по автомобильному спорту, неоднократный призер международных соревнований по картингу Александр Гедревич. Одновременно проходили концерты популярной белорусской группы «Тяни-Толкай», участников телепроекта «Знай наших!», творческого коллектива гродненского Молодежного центра, местных профессиональных и самодеятельных исполнителей. Завершили праздник фейерверк и запуск небесных фонариков.

Для города военных авиаторов, где более половины населения так или иначе связано с Военно-воздушными силами, это — грандиозное и незабываемое событие. Ведь впервые за долгие годы, а то и десятилетия, небо над Щучином вновь принадлежало летчикам! Разделить радость вместе со щучинцами сюда прибыли энтузиасты малой авиации из областного центра, других районов Принеманья, представители многих регионов Беларуси.

Как рассказал присутствовавший на празднике историк белорусской военной авиации (и, кстати, местный уроженец) Дмитрий Киенко, Щучин принял первые самолеты еще в 1939 году. Тогда они, совершая авиаперелет, приземлились здесь на обычное поле. А накануне нападения нацистской Германии на СССР, весной 1941 года, в городе начались работы по строительству военного аэродрома. 70 лет назад, в 1944 году, в ходе боев за освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков отсюда взлетали летчики 162‑го истребительного авиаполка.

С тех пор аэродром в Щучине стал одним из крупных центров советской военной авиации. В 1950‑е годы здесь была построена первая бетонная взлетно-посадочная полоса, в дальнейшем объект постоянно совершенствовался.

— Это был аэродром 1‑го класса, — дополнил информацию историка полковник в отставке Леонид Карпов, в прошлом — заместитель командира 979‑го истребительного авиационного полка, затем старший штурман 95‑й истребительной авиадивизии. — Помимо дислоцированных здесь, он принимал любые типы военных самолетов — как участвовавших в учениях, так и перевозивших военные грузы. Не раз здесь приземлялись Ан‑22 «Антей», Ил‑76, другие крупные крылатые машины. На этом аэродроме в разное время размещались многие прославленные воинские части, в том числе 10‑й отдельный разведывательный авиационный полк.

Сам армейский ветеран Карпов, летчик 1‑го класса, летал на МиГ‑19, затем на МиГ‑23С и МиГ‑23МЛ — первых советских самолетах с изменяемой геометрией крыла. За отличие в войсковых испытаниях современной техники и ввод ее в строй Леонид Ефремович был награжден орденом Красной Звезды. Большую часть из 32 лет, отданных военной авиации, он прослужил именно в Щучине. Здесь же воспитал себе смену: сын, Геннадий Леонидович, пилот 1‑го класса, пилот-инструктор открытого акционерного общества «Авиакомпания Гродно», продолжает дело отца в качестве командира самолета Ан‑2.

— Своими руками вместе с товарищами я когда-то строил здесь железобетонные укрытия и многие другие объекты, — вспоминает полковник в отставке Леонид Карпов. — А потому возрождение нашего аэродрома — как бальзам на душу.

С 2002 года военный аэродром в Щучине находился в запустении. Тогда из города была передислоцирована в Лиду 213‑я подвижная авиаремонтная мастерская, авиационные части ушли из города еще раньше. Часть земель аэродрома была распахана, и сейчас вокруг взлетно-посадочной полосы колосятся злаки. Все это тяжело было наблюдать ветеранам военной авиации, навсегда осевшим в небольшом принеманском городе…

Идея возрождения аэродрома принадлежит гродненскому пилоту-любителю Андрею Чернышову. Его инициативу деятельно поддержали Щучинский районный исполнительный комитет и горожане. Общими усилиями бывших военных летчиков, представителей трудовых коллективов при поддрежке местной власти были расчищены и приведены в порядок взлетно-посадочная полоса, «рулежки», подъездные пути. Для этого был даже проведен специальный субботник.

Идея развития малой авиации сулит большие перспективы для небольшого города на Гродненщине: это и туризм, и бизнес, а также развлечения и спорт, отличная площадка для проведения всевозможных мероприятий, таких, например, как слеты байкеров, соревнования картингистов. Об этом рассказал участникам праздника председатель районного исполнительного комитета Сергей Ложечник. Словом, аэродром может стать новым брендом райцентра, Щучин готов вернуть себе уже подзабытое звание города авиаторов.

Сам Андрей Чернышов обрел крылья еще во времена СССР, в Качинском высшем военном авиационном училище. После распада Советского Союза с карьерой военного летчика пришлось расстаться, но о небе Андрей не забывал никогда. Он долгое время был членом гродненской Ассоциации любителей авиации. Когда представилась возможность, купил небольшой легкомоторный самолет, получил необходимые для полетов документы. Позже взял в аренду ангар на Щучинском аэродроме и начал собирать вокруг себя энтузиастов. А накануне этого праздника Андрей Чернышов пригласил летчиков‑любителей со всех уголков Беларуси, а также со Российской Федерации и ближнего зарубежья опробовать взлетно-посадочную полосу бывшего военного аэродрома, показать свое мастерство в небе Щучина.

Легкомоторные самолеты в ожидании полетов

Коллеги приветствуют только что приземлившегося пилота-любителя

Андрей Чернышов (слева) дает предполетные указания

Участники авиашоу собирают планер L-13 «Бланик»

…В перерывах между полетами я постарался тесно пообщаться с пилотами и узнать побольше о машинах, принявших участие в авиашоу.

Первый в строю — четырехместный самолет французской фирмы SOCATA, модель Morane-Saulnier M. S.892А Rallye: надежная крылатая машина с хорошими эксплуатационными свойствами. Она принадлежит Андрею Чернышову. Это модификация Morane-Saulnier M. S.890, очень распространенного в Европе. Двигатель мощностью 150 лошадиных сил развивает скорость до 270 километров в час, на крейсерской скорости он позволяет пролететь без дозаправки до 1.000 километров. При этом на один час пребывания в небе необходимо около 30 литров топлива. Согласитесь, относительно недорогая плата за незабываемое ощущение полета.

Подальше стояли «Сес­сна‑177» и четырехместный Zlin Z‑43 — легкий поршневой самолет производства чехо­словацкой компании Moravan Otrokovice, который серийно выпускался в 1974–1981 годах.

— Их, кстати, было собрано всего около 80 единиц, — рассказали летчики-любители. — Максимальная скорость — 235 км/ч, дальность полета — чуть более 600 километров.

«Сессна-177» после приземления

Вот приземлился и вырулил на стоянку на своих маленьких шасси очередной участник праздника — четырехместный легкомоторный самолет «Сес­сна‑172», прибывший с аэродрома Хожево, что вблизи Молодечно. Мощный винт разогнал пыль и песок с бетонки, да так, что пришлось на несколько мгновений прищурить глаза… Крылатую машину плотно обступили энтузиасты, они, тепло поприветствовав коллег, поднатужились и закатили самолет в общий строй. Летчик первым делом деловито осмотрел свою «Сессну», оценил ее техническое состояние.

— Пока долетел, прошел через дождь, — с гордостью сообщил он товарищам.

Именно такой летательный аппарат, пилотируемый немцем Матиасом Рустом, в 1987 году скандально приземлился на Красной площади в Москве… Я много слышал об этом, но ни разу не видел такую модель «вживую», так что рассматривал ее с пристрастием.

Кабина очень напоминает салон легковушки, причем малолитражки-двухдверки. Впереди — два сиденья: для пилота и одного из пассажиров, во втором ряду — пара тесных пассажирских сидений, позади них еще и небольшой багажник. Ключ зажигания, аккумулятор: все как в автомобиле, вот только приборов на передней панели в разы больше. На хвосте крылатой машины — изображение Государственного флага Республики Беларусь.

Участники закатывают в строй только что прибывший самолет «Сессна-172»

Приборная доска самолета «Сессна-172»

Это самый массовый самолет в истории авиации: таковых было построено свыше 43.000 единиц. На вопрос, сколько стоит такое счастье, пилоты-любители ответили так:

— Новый легкомоторный самолет может «потянуть» до двухсот тысяч долларов и даже больше, а бывший в употреблении можно приобрести — в зависимости от его состояния — от шести тысяч евро…

Что ж, это вполне по карману работающему человеку, если немного поднатужиться. И немудрено, что владельцев таких самолетов у нас в стране с каждым годом становится все больше.

— Для любительской авиации условия в Щучине почти идеальные, — отметили на прощание летчики — участники мероприятия. — И хотя бетонные плиты со взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек были демонтированы, осталась прочная бетонная «подложка», которая подходит для легкомоторных самолетов. Есть также большие железобетонные укрытия, их удобно использовать под ангары для хранения авиатехники. Сегодня мы только в начале пути, впереди у легкомоторной авиации Беларуси — большие перспективы…

Подполковник АЛЕКСАНДР СЕВЕНКО

Фото автора

Источник: Белорусская военная газета "Во славу Родины"

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (25.07.2014)
Просмотров: 587 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017