Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [159]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [29]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [4]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Беларусь авиационная: начало пути

БЕЛАРУСЬ АВИАЦИОННАЯ: НАЧАЛО ПУТИ

1912–1917 гг.

Впервые человек поднялся в воздух на самолете 17 декабря 1903 года. В этот день американцы Уилбер и Орвилл Райт на аэроплане собственной конструкции совершили 12‑секундный полет. Однако первое использование самолетов в военных целях состоялось спустя восемь лет в Ливии во время Итало-турецкой войны. После этого началось активное внедрение авиации во многие армии, в том числе и в русскую.


12 августа 2012 года в Российской Федерации прошли празднования 100‑летия Российской военной авиации.
В следующем году в Беларуси будут отмечать столетие Лидского аэродрома и начала базирования на нем военной авиации.

В русской армии первые авиационные отряды начали формироваться в 1911 году в структуре военно-инженерного ведомства. В течение двух лет было сформировано 10 авиационных отрядов при воздухоплавательных частях и крепостях.

По данным российского историка С. Елисеева, первый авиационный отряд на территории Беларуси был сформирован в 1912 году при 5‑й воздухоплавательной роте в Гродно, а второй — в крепости Брест-Литовск. На вооружении отрядов находились самолеты французского производства «Фарман-XI» и «Ньюпор-IV». В каждом авиаотряде было 38 человек, из них — шесть летчиков и шесть «хозяев самолета» (сейчас это техник самолета).

30 июля 1912 года (по новому стилю — 12 августа) в соответствии с приказом военного министра № 397 все вопросы воздухоплавания и авиации из Главного инженерного управления были переданы в Главное управление Генерального штаба. Эта дата в 1997 году объявлена Днем Военно-воздушных сил Вооруженных сил Российской Федерации.

В следующем году на базе воздухоплавательных рот началось формирование авиационных рот. В состав каждой роты входили авиационные отряды, которые в военное время придавались штабам наземных армий и корпусов.
В канун начала Первой мировой войны в Беларуси находились две авиационные роты — 3‑я и 4‑я (Гродно и Лида), в составе которых было 11 корпусных авиационных отрядов, а также два крепостных авиационных отряда в Гродно и Брест-Литовске.
Согласно табелю имущества, корпусные и армейские отряды должны были иметь по шесть—восемь самолетов соответственно. Также предусматривалось создание в каждом отряде запасного комплекта самолетов на случай войны. Однако к началу войны создать его не удалось.

Практически все отряды были вооружены самолетами зарубежных конструкций типа «Ньюпор-IV», «Фарман-XVI» и «Фарман-XXII» с моторами мощностью 80 л. с., обеспечивающими скорость до 90 км/ч. В небольших количествах находились в авиаотрядах новые самолеты «Моран» и «Депердюссен», имевшие скорость до 120 км/ч.

Еще до начала боевых действий авиация Северо-Западного фронта приступила к проведению разведки противника перед фронтом своих армий. С началом проведения Восточно-Прусской операции летчики ежедневно вскрывали места сосредоточения и передвижения войск противника. За первый месяц боевых действий только авиация 2‑й армии совершила более 80 боевых вылетов. Летчики 1‑го корпусного отряда досконально обследовали район Млава — Зольдау — Лаутенберг. 9 и 10 августа обнаружили движение на железных и шоссейных дорогах, большие скопления войск противника на левом фланге 2‑й армии в районах Доич-Эйлау, Гильденбург и Алленштейн. Первоначально авиацию рассматривали как средство ближней разведки с радиусом полета до 120 км. Но по мере совершенствования самолетов штабы армий смогли получать достоверные данные о противнике на дальности до 400 км.

Результаты визуальной разведки летчики передавали наземным войскам как с помощью сбрасываемого вымпела, так и устным или письменным докладом после посадки. Несмотря на относительно примитивный способ разведки, командование армий получало оперативные и достоверные сведения о противнике.


Помимо визуальной разведки, летчики применяли аэрофотосъемку, главным образом аппаратом системы Ульянина. Так, летчик Осовецкого крепостного авиаотряда рядовой Литвин-Литвиенко произвел аэрофотосъемку на фронте, причем вылет был действительно боевым — после посадки обнаружили 16 пулевых пробоин. Не всегда полеты на разведку заканчивались благополучно.

Одним из первых в список боевых потерь попал военный летчик 14‑го корпусного авиаотряда Грузинов, который 17 августа вылетел на разведку района Кщонов — Пиляш — Ковице — Быхов — Люблин и не вернулся с задания.

Параллельно ведению разведки летчики стали применять бомбы. Специальных устройств тогда еще не было. Экипажи брали с собой бомбы в кабину и при пролете над вражескими объектами вручную выбрасывали их за борт. Результаты таких бомбардировок были достаточно низкими, но для подавления морального состояния противника оказались весьма эффективными. Примером первых бомбардировок может служить работа 24‑го корпусного Брест-Литовского авиаотряда во время осады Перемышля. Эту группу возглавлял один из опытнейших военных летчиков поручик Руднев. В задачу группы, кроме разведки, входила и бомбардировка крепости. За время осады было сброшено около 50 различных бомб. Для поражения живой силы противника применяли специальные свинцовые пули вытянутой формы. Такие стрелы высыпались с большой высоты и имели хорошую пробивную способность.

За первые полгода войны авиация русской армии лишилась более половины самолетов, причем львиная доля этих потерь связана с выходом из строя самолетов и двигателей. Русские авиазаводы не имели возможности восполнять эти потери, а закупки за границей усложнились с началом войны. До 1915 года в действующие армии отправили только 157 самолетов. Потери летчиков составили 33 человека, или 15% от общего числа. Из них только шесть человек погибли при боевых действиях, пятеро стали жертвами аварий и 22 попали в плен. После первых месяцев войны пришлось вывести большую часть аэропланов в тыл для переучивания летного состава.

Следует сказать, что в первые месяцы войны командование фронта проявляло полное незнание свойств и возможностей авиации. Иногда авиаторам ставились нереальные задачи, которые были не под силу самолетам и связаны с необоснованным риском для экипажей.

В 1915 году германские войска перенесли главный удар на восток с целью вывода России из войны. Практически весь год оказался очень тяжелым для русской армии, в том числе для авиации. Недостаток вооружения во многом компенсировался храбростью русских авиаторов. Примером этому служит подвиг летчика 4‑го корпусного отряда Козакова, который 18 марта одержал свою первую победу. Его самолет «Моран-Ж» был оснащен кошкой с пироксилиновой шашкой, однако во время атаки трос запутался, и Козаков решил таранить немецкий «Альбатрос». При ударе было сломано шасси и разбит винт, но аэроплан все же удалось посадить. За этот подвиг летчик был удостоен Георгиевского оружия.

Вместе с отступающими частями авиация меняла места базирования. Так, 1‑й корпусной отряд летом 1915 года из Городиска был переведен сначала под Варшаву, где совместно с другими авиаотрядами обеспечивал воздушную оборону города, а затем в Минск. Отходя с отступающими войсками, он продолжал вести воздушную разведку в интересах штаба 2‑й армии.

В феврале 1915 года к боевым действиям приступила эскадра воздушных кораблей на самолетах «Илья Муромец», которая базировалась в город Яблонь (недалеко от Варшавы). В начале мая эскадра перебазировалась на аэродром у Лиды. На протяжении трех месяцев эскадра выполняла боевые вылеты. С приближением линии фронта эскадра перебазировалась под Псков. Кроме эскадры, существовал отдельный боевой отряд самолетов «Илья Муромец» в количестве двух самолетов. Этот отряд действовал совместно с 3‑й армией. В Беларуси отряд базировался в Березе-Картузской, Брест-Литовске и Слуцке.


Привлекалась авиация и для выполнения других задач. Летом 1915 года германские войска окружили русскую приграничную крепость Новогеоргиевск. В начале августа того года командование русского гарнизона ввиду опасности скорой капитуляции решило задействовать летчиков Новогеоргиевского крепостного авиаотряда. Его начальник капитан Иван Массальский организовал отлет всех исправных самолетов, предварительно уничтожив авиационное имущество, которое нельзя было вывезти. Летчики поручик Вакуловский, штаб-ротмистр Ливотов, капитан Массальский и другие по приказу коменданта крепости вылетели в непогоду под сильным обстрелом противника. Прорвавшись, они вывезли знамена полков, Георгиевские кресты и секретные документы. Пролетев четыре-пять часов на небольшой высоте, авиаторы благополучно опустились в расположении своих войск. За этот подвиг они были награждены орденами святого Георгия IV степени и Георгиевским оружием.

В конце 1915 года война приняла позиционный характер. В связи с тем, что кавалерия лишилась возможности проводить разведку, главным средством сбора информации о противнике стала авиация. При этом задачи воздушной разведки изменились: если в условиях маневренной войны ранее на нее прежде всего возлагалось наблюдение за крупными силами неприятеля и направлением их движения, то теперь от авиаторов главным образом требовалось тщательно изучать систему обороны противника и наблюдать за ее состоянием и развитием. Следует отметить, что в воздушных боях и от воздействия зенитной артиллерии погибло 35% летчиков, а остальная часть — из-за отказов техники и ошибок пилотирования.
Боевая работа авиаторов в 1916 году продолжалась в прежнем объеме. Полеты выполнялись для проведения разведки, бомбометания и корректировки артиллерии.

Императорский военно-воздушный флот занял достойное место в структуре Вооруженных сил России. Парк авиатехники пополнился новыми типами самолетов: «Моран-Монокок», «Ньюпор-X», (XI и XII), «СПАД А.2», «Фарман-XXVII». Как уже отмечалось, на самолетах устаревшей конструкции отсутствовало оружие. Летчики в полет брали «мосинские» винтовки, карабины системы «Винчестер», ружья-пулеметы «Мадсен», револьверы и пистолеты. Ситуация с вооружением самолетов стала меняться в 1916 году, когда на истребители стали устанавливать штатные пулеметы. Некоторые самолеты-разведчики оснащались легкими радиостанциями типа I АЭ.1 образца 1916 года. Несколько таких самолетов находилось в 1‑м корпусном авиаотряде.

В конце марта 1917 года командование Западного фронта приняло решение сформировать 3‑ю боевую авиационную группу (БАГ) для борьбы с воздушным противником. 3‑я БАГ (в общей сложности — 61 самолет, 59 летчиков и 36 наблюдателей) придавалась 10‑й армии, которой предстояло наносить отвлекающий удар в направлении Молодечно — Вилейка. В подготовительный период отряды успешно вели систематическую разведку. Позиции фотографировались два раза в месяц, а участки предполагаемой атаки — еженедельно с высот 1.500 — 2.500 метров. Дальняя разведка производилась периодически на отдельных направлениях из-за недостатка соответствующих самолетов. К началу операции штаб армии располагал фотопланшетами первой и второй линий окопов и наиболее важных тыловых пунктов неприятеля (станции Солы, Вильно и Войляны). Корректировка стрельбы была возложена на артиллерийские отделения авиаотрядов, приданных ударным корпусам. К началу операции при участии экипажей 1‑го сибирского, гренадерского и 34‑го корпусного авиаотрядов была закончена пристрелка всех обнаруженных целей. Авиаторы бомбили продовольственные и артиллерийские склады противника. Так, 3 июня зажигательные бомбы были сброшены на склады у деревни Базар, что вызвало большой пожар. В тот же день летчики гренадерского авиаотряда бомбили объекты севернее местечка Крево. Всего за подготовительный период авиаотряды 10‑й армии совершили 535 боевых вылетов, потеряли 13 летчиков и наблюдателей.

Осенью 1917 года боевая активность авиации Западного фронта резко уменьшилась. Последние боевые вылеты состоялись в начале ноября.

ДМИТРИЙ ДЬЯКОВ

Источник: Белорусская военная газета «Во славу Родины»
 
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (18.08.2012)
Просмотров: 1979 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024