Понедельник, 23.10.2017, 09:13
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [103]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Аэродром Бобруйск, июль 1941 года
   Михаил Тимин
   Игорь Злобин
АЭРОДРОМ БОБРУЙСК, ИЮЛЬ 1941 ГОДА


   Данная работа была бы не не возможна без активной части форума http://vif2ne.ru/nvi/forum/0/0.htm за что коллегам огромное спасибо.
   На интернет аукционах проходило да и сейчас проходит достаточно много фотографий разбитой советской техники как танков так и самолетов запечатленных на пленке немецкими фотолюбителями в дни войны. Среди них пожалуй больший интерес представляют снимки сделанные в начале операции Барбаросса, они дают понять ту атмосферу и показывают события оставшиеся неизвестными и трагичными для нашей страны, наверное по этому снимки и притягивают как историков так и моделистов, если первым интересно открыть новые факты то вторым собрать модель на основе реального аппарата.
   Анализ снимков с автобронетехникой уже проводиться исследователями в отличии от снимков советских самолетов, и здесь на этих страницах впервые собранны воедино снимки самолетов из разных источников не имеющие подписи и привязки к месту съемки но по тем или иным признакам привязываемых к аэродрому Бобруйск захваченному наступающими частями вермахта 28 июня 1941 года.
 ИСТОРИЯ МИНУВШИХ СОБЫТИЙ


   По данным фонда 13 БАД в Центральном архиве МО РФ известно, что на аэродроме Бобруйск 22-го июня 1941-го года базировались самолеты управление 13-й БАД (бомбардировочной авиадивизии), (командир дивизии генерал-майор Полынин Ф.П. Курсы командиров звеньев(ККЗ) командир к-н Никифоров, 24-го Краснознаменного СБАП (скоростного бомбардировочного авиационного полка) командир п.п-к Мельников П.И. И 97-го ББАП (ближнее бомбардировочного авиационного полка) командир м-р Иванцов Е.Л. На вооружении состояли машины следующих типов: Упр.13 БАД: - 1 СБ, 1 У-2 (все исправны); ККЗ: - 19 СБ (все исправны); 24 КСБАП: - 38 СБ (5 неисправны, 5 исчерпан ресурс моторов ), 5 УСБ(3 неиспр.), 3 У-2(1 неиспр.) ; 97 ББАП 50 Су-2 (14 собраны но не введены в строй ), 1 УСБ, 4 У-2.
Командир 13-й БАД Полынин Ф.П.
(фото 1945 г)
   Кроме того, к утру 22 июня на Бобруйском а-ме, скопились, перегоняемые в приграничные полки 4 Ил-2 ( предназначались для 74 ШАП 10 САД), 21 Пе-2 ( уже включенные в состав 16 СБАП 11 САД) и 7 Пе-2 (так же уже включенные в б/с состав 13 СБАП 9 САД ). В результате последующих событий, самолеты предназначенные для 74 ШАП и 13 СБАП воевали в составе 13 БАД (всего не менее 2 Ил-2 и 9 Пе-2), а до части «Пешек» 16 СБАП все таки добрались экипажи одной из эскадрилий 16 СБАП…
   22 июня 1941 года четыре полка и ККЗ 13 БАД нанесли бомбовые удары по немецкой территории (советские пилоты бомбили аэродромы, склады, скопления войск и артиллерийские позиции в районах Бяла-Подляска, Седльц, Коссов и Сувалки), всего было выполнено 127 б/в, сброшено 636 ФАБ-100, 102 ФАБ-50 и 54 АО-8.
   Советские бомбардировщики выполняли боевые вылеты без истребительного прикрытия, в районы базирования основных сил немецкой истребительной авиации и расположения зенитных батарей, несмотря на таких сложные условия все группы выполнили свои задачи и произвели прицельное бомбометание по атакуемым объектам. Однако, к сожалению, и потери были очень серьезными, до 45 % экипажей не возвратились на свои аэродромы.
hspace=0
Расположение аэродрома г.Бобруйск на картах 30-х годов и снимке наших дней сделанного со спутника.
   Командование 13 БАД уже утром первого дня войны, приняло меры, для того что бы «разгрузить» Бобруйский аэродром, от столь большого количества скопившийся на нем техники. В результате 35 боеготовых Су-2 97 ББАП перелетел на а-ом Миньки, исправные самолеты 1 и 5 АЭ 24 СБАП – на а-ом Тейкичи, а 2 и 4 АЭ 24 СБАП - на а-ом Телуша. Немцы так же внесли свой « посильный вклад» в освобождение Бобруйского а-ма, разгромив в воздухе группу курсов командиров звеньев 13 БАД, из вылета вернулся только ведущий экипаж к-на Никифорова.
   Надо сказать, что данное решение было весьма своевременным, так как уже во второй половине дня аэродром подвергся атакам самолетов Luftwaffe, но благодаря оперативным мерам предпринятым командованием дивизии на аэродроме осталось не так много целей и в результате налета был потерян только 1 СБ 24 СБАП.
   За 22 июня самолеты как минимум трех советских авиационных полков садились на поле Бобруйского а-ма. Первыми были 16 СБ 39 СБАП 10 САД (по другим данным 17), около полудня перелетевшие на Бобруйский а-ом, в порядке вывода из под удара, так как а-ом Пинск, на котором базировался 39 СБАП, подвергся массированным атакам самолетов 2 авиакорпуса Luftwaffe. Эти машины уже вечером 22 июня подчинили командиру 24 СБАП и в дальнейшем они действовали в составе именно этого полка. К сожалению в документах дивизии и 24 полка не сведений когда самолеты 39 СБАП перелетели на а-ом Тейкичи – 5 СБ и 11 СБ – Ново Серебрянка (возможно уже к вечеру 22 июня, но не исключено что и ранним утром 23-го ), единственное что точно можно установить, то что к утру 23 июня 9 СБ 39 СБАП были боеготовы и выполнили один б/в.
   Вторыми оказались 11 СБ 4 и 5 АЭ 121 СБАП которые около 16:00 после выполнения боевого вылета произвели промежуточную посадку для дозаправки, после чего перелетели на свой а-ом Ново Серебрянка.

   Последним отметился Дб-3ф 3 АЭ 98 ДБАП, в результате боевых повреждений, с тяжело раненным стрелком (в р-не цели обстрелян огнем ЗА и атакован 3 истребителями) совершивший посадку после 18:00, и судя по всему уже ни кугда не перелетевший с Бобруйского а-ма.
   Часть самолетов 39 и 121 СБАП получила в воздушных боях и от огня зенитной артиллерии повреждения и возможно, так же остались на Бобруйском а-ме (правда в документах нет никаких тому подтверждений или опровержений…).
В дальнейшем на Бобруйский а-ом, в конце дня 23 июня перелетели самолеты 123 ИАП, к сожалению, опять же нет точных данных сколько машин из этого полка оказались на летном поле. По документам фонда 10 САД в ЦАМО вечером 22 июня на а-ом Пинск перебазировались 13 самолетов 123 ИАП, сколько из них к вечеру 23 июня оказались на Бобруйский а-ом ни в документах 10 САД, ни 13 БАД не отмечено. Оперативная сводка штаба 13 БАД № 4, от 25.06.41г., отмечает действие в своем составе 3 И-153 из «приданной группы».
   23.06.41г. Согласно донесению штаба 13 БАД на Бобруйский а-ом произвели налет 4 немецких самолета, в результате был уничтожен 1 Су-2. По документам 24 СБАП прямым попаданием уничтожен 1 СБ 5 АЭ.
   24.06.41г., из Оперативной сводки №3 «9. Аэродром и гор. Бобруйск подвергались бомбардировке 12:35 – 12 самолетов, в 20:30 – 7, 21:15 – 5. Сброшено на аэродром до 80 бомб различных калибров, сгорел СБ. »
Документы 24 СБАП сообщают, что в этот день л/с 3 АЭ прибыл на а-ом Телуща ( с а-ма Бобруйск), без матчасти.
   Таким образом скорее всего к концу дня 24 июня на а-ме Бобруйск, судя по всему исправных бомбардировщиков 13 БАД неосталось…
Дальнейший ход событий и интересующие нас перемещения материальной части на Бобруйском а-ме по документам дивизии и полков проследить чрезвычайно сложно, а по большинству дней и невозможно, за отсутствием упоминаний таковых. Оперативные сводки штаба 13 БАД за 22-26 июня 1941 года очень скупы и лаконичны, они конечно небыли предназначены для обсуждения сложившегося положения на летном поле в Бобруйске, в них, как и положено в основном количество вылетов, сброшенных бомб, сбитых своих и противника самолетах и т.п…
   25.06.41г., из Оперативной сводки №4 «9. Приданные 9 И-153 продолжали прикрывать аэродром и гор. Бобруйск в воздушных боях сбит 1 Ю-88.»
   26.06.41г., из Оперативной сводки №6 (возможно перепутан № с 5 на 6) «2. 24.06. в 20:30 7 До-17 бомбардировали аэродром Бобруйск Н- 800 м . сброшено до 40 разнокалиберных бомб. 21:15 5 До-17 бомбардировали аэродром Бобруйск на той же высоте, сброшено до 15 бомб.
   5. 15:00 25.06. с курсом 270 Н-1500 с-т пр-ка производил разведку Бобруйска в результате воздушного боя с нашими истребителями был сбит в районе Бобруйск, тип не установлен.
   6. 26.06.41г. 4:30 два Ю-88 1000м. высоты бомбардировали аэродром Бобруйск. 7:00 26.06 произвели налет два Ю-88 на Бобруйск, нашими истребителями были отогнаны и в районе Слуцка сбиты.»
   26 июня аэродром уже готовится к эвакуации. Следующая оперсводка от 28.06.41г., отмечает место расположения штаба дивизии Ново Серебрянка (основной а-ом 121 СБАП), туда же был передислоцирован и 24 СБАП, скорее всего эвакуация штаба дивизии и 24 СБАП произошла 27.06.41г., именно за этот день отсутствует оперсводка, хотя б/в полки выполняли.
Противник с утра 28.6.41 г, начал артиллерийскую подготовку (до трех дивизионов большой мощности при непрерывном воздействии на обороняющихся бомбардировочной авиации). В 14 часов противник пытался форсировать р. Березина в 20 км южнее Бобруйск.
   По заявке начальника штаба 4-й армии авиация фронта бомбардировала артиллерию и живую силу противника. В 17 часов 20 минут, по донесению начальника штаба 47-го стрелкового корпуса, на аэродроме Бобруйск появились самолеты и танки противника.
   В течение 29.6.41 г. и утра 30.6.41 г. установлено: 18 часов 30 минут на аэродроме Бобруйск до 20 МЕ-109…….. По данным авиации, 30.6.41 г. установлено:16 часов на аэродроме Бобруйск – самолеты противника Ме-109 и двухфюзеляжные бомбардировщики.


Подводя итоги, хотелось бы отметить следующее:
- к 22 июня 1941 года на а-ме Бобруйск скопилось огромное количество авиатехники – 140 боевых самолетов(58 СБ, 50 Су-2, 28 Пе-2 и 4 Ил-2), 6 учебно-тренировочных самолетов(УСБ) и 8 самолетов связи(У-2). Всего 156 машин. К чести командира 13 БАД г-м Полынина и нач. шт. п-ка Тельнова, они верно оценили обстановку и уже к полудню первого дня войны рассредоточили всю матчасть 24 и 97 БАПов по полевым а-ам. В результате этих действий, немцам не удалось достичь, сколь ни будь значительных успехов при атаках Бобруйского а-ма (потери единичных машин – не в счет), оставленные на аэродроме и доставшиеся впоследствии немцам машины это небольшая и в подавляющем большинстве неисправная мат.часть 24 и 97 БАП 13 БАД, а так же других полков прошедших в первые дни войны через Бобруйский а-ом. Эвакуировать машины не успели, стремительное наступление немцев захвативших Бобруйск 28 июня, видимо просто не позволило это сделать…
- уже 22 июня на Бобруйский а-ом начали перебазироваться части с приграничных а-ов. Только из документов известно что на Бобруйский а-ом перелетели 16 СБ 39 СБАП и как минимум 9 И-153 123 ИАП. Кроме того в документах 10 САД есть упоминание о перебазировании с а-ма Пружаны 5 самолетов принадлежащих дивизии в Пинск. Однако из Пинска» сборная группа истребителей» 10 САД уже 23 июня перелетела в Бобруйск. Какие самолеты были в группе, или какие самолеты перелетели из Пружан в Пинск, в документах 10 САД не уточняется(вообще документы 10 САД слабо отражают происходившие события 22 июня 1941 года и есть большие сомнения в том что все данные о потерях и перебазировании 22, а тем более 23 июня отражены в этих документах ). Таким образом, по документам прослеживается только перебазирование на Бобруйский а-ом, на сто процентов 9-ти «Чаек» 123 ИАП и с большой степенью, неизвестного количества машин 33 ИАП и 74 ШАП 10 САД. В составе 33 ИАП имелось на вооружении, на 22 июня 25 И-16тип5, 6 И-153, 2 МиГ-3, 4 Ути-4, 4 Ут-1 и 2 У-2, по документам полка все машины выведены из строя на а-ме Куплин. Однако, все документы полка, и это указано в делах полка были сданы 22 июня в военкомат города Пружаны и все что находится в фонде полка и касается событий июня 41 года написано задним числом. В документах 74 ШАП (на 22 июня имел 47 И-15бис, 15 И-153 и 4 Ил-2) и вовсе боевым действиям июня 41 года посвящены 3 абзаца(!) и одна таблица, из которой явствует, что полк с 22 по 28 июня 41г., произвел 15 боевых вылетов и потерял 28 самолетов и 4 пилота... Так что есть все основания утверждать что часть самолетов 33 и 74 полков все таки добралась до Бобруйска и в составе сводной группы истребителей 10 САД участвовала в б/д до 28 июня(а отсутствие документов – результат неразберихи и хаоса первых дней войны).
К концу первого дня войны в результате ударов немецкой авиации, а так же обозначившегося развала управления штабами 9, 10 и 11 САД некоторые части, а иногда и отдельные пилоты полков этих дивизий перебазировались на тыловые а-мы. Документы штаба 13 БАД фиксируют только два случая данных фактов, перелет 16 СБ 39 СБАП 22 июня и с заметным опозданием – 25 июня «9 И-153» (хотя известно что сводная группа перебазировалась в Бобруйск 23 июня), но они и не опровергают данное предположение. Вполне допустимо что 23 или 24 на а-ме Бобруйск могли появиться и самолеты других полков и дивизий, к примеру совсем рядом были истребительные полки 9 САД. Часть из них перебазировалась в Барановичи, а после разгрома Барановического а-ма 23-24 июня, они вместе с остатками 162 ИАП (пытался защитить Барановичи с 22 по 24 июня, причем имел на вооружении И-16 поздних типов ), могли оказаться в Бобруйске…

 АНАЛИЗ ФОТОГРАФИЙ

   Описание анализа большого количества фотографий приводить на этой странице смысла не имеет, можно лишь сказать что обсуждение снимков и выявление их принадлежности именно к аэродрому Бобруйск шло достаточно долго на форуме http://vif2ne.ru/nvi/forum/0/0.htm с ошибками и неожиданными находками сюжетов играющих большую роль в привязке казалось бы неподходящий к этому месту снимков, и уже кануло в архив. Отметим только то что кроме снимков самолетов СБ-2 24 СБАП имеющих еще со времени участия их в финской войне отличительный знак в виде пилотки на хвосте, большую роль сыграл Дб-3 Ф имеющий на руле тактический номером 11 красного цвета. Именно с этим самолетом связано большое количество снимков давших целостное представление об объектах находящихся на аэродроме как ангарах так и самолетах.
   Ниже приведена фотография показывающая по всей видимости самый большой двор заполненный стянутыми сюда со всего аэродрома брошенными и уничтоженными самолетами.
   На фотографии хорошо видно, что самолеты стоят вдоль дороги, по порядку: Пе-2 с отстыкованными плоскостями и снятыми двигателями, СБ(серебристый, без плоскостей), за его кабиной просматриваются стойки шасси И-16(без двигателя и плоскостей), И-15(без двигателя и плоскостей),СБ(серебристый, с тоннельными радиаторами и прислоненными к нему плоскостями Пе-2), И-153 с ободранной с фюзеляжа обшивкой, Стойки шасси явно принадлежащие И-15, далее 3 Су-2 (второй - белая 4 на хвосте), за ними виднеется киль И-16, далее Дб-3ф № 11 и серебристый СБ. За строем виднеться торец здания, правее два больших ангара, вдоль которых то же стоят самолеты и лежат их детали, по порядку: У-2, выкрашенная в зеленый цвет хвостовая часть СБ с номером 4 и пилоткой 24 СБАП, за ним стоит Ил-2, далее лежит на животе СБ(зеленый, и так же с пилоткой), у края ангара И-153(зеленый) и крайний И-153(серебристый).
   Кроме того в этой группе, между самолетами просматриваются многочисленные детали, плохо идентифицируемые с данного ракурса. Здание и ангары образуют подковообразный двор, на заднем плане которого которого возможно находиться здание аэропорта в 2-3 этажа. Пока же вернемся к группе самолетов с Пе-2, крайним в этой группе являеться СБ-2 М-103 со снятыми винтами и радиаторами вместе с капотами. что интересно самолет имет антенну и вероятнее всего цифру 4 на хсвоте, за ним стоит Дб-3ф так же имеющий стойку антенны.
   На нижней фотографии та же группа самолетов, здесь уже хорошо просматривается двухэтажное здание с трубой и боковыми пристройками. между ним и самолетами виднеется небольшая дорожка -сверток с основной дороги.
   Ниже более детальный снимок на СБ с буквой Э на киле ( она обнаруживается на нижнем снимке) с прислоненными к нему плоскостями от Пе-2.

   Еще один снимок, но уже сделанный немного с другого ракурса из за зеленого фюзеляжа СБ лежащего на другой стороне двора, хорошо видно что на руле И-16 стоящего под крылом есть какой-то тактический номер но самое интересное то, что обнаруживаться тактический знак на руле этого СБ - красная буква Э. Хорошо видно Су-2 с неснятыми еще двигателями, И-15 на центре площадки и три разобранных У-2. Обратите внимание на хвосты У-2 виднеющихся из за колонны на руле направления белая полоса!
        
   Фотографии стоящих за СБ штурмовиков Су-2, левый снимок сделан раньше чем правый и видны еще не снятые двигатели, коки на этих сушках также как и винты не окрашивались и имеют цвет металла, на что стоит обратить внимание моделистам при изготовлении моделей ранних Су-2. На правом снимке виден и-16 тип 5 стоящий перед Дб-3Ф.

Фотографии Су-2 на летном поле, в центре стоит Пе-2

   И-16 имеет хвостовой номер 5 красного цвета с белой обводкой, а за Дб-3ф стоит СБ без руля но с интересной деталью которая выясниться при анализе снимков бомбардировщика, оказалось это бывший УСБ.
Теперь пришло время обратиться к большому количеству снимков ДБ-3Ф.

   Перелопатив всю имеющеюся периодику и выбрав фотографии с этой машиной выяснилось что изначально самолет стоял на летном поле и потом по бетонированным рулежным полосам был закачен между двумя ангарами и там на некоторое время брошен пока, в конце концов, не выставлен в общею линеечку у края дороги. За это время немецкие фотолюбители и успели отснять его во всей красе предоставив нам возможность смотреть не только на эту сверкающую на солнце красивую машину но и на попавшие в кадр объекты аэродрома и другие самолеты которые и стали основными элементами для увязки разрозненных снимков.
   На правом снимке в нижнем углу стоит обратить внимание на разные цвета носовой части и остального самолета, Это судя по всему бывший УСБ, на котором, попытались смонтировать кабину ф3 и таким образом превратить в боевой! Это кстати подтверждается документами 24 СБАП, после больших потерь в первые дни войны начали переделывать УСБ в боевые.
   Пока Дб катили к ангарам в кадр попал не то Ил-2 не то Су-2 с номером 7, интересно что на последующих фотографиях на левой консоли крыла. у самой кромки, появляется повреждение обшивки полученное возможно при транспортировки среди ангаров. Hу а далее задержавшись на некоторое время он был отснят с разных ракурсов между ангарами, на одном из снимков на переднем плане красуется У-2 с красной единицей на руле направления, а на заднем плане тренировочный УТ-1.

У-2 из состава 13 БАД брошенный на аэродроме
  
Когда же самолет встал к ограде у дороги на его фоне запечатлен И-16 тип -5 с красной пятеркой на руле поворота и И-16 тип 24 с номером 13 белого цвета.
И-16 тип 5 из 33 ИАП


   С правой стороны самолета можно наблюдать двухэтажное здание с трубой и по всей видимости с гаражами для машин аэродромного обслуживания, или пожарной команды. Поскольку процесс расчистки аэродрома видимо на тот момент не был завершен то самолеты на разных снимках имеют разное положение относительно друг друга. Но что самое интересное борт номер 13 перемещяеться немного дальше к лесопосадкам вскрывая группу СБ ( будем считать что это правая группа, если смотреть на нос стоящего хвостом к дороге ДБ-3Ф №11) один из которых лежит с поднятым в верх крылом и двумя открытыми лючками в районе звезда на нижней поверхности.
   СБ-2 с поднятым вверх крылом имеет тактический номер 2 и пилотку красного цвета характерную для 24 СБАП под крылом лежит хвостовая часть СБ-2 № 3 так же из состава 24 СБАП а вот на переднем плане СБ из неустановленной пока части с номером 5. Этот самолет имеет интересный камуфляж носовой части состоящий из пятен зеленого цвета нанесенных кистью до козырька кабины. Перед этим СБ просматривается крыло И-153 стоящего справа от фотографа и попавшего на другой снимок.
Окраска хвостовых частей самолетов СБ- 2 М 103 24 СБАП

Панорама группы самолетов находящихся с правой стороны от ДБ-3Ф № 11.

   Теперь обратимся к внутренней стороне двора между ангарами и зданиями. На нижнем снимке в правом углу видны останки описанных выше самолетов ( СБ-2 №2, 3, 5), с лева лежит еще один СБ 24 СБАП с характерной пилоткой и Ил-2.
   Это же место только гораздо позже когда немцы стали подтягивать на эту площадку все обломки самолетов. Обратите внимание на радиаторы двигателей М-100, большинство СБ 24 СБАП были оснащены двигателями М-103.

   Видны останки И-153 № 2, СБ-2 № 4, И-16 тип 24 белый номер 8, Ил-2 и две хвостовые части СБ с характерными красными пилотками 24СБАП, один из них с номером 4 в кадры с ним попали все тот же Дб-3 № 11 И-16 тип 24 № 13 и Ил-2 с двойкой на руле, причем за Илом лежит еще одна хвостовая часть СБ из 24 БАП номер которого к сожалению у становить пока не удалось.
Два брошенных И-153 на летном поле, номер первой распознать неудалось а вот на заднем плане "чайка" № 2 позже была перемещена на площадку у зданий.
И-153 № 2 из 123 ИАП 10 САД
   Фотографии хвостовой части СБ с номером 4 дают представление о центральной части двора.Нижние снимки показывают нам сдвоенный ангар который не вошел в кадр фотографа снимавшего вид свалки с Пе-2.

СБ -2 M-103 из 24 СБАП
Ил-2 машина предназначенная для 74 ШАП

Теперь можно сделать панораму части построек и двух ангаров на аэродроме.
   В дальнем конце снимка большое здание вероятно является зданием аэропорта, с лева от него двухэтажное здание непонятного предназначения и с права два ангара. Ангар №1 с крышей по бокам доходящей практически до самой земли и ангар № 2 -так называемый сдвоенный, что интересно этот сдвоенный ангар попал другие снимки, его хорошо отличить по разбитым стеклам под козырьком крыши, так что с уверенностью можно сказать что все самолеты находящиеся на площадке у дороги и между ангарами транспортировались именно мимо этого ангара № 2.

   На этой фотографии вид на ангары №1 и №2 со стороны летного поля, интересно что И-16 раннего типа имеет козырек от более позднего типа.
   Вернемся теперь обратно к снимкам с Дб-3 № 11, его фотографии позволяют увидеть нам ангар № 3, более того на фотографиях четко просматривается четвертый ангар -во всяком случае конструкция ворот видна точно, более того ангары 3 и 4 расположены под углом к первым двум тем самым более развернуты к летному полю.

   Определенное количество ангаров в 4 единици подтверждает пока снимок хвостовой части СБ № 9, в верхнем правом углу видна часть ворот ангара № 4, в левом- здание с трубой из группы снимков описанных выше.
   Определенное количество ангаров в 4 единици подтверждает пока снимок хвостовой части СБ № 9, в верхнем правом углу видна часть ворот ангара № 4, в левом- здание с трубой из группы снимков описанных выше.
   Теперь можно примерно обрисовать план известных нам построек аэродрома.

   На этом можно было бы наверное поставить точку в определении построек и техники скопившейся на аэродроме если бы не две группы фотографий. Одна из них связана с останками зеленого СБ-2 № 9. Местоположение этих снимков где то на краю аэродрома, в кадре видно Су-2 с пилоткой на киле, СБ-2 М-103 № 9 и СБ-2 М-10.

СБ -2 M-103 из 24 СБАП

   Вторая серия фотографий сделанная фотографом из JG 51 появилась на просторах интернета без всякой привязки к месту событий но со снимками уже описанных нами самолетов СБ-2 с буквой Э на хвосте, У-2 № 1, и содержала не встречавшиеся ранее снимки И-153 № 14, Ил-2. Привязать эти самолеты случайным образом помог все тот же Дб-3Ф № 11. При случайном вглядывании в фотографию этого самолета из сборника РЕД СТАРС № 1 в левом нижнем углу был обнаружен И-153 № 14, а на заднем плане СБ со снятыми винтами - вставший позже в ряд с Дб-3 и Пе-2.

Три фотографии И-153 №14 на краю летного поля
И-153 № 14 из 123 ИАП 10 САД

   Более того на снимках с Ил-2, стоящего у самой дороги Дб-3 № 11и И-153 № 14 присутствует одно и тоже дерево стоящее у дороги в жилом секторе, на заднем плане за Ил-2 виден последний четвертый ангар такой же конструкции как и ангар № 3, напрашивается вывод о том что эти самолеты и самолеты из серии сделанных пилотом JG 51 располагались за ангаром № 4 (если смотреть по цветной схеме то ниже ангара и ближе к дороге ). Попавшие в кадр Fw-189 из 5.(H)/12 видимо и являлись теми двухфюзеляжными бомбардировщиками обнаруженными советскими разведчиками 30 июня.

   На нижних двух снимках видим одну группу самолетов снятую с двух точек, точно определяються У-1 с полосой во весь фюзеляж, два Ут-1, Вероятно Пе-2, СБ без крыльев, У-2 без крыльев за которым лежит кабина еще одного У-2, три И-16 (№8 и № 22) и два И-153.
   Внизу снимок И-16 № 7 - стиль написания номеров и вид на ангар позади самолета позволяют привязать и этот самолет к аэродрому Бобруйск, интересно что у обоих "ишаков" повреждены хвостовые части фюзеляжа в районе кабины, возможно самолеты были подорваны техническим составом во время отступления.
И-16 тип 5 № 7 из 33 ИАП

ВЫВОД:

   В результате проведенного исследования, в том числе обработки материалов ЦА МО, а именно фондов 13 БАД и 10 САД, 24 и 39 СБАП, 33 и 123 ИАП и 74 ШАП и сопоставлении архивных материалов с данными безвестных немецких фотографов можно четко и недвусмысленно установить принадлежность самолетов зафиксированных фотообъективами немецких фотолюбителей на а-ме Бобруйск:
   1. СБ с характерными пилотками и поперечной полосой на киле, данные ОЗ появились на машинах 24 СБАП еще во время советско-финской войны 1939-40гг.
   2. Су-2 машины 97 ББАП – других полков вооруженных Су-2 в данном р-не просто не было.
   3. Ил-2 машина предназначенная для 74 ШАП, причина такая же как и в предыдущем пункте.
   4. УСБ – 24 СБАП на одной из фотографий видно что кабина Ф3 и фюзеляж одного из СБ разных окрасок, это подтверждает один из документов 24 СБАП, в котором говориться о переделывании УСБ в боевые.
   5. И-153 несомненно принадлежат 123 ИАП 10 САД, это подтверждается документами 10 САД и 123 ИАП. Однако можно также полагать, что несколько машин, но в любом случае единицы, могли принадлежать 33 ИАП или 74 ШАП.
   6. Дб-3ф – по документам известно что один такой самолет произвел вынужденную посадку, в тяжело раненным стрелком, в следствии боевых повреждений, уже вечером 22 июня. Какой части принадлежал второй Дб-3ф по документам установить не удалось, но в этом районе действовали исключительно самолеты 98 и 212 ДБАП, так что с большой долей уверенности можно предположить что это машины этих полков.
   7. И-15бис – мог принадлежать только 74 ШАП 10 САД, других полков вооруженных данной машиной на этом направлении не было.
   8. И-16тип5 – с наибольшей степенью вероятности принадлежали 33 ИАП, именно это полк имел наибольшее количество этих самолетов в своем б/с на начало войны и по данным фонда 10 САД несколько машин все же эвакуировали с а-ма Пружаны 22 июня 41г…
   9. СБ с другими опознавательными знаками могли принадлежать любому полку 13 БАД, ну и 39 СБАП 10 САД.
   10. У-2 принадлежали упр 13 БАД, 24 и 97 БАП, к сожалению идентифицировать их нет возможности.
   11. И-16 поздних серий №8 и 13 к сожалению по документам не прослеживается принадлежность этих машин, наиболее вероятно что они перелетели из Барановичей и входили в состав 162 ИАП.
   12 Пе-2 мог быть только 13 или 16 СБАП но выделить какой либо из полков невозможно.
   13. Ут-1 наиболее вероятно принадлежали к 33, 123 ИАП, либо 74 ШАП 10 САД


Серия фотографий сделанных фотографом из JG 51
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (21.03.2012)
Просмотров: 5036 | Комментарии: 1 | Теги: аэродром Бобруйск, 1941 год | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 1
1  
Тем, кого заинтересовал этот материал, очевидно, будет интересно и его продолжение - пока в виде обсуждения в соответствующей ветке на Международном военном форуме - http://imf.forum24.ru/?1-4-20-00000061-000-0-0-1319886719

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017