АНАЛИЗ ФОТОГРАФИЙ
Описание анализа большого количества фотографий приводить на этой странице смысла не имеет, можно лишь сказать что обсуждение снимков и выявление их принадлежности именно к аэродрому Бобруйск шло достаточно долго на форуме http://vif2ne.ru/nvi/forum/0/0.htm с ошибками и неожиданными находками сюжетов играющих большую роль в привязке казалось бы неподходящий к этому месту снимков, и уже кануло в архив. Отметим только то что кроме снимков самолетов СБ-2 24 СБАП имеющих еще со времени участия их в финской войне отличительный знак в виде пилотки на хвосте, большую роль сыграл Дб-3 Ф имеющий на руле тактический номером 11 красного цвета. Именно с этим самолетом связано большое количество снимков давших целостное представление об объектах находящихся на аэродроме как ангарах так и самолетах.
Ниже приведена фотография показывающая по всей видимости самый большой двор заполненный стянутыми сюда со всего аэродрома брошенными и уничтоженными самолетами.
На фотографии хорошо видно, что самолеты стоят вдоль дороги, по порядку: Пе-2 с отстыкованными плоскостями и снятыми двигателями, СБ(серебристый, без плоскостей), за его кабиной просматриваются стойки шасси И-16(без двигателя и плоскостей), И-15(без двигателя и плоскостей),СБ(серебристый, с тоннельными радиаторами и прислоненными к нему плоскостями Пе-2), И-153 с ободранной с фюзеляжа обшивкой, Стойки шасси явно принадлежащие И-15, далее 3 Су-2 (второй - белая 4 на хвосте), за ними виднеется киль И-16, далее Дб-3ф № 11 и серебристый СБ. За строем виднеться торец здания, правее два больших ангара, вдоль которых то же стоят самолеты и лежат их детали, по порядку: У-2, выкрашенная в зеленый цвет хвостовая часть СБ с номером 4 и пилоткой 24 СБАП, за ним стоит Ил-2, далее лежит на животе СБ(зеленый, и так же с пилоткой), у края ангара И-153(зеленый) и крайний И-153(серебристый).
Кроме того в этой группе, между самолетами просматриваются многочисленные детали, плохо идентифицируемые с данного ракурса. Здание и ангары образуют подковообразный двор, на заднем плане которого которого возможно находиться здание аэропорта в 2-3 этажа. Пока же вернемся к группе самолетов с Пе-2, крайним в этой группе являеться СБ-2 М-103 со снятыми винтами и радиаторами вместе с капотами. что интересно самолет имет антенну и вероятнее всего цифру 4 на хсвоте, за ним стоит Дб-3ф так же имеющий стойку антенны.
На нижней фотографии та же группа самолетов, здесь уже хорошо просматривается двухэтажное здание с трубой и боковыми пристройками. между ним и самолетами виднеется небольшая дорожка -сверток с основной дороги.
Ниже более детальный снимок на СБ с буквой Э на киле ( она обнаруживается на нижнем снимке) с прислоненными к нему плоскостями от Пе-2.
Еще один снимок, но уже сделанный немного с другого ракурса из за зеленого фюзеляжа СБ лежащего на другой стороне двора, хорошо видно что на руле И-16 стоящего под крылом есть какой-то тактический номер но самое интересное то, что обнаруживаться тактический знак на руле этого СБ - красная буква Э. Хорошо видно Су-2 с неснятыми еще двигателями, И-15 на центре площадки и три разобранных У-2. Обратите внимание на хвосты У-2 виднеющихся из за колонны на руле направления белая полоса!
Фотографии стоящих за СБ штурмовиков Су-2, левый снимок сделан раньше чем правый и видны еще не снятые двигатели, коки на этих сушках также как и винты не окрашивались и имеют цвет металла, на что стоит обратить внимание моделистам при изготовлении моделей ранних Су-2. На правом снимке виден и-16 тип 5 стоящий перед Дб-3Ф.
Фотографии Су-2 на летном поле, в центре стоит Пе-2
И-16 имеет хвостовой номер 5 красного цвета с белой обводкой, а за Дб-3ф стоит СБ без руля но с интересной деталью которая выясниться при анализе снимков бомбардировщика, оказалось это бывший УСБ.
Теперь пришло время обратиться к большому количеству снимков ДБ-3Ф.
Перелопатив всю имеющеюся периодику и выбрав фотографии с этой машиной выяснилось что изначально самолет стоял на летном поле и потом по бетонированным рулежным полосам был закачен между двумя ангарами и там на некоторое время брошен пока, в конце концов, не выставлен в общею линеечку у края дороги. За это время немецкие фотолюбители и успели отснять его во всей красе предоставив нам возможность смотреть не только на эту сверкающую на солнце красивую машину но и на попавшие в кадр объекты аэродрома и другие самолеты которые и стали основными элементами для увязки разрозненных снимков.
На правом снимке в нижнем углу стоит обратить внимание на разные цвета носовой части и остального самолета, Это судя по всему бывший УСБ, на котором, попытались смонтировать кабину ф3 и таким образом превратить в боевой! Это кстати подтверждается документами 24 СБАП, после больших потерь в первые дни войны начали переделывать УСБ в боевые.
Пока Дб катили к ангарам в кадр попал не то Ил-2 не то Су-2 с номером 7, интересно что на последующих фотографиях на левой консоли крыла. у самой кромки, появляется повреждение обшивки полученное возможно при транспортировки среди ангаров. Hу а далее задержавшись на некоторое время он был отснят с разных ракурсов между ангарами, на одном из снимков на переднем плане красуется У-2 с красной единицей на руле направления, а на заднем плане тренировочный УТ-1.
У-2 из состава 13 БАД брошенный на аэродроме
Когда же самолет встал к ограде у дороги на его фоне запечатлен И-16 тип -5 с красной пятеркой на руле поворота и И-16 тип 24 с номером 13 белого цвета.
И-16 тип 5 из 33 ИАП
С правой стороны самолета можно наблюдать двухэтажное здание с трубой и по всей видимости с гаражами для машин аэродромного обслуживания, или пожарной команды. Поскольку процесс расчистки аэродрома видимо на тот момент не был завершен то самолеты на разных снимках имеют разное положение относительно друг друга. Но что самое интересное борт номер 13 перемещяеться немного дальше к лесопосадкам вскрывая группу СБ ( будем считать что это правая группа, если смотреть на нос стоящего хвостом к дороге ДБ-3Ф №11) один из которых лежит с поднятым в верх крылом и двумя открытыми лючками в районе звезда на нижней поверхности.
СБ-2 с поднятым вверх крылом имеет тактический номер 2 и пилотку красного цвета характерную для 24 СБАП под крылом лежит хвостовая часть СБ-2 № 3 так же из состава 24 СБАП а вот на переднем плане СБ из неустановленной пока части с номером 5. Этот самолет имеет интересный камуфляж носовой части состоящий из пятен зеленого цвета нанесенных кистью до козырька кабины. Перед этим СБ просматривается крыло И-153 стоящего справа от фотографа и попавшего на другой снимок.
Окраска хвостовых частей самолетов СБ- 2 М 103 24 СБАП
Панорама группы самолетов находящихся с правой стороны от ДБ-3Ф № 11.
Теперь обратимся к внутренней стороне двора между ангарами и зданиями. На нижнем снимке в правом углу видны останки описанных выше самолетов ( СБ-2 №2, 3, 5), с лева лежит еще один СБ 24 СБАП с характерной пилоткой и Ил-2.
Это же место только гораздо позже когда немцы стали подтягивать на эту площадку все обломки самолетов. Обратите внимание на радиаторы двигателей М-100, большинство СБ 24 СБАП были оснащены двигателями М-103.
Видны останки И-153 № 2, СБ-2 № 4, И-16 тип 24 белый номер 8, Ил-2 и две хвостовые части СБ с характерными красными пилотками 24СБАП, один из них с номером 4 в кадры с ним попали все тот же Дб-3 № 11 И-16 тип 24 № 13 и Ил-2 с двойкой на руле, причем за Илом лежит еще одна хвостовая часть СБ из 24 БАП номер которого к сожалению у становить пока не удалось.
Два брошенных И-153 на летном поле, номер первой распознать неудалось а вот на заднем плане "чайка" № 2 позже была перемещена на площадку у зданий.
|
И-153 № 2 из 123 ИАП 10 САД
|
Фотографии хвостовой части СБ с номером 4 дают представление о центральной части двора.Нижние снимки показывают нам сдвоенный ангар который не вошел в кадр фотографа снимавшего вид свалки с Пе-2.
СБ -2 M-103 из 24 СБАП
Ил-2 машина предназначенная для 74 ШАП
Теперь можно сделать панораму части построек и двух ангаров на аэродроме.
В дальнем конце снимка большое здание вероятно является зданием аэропорта, с лева от него двухэтажное здание непонятного предназначения и с права два ангара. Ангар №1 с крышей по бокам доходящей практически до самой земли и ангар № 2 -так называемый сдвоенный, что интересно этот сдвоенный ангар попал другие снимки, его хорошо отличить по разбитым стеклам под козырьком крыши, так что с уверенностью можно сказать что все самолеты находящиеся на площадке у дороги и между ангарами транспортировались именно мимо этого ангара № 2.
На этой фотографии вид на ангары №1 и №2 со стороны летного поля, интересно что И-16 раннего типа имеет козырек от более позднего типа.
Вернемся теперь обратно к снимкам с Дб-3 № 11, его фотографии позволяют увидеть нам ангар № 3, более того на фотографиях четко просматривается четвертый ангар -во всяком случае конструкция ворот видна точно, более того ангары 3 и 4 расположены под углом к первым двум тем самым более развернуты к летному полю.
Определенное количество ангаров в 4 единици подтверждает пока снимок хвостовой части СБ № 9, в верхнем правом углу видна часть ворот ангара № 4, в левом- здание с трубой из группы снимков описанных выше.
|
|
Определенное количество ангаров в 4 единици подтверждает пока снимок хвостовой части СБ № 9, в верхнем правом углу видна часть ворот ангара № 4, в левом- здание с трубой из группы снимков описанных выше.
|
Теперь можно примерно обрисовать план известных нам построек аэродрома.
|
На этом можно было бы наверное поставить точку в определении построек и техники скопившейся на аэродроме если бы не две группы фотографий. Одна из них связана с останками зеленого СБ-2 № 9. Местоположение этих снимков где то на краю аэродрома, в кадре видно Су-2 с пилоткой на киле, СБ-2 М-103 № 9 и СБ-2 М-10.
СБ -2 M-103 из 24 СБАП
Вторая серия фотографий сделанная фотографом из JG 51 появилась на просторах интернета без всякой привязки к месту событий но со снимками уже описанных нами самолетов СБ-2 с буквой Э на хвосте, У-2 № 1, и содержала не встречавшиеся ранее снимки И-153 № 14, Ил-2. Привязать эти самолеты случайным образом помог все тот же Дб-3Ф № 11. При случайном вглядывании в фотографию этого самолета из сборника РЕД СТАРС № 1 в левом нижнем углу был обнаружен И-153 № 14, а на заднем плане СБ со снятыми винтами - вставший позже в ряд с Дб-3 и Пе-2.
|
|
Три фотографии И-153 №14 на краю летного поля
|
И-153 № 14 из 123 ИАП 10 САД
|
Более того на снимках с Ил-2, стоящего у самой дороги Дб-3 № 11и И-153 № 14 присутствует одно и тоже дерево стоящее у дороги в жилом секторе, на заднем плане за Ил-2 виден последний четвертый ангар такой же конструкции как и ангар № 3, напрашивается вывод о том что эти самолеты и самолеты из серии сделанных пилотом JG 51 располагались за ангаром № 4 (если смотреть по цветной схеме то ниже ангара и ближе к дороге ). Попавшие в кадр Fw-189 из 5.(H)/12 видимо и являлись теми двухфюзеляжными бомбардировщиками обнаруженными советскими разведчиками 30 июня.
На нижних двух снимках видим одну группу самолетов снятую с двух точек, точно определяються У-1 с полосой во весь фюзеляж, два Ут-1, Вероятно Пе-2, СБ без крыльев, У-2 без крыльев за которым лежит кабина еще одного У-2, три И-16 (№8 и № 22) и два И-153.
Внизу снимок И-16 № 7 - стиль написания номеров и вид на ангар позади самолета позволяют привязать и этот самолет к аэродрому Бобруйск, интересно что у обоих "ишаков" повреждены хвостовые части фюзеляжа в районе кабины, возможно самолеты были подорваны техническим составом во время отступления.
И-16 тип 5 № 7 из 33 ИАП
ВЫВОД:
В результате проведенного исследования, в том числе обработки материалов ЦА МО, а именно фондов 13 БАД и 10 САД, 24 и 39 СБАП, 33 и 123 ИАП и 74 ШАП и сопоставлении архивных материалов с данными безвестных немецких фотографов можно четко и недвусмысленно установить принадлежность самолетов зафиксированных фотообъективами немецких фотолюбителей на а-ме Бобруйск:
1. СБ с характерными пилотками и поперечной полосой на киле, данные ОЗ появились на машинах 24 СБАП еще во время советско-финской войны 1939-40гг.
2. Су-2 машины 97 ББАП – других полков вооруженных Су-2 в данном р-не просто не было.
3. Ил-2 машина предназначенная для 74 ШАП, причина такая же как и в предыдущем пункте.
4. УСБ – 24 СБАП на одной из фотографий видно что кабина Ф3 и фюзеляж одного из СБ разных окрасок, это подтверждает один из документов 24 СБАП, в котором говориться о переделывании УСБ в боевые.
5. И-153 несомненно принадлежат 123 ИАП 10 САД, это подтверждается документами 10 САД и 123 ИАП. Однако можно также полагать, что несколько машин, но в любом случае единицы, могли принадлежать 33 ИАП или 74 ШАП.
6. Дб-3ф – по документам известно что один такой самолет произвел вынужденную посадку, в тяжело раненным стрелком, в следствии боевых повреждений, уже вечером 22 июня. Какой части принадлежал второй Дб-3ф по документам установить не удалось, но в этом районе действовали исключительно самолеты 98 и 212 ДБАП, так что с большой долей уверенности можно предположить что это машины этих полков.
7. И-15бис – мог принадлежать только 74 ШАП 10 САД, других полков вооруженных данной машиной на этом направлении не было.
8. И-16тип5 – с наибольшей степенью вероятности принадлежали 33 ИАП, именно это полк имел наибольшее количество этих самолетов в своем б/с на начало войны и по данным фонда 10 САД несколько машин все же эвакуировали с а-ма Пружаны 22 июня 41г…
9. СБ с другими опознавательными знаками могли принадлежать любому полку 13 БАД, ну и 39 СБАП 10 САД.
10. У-2 принадлежали упр 13 БАД, 24 и 97 БАП, к сожалению идентифицировать их нет возможности.
11. И-16 поздних серий №8 и 13 к сожалению по документам не прослеживается принадлежность этих машин, наиболее вероятно что они перелетели из Барановичей и входили в состав 162 ИАП.
12 Пе-2 мог быть только 13 или 16 СБАП но выделить какой либо из полков невозможно.
13. Ут-1 наиболее вероятно принадлежали к 33, 123 ИАП, либо 74 ШАП 10 САД
Серия фотографий сделанных фотографом из JG 51
|