Пятница, 18.08.2017, 00:14
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [103]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

60 лет на страже воздушных рубежей

60 ЛЕТ НА СТРАЖЕ ВОЗДУШНЫХ РУБЕЖЕЙ

История 61-ой истребительной авиационной базы начинается с формирования в 1951 году 39-й истребительной авиационной дивизии Войск противовоздушной обороны. Два истребительных полка дивизии из трех — 61-й и 129-й — получили тогда барановичскую прописку, они разместились на аэродроме, который еще в 1939 году был признан ведущим военным аэродромом Белорусского особого военного округа.
Командиром 61-го иап был назначен подполковник Василий Шашенок. На вооружение полка стала поступать новейшая авиационная техника. Первые реактивные самолеты-истребители МиГ-15 доставлялись в контейнерах и собирались прямо на стоянках в суровых условиях зимы.
1 мая 1951 года 61-му иап было вручено Боевое Знамя. Этот день был определен как годовой праздник полка (в/ч 54804), который и в наше время празднуют военнослужащие 61-й истребительной авиационной базы, преемники славных традиций. В 1951-м авиаполк заступил на боевое дежурство. Сейчас авиабаза также продолжает стоять на защите воздушных рубежей не только Беларуси, но и Союзного государства.

* * *

В 1959 году полк, в числе первых авиационных частей Советского Союза, стали перевооружать сверхзвуковыми самолетами-перехватчиками Су-9. В середине 1960 года при расформировании 129-го иап 61-му иап была передана эскадрилья с самолетами Як-25М.
Через одиннадцать лет новое перевооружение — в полк поступили скоростные и высотные истребители с большим запасом топлива МиГ-25 — самолеты третьего поколения.
Примечательно, что одновременно с освоением МиГ-25 в полку был создан политотдел — орган, руководивший всей партийно-политической и воспитательной работой. Летчики барановичского авиаполка одними из первых в стране приступили к освоению нового истребителя, и политотдел выступил с инициативой чествования пилотов, впервые поднявшихся в небо на истребителях МиГ-25. Эта инициатива получила одобрение вышестоящего командования и стала новой традицией в истребительных частях ПВО Советской Армии. Развернулось масштабное социалистическое соревнование по освоению новой техники. В итоге 61-й истребительный авиаполк был удостоен переходящего Красного знамени военного совета 2-й армии ПВО, а комсомольская организация полка — переходящим Красным знаменем ЦК ЛКСМБ.
В 1984 году на вооружение 61-го иап поступили истребители МиГ-23 с изменяемой геометрией крыла. Создание Республики Беларусь в 1991 году ознаменовалось для авиаполка поступлением на вооружение новой авиационной техники — самолетов Су-27. В 1993-м полк был усилен истребителями МиГ-29.
1 января 1994 года, во исполнение директивы начальника Главного штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь от 5 августа 1993 года, на базе 61-го иап была сформирована 61-я истребительная авиационная база. В ее состав вошли отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения, отдельная рота связи и радиотехнического обеспечения и центр боевого управления, базировавшиеся на аэродроме Барановичи. Командиром 61-й иаб был назначен полковник Геннадий Пермяков. В апреле 2002 года авиабаза вошла в состав Западного оперативно-тактического командования Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны Вооруженных Сил Республики Беларусь, а 18 июня2004 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 61-й иаб было вручено новое Боевое Знамя.

* * *

Авиаторы славятся своей взаимовыручкой, товариществом. И даже уходя на заслуженный отдых, они не привыкли, как говорится, сжигать все мосты. Еще в мае 1987 года была официально зарегистрирована ветеранская организация 61-го иап. Теперь она является первичной организацией Белорусского союза офицеров. Ветераны принимают активное участие в воспитании молодежи города Барановичи и продолжают стоять на страже славных традиций, передавая их новым поколениям воинов-авиаторов.
Благодаря ветеранам и командованию61-й иаб сегодня Музей имени Героя Беларуси подполковника В. Н. Карвата хранит немало документальных свидетельств о 60-летней истории авиационной воинской части.
Не случайно именно в стенах музея ветераны полка поделились своими воспоминаниями о службе в истребительной авиации.
— Когда личный состав прибыл для формирования полка на аэродром в Барановичи, то условия для проживания здесь были более чем спартанские, — вспоминает подполковник в отставке Константин Смолоногов. — Летчики и техсостав селились в бараках, финских домиках и на частных квартирах. Самолеты МиГ-15 собирали в полевых условиях. Зима была такая суровая, что периодически приходилось буквально выкапывать самолеты из снега. Полк заступил на боевое дежурство. Для дежурной смены была оборудована, можно сказать, будка на колесах, которую вывозили на аэродром. В ней — койка, стол, стул, телефон и буржуйка. Отрадно, что особая сплоченность личного состава постепенно помогла преодолеть все трудности.
Полковник в отставке Александр Максимов с удовольствием вспоминает, что в передовой авиационный полк новые истребители всегда приходили первыми в ВВС СССР. Достижения советской науки, реализованные в технике, позволяли летчикам покорять новые высоты и скорости. С гордостью вспоминает подполковник запаса Дмитрий Резников о работе инженерно-технического состава 61-го иап в период с 1973 по 1984 год. Именно тогда он был заместителем командира полка по инженерно-авиационной службе и по вине его подчиненных не произошло ни одной катастрофы.
— В эпоху развала Советского Союза и становления Вооруженных Сил суверенной Беларуси больно было наблюдать за состоянием дел в авиации и непосредственно в родном полку, — признается подполковник в отставке Николай Филатов. — Радует, что сейчас с каждым годом повышается профессионализм белорусских пилотов и выделяется больше средств для осуществления полетов. Ведь именно опыт, накопленный в результате реальных полетов, позволяет пилоту выжить в сложных ситуациях.

* * *

К сожалению, в истории 61-й истребительной авиационной базы не обошлось без трагических глав. Утрата сослуживцев, друзей, товарищей и наставников, особенно в мирное время, незаживаемой раной бередит сердца сегодняшних воинов-авиаторов.
…23 мая 1996 года, при выполнении учебного полета на Су-27, пилотируемом начальником воздушно-огневой и тактической подготовки 61-й иаб подполковником Владимиром Карватом, у самолета отказала гидросистема. Возник пожар в районе левого двигателя. Уводя самолет от населенных пунктов, летчик погиб.
Указом Президента Республики Беларусь от 21.11.1996 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, подполковнику Владимиру Карвату, было присвоено впервые в истории страны звание «Герой Беларуси» (посмертно).
…30 августа 2009 года заместитель командующего Западным оперативно-тактическим командованием ВВС и войск ПВО полковник Александр Марфицкий и заместитель командира 61-й иаб полковник Александр Журавлевич погибли во время выполнения показательного полета на авиационном шоу в польском населенном пункте Радом. Они ценой собственной жизни увели падающий учебно-боевой самолет-истребитель Су-27УБМ от домов и людей.
В Польше на месте катастрофы в честь летчиков установлен памятник. Они награждены орденом «За личное мужество» посмертно.
…23 сентября 2010 года во время плановых полетов при выполнении элементов пилотажа повышенной сложности на малых высотах потерпел катастрофу самолет МиГ-29УБ 61-й иаб. Экипаж воздушного судна в составе летчика 1-го класса, командира авиационной эскадрильи подполковника Сергея Коваленко и летчика 2-го класса, заместителя командира авиационного звена майора Александра Жигайло, предотвращая падение самолета на населенные пункты, увел машину в район лесисто-болотистой местности, где и произошло ее крушение. Военные летчики погибли, до конца выполнив свой воинский и профессиональный долг. Светлая память о них навсегда останется в сердцах родных, друзей, сослуживцев, всех белорусов.

* * *

В том, что барановичские авиаторы продолжают славные традиции своих предшественников и никому не отдают пальму первенства, можно не сомневаться. Подтверждением этому — результаты ратного труда личного состава.
Экипажи авиабазы постоянно заступают на боевое дежурство по ПВО, а также принимают участие в тренировках дежурных сил с перелетами на российские аэродромы. В ходе учений с боевой стрельбой на российском полигоне Ашулук летчики-истребители уже неоднократно демонстрировали свое мастерство, поражая мишени, имитирующие полет сложных воздушных целей. С 2007 года белорусские летчики тренируются в совершении посадок и взлетов с аэродромных участков дорог.
Кроме этого, самолеты 61-й истребительной авиабазы постоянно принимают участие в воздушных парадах над Минском, приуроченных к знаменательным датам. В базе была создана нештатная пилотажная группа «Крылы Беларусi», состоящая из самолетов-истребителей Су-27.
В 2006 году на вооружение авиабазы поступили модернизированные на 558-м авиаремонтном заводе истребители МиГ-29БМ и Су-27УБМ. На улучшенных МиГах белорусские летчики установили 15 мировых рекордов в скороподъемности и скорости полета по замкнутому маршруту.
В 2009 году доказательством высшей степени доверия личному составу авиабазы стала организация на ее аэродроме приема президентов Беларуси и России на завершающей стадии белорусско-российского оперативно-стратегического учения «Запад-2009» и ряда других важных мероприятий…
— В прошлом году 927-я истребительная авиабаза основной частью своих сил и средств вошла в состав нашей авиабазы, — говорит командир 61-й иаб подполковник Александр Потехин. — Это произошло в рамках оптимизации структуры ВВС и войск ПВО. Сейчас практически каждую неделю у нас проводится по пять летных смен, а времена такой активной подготовки помнят только ветераны ВВС Советского Союза. Для более качественной подготовки летного состава и группы руководства полетами в базе установлен комплексный тренажер, созданный предприятиями белорусского ВПК, включающий в себя авиатренажеры Су-27, МиГ-29БМ и группы руководства полетами. Они объединены в общую сеть, что позволяет одновременно тренироваться в виртуальном пространстве и руководству полетами, и летчикам.
Командир 61-й иаб также рассказал, что в целях повышения боевых возможностей в этом году в базе была создана тактическая авиационная группа, куда вошли авиационные эскадрильи. По мнению военных аналитиков, это позволит пилотам еще больше внимания уделять повышению своего профессионализма. Ведь именно высоким профессиональным мастерством и славится авиационная база, с достойными показателями подошедшая к своему 60-летнему юбилею, смело идущая по пути развития и совершенствования.

Майор Игорь Жук
Фото Андрея Артюховского
 
Источник: Журнал "Армия" № 2, 2011 год
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (19.07.2011)
Просмотров: 1632 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017