Понедельник, 21.08.2017, 22:24
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Трагедия 11-й сад - часть 4 | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Саша
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Аудиогид Музея авиационной техники
 

ТРАГЕДИЯ 11-й СМЕШАННОЙ АВИАЦИОННОЙ ДИВИЗИИ
(Часть 4)

ПЕРВЫЕ БОЕВЫЕ ПОТЕРИ 11 САД

На сегодняшний день имеются данные о потерях первого дня войны по трем полкам 11 cзад (ЦАМО, архивная работа А.Валяева-Зайцева).
В 122 иап в Новом Дворе 22 июня погибли на земле два летчика:
- мл. лейтенант Быков Владимир Александрович 1916 г.р.;
- мл. лейтенант Панасенко Владимир Яковлевич 1914 г.р.
На аэродроме Лида погибли также на земле 2 летчика:
- младший лейтенант командир звена Аганин Борис Васильевич 1914 г.р.;
- командир звена Огоньков Петр (в кабине самолета при налете вражеской авиации);
- Мельников Николай Федорович 1921 г.р., Уроженец г. Лениграда "намеренно остался в г. Лиде". После штурмовки Лидского аэродрома 22 июня в полдень, часть летчиков пошла к семьям. По этому поводу С. Долгушин вспоминает: "... откровенно скажу: " женатики "(у которых супруги были в Лиде), пошли к женам, а мы, холостяки, полетели, не помню, сколько нас было." (Http://www . soldat.ru / forum / forum.html? page = 1 & id = 3600 & referer_query = page% 3D1).
В числе летчиков, которые пошли к семьям, был и лейтенант Мельников Николай Федорович. После штурмовки в полдень аэродрома в Лиде он не улетел в Черлену, а остался в Лиде, загостился у бывшей жены Лельки Петровской. Вероятно, остался намеренно, так как по свидетельству современников, Лелька Петровская снимала квартиру недалеко от аэродрома. А на аэродроме происходили такие события, что даже глухой мог их услышать. О том, что на третий день войны этот летчик был у жены, говорят и воспоминания подпольщика и партизана Петровского Владимира Ивановича - брата Лельки. В. Петровский пишет: «На третий день войны в д. Микуличи собралась вся наша семья. Там был муж сестры Лельки, мать, отец ... ". (ЛГММ "Петровский В.И."). Дальнейшая судьба Николая Мельникова неизвестена.
В 127 иап погибли на земле 22 июня при бомбардировке аэродрома Лесишче 7 летчиков:
- лейтенант Беличенко Константин Яковлевич, 1916 г. р.;
- лейтенант, зам. командира эскадрильи Варакин Разум Иванович, 1917 г. р.;
- лейтенант Грибакин Афанасий Васильевич, 1915 г. р.;
- мл. лейтенант Марков Иван Григорьевич, 1917 г. р., уроженец Н. Новгорода;
- лейтенант Михайлов Николай Николаевич, 1914 г. р.;
- мл. лейтенант Разумцев Михаил Данилович, 1920 г. р.;
- лейтенант Филиппов Михаил Семенович, 1916 г. р.

5 летчиков 127-го иап погибли в бою:
- лейтенант, командир звена Ерошин Николай Павлович, 1913 г. р., Уроженец Нижегородской области. По одной из версий погиб при бомбардировке аэродрома Лесишче, по воспоминаниям однополчан - пошел на таран;
- ст. лейтенант, зам. командира эскадрильи Кузьмин Петр Александрович 1908 г. р. уроженец Симбирска. 22 июня совершил 5 боевых вылетов, сбил один самолет противника. В 13.00 вылетел в шестой раз и в бою над д. Каменка Гродненской области, будучи раненым, таранил "М-109" (скорее всего, командира "JG27" майора В. Шелмана) и сам погиб;
- лейтенант Пачин Александр Иванович, 1918 г. р., Уроженец Н. Новгородской обл. Около 11 часов возле Гродно таранил Ju-87 и сам погиб;
- мл. лейтенант Пецькун Алексей Д., погиб под г. Гродно;
- мл. лейтенант Рыбкин Александр Андреевич 1919 г.р., не вернулся с боевого задания.

В 16 сбап:
- капитан, командир эскадрильи Протасов Анатолий Сергеевич, 1909 г. р., Уроженец Саратовской области, ст. лейтенант, штурман Ярулин А.К. и сержант, стрелок Бессарабов над аэродромом Черлена на СБ "при налете противника на аэродром под обстрелом поднялись на высоту 300 м, вступили в бой, в результате которого сбит один самолет противника. Расстреляв все патроны, протаранили второй самолет, погибли смертью героев ";
- ст. лейтенант Синалобов погиб в воздушном бою с истребителями;
- летчики ст. лейтенант, командир звена Ворончихин Михаил Яковлевич, 1913 г. р., лейтенант Павлов Федор Алексеевич, 1915 г. р., ст. лейтенант, командир звена Фадеев Иван Иванович, 1905 г. р., сержанты Борисов Павел Дмитриевич, 1913 г. р. и Соколов Василий Алексеевич, 1910 г. р. пострадавшие от бомбардировки поезда Белосток-Ленинград утром 22 июня в г. Лиде. При этом трупы Ворончихина Н.Е. и Соколова В.А. сгорели в поезде, а раненых Павлова Ф.А., Фадеева И.И. и Борисова П.Д. отвезли в больницу. 23 июня была бомбардировка госпиталя, после которой они пропали без вести.
- Хутарнов Дмитрий Григорьевич 1912 г. р., инженерно-технический состав, пропал в июне 1941 без вести.

Управление 11 сад:
- полковник, командир дивизии Ганичев Петр Иванович 1904 г. р., Уроженец Санкт-Петербурга "умер от ран при налете немецкой авиации на аэродром г. Лида".
- сержант Безрукавников Иван Александрович ранен на аэродроме Лида, отправлен в госпиталь;
- рядовой, чертежник управления 11 сад Сапко Василий Федорович, 1920 г. р., Уроженец г. Николаева, "отправлен в школу (командировку)", погиб при бомбардировке поезда Белосток-Ленинград;
- рядовые: писарь Ковальчук Палиевкт Фомич 1920 г. р., выходец из Каменец-Подольской области; чертежник Шульман Рафаил Зэльманович, 1922 г. р., выходец из Сталинской области; ефрейтор, экспедитор Щербаков Герман Васильевич, 1918 г. р., уроженец из Ростовской области и сержант Майоров Аркадий Викторович, 1920 г. р. отходили на восток. Трое первых дошли до Минска, где пропали без вести при бомбардировке города 24 июня, а сержант Майоров исчез при бомбардировке Минска 25 июня.

При штабе дивизии была отдельная рота связи. Имеются сведения о потере 6 человек из этой роты. 22 июня только сев в поезд Белосток-Ленинград на ж. станции Лида и отъехав от станции на 150-200 м, погибли от попавшей в пассажирский поезд авиационной бомбы:
- рядовой Клакун Глеб Александрович, 1921 г. р., Уроженец Днепропетровска;
- рядовой, линейный надсмотрщик Коновалов Александр Иванович, 1920 г. р., уроженец Кировской области;
- рядовой Осипов Александр Осипович, 1918 г. р., Уроженец Тверской области;
- военфельдшер Васильева Любовь Андреевна, 1918 г. р., уроженка Ленинградской области, 23 июня "сбитая машиной при эвакуации во время бомбардировки, отправлена ​​в больницу г. Лиды, где скончалась, не приходя в сознание";
- сержант Бургаса Киан Бурганович, 1917 г. р., Уроженец Татарии, 25 июня при отходе на восток убит в г. Ивье танкеткой противника, труп оставлен на месте;
- сержант Голев Анатолий Николаевич, уроженец Архангельской области добрался до Борисова и 28 июня пропал без вести при бомбежке города.

Где похоронены погибшие на аэродроме в первые дни войны?

В д. Новицкие-2, по мнению местного населения, имеются захоронения гражданского населения, а возможно, и военных, погибших 22 и 23 июня на аэродроме. Им в 1967 г. поставлен памятник. Не все фамилии их, увы, известны.
Известно, что были похороны погибшие и на аэродроме, тела которых перезахоронили в 1956 году на кладбище по ул. Советской. И снова могилы безымяные.
По данным Лидского военного комиссариата командир 11 сад полковник Ганичев Петр Иванович похоронен в Лиде на кладбище по ул. Советской. К сожалению и к стыду жителей города - могила его неизвестна.

Нет сведений о судьбе инженерно-технического состава, оставшегося на аэродромах. Они беспорядочно отступали на восток, только как далеко они могли зайти при стремительном наступлении гитлеровцев? Это ими, вероятно, пополнился Новогрудский котел и немецкие концлагеря.
В фондах ЛГММ имеются сведения о бойцах 17-го отдельного инженерного аэродромного батальона 17-го дорожно-эксплутационного полка, которые отходили на восток. В 1940 году полк прибыл в Западную Беларусь. Управление полка дислоцировалась в Лиде. Полк был задействован на строительстве аэродромов, где по воспоминаниям командира отделения Бастицкого Г.Н. "Работали день и ночь, причем одновременно на нескольких аэродромах в разных районах". Штаб одного из батальонов полка находился в Скрибовцах, а бойцы - на строительных объектах по пунктам - в Скрибовцах, в Таболе, в Дятлово. Батальону с началом войны установить связь со своим вышестоящим командованием и с 11 сад не удалось. Командир батальона майор Пилипенко принял решение об отступлении из Скрибовцов на восток через Белицу, Дятлово. Двигались на малоподвижной и громоздкой строительной технике (тракторы, грейдер и др.).. Подошли к д. Белица. А в это время со стороны Дятлова в Лиду шла немецкая мотопехота. За околицей у д. Белица перед мостом через р. Неман на перекрестке дорог завязалась битва вооруженной немецкой мотопехоты с бойцами 17-го батальона. Многие бойцы в этом бою погибли. Остатки батальона по команде комбата отошли через Новогрудок к Минску и, увы, попали в плен. Кроме вышеупомянутых были: ст.л-т Гавриленко, лейтенант Ушаков, сержант Казначеев. (ЛГММ "Басцицки г.р").
Об этом сражении и об этих жертвах начале войны вспоминает Бельский М.В.: "Немецкие войска вошли в Лиду 27 июня, а красноармейцы стройбат оставили свой пост возле д. Табов лишь под самый вечер в субботу 28 июня. Технику они бросили в урочище Немана Ройста, где собирали камни на строительство аэродрома, и направились в сторону Белице. В это время со стороны Дятлова ехали три немецкие мотоциклисты. Завязалась перестрелка, в результате которой погибли 3 немцы и, как помнится десятилетнему мальчишке, 98 красноармейцев стройбат. За убитых 3-х немцев в тот же вечер была сожжена в. Белица "(ЛГММ" Бельский М.В. ").
Об этой схватке с гитлеровцами вспоминает и лидский краевед А. Кулеш. В этом бою погибло 20 красноармейцев. "Все они сегодня похоронен в братской могиле здесь же, на месте того боя, на развилке дорог Лида-Слоним-Желудок. Да сих пор от того боя видны шрамы на доме Бойкач, что стоит рядом. Нашли свою могилу в этом бою и несколько немецких солдат. На их могилах всю войну стояли березовые кресты ... В 1944 году останки их были изъяты и отправлены на родину в Германию "(" Лидский летописец ", № 3 (15), стр. 13).

25 июня в Лиде был взорван склад боеприпасов. Возможно, в этот же день были уничтожены и самолеты на аэродроме. Обстоятельства уничтожения на земле могли быть разными. Например, на аэродром с брошенными самолетами, приезжают тыловики, пересчитывают оставшиеся самолеты, а возможно, составляют полный реестр с точным указанием повреждений, полученных во время налета вражеской авиации. Затем сливают из баков на землю оставшееся топливо и чиркают спичкой. Времени "привести приговор в исполнение" оставалось достаточно - 4 суток: немецкие войска вошли в город 27 июня. Но такой реестр пока не опубликован.

Такая же участь постигла и наших соседей - 9-ю и 10-ю смешанные авиационные дивизии, находившиеся в первом эшелоне. Основная причина поражения нашей авиации в первый день войны - тактическое и стратегическое неумение командиров уровня дивизии, корпуса и выше эффективно использовать имеющиеся силы. Распыление авиации между войсками, распыление частей вдоль границы лишило ее способности к маневру, а командование - к концентрации сил. Но эти глобальные промахи не могли перекрыть мастерство опытных пилотов и массовое геройство технического состава. Советские авиаторы, как и вся Красная Армия, проиграли ПЕРВЫЙ бой. Но это поражение стало прологом Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Перевод с белорусского.
Анастасія Каладзяжная
"Трагедыя 11-й змешанай авіяцыйнай дывізіі"
Источник: http://www.infocity.by/
 
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017