ПАМЯТНИК СУХОМУ ПАВЛУ ОСИПОВИЧУ
На прямоугольном постаменте возвышается бюст Павла Осиповича Сухого. На лицевой стороне постамента доска с текстом: «Павел Сухі, авіяканструктар, двойчы Герой Сацыялістычнай Працы». Расположен на улице Николаева. * * * Павел Осипович Сухой родился 22 июля 1895 года в селе (ныне городе) Глубокое Витебской области в семье учителя народной школы Осипа Андреевича и Елизаветы Яковлевны Сухих. Белорус. В 1914 году окончил с серебряной медалью Гомельскую гимназию. В 1916 году был призван в армию, окончил школу прапорщиков. После окончания в 1925 году Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана работал в конструкторском бюро А.Н.Туполева и на заводе № 156: инженер-конструктор, начальник бригады, заместитель главного конструктора. В этот период Сухим под общим руководством А.Н.Туполева были созданы истребители И-4 и И-14, рекордные самолёты АНТ-25 и АНТ-37бис «Родина». Сухой принимал участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в годы Великой Отечественной войны. В 1939-1940 годах главный конструктор на заводе в Харькове. В 1940-1949 годах главный конструктор КБ (ныне – ОАО «ОКБ Сухого»), базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно директор этих заводов. В 1942-1943 годах под его руководством был создан бронированный штурмовик Су-6,за который Сухой получил Сталинскую премию. В 1949-1953 годах заместитель главного конструктора в КБ А.Н.Туполева. С 1953 года главный конструктор вновь воссозданного своего КБ (с 1956 – генеральный конструктор). В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. После воссоздания КБ под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7, истребители-перехватчики Су-9, Су-11 и Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7 и Су-17, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и другие самолёты. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за выдающиеся заслуги в области создания новых образцов авиационной техники Сухому Павлу Осиповичу присвоено звание Героя Социалистического Труда. На самолетах конструкции Сухого установлены два мировых рекорда высоты и два мировых рекорда скорости полёта по замкнутому маршруту. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июля 1965 года за создание новых образцов авиатехники и в связи с семидесятилетием со дня рождения Сухой Павел Осипович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот». Скончался 15 сентября 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. * * * В честь известного земляка к 101-й годовщине со для рождения Сухого на въезде в г. Глубокое (со стороны Минска) установлен самолет СУ-17. Открытие состоялось 6 июля 1996 года. Бюст Сухого в 1977 году установлен в Гомеле на проспекте Ленина напротив дома №22 (скульптор З. Виленский, архитектор В. Саенко). 1 сентября 2012 года средней школе №1 города Глубокое было присвоено имя Павла Осиповича Сухого. На здании школы установлена мемориальная доска. 2 июля 1985 года, к 90-летию выдающегося авиаконструктора, в школе был открыт музей П. О. Сухого.
Мемориальная доска установлена в Гомеле на здании бывшей мужской гимназии (ныне Белорусский государственный университет транспорта, улица Кирова 34), в которой в 1905-1914 годах учился П.О.Сухой.
Именем Павла Осиповича Сухого назван Гомельский государственный технический университет, улицы в Витебске, Гомеле, Лунинце, Глубоком.
|