Главная | Авиация Белорусского военного округа и Республики Беларусь - Страница 9 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 9 из 9
  • «
  • 1
  • 2
  • 7
  • 8
  • 9
Модератор форума: Георгий  
Авиация Белорусского военного округа и Республики Беларусь
ГеоргийДата: Вторник, 07.02.2017, 22:19 | Сообщение # 121
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 142
Репутация: 1
Статус: Offline
Наконец-то доделал справочник "Состав и базирование авиации Вооружённых Сил СССР на территории Белорусского военного округа в 1945–1992 гг." на основе данных, выкладывавшихся ранее в этой теме. Материал полностью переработан и существенно дополнен.
Кто заинтересуется - сообщайте, вышлю pdf-файлом на e-mail.
Объём - 74 страницы формата А4.
Мой e-mail: georgy72@mail.ru
 
ГеоргийДата: Четверг, 25.02.2021, 20:32 | Сообщение # 122
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 142
Репутация: 1
Статус: Offline
Готов новый справочник «Состав и базирование государственной авиации Республики Беларусь. 1992-2020 гг.»
Справочник «Состав и базирование авиации Вооружённых Сил СССР на территории Белорусского военного округа. 1945-1992 гг.» также уточнён и дополнен.
Вышлю всем интересующимся. Адрес прежний: georgy72@mail.ru
 
параДата: Воскресенье, 16.06.2024, 22:15 | Сообщение # 123
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Добрый день, Георгий!
Попались на глаза две страницы: 
ПАМЯТНЫЙ ЗНАК НА АЭРОДРОМЕ ЖАБЧИЦЫ
и
23 июня открыт памятный знак на аэродроме Жабчицы
Насколько я понял, там базировалась 46-й разведывательной эскадрильи Пинской военной флотилии, вместе с самолетами 39-го бомбардировочного авиационного полка 10-й смешанной авиадивизии.
Пытаюсь найти какую-нибудь информацию про деда жены, пропавшего в первый месяц войны 1941г. Долгое время не было вообще
никакой информации. Знали только от бабушки жены, что летчик, был награжден орденом еще до ВО войны, вероятно за Финскую.
И вот недавно нашел кое-какие следы:
https://clck.ru/3BMksF

Хочется найти, конечно, больше. В каком районе был сбит его самолет, или куда был его последний вылет? Понимаю, что это вряд ли исполнимо, но все же...
Собираемся с женой съездить к памятному знаку установленному на месте аэродрома Жабчицы.
Возложить цветы, помянуть. Буду благодарен любой информации проливающей свет.

С уважением, Сергей.
 
ГеоргийДата: Вторник, 18.06.2024, 23:30 | Сообщение # 124
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 142
Репутация: 1
Статус: Offline
В местной газете города Петриков "Петрыкаўскiя навiны" 2 июля 2013 года была опубликована статья "Страницы ожившей истории", посвящённая 46 отдельной разведывательной авиационной эскадрилье. Привожу текст этой статьи.

Эскадрилья
Начало тридцатых годов прошлого века. Майский тёплый день. В Макаричах престольный праздник – день Святой Троицы. Со всех окружающих деревень идёт народ в гости к родственникам, знакомым. Много людей толпится около церкви, в которой идёт служба. Высоко в небе пролетает самолёт…
Сонно-буднюю деревенскую атмосферу внезапно нарушает оглушительный свист. В испуге люди спешно покинули здание церкви. Следом вышел на крыльцо и священник – отец Никольский. А свист всё нарастал.
— Конец света, — изрёк святой отец и упал на землю. Это потом НКВД поставит ему в вину – как антисоветская пропаганда – и арестует, а также послужит одной из причин закрытия церкви в Макаричах.
Испуганный народ тоже припал к земле. Некоторые даже начали зарываться в песок, нагребая его на себя. …И вдруг следом за нарастающим свистом раздался глухой звук удара о землю. На месте падения неизвестного предмета поднялся столб пыли. Свист прекратился и люди стали подниматься с земли. Наиболее любопытные подошли к упавшему предмету, хвост которого торчал из земли возле сарая в тридцати метрах от церкви.
Примерно через полчаса со стороны Петрикова подъехала полуторка с тремя краснофлотцами и мичманом. Рыжеволосый, подтянутый мичман на расспросы жителей рассказал, что на западной окраине Петрикова будет базироваться авиаотряд Днепровской военной флотилии, а предмет этот – учебная цементная бомба, которую лётчик сбросил по ошибке. Внутри бомбы – сплошное пустотелое отверстие, которое при полёте издаёт свист. Краснофлотцы откопали бомбу, погрузили на полуторку и уехали…
До войны на территории нашего района базировались три воинские соединения: 65-й Мозырский укрепрайон (Линия Сталина), тяжёлая артиллерийская бригада в н.п. Мышанка, корабли Днепровской военной флотилии (после 1940 г. – Пинская военная флотилия) в маневренной базе «Дорошевичи», а авиаотряд флотилии – в Петрикове. В состав Днепровской военной флотилии вначале входил авиаотряд, но после посещения Петрикова летом 1936 года маршалом Ворошиловым (тогдашним Наркомом обороны), который, инспектируя флотилию, нашёл много недостатков в авиаотряде. В итоге последовали выводы: авиаотряд расформировали, часть лётчиков направили служить на флоты Балтики и Чёрного моря. А из оставшихся на старой базе сформировали 46-ю Отдельную Разведывательную Эскадрилью (46 ОРЭ). Морские лётчики уже около десяти лет обслуживали в Петрикове аэродром. Построили казармы, склады, мастерские, ангары, два дома для комсостава. Ныне там находятся масло- и хлебозаводы. 46-я эскадрилья единственная из всей авиации ВМФ участвовала в боевых действиях так называемого «освободительного похода», против Польши в сентябре 1939 года.
Самолёты «Р-10», взлетая с аэродрома Петрикова, бомбили Пинск – была убита одна женщина и ранено несколько человек, а также наносили удары по колоннам отходивших на юг польских войск.
В 1940 году Петриков облюбовало командование авиации Западного Особого военного округа и начало ускоренно строить взлётную бетонную полосу – от нынешнего хлебозавода в сторону Макаричей. И уже к началу войны была выстроена бетонированная полоса длиной около километра.
Пока шло переформирование флотилии и освоение новой базы в Пинске, эскадрилья летом 1940 года проходила боевую подготовку в Петрикове. Осенью того же года самолёты перелетели в Киев, хотя часть их оставалась в нашем городе. И уже зимой 1941 года в связи с предстоящим ремонтом аэродрома в Киеве и ввиду отдалённости от районов вероятного использования 46-й эскадрильи командиру предложили перебазироваться в район д. Жабчицы, в пяти километрах западнее Пинска. Но когда командир эскадрильи майор Михаил Моисеевич Кравченко выехал в Жабчицы для осмотра места базирования, то оказалось, что аэродром и служебные помещения заняты авиачастями ЗапОВО. Тогда штаб округа отдал приказ о предоставлении эскадрильи посадочную площадку в районе деревни Антоновка (южнее Мозыря), но эта площадка оказалась непригодной для посадки самолётов (болота, песок).
Майор Кравченко продолжает добиваться у морского командования разрешения базироваться в Петрикове, мотивируя тем, что в строительство аэродрома и других строений вложено много средств. Только получили разрешение на перебазирование, как в Киев прибыли краснофлотцы и младшие авиаспециалисты, которых из Петрикова отослали представители ЗапОВО, занявшие все строения морских лётчиков. А тут ещё в нескольких самолётах выявили неисправности в авиадвигателях. За дело взялся прокурор ПВФ.
В стране всё ещё продолжались процессы о вредителях и шпионах. Над майором Кравченко нависла реальная угроза ареста, следователи уже собирали материалы о вредительской деятельности комэска. И в довершение всех бед командиру эскадрильи было приказано вывести из Киевского авиагородка все семьи комсостава и краснофлотскую команду, разместив их в жилом и казарменном фонде ПВФ. Об исполнении донести замкомандующего Киевским Особого военным округом. Доведённый до отчаяния майор Кравченко в донесении писал: «Докладываю, что выполнить это приказание не могу по причине отсутствия жилплощади. Докладываю также, что рядовой состав и младшие авиаспециалисты в период с 1-го января по 1-е июня 1941 года перебазировались четыре раза из одного помещения в другое, комсостав с семьями тоже несколько раз переезжал с места на место, что отрицательно сказывается на политико-моральном состоянии военнослужащих, несмотря на соответствующую разъяснительную работу. Одновременно ставлю Вас в известность, что мне не дано право самостоятельно решать вопрос переселения личного состава из авиагородка в город или другое место. Поэтому прошу вопросы выселения и переселения решать через командующего ПВФ контр-адмирала т. Рогачёва».
При инспектировании ПВФ 24 мая 1941 года начальник управления боевой подготовки ВМФ контр-адмирал Николай Харламов, мужик суровый и крутой, в разговоре с Кравченко, узнав про вмешательство прокурора в дела эскадрильи, приказал ему (прокурору) заниматься своими делами (в двигателях самолётов обнаружили заводской брак), а на просьбу Кравченко ускорить решение вопроса о постоянном месте базирования эскадрильи в Петрикове и оперативном в Жабчицах написал рапорт Наркому ВМФ Н.Г. Кузнецову, о том, что 46-я ОАЭ ПВФ не имеет аэродромов – отобраны Наркоматом обороны в Петрикове и Жабчицах. Видимо, эта беды эскадрильи решались на самом высоком уровне. Возможно, с участием самого т. Сталина, потому что уже 12 июня 1941 года начальник штаба 46-й ОАЭ капитан Забелин доносил в главный штаб ВМФ, что первый лётный эшелон в составе семи самолётов «Р-10» перелетел на аэродром Жабчицы, а остальные планируется отправить 22 июня 1941 года.
Много лет прошло с того времени. Уже почти никого из жителей нашего города не помнят морских лётчиков и краснофлотцев той эскадрильи и места их базирования. В архивах практически никаких данных о тех лётчиках не сохранилось. Архивы 46-й ОАЭ хранились в Киеве и при прорыве наших войск из Киевского окружения были уничтожены. И только людская память сохранила их имена. Жительница Петрикова Анна Михайловна Лапето (Смеющева), служившая краснофлотцем в 46-й ОАЭ ПВФ, вспоминала командиров и лётчиков: командиры – майор Бабушкин, майор Михаил Моисеевич Кравченко, замкомандира – капитан Николай Павлович Кутейников, начальник штаба – капитан Забелин, замполит — батальонный комиссар (воинское звание политсостава тех лет соответствует общевойсковому майор) Леонов. Лётчики: лейтенанты Сорокин, Виноградов, Секретьев. Один из лётчиков был китайцем – Ким.
Надо отметить, что лётчики эскадрильи были опытными. Командир Кравченко учавствовал в боях на Халкин-Голе, Забелин – в советско-финской войне…
 
ГеоргийДата: Вторник, 18.06.2024, 23:34 | Сообщение # 125
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 142
Репутация: 1
Статус: Offline
"Страницы ожившей истории" (окончание)

Война
В 4 часа утра 22 июня 1941 года аэродром в Жабчицах подвёргся бомбёжке немецкой авиации. Кроме 46-й эскадрильи там размещался 39-й бомбардировочный полк Западного Особого военного округа. В результате авиаудара полк потерял 43 самолёта “СБ” и 5 “Пе-2”, а в 46-й эскадрильи были выведены из строя 8 самолётов “Р-10” и 3 учебно-тренировочные.
После первого немецкого налёта 18 самолётов “СБ” сумели взлететь и в 7.00 атаковали немецкие танковые и моторизованные части, переправляющиеся через Буг, но на обратном пути немцам удалось сбить все 18 бомбардировщиков. Военно-морской историк из Москвы К.Б. Стрельбицкий выявил в немецких архивах около десяти фотографий аэродрома Жабчицы, которые они сняли после отступления Красной армии. На одной из фотографий чётко виден самолёт “Р-10” с цифрой 7 на хвостовом опереньи. На второй – самолёт с нанесённой на хвостовом опереньи изломанной стрелой. На этом самолёте летал комэск майор Михаил Моисеевич Кравченко.
30 июня 1941 года по указанию Главного Морского штаба останки эскадрильи перебазировались из Пинска на баржах ночью в Киев на аэродром Веркеевка, затем на а/э Бузовая. В дневное время на переходе в Киев баржи с эвакуированными остановились в Петрикове, где забрали имущество и оставшихся авиаспециалистов.
Далее Кравченко пишет рапорт Командующему Военно-Воздушными Силами ВМФ генерал-лейтенанту В.Ф. Жаворонкову, что он продолжает воевать в составе Юго-Западного фронта, осталось 4 самолёта, и просит новую материальную часть, так как “самолёты “Р-10” тихоходные и бессильные в бою с немецкими истребителями”.
… Жалко терять в боях хорошо обученный лётный состав, осталось 9 экипажей…
… 12 августа 1941 года. По степной дороге к Кременчугу, поднимая пыль, движется колонна немецких танков, за ними автомобили с пехотой и другая техника. И колонне этой не видно конца…
И вдруг над колонной появляется тройка краснозвёздных “Ил-2” вооружённая реактивными снарядами. Залп по колонне, разворот и опять расстрел техники снарядами. Горят танки, автомобили. Немцы разбегаются по сторонам, затем, опомнившись, открывают огонь по самолётам из скорострельных зенитных орудий. Но вот появляется вторая тройка “илов”, за ней третья. Вся колонна превратилась в огромный факел. Захлёбываясь, ведут огонь скорострельные немецкие зенитки. В последней тройке загорелся один, а затем и второй “Ил”…
На месте падения нашего самолёта местные жители обнаружили обгоревший труп нашего лётчика. По обгорелым документам установили воинское звание – старший лейтенант и фамилию лётчика – Николай Георгиевич Виноградов. Лётчика похоронили рядом с упавшим самолётом и установили фанерную пирамидку с жестяной звездой.
После войны учитель истории одной из школ Кременчуга вместе с учениками начал поиск воинской части, в составе которой воевал лётчик из его родных.
Но из всех архивов, куда направляли учитель со школьниками запросы, приходил один ответ – в списках не значится. В конце семидесятых годов прошлого века на месте гибели лётчика установили гранитный обелиск. Но учителя и школьники продолжали поиск. Уже ушли из жизни те, кто начинал поиск, затерялись где-то обгоревшие документы лётчика. В 2005 году учителю истории из Кременчуга Анатолию Бышенко попалась книга В.И. Минакова “Гневное небо Тавриды”. Там описывался эпизод штурмовки вражеской колонны эскадрильей морских лётчиков на “Илах”, которые совершали перелёт из Воронежа в Севастополь. Бышенко отправил запрос в Гатчинский военно-морской архив, указав фамилию и воинское звание лётчика. Из архива пришёл ответ – Николай Георгиевич Виноградов, 1914 года рождения, родился в д. Шелуденево Кировского района Калининской, ныне Тверской, области. В 1938 году окончил Ейское военно-морское лётное училище, получил воинское звание лейтенант, направлен служить в Днепровскую военную флотилию лётчиком в авиаотряд. С 27 июня 1940 года по 7 июля 1941 года – старший лётчик 46-й ОАЭ Пинской военной флотилии.
Далее поисковики узнали, что в конце июля 1941 года часть лётчиков 46-й ОАЭ направили для переучивания на штурмовики “Ил-2” в Воронеж. После недельного переучивания и получения боевых машин была сформирована 46-я отдельная штурмовая эскадрилья. В начале августа 46-я ОШАЭ под командованием капитана Н.В. Челнова была направлена на Черноморский флот в Севастополь. При перебазировании эскадрилья приземлилась на аэродроме в г. Кременчуге для заправки топливом.
В это время немцы прорвали фронт и направились к Кременчугу. По личному приказанию Главкома Южного направления маршала С.М. Будённого эскадрилья была привлечена к уничтожению вражеских колонн на правом берегу Днепра у Кременчуга. 12 августа 1941 года Виноградов погиб при штурмовке вражеской колонны…
Затем поисковики установили, что жена лётчика Евдокия Терентьевна и дочь Светлана, 1940 г.р., были эвакуированы вместе с семьями командиров ПВФ в начале войны и проживали в селе Долгое Каргопольского района Челябинской области. Украинские поисковики до сих пор продолжают поиск его дочери Светланы. По некоторым, пока не подтверждённым сведениям, жена Виноградова Евдокия Терентьевна вроде бы была родом из Петрикова.
Пётр ГОЛОТА.
Р.S. Меня поразило в этой истории то, что простые люди, школьные учителя, несмотря на то, что после войны прошло много лет, развалился Советский Союз, и Украина стала отдельным государством, упорно искали и всё-таки нашли лётчика-героя, русского, служившего в Петрикове, погибшего в Украине…
 
  • Страница 9 из 9
  • «
  • 1
  • 2
  • 7
  • 8
  • 9
Поиск:

Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024