Памятники погибшим авиаторам.
|
|
Бортстрелок | Дата: Суббота, 17.12.2011, 23:26 | Сообщение # 31 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 60
Статус: Offline
| Согласно довоенному "Толковому словарю" Д.Н.Ушакова, "краснознамёнец" - это "лицо, награжденное орденом Красного знамени". Так как в данном случае это однозначно ВОЕННЫЙ лётчик (о чём свидетельствуют звезда и "птичка" на памятнике), то орден Красного Знамени у него был явно боевой. Год смерти - 1938 - навевает мысли о его гибели у Хасана, но в опубликованных списках наших тамошних потерь таковой фамилии нет. Нет Коптева и среди погибших "испанских добровольцев", но, возможно, что орден этот у него именно "за Испанию"? Если да, то он - лётчик-бомбардировщик, так как в списках "испанских" лётчиков-истребителей такой фамилии я тоже не нашёл...Добавлено (10.11.2011, 22:53) --------------------------------------------- Заданный десять месяцев назад здесь - http://forum.globus.tut.by/viewtopic.php?t=2245 - вопрос так и остался без ответа. Может быть, на этот, профильном форуме смогут ответить Ирине из Минска: "Хочу узнать, кому принадлежит могила в лесу около д. Клетная Пинского р-на Брестской обл. Там стоит небольшой обелиск, и он считается Памятником жертвам фашизма. Точно знаю, что во время войны там погиб летчик. Хочу выяснить, как имя, фамилия этого летчика, откуда он. Еще знаю, что где-то в 60-е годы (примерно) следопыты выяснили кто это был и даже туда даже приезжали его родственники. Очень интересно, кто погиб на том месте???" Добавлено (15.12.2011, 17:20) --------------------------------------------- Вот подборка Интернет-ссылок - смотрим по порядку - про памятники в Лиде погибшим здесь в межвоенный период польским лётчикам - http://aviacrash.ucoz.ru/load/memorial/lida_kladbishhe/7-1-0-108 http://forum.globus.tut.by/viewtopic.php?p=31278#31278 http://www.rowery.olsztyn.pl/wiki/miejsca/1926/bialorus/grodzienski/lida Добавлено (16.12.2011, 23:46) --------------------------------------------- Хочу выложить здесь, чтобы не затерялось, эту цитату из рукописи воспоминаний авиационного механика-моториста А.Зарецкого: "С октября 1940 г. служил в 209 СБАП. Война меня застала в г.Полоцке. В начале ВОВ из состава 209 СБАП образован 285 ШАП, вооружившийся самолётами Ил-2. Боевой путь нашего полка начался в августе месяце 1941 г. с аэродрома вблизи села Малиновка на Харьковщине. Первой жертвой полка был оружейник Поливаный, погибший при обстреле аэродрома с "Хейнкеля-111" (РГАЛИ, ф.2528, оп.6, д.407, л.17). Больше непосредственно по теме нашего форума в тех воспоминаниях нет ничего. В общедоступной ОБД "Мемориал" никаких данных на авиационного оружейника Поливаного я не нашёл. По логике текста воспоминаний, он погию именно в Малиновке, но по смыслу это может быть и Полоцк. Добавлено (17.12.2011, 23:26) --------------------------------------------- Вот по этой Интернет-ссылке - http://www.rowery.olsztyn.pl/wiki/miejsca/1939/bialorus/grodzienski/lida - можно найти новую информацию о польских авиаторах, погибших вЛиде в начале Второй Мировой войны, 1 - 17 сентября 1939 года, и об увековечении их памяти.
|
|
| |
Саша | Дата: Понедельник, 30.01.2012, 22:39 | Сообщение # 32 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 435
Статус: Offline
| На сайте "Мое местечко" в статье "НА БЕРЕГУ ПЯТИ ОЗЕР" рассказ о деревне Труды Полоцкого района. Привожу цитату из этой статьи:
...В центре Трудов мемориальный комплекс в память о земляках, погибших на фронтах, и в партизанских отрядах, о тех, кто освобождал деревню от оккупантов. Еще один памятник поставлен летчику Александру Мамкину, вывозившему на своем самолете детей из партизанской зоны. И хотя на памятнике написано, что Мамкин погиб здесь, это не совсем так. Отсюда начался его последний полет. Он сумел на горящем самолете пересечь линию фронта, спасти детей. Но погиб сам. В школьном музее о летчике собран большой материал, – об этом нам рассказала завуч Светлана Петровна Михайлова... Мемориальный комплекс в память о погибших земляках и тех, кто освобождал деревню от оккупантов. Еще один памятник – летчику Александру Мамкину.
Интересно, который из памятников Александру Мамкину? Других фотографий памятника Мамкину пока не нашел.
|
|
| |
Георгий | Дата: Вторник, 26.06.2012, 13:22 | Сообщение # 33 |
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 142
Статус: Offline
|
Во время одного из посещений городского кладбища в Кобрине была обнаружена могила майора Табаченко Петра Петровича. Во время Великой Отечественной войны летчик с такими же фамилией и именем воевал в знаменитом 16 гв. иап. По всей видимости, это был один и тот же человек, но это оставалось предположением. Благодаря содействию Дмитрия Киенко нашлись подтверждающие сведения. Речь идет о книге: Табаченко А. И. Покрышкинский авиаполк. "Нелакированные" боевые хроники. 16-й гвардейский истребительный авиационный полк в боях с люфтваффе. 1943—1945. М. Центрополиграф, 2012. В электронном банке документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне1941-1945 гг.» нашлись наградные документы на имя П.П. Табаченко. Привожу краткие сведения.
ТАБАЧЕНКО Петр Петрович
Родился 5 ноября 1918 г. В Красной Армии с декабря 1940 г. В действующей армии с 9 апреля 1943 г. С этого момента и до окончания войны проходил службу в 16 гв. иап на должностях пилота, старшего летчика, командира звена. Воевал на Северо-Кавказском, 4, 2 и 1 Украинских фронтах. Во время боев на Кубани в апреле-мае 1943 г. был ведомым у заместителя командира эскадрильи гвардии старшего лейтенанта Г.А. Речкалова, а также командира эскадрильи гвардии капитана А.И. Покрышкина. 5 мая 1943 г. приказом №039/н 4 воздушной армии Северо-Кавказского фронта за успешно произведенные 20 боевых вылетов на самолете "Аэрокобра" с 9 по 25 апреля 1943 г. и в 18 воздушных боях лично сбитые 3 самолета противника награжден орденом Красного Знамени. 25 мая 1943 г. в районе Киевское гвардии младший лейтенант П.П. Табаченко, прикрывая своего ведущего, Героя Советского Союза гвардии капитана А.И Покрышкина (получившего звание Героя накануне, 24 мая), был тяжело ранен. Несмотря на ранение, продолжал прикрывать товарищей, и только после неоднократного приказания по радио ведущего группы вышел из боя и совершил благополучную посадку на аэродроме Краснодар. 17 июня 1943 г. приказом №057/н 4 воздушной армии Северо-Кавказского фронта за успешно произведенные 44 боевых вылета на самолете "Аэрокобра" с 25 апреля по 25 мая 1943 г. и в 23 воздушных боях лично сбитые 2 самолета противника награжден орденом Отечественной войны II степени. 5 апреля 1945 г. приказом №062/н 2 воздушной армии 1 Украинского фронта за успешно произведенный 61 боевой вылет на самолете "Аэрокобра" с 20 мая 1944 г. по 3 февраля 1945 г. и в 8 воздушных боях лично сбитые 2 самолета противника награжден орденом Красного Знамени. После окончания Великой Отечественной войны П.П. Табаченко продолжил службу в ВВС. В должности командира звена, заместителя командира эскадрильи служил в 104 гв. иап (892 гв. иап) Центральной группы войск, заместителя командира эскадрильи – в 73 гв. иап и 684 гв. иап Одесского военного округа. С января 1955 г. П.П. Табаченко – заместитель командира эскадрильи 133 иап 229 иад 26 ВА Белорусского военного округа (аэродром Кобрин). 3 января 1956 г. назначен командиром эскадрильи 133 иап. 5 ноября 1956 г., в день своего рождения, майор Петр Петрович Табаченко при выполнении служебного задания погиб в авиационной катастрофе в возрасте 38 лет…
Сообщение отредактировал Георгий - Вторник, 26.06.2012, 13:28 |
|
| |
Георгий | Дата: Вторник, 26.06.2012, 13:35 | Сообщение # 34 |
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 142
Статус: Offline
| Интересная деталь. В первых двух наградных листах на имя Табаченко указана национальность "русский", а в третьем - "украинец".
|
|
| |
Саша | Дата: Вторник, 26.06.2012, 15:15 | Сообщение # 35 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 435
Статус: Offline
| Георгий, спасибо за фото и подробный рассказ о Табаченко. Готовый материал для раздела "Мемориал", в ближайшее время добавлю. А по поводу катастрофы, в которой погиб Табаченко, ничего не известно?
|
|
| |
Георгий | Дата: Вторник, 26.06.2012, 15:27 | Сообщение # 36 |
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 142
Статус: Offline
| Увы, ничего.
|
|
| |
Георгий | Дата: Понедельник, 17.12.2012, 16:36 | Сообщение # 37 |
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 142
Статус: Offline
| Катастрофа (столкновение в воздухе) вертолётов Ми-4 29 августа 1974 года. 29 августа 1974 г. во второй эскадрилье 225 отдельного вертолетного полка, базировавшегося на аэр. Пружаны, отрабатывалась групповая слётанность, бомбометание и стрельба НУРСами в составе эскадрильи с целью подготовки к предстоящему учению. По официальной версии, при полёте в строю над полигоном «Ружаны» ведущим второй пары в звене вертолётов лётчиком лейтенантом Трушиным Николаем Николаевичем (командиром вертолёта Ми-4АВ б/н 48) была допущена ошибка в технике пилотирования (неправильные действия при догоне и пристраивании к впереди идущей паре вертолётов), приведшая к столкновению вертолётов на боевом курсе на высоте 50 м. Оба вертолёта упали рядом в районе целей для бомбометания, экипажи (всего 6 человек) погибли. Командиром второго Ми-4АВ б/н 44 был лейтенант Есин Виктор Владимирович. По другим данным, ведущий звена Ми-4, находясь на боевом курсе, буквально за несколько секунд до бомбометания выполнил манёвр (доворот на цель) в сторону ведомых вертолётов, шедших правым пеленгом. Вслед за ним начал маневрировать его ведомый, строй звена нарушился, ведущий второй пары не успел сориентироваться и столкнулся с идущим впереди вертолётом. При падении вертолёт лейтенанта Есина попал в яму, где сгорел практически полностью. Вертолётчиков, погибших в этой катастрофе, в Пружанах не хоронили, по крайней мере, четверых – точно. Есть сведения, что буквально в течение 3-4 месяцев (весна-лето) 1974 года, не считая данного происшествия, произошло несколько трагических случаев с военнослужащими 225 овп, унёсших жизни четырёх человек. Правда, эти случаи не имели отношения к несению службы. Возможно, к ними связаны захоронения, о которых сообщил уважаемый Аматар. ----- Сведения, на основе которых подготовлена данная информация, предоставили Сергей Коньков и Александр Щелканов.
|
|
| |
Георгий | Дата: Среда, 13.03.2013, 19:47 | Сообщение # 38 |
Подполковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 142
Статус: Offline
| Ровно 43 года назад, 13 марта 1970 года, в городе Кобрине произошла авиационная катастрофа вертолёта Ми-6, оборвавшая земную жизнь майора Ерёменко Василия Титовича и поставившая точку в лётной службе легендарного командира 65 отдельного вертолётного полка, человека с необычной судьбой, полковника Милана Георгиевича Настасича. В те дни руководство города обратилось к командиру базировавшегося на кобринском аэродроме 65-го овп полковнику Настасичу М.Г. с просьбой "по партийной линии, в интересах народного хозяйства" оказать помощь в транспортировке железобетонных конструкций. Предстояло перевезти на внешней подвеске вертолета что-то вроде ж/б столбов массой около 5 т каждый с территории Кобринского завода ЖБИ (железобетонных изделий) примерно в район г. Жабинка Брестской области. 13 марта 1970 года экипаж М.Г. Настасича на вертолете Ми-6 приступил к выполнению работ. Во второй половине дня, примерно около 15…17 часов, когда основной объем работ был выполнен, и осталось перевезти последние 1-2 столба, при попытке подъема груза произошла катастрофа. То ли столб был примерзшим (в тот год была затяжная морозная зима), то ли еще по какой-то причине вертолет сместился назад с увеличением положительного угла тангажа с последующим касанием хвостовым винтом наземного препятствия. Разрушившийся винт вырвало вместе с хвостовым редуктором, вертолет развернулся, упал на правый борт и загорелся. Пожар смогли потушить не сразу, так как начал взрываться боекомплект пулемета; тушить начали водой, что усугубило ситуацию. В итоге от вертолета остались куски лопастей, часть хвостовой балки, левая главная стойка шасси, часть левого борта фюзеляжа, двигатели, втулка несущего винта, часть главного редуктора, разные стальные детали. После падения экипаж (в том числе командир Настасич М.Г., правый летчик Заводчиков, бортмеханик Алипов, …) успел покинуть вертолет, за исключением начальника связи полка майора Ерёменко, который в момент падения, вероятно, получил травму и не смог выбраться из горящего вертолета. Получил ожоги Заводчиков (позже, в 1970-х гг. он был командиром отряда Ми-10ПП 65 овп). Говорили, что Ерёменко был включен в состав данного экипажа по собственной инициативе ("ради налета"). Катастрофа была ударом как для полка, так и для городских властей. Неприятной особенностью для городских партийных органов было то, что они имели прямое отношение к происшедшему. Возможно, еще и по этой причине было решено факт катастрофы максимально замять, заглушить. Майора В.Т. Ерёменко похоронили на городском кладбище в Кобрине. Полковника М. Г. Настасича уволили из Вооруженных Сил. Не будь этой катастрофы, по мнению многих, его ожидало бы генеральское будущее… ----- Материал подготовлен по сведениям, предоставленным Геннадием Романовичем. Дата фото - май 2012 года.
Сообщение отредактировал Георгий - Среда, 13.03.2013, 19:50 |
|
| |
аматар | Дата: Воскресенье, 19.05.2013, 09:57 | Сообщение # 39 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Статус: Offline
| В книге « Памяць» Пружанский район, на стр. 304 в списке захоронений в Братской могиле ( мемориал), расположеный на городском кладбище, записан Смирнов Алексей Андреевич, р. в. 1906, полк.., погиб 3. 5. 1945.
С поиска в ОБД мемориал наградной отдел предполагаю, что под неизвестным захоронением похоронен уроженец г. Ленинграда полковник командир 3 -й штурмовой авиационной дивизии, в Отечественной войне участвовал с 22 июня 1942 г. С апреля 1942 г. командир знаменитого 566 штурмового авиационного полка. С 25 мая 1944 г. командир 3 й Гвардейской штурмовой авиадивизии . Возможно ли уточнить данные о захоронении Смирнова А.А. Внешний вид мемориала
http://pruzhany.net/2314-ob....ty.html
.
Сообщение отредактировал аматар - Воскресенье, 19.05.2013, 21:08 |
|
| |
Саша | Дата: Четверг, 04.12.2014, 20:47 | Сообщение # 40 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 435
Статус: Offline
| Леонид Якубович предложил установить в Могилеве памятник погибшим в Великой Отечественной войне летчикам
Не все знают, что у Леонида Якубовича есть несколько необычных хобби - коллекционирование справочников и авиация. На фоне последнего увлечения он занимается восстановлением за свой счет битых самолетов и вертолетов и устанавливает их в честь погибших авиаторов в различных городах. Только в России по его инициативе открыто более десяти подобных монументов.
Такую же идею высказал Леонид Якубович, когда был в Могилеве.
Руководитель города Владимир Цумарев поручил изучить возможность установления такого памятника в Могилеве или его окрестностях. Мероприятие будет посвящено 70-летию Великой Победы.
Читать полностью: http://news.tut.by/society/416513.html
|
|
| |
Саша | Дата: Суббота, 18.04.2015, 14:42 | Сообщение # 41 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 435
Статус: Offline
| Цитата Саша ( ) В Могилеве на кладбище, находящемся на пр. Непокоренных, есть вот такой памятник И. И. Коптеву. Судя по портрету и символике на памятнике это памятник авиатору. А если судить по количеству прожитых лет - 29, вероятнее всего он погиб. Вот сам памятник. Верхняя часть памятника сорвана и находится рядом на земле. На памятнике две надписи: "Краснознаменец И. И. Коптев 1909-1938" "Пусть наша скорбь глубокая облегчит твой вечный сон. От жены и сына." Может кому известно, кто же такой Краснознаменец И. И. Коптев? Как погиб Иван Иосифович Коптев сейчас указано на памятнике (сфотографировал вчера)
Рассказ о Коптеве в разделе "Мемориал"
|
|
| |
Саша | Дата: Суббота, 18.04.2015, 15:22 | Сообщение # 42 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 435
Статус: Offline
| Недалеко от захоронения Коптева установлена стела, по виду вероятно тоже 30-х годов. К сожалению табличка с текстом давно сорвана, но по воспоминаниям старожилов здесь похоронен летчик.
|
|
| |
|