Суббота, 19.08.2017, 16:02
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Памятник Коптеву | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Аудиогид Музея авиационной техники
 

ПАМЯТНИК КОПТЕВУ ИВАНУ ИОСИФОВИЧУ

Памятник Ивану Иосифовичу Коптеву установлен на месте его захоронения в г. Могилеве на кладбище по бульвару Непокоренных (Луполовское или Петропавловское кладбище). На лицевой стороне стелы в верхней части расположен портрет И. И. Коптева, под портретом эмблема ВВС СССР и текст:

"Краснознаменец И. И. Коптев 1909-1938"
"Пусть наша скорбь глубокая облегчит твой вечный сон. От жены и сына".

На обратной стороне стелы надпись белой краской: "Погиб при испытании самолета И-16".
Стела увенчана навершием в виде двускатной крыши с изображением звезды.  Некоторое время (до 2017 года) навершие находилось на земле рядом с памятником, а в период 2015-2016 гг. на вершине стелы была установлена красная пятиконечная звезда.

Июнь 2017 года.

Памятник на могиле Коптева И. И. Апрель 2015 года.

Октябрь 2011 года.


Фото: А. Шматов

*   *   *

Коптев Иван Иосифович родился 12 сентября 1909 г. в г. Ворошиловске (ныне г. Алчевск) Луганской области на Украине в семье рабочих. Когда Ивану исполнилось 12 лет, отец вынужден был переехать в деревню, так как из-за остановки завода и отсутствия рабочей карточки в условиях разрухи, прокормить большую семью было невозможно. В 1924 г. пятнадцатилетний юноша нанимается батраком, чтобы помочь отцу. В 1929 г. Иван оставляет семью и возвращается в Ворошиловск, где трудится чернорабочим на металлургическом заводе, отсылая в деревню деньги. С 1930 по 1933 год работает помощником машиниста с последующим переводом на должность машиниста тяжелого крана. В свободное от работы время Иван посещает рабфак.

Когда был объявлен специальный набор в школу военных летчиков, Коптев подал заявление и 23 августа 1933 г. был зачислен курсантом в 7-ю школу военных летчиков. 24 декабря 1933 г. переведен в 9-ю Военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей в Харькове, где Иван Иосифович Коптев и обучался с 1933 по 1936 год. После окончания школы летчиков Коптеву И.И. было присвоено воинское звание лейтенант и молодой летчик был направлен приказом Народного комиссариата обороны № 02128 от 5 ноября 1936 г. для дальнейшего прохождения службы в 40-ю авиаэскадрилью 83-й истребительной авиационной бригады имени Профсоюзов Западной области в г. Брянск.

В 30-е годы советские лётчики внесли неоценимый вклад в борьбу за независимость других народов. Высшим проявлением интернационализма было направление в Китай и Испанию советских лётчиков-добровольцев, которые приняли участие в боевых действиях. Одним из первых был отобран специальной правительственной комиссией для оказания помощи китайскому народу лейтенант Коптев. Приказом № 056 Белорусского округа от 31.05. 1937 г. он был переведен в 41-ю истребительную авиаэскадрилью на должность младшего летчика и направлен 9 октября 1937 г. в служебную командировку в Китай.

В октябре 1937 г. начал действовать «воздушный мост» Алма-Ата - Ланьчжоу - Ханькоу, протяженностью 3000 километров. По нему в Китай были переправлены первые две эскадрильи скоростных бомбардировщиков СБ под командованием Н.М. Кидалинского и истребителей И-16 под командованием Г.М. Прокофьева, укомплектованные лучшими советскими лётчиками-добровольцами. В 83-й истребительной авиационной бригаде в составе 40-й и 41-й, 107-й и 61-й авиа­эскадрилий, которые занимались войсковыми испытаниями истребителей, на Дальний Восток были направлены Комаров Д.И., Стариков А.Г., Ожередов П.И., Прыгунов С.Г., Бураков С.Н., Лозовский А.Г., Найдёнов С.Н., Лозыченко А.Г., Капустик Ф.А., Коптев И.И., Ковригин А. Я., Шубич Е.К., Жукотский В.П., Соборнов Г.А., Хлусович И.М. Они были в числе «первопроходцев» группы Г.М. Прокофьева, осваивавших эту тяжелую трассу. Коптев Иван Иосифович 21 октября по воздушному мосту Алма-Ата - Ланьчжоу - Ханькоу перелетел на И-16 в Китай для выполнения особого правительственного задания. Советские летчики вошли в состав китайских ВВС, в Восьмую Национально-­революционную армию китайского народа под командованием Чжу Дэ.

21 ноября, охраняя с воздуха новую столицу - Нанкин (Шанхай был захвачен японцам), группа вступила в первый воздушный бой. Семь И-16 сбили три японских самолета. Воздушные бои конца ноября и начала декабря 1937 года проходили с превосходством лётчиков И-16. Первого декабря наши истребители несколько раз взлетали на перехват японских бомбардировщиков, пытавшихся бомбить Нанкин. Вступив в бой с бомбардировщиками противника на подходе к аэродрому Нанкина, летчики Беспалов, Коптев, Ковригин, Курдюков, Шубич в пяти вылетах сбили и подбили 10 бомбардировщиков и 4 вражеских истребителя. Второго декабря над Нанкином советские истребители Беспалов, Ковригин, Коптев, Самонин, Шубич и другие добровольцы за 5 вылетов без потерь сбили 6 японских бомбардировщиков. План молниеносной войны в Китае, разработанный японскими милитаристами, был сорван благодаря созданию единого фронта, где особый вклад в укреплении обороноспособности Китая внесли советские летчики-добровольцы, мужественно сражавшиеся за свободу китайского народа.

Лейтенант Коптев И.И. согласно служебной характеристике "Участвовал в пяти воздушных боях, не имел ни одной поломки… может быть командиром звена…". Молодой пилот в воздушных боях в Китае показал образец храбрости и за выдающиеся успехи в боевой, политической и технической подготовке соединений, частей и подразделений РККА, за исключительную отвагу и смелость Указом президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1938 года награжден орденом "Красное Знамя" №1496, который был вручен на заседании Президиума Верховного Совета Союза ССР 17 апреля 1938 г.

Вероятно, в том же 1938 г. (в служебных документах записи отсутствуют) капитан Коптев И.И. был переведен на службу в г. Могилев, где 3 июля 1938 г. во время войсковых испытаний самолета И-16  погиб в авиакатастрофе.


Похороны Коптева И. И.

Приказом по Управлению начсостава РККА при НКО № 026 от 10 августа 1938 г. командир звена 33-го иап (в/ч 5411) капитан Коптев И.И. ввиду смерти исключается из списков РККА с 3 июля 1938 г.

*   *   *

За захоронением летчика Коптева Ивана Иосифовича ухаживает поисковый отряд «Днепровский рубеж» из числа учащихся 9 классов под руководством учителя истории СШ № 5 Макаева Андрея Олеговича .

Статья подготовлена по материалам, предоставленным Музеем боевой славы ГУО "Средняя школа № 5 г. Могилева".

 
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017