Близ столицы, в городском поселке Мачулищи на территории 50‑й смешанной авиационной базы состоялось торжественное открытие самолета-музея воинской славы.
Событие это стало славным апогеем работы по увековечиванию памяти воинов‑интернационалистов авиационной части, принимавших участие в войне в Афганистане. Напомню, в июне прошлого года в авиабазе был открыт мемориальный комплекс в память о героях, не вернувшихся с той войны. Комплекс состоит из мемориальной плиты с именами погибших авиаторов 50‑го отдельного смешанного авиационного полка и самолета Ан‑26 с символическим бортовым номером «50».
— Мы решили не останавливаться на создании комплекса, — рассказал заместитель командира 50‑й саб по идеологической работе подполковник Вадим Морской. — Он должен был стать максимально функциональным. И благодаря личному составу, участвовавшему в оформлении, подготовке экспозиций, самолет, пусть и, как говорится, списанный с летной работы, вновь стал полезен не только для авиаторов, но и для простых людей. Ведь часто авиабазу с экскурсиями посещают школьники, и мемориальный комплекс во главе с самолетом-музеем теперь будет играть одну из важнейших ролей в воспитании у личного состава и молодежи патриотизма.
В церемонии открытия комплекса приняли участие командующий ВВС и войсками ПВО генерал-майор Олег Двигалев с заместителями, представители администрации городского поселка Мачулищи, воинских частей — соседей авиабазы, ветераны ВВС и воины-интернационалисты, чья жизнь неразрывно связана с легендарным авиаполком-«полтинником».
— Авиабаза идет впереди остальных воинских частей по военно-патриотическому воспитанию и в деле сохранения и приумножения традиций, — поздравляя личный состав с открытием самолета-музея и Днем Победы, подчеркнул генерал-майор Олег Двигалев.
Честь перерезать красную ленту на входе в самолет-музей воинской славы была предоставлена командующему ВВС и войсками ПВО генерал-майору Олегу Двигалеву и командиру 50‑й смешанной авиационной базы полковнику Андрею Лукьяновичу. Затем гости смогли ознакомиться с экспозициями, размещенными в салоне Ан‑26, и запечатлеть свой восторг от увиденного в книге отзывов.
50‑я смешанная авиационная база является правопреемником 50‑го отдельного смешанного авиационного полка, который был сформирован с целью оказания интернациональной помощи афганскому народу. Полк вошел в состав 40‑й общевойсковой армии, и с марта 1980 по февраль 1989 года авиаторы выполняли боевые задачи с афганского аэродрома города Кабула.
В марте 1983 года указом Президиума Верховного Совета СССР авиаполк был награжден орденом Красной Звезды.
В ходе войны летчики полка совершили 120.944 боевых вылета (больше, чем в других частях), уничтожили 298 опорных пунктов, 160 огневых точек, 104 позиции ДШК, 75 складов с оружием и боеприпасами, около 3,5 тысячи мятежников, перевезли более 90 тысяч тонн грузов. «За речкой» погибли 132 воина-авиатора легендарного «полтинника».
Более 4.000 авиаторов были награждены орденами и медалями. Шесть летчиков удостоены высокого звания Героя Советского Союза, два из них посмертно — полковник Александр Голованов и майор Владимир Ковалев.
«Побывать» внутри музея и услышать уникальный фрагмент радиообмена экипажа Ми‑24 из 50‑го осап, погибшего при выполнении воинского долга, можно, посмотрев видео на канале Министерства обороны в YouTube (ссылка: http://youtu.be/tulRccmvAzk).
В видеосюжете использована аудиозапись радиообмена 13.01.1986, последние секунды жизни экипажа вертолета Ми‑24 капитана С. Синько (50‑й осап). Трагедия произошла в районе Газни, Афганистан. Экипаж на Ми‑24 осуществлял прикрытие восьми вертолетов Ми‑8МТ, осуществлявших высадку десанта на плато Искаполь под Газни. Душманы стали обстреливать вертолеты, и Ми‑24 отвлек огонь на себя. Машина получила значительные повреждения от пуль ДШК и загорелась.
Автор: подполковник ИГОРЬ ЖУК, фото автора
Источник: белорусская военная газета "Во славу Родины" |