Среда, 26.07.2017, 17:27
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » 2014 » Январь » 26 » Н. П. Мочанскому присвоена квалификация летчик-испытатель
14:40
Н. П. Мочанскому присвоена квалификация летчик-испытатель

80-летний юбилей - знаковое событие в жизни как Центрального аэроклуба ДОСААФ имени дважды Героя Советского Союза Сергея Грицевца, так и его сотрудников. Примечательно, что накануне юбилея произошло еще одно важное событие – начальнику Центрального аэроклуба Мочанскому Николаю Петровичу присвоена квалификация летчик-испытатель. Николай Петрович прошел специальное обучение в Государственном научно-испытательном центре Вооруженных Сил Украины по программе подготовки летчиков-испытателей.

От всей души поздравляем Николая Петровича. Желаем удачи и творческих успехов, долгих лет и крепкого здоровья. Будьте счастливы в небесах и на земле! Чистого неба и свободы полета!

О пути в небо и жизни в авиации Николая Петровича Мочанского рассказал генерал-майор авиации в отставке Анатолий Сульянов в статье "Человек с сердцем, устремленным в небо"

   Осмысливаю судьбу беспокойного, умного, одаренного человека — Николая Мочанского и не могу не восхищаться им, одолевшим гору трудностей и препятствий ради мечты стать военным летчиком.

   А мечта о небе зародилась у Николая в 7-м классе — после того, как он прочел книгу о великом советском летчике Валерии Чкалове, летавшем на самолете конструкции Андрея Туполева АНТ-25 — из Москвы над побережьем Северного Ледовитого океана, над Тикси, Чукоткой до острова Удд (недалеко от Хабаровска), из Москвы через Северный полюс в Америку с посадкой на аэродроме Ванкувер вместе с Г. Байдуковым и А. Беляковым (полет длился более 60 часов).

   Уже тогда Николай представлял себе летчиков людьми смелыми, мужественными, настойчивыми, и все больше и больше хотелось ему быть таким, как Валерий Чкалов. Многие мальчишки стали летчиками именно потому, что был такой храбрый и мужественный летчик. И наш герой — не исключение! Он знал одно из высказываний Чкалова: «Если быть, то быть лучшим!». И потому стремился быть именно таким, как Чкалов, быть лучшим.

   …Исполняя служебные обязанности армейского комсомольского работника (а они каждодневные и многообразные — работа с молодежью не имеет границ, она практически бесконечна), Николай выкраивал время — и прибегал на аэродром. Здесь он изучал авиационную технику, наставления и инструкции по летной подготовке, настойчиво, упорно и напористо готовился к летной практике, нескрываемо радуясь познанию всего того, что необходимо было твердо знать прежде, чем сесть в кабину летательного аппарата.

   Он с вожделением ждал той минуты, когда наденет парашют, сядет в кабину самолета, пристегнется привязными ремнями и воодушевленно скомандует и себе, и механику: «К запуску!».

   Авиация испокон веков принимала в свои ряды, как правило, тех, кто уже болен мечтой о небе, увлеченных небесной романтикой… У Николая Мочанского эмоции хлестали, как говорят летчики, через край! Еще бы — мечта о небе приобретала реальность: он управлял летательным аппаратом, он в небе, он окунулся в небесную голубизну!

   Освоение вертолета захватывало Николая постепенно — с каждым взлетом он ощущал, как наливались его мышцы, как в нем утверждалась, росла и крепла воля. А главное — набирала силу уверенность в своих возможностях по освоению самолета, закалялась сила духа. Он ощущал, как плавнее становятся движения рук и ног, манипулирующих рулями управления.

   При освоении летательного аппарата начинающие летчики не сразу «видят землю» во время посадки, поскольку не соизмеряют движение рулей с высотой до земли. Поспешит курсант взять ручку на себя — аппарат «повиснет» на большей, чем необходимо, высоте, и наоборот, прозевал вовремя выровнять на посадке машину и создать ей посадочное положение — ударится колесами о землю и «даст козла» — отскочит. Самое трудное на посадке — научиться «видеть землю», иными словами, вовремя определять высоту до земли и плавно действовать рулями.

   Николай, энергичный в движениях, уже после нескольких показанных инструктором посадок «схватил землю» и сравнительно быстро освоил самый трудный элемент полета — посадку. Сказалось его страстное желание научиться летать, он по-прежнему рвался в небо.

   Закончил он программу подготовки летчика в аэроклубе ДОСААФ, что на Боровой. Все это время, повторяю, сочетая учебные полеты в аэроклубе (во время отпусков, в обеденные перерывы, вечерами и по выходным дням) с основной службой в управлении авиации Краснознаменного Белорусского военного округа. Более того, он смог освоить программу летчика 3 го класса!

   Но и это еще не все! Чтобы стать военным летчиком, необходимо окончить авиационное училище. Настойчивость, стремление стать дипломированным пилотом, потрясающее желание и упорство летать двигали Николаем, помогали преодолевать новые и новые трудности, а их было более чем достаточно. Его летная аэроклубная подготовка вызвала настороженность у начальника Сызранского авиационного училища генерал-майора авиации Новицкого, пришлось пройти проверку качества летной подготовленности в воздухе, пилотированием вертолета в полном объеме выпускных экзаменов с оценкой «отлично». Николай окончил авиационное училище экстерном. Ему была присвоена квалификация офицера со средним военно-специальным образованием пилота-техника.

   Однако после окончания Военно-политической академии перед капитаном Николаем Мочанским неожиданно возникло очередное препятствие — политическое управление Военно-воздушных сил Советской Армии не захотело терять хорошего, опытного политработника и назначило Николая Мочанского заместителем командира по политической части отдельной эскадрильи беспилотных самолетов разведчиков. Должность — нелетная, очередная неудача, очередное невезение…

   Но Николай Мочанский не сдавался! Он смог убедить командование ВВС Белорусского военного округа: «Мне надо летать! Я рвался в небо! Помогите, пожалуйста! Я хочу летать!».

   Командующий ВВС округа генерал-лейтенант авиации Анатолий Иванович Малюков и член военного совета — начальник политотдела генерал-майор Василий Семенович Заливин, хорошо зная деловые и управленческие качества, настойчивость в работе майора Николая Мочанского, пошли ему навстречу — он был назначен заместителем командира по политической части отдельной авиационной эскадрильи. Николай Петрович снова стал летать. Он активно воспитывал у личного состава эскадрильи ответственность за подготовку на земле самолетов и вертолетов, за строгое и точное соблюдение мер безопасности в воздухе. Он быстро вошел в строй, много трудился, удачно сочетая свои полеты с задачами эскадрильи.

   После развала Советского Союза неугомонный летчик Николай Мочанский был вынужден покинуть военно-воздушные силы. Вернулся в аэроклуб ДОСААФ, где, летая на вертолетах Ми-2, Ми-4, Ми-8, Ми-24, решил освоить самолет Як-52. Новая мечта придала силы. Пилотажи в небе с выполнением таких фигур, как «переворот», «мертвая петля», «поворот на горке», «бочка», воодушевили его страстную, увлекающуюся натуру. Теперь к его полетам добавился азарт воздушного бойца, вызывающий еще большее мужество, бесстрашие, боевую дерзость!

   Казалось бы, освоил еще один летательный аппарат, можно и встать в ряды обычных летчиков и радоваться, не принуждая себя новыми заботами и проблемами. Но Николай Петрович не из таких. У него появилась новая мечта — создать авиационный музей в Беларуси! Посоветовался с руководством аэроклуба, рассказал о замысле сбора устаревших самолетов и вертолетов. Но тут же возник ряд вопросов: «Где и как их хранить? Где брать денежные средства для приведения старых машин в подобающий вид? Кто будет заниматься этой проблемой, когда и своих забот хватает?». Словом, особой поддержки Мочанский не получил. Но идею свою не оставил — стал припоминать места в Беларуси, где в разные времена находились аэродромы, стоянки самолетов, по крупицам собирал данные о сохранившихся там летательных аппаратах — Поставы, Давид-Городок, Брест, Пружаны…

   Став начальником Центрального аэроклуба ДОСААФ, Николай Петрович предпринял все, что было в его силах, чтобы осуществить свою очередную мечту.

   Личные встречи, беседы, просьбы. И лед тронулся… …

   Многолетние усилия Николая Мочанского и других его подвижников, в первую очередь председателя Центрального совета ДОСААФ генерал-майора запаса Анатолия Степука, были вознаграждены — в 2009 году авиационный музей ДОСААФ под открытым небом был официально открыт. Экспозицию на Боровой ежегодно посещают тысячи минчан, гостей Беларуси. Детище Николая Петровича живет, радуя посетителей, получающих новые знания об авиации, представление о полетах, о воздушных боях во время войны, героическом вкладе летчиков, инженеров, техников, механиков, связистов в разгром сильнейшей в мире гитлеровской армии, в трудную, доблестную Победу 1945 года.

   Николай Петрович Мочанский заслуженно войдет в историю нашего государства как строитель и создатель музея авиации. Он — гордость нашей страны, гордость нации. (http://vsr.mil.by)
 
Просмотров: 793 | Добавил: Саша | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017