"Есть не только МиГ”: в Гродно в музей под открытым небом планируют перенести самолет-памятник из Щучина.
Не так давно стало известно, что в Гродно, возле Кургана Славы, создается музей под открытым небом. Экспонатами станут военная техника и образцы вооружения разных родов войск и периодов. Поэтому возникло предложение передать один из самолетов Щучина – МиГ-25 – в этот музей..
МиГ-25ПУ (бортовой номер "18″ голубого цвета с чёрной окантовкой, корпус – естественного цвета металла, без окраски) установлен в сентябре 1999 г. на шасси на бетонном основании на территории бывшего военного городка Щучина, памятник лётчикам 10-го отдельного разведывательного авиационного Московско-Кёнигсбергского Краснознаменного ордена Суворова 3-й степени полка (в/ч 21803), базировавшегося здесь до 90-х годов. Служил в 61-м истребительном авиационном полку 2-й отдельной армии ПВО в Барановичах.
Надеюсь, что мнение человека который родился и вырос в Щучине, посвятил себя изучению истории авиации, написал пять книг по авиации на территории Гродненщины и кандидатскую диссертацию по истории авиации в Беларуси чего-нибудь, да стоит. Итак в лучших традициях Беларуси когда одному чиновнику стрельнула в голову мысль "хочу самолет”, все остальные тут же бросились ее выполнять, ибо невыполнение воли начальника грозит всяческими карами. Прикрывая это, стали писаться различные статьи в СМИ, где якобы все граждане в лучших традициях Советского Союза единогласно и с воодушевлением поддерживают замечательную идею. Первой должна была быть и стала Щучинская районная газета "Дзяннiца”, которая и стала проводить "линию партии”. Газета представила дело так, что якобы все поддерживают и только рады отдать часть своей памяти.
Хочется спросить у этих людей, "Ребята, где Ваш патриотизм? Где Ваша гордость, что Щучин-город авиаторов, а не Гродно?”. НЕТ, Я-против! Против и другие люди которые служили на аэродроме в Щучине и в 10 отдельного разведполка, памятником которому является самолет. Давно ли стало белоруской традицией перемещать, можно сказать, надгробные плиты? Ведь самолет-памятник – это еще и память о погибших на нем щучинских летчиках, лётчикам Новокрещинову и Пивовару, которые отвели ценой жизни такой же самолет от домов д. Давлюдовщина 21 октября 1992 г., Степанову и Ковалевскому 19 сентября 1986 г. погибшим южнее д. Каменка. Семён Борисович Шапиро, если это Ваша личная идея, как это написано в "Дзяннiце” – посмотрите в глаза жене и детям этих летчиков, спросите их мнение. В Щучине жители питают глубокое уважение к авиации – никто не посмеет разбирать или раскручивать по деталям "на память” самолет, тем более довести его до плачевного состояния. Яркий тому пример, когда памятник МиГ-19С ремонтировали сами бывшие авиаторы после того, как его повредило упавшее дерево.
И я хочу спросить, как власти Гродно проявили участие в сохранности Су-17, который стоял на Кургане Славы? Ан-2, который стоял у школы на ул. Советских Пограничников? Ту-124, который стоял в парке Жилибера?
Глядя на судьбу ТРЕХ самолетов которые не смогли и не захотели сохранить в Гродно, я уверен, что у МиГ-25 будет точно такая же судьба. Три потерянных самолета – это не случайность, это тенденция. И не нужно говорить, что на Кургане Славы он будет под охраной, самолет – это не танк, который нельзя раскурочить. Вспомните, в каком виде там стоял последние годы "жизни” на том же Кургане Су-17, – "лежа на боку”. МиГ-25 через несколько лет после того как он прибудет в Гродно, к очередному юбилею, покрасят краской, но не специальной, и не авиатехники, а простые работяги из ЖКХ возьмут те банки, которые им дадут на складе, и дай Бог что бы не "зеленую танковую” и пойдут исполнять свою работу. Кто сомневается в такой вероятности – можете убедиться в данной традиции на примере памятников д. Малеч (Бресткая обл.), или в г. Пружаны (Брестская обл.), "погуглите” найдете и другие….
У каждого города есть свои наиболее ценные памятники, которые дороги каждому жителю. А давайте Коложскую церковь перенесем в Минск и поставим рядом с Национальной библиотекой, там ее туристов больше увидит. Или перенесем ради того, что бы потешить чье-то самолюбие. После опубликования первой "ласточки” в газете "Дзяннiца” еще в апреле 2013 г. там же в "комментах” появилась запись от читателя которому не безразлична судьба самолета, но он видимо не живет в Щучине:
"Каждый раз, приезжая из Гродно, хожу к этому самолёту. В Гродно я ходить к нему точно не буду. Оно, конечно, понятно, баба с воза кобыле легче. Вместо того, чтобы попробовать установить его действительно как памятник, лучше отдадим в областной центр. Чем-то передачу в дом престарелых напоминает. Вот если в Гродно Эйфелевую башню перенести, Парижем он все равно не станет. Спроси сейчас у гродненцов что-нибудь о щучинском аэродроме, мало того, что не каждый знает, что такой аэродром был, так для некоторых Щучин это пельменная на перекрёстке. Так вот, в Гродно это будет просто самолёт , у танков на Кургане Славы даже табличек нет, чтобы кто-нибудь из незнающих прочитал, хотя бы название машины. Через каких-нибудь 50 лет о щучинском аэродроме ни то, что в Гродно, никто не вспомнит, в Щучине не вспомнят. Вам, щучинцам, не обидно? Пусть это и не щучинская машина, но МиГ-25 – это символ, и символ именно последних пятнадцати лет существования аэродрома. И место ему рядом с МиГ-19. А ведь 25- ых не так много в качестве памятников установлено, у города есть шанс стать владельцем одного из них. Да и вообще историю ценить сейчас надо, чтобы потом не тратить время и деньги.”
Вообще ситуация выглядит так, как будто один человек 12 лет хранил памятную для себя вещь, а потом другой сосед увидев ее хорошую сохранность подумал "я тоже хочу, я тоже сохраню”, взял и забрал. Будет по-честному самостоятельно попросить самолет из базы хранения в Барановичах, а не "уводить” тот, что поближе у соседа.
С уважением, Дмитрий Киенко
|