Четверг, 21.09.2017, 00:55
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » 2014 » Январь » 12 » Долгая дорога домой
21:28
Долгая дорога домой
Последних почестей на родине удостоен герой Великой Отечественной войны. Останки лётчика Александра Титовца доставили из России в его деревню Заспа Речицкого района Гомельской области, где и перезахоронили.
Житель посёлка Рахья Михаил Кельбин однажды прочитал на форуме поисковиков, что недалеко от Музея-усадьбы Приютино были замечены останки самолёта, разбившегося во время Великой Отечественной войны. Выехав в Приютино, Михаил нашёл место падения самолёта. Это была воронка, заполненная водой. 23 февраля 2012 года Михаил с двумя друзьями – Сергеем Терентьевым и Дмитрием Кугаем – начал раскопки. Втроём распилили литовкой 40 сантиметров льда, вручную вёдрами отчерпали воду из воронки, начали копать глину и извлекли стойку шасси, кусок центроплана, различные элементы самолёта ЛаГГ-3, в том числе позже – пушку ШВАК, согнутую в дугу. Показались первые фрагменты костей, стало ясно, что пилот погиб вместе с самолётом. Но воронка быстро заполнялась водой, и работы пришлось остановить.
Летом этого же года была предпринята ещё одна попытка. Чтобы узнать, кто был пилотом, требовалось найти номер самолета, который выбивался на верхнем щитке, закрывающем шасси. К счастью, номер сохранился – от сильного удара щиток был сильно деформирован, но цифры уцелели. Благодаря помощи Ильи Геннадьевича Прокофьева, одного из лучших в России специалистов по поиску самолетов времён войны, удалось установить, что на самолете ЛаГГ-3 с заводским номером 31212684 погиб гвардии капитан Александр Иванович Титовец.
По характеру найденных в Приютино останков поисковики установили, что данный ЛаГГ-3 ушел в болото под углом приблизительно 45 градусов. Он был подбит в бою, гореть не мог, но при ударе о землю взорвался вместе с лётчиком. На месте взрыва образовалась воронка…
Михаил Кельбин в июне 2013 года вновь отправился к месту падения самолёта. Ему на руку сыграло обстоятельство, что лето выдалось сухое, и вода больше не мешала поиску останков. М. Кельбин приходил несколько раз в одиночку и доставал фрагменты скелета. Для того чтобы их найти, ему приходилось через руки пропускать каждую горсть глинистой почвы. Останки находились примерно на глубине 2-х метров. Вместе с ними в болоте лежали орден Красного Знамени и Гвардейский знак.
С обратной стороны Ордена Красного Знамени выбит индивидуальный номер. Орден принадлежал заместителю командира эскадрильи 11-го гвардейского истребительного авиаполка 7-го гвардейского истребительного корпуса капитану Александру Ивановичу Титовцу.
Когда Александр Титовец погиб, Белоруссия была в оккупации, и похоронку его семья получить не могла. В кадровой армии он стал служить с 1937 года. Орден Красного Знамени, получил за образцовое выполнение боевых заданий во время советско-финской войны.
Полк, в котором служил А.И. Титовец, в сентябре 1942 года базировался на аэродроме Сосновка (на территории современного Сосновского парка Санкт-Петербурга). В сентябре-октябре 1942 года в задачи полка входила поддержка действий наземных войск в районе Шлиссельбурга, Осиновца, Невской Дубровки.
В 1942 году А. И. Титовец был награждён орденом Красной Звезды. Из наградного листа: «Лейтенант Титовец в боях за Родину против немецких захватчиков проявил подлинный героизм и отвагу. С первого дня начала Великой Отечественной войны товарищ Титовец участвует в защите города Ленина. За это время имеет 235 боевых вылетов, провёл 27 воздушных боёв. На штурмовку наземных войск и аэродромов противника имеет 26 вылетов, все они были успешными. Так, 9 августа 1941 года лейтенант Титовец произвёл разведку в районе деревни Сакс-Мышкино и обнаружил автоколонну с танками до 40–50 единиц. После разведки в составе 6 самолётов произвёл штурмовку этой колонны, в результате чего было три очага пожара в колонне. 10 августа 1941 года штурмовал и бомбил мотомехвойска противника по шоссейной дороге Волна-Извоз. Из автомашин выпрыгивала пехота противника, которую расстреливали из пулемётов. В результате штурмовки в колонне было 4 очага пожара (горели автомашины) и много было убито разбегавшейся пехоты противника. 25 августа 1941 года в составе 7 самолётов штурмовал аэродром противника Спасская Полисть. В результате штурмовки было зажжено 6 самолётов противника. За эту штурмовку имеет благодарность от командования Ленинградского фронта. 30 августа, по данным партизанского отряда, штурмовал и бомбил штаб пехотного полка противника в деревне Буяницы. В результате штурмовки штаб был уничтожен (сгорел). За эту штурмовку имеет также благодарность от командования 7-го истребительного авиакорпуса. На разведку аэродромов и тылов противника имеет 9 вылетов. Все они были успешными. Так, 3 сентября 1941 года произвёл разведку аэродрома м. Лисино. В результате разведки обнаружил до 10 незамаскированных самолётов противника МЕ-109 и до 5 замаскированных бомбардировщиков. На сопровождение своих бомбардировщиков было 12 вылетов, все успешные. Летал на самолётах И-16 и ЛаГГ-3. Все боевые задания лейтенант Титовец выполняет как истинный патриот Родины, вкладывая все свои силы и знания. В бою смел, решителен, инициативен. Делу партии Ленина-Сталина и социалистической Родине предан, свою преданность доказал в боях с белофиннами, за что был награждён орденом Красного Знамени, и в боях против немецких захватчиков. Достоин награждения орденом Красная Звезда».
А.И. Титовец имел на боевом счету 3 воздушных победы над самолетами противника: 29 мая 1942 года в паре с младшим лейтенантом В.Ф. Даниловым он сбил бомбардировщик До-215 в районе м. Осиновец (самолёт противника упал в Ладожское озеро); 3 августа 1942 года в паре с лейтенантом В.Д. Малофеевым им был сбит истребитель Ме-109, который упал на западной окраине города Урицка; 10 сентября 1942 года в паре с лейтенантом М.С. Кобряновым им был сбит истребитель Ме-109 в районе Лезье.
5 октября 1941 года, патрулируя над войсками в группе самолётов ЛаГГ-3, из-за отказа мотора самолёт Александра Титовца произвёл вынужденную посадку в районе Хапо-Ое. При аварийной посадке самолёт был разбит, лётчик остался жив, хотя получил ранение. Но уже 17 октября 1941 года он приступил к выполнению боевых полётов.
На момент гибели капитану гвардии было всего 24 года.
Как же так получилось, что Михаил Кельбин нашёл только часть останков? Согласно архивным данным, Александр Иванович Титовец был сбит в ходе воздушного боя 28 сентября 1942 года. Он числится захороненным по военным обычаям. Получается, что товарищи-красноармейцы пришли на место падения самолёта, собрали только те фрагменты тела, которые лежали близко на поверхности.
Вот как описано в схеме полкового захоронения: «Гвардии капитан Титовец Александр Иванович похоронен 30 метров севернее перекрестка проселочной дороги и дороги, идущей на Рябово от 10 километра Рябовского шоссе, близ местечка Приютино Всеволожского района Ленинградской области». Указанная дорога в настоящий момент не существует. Могила лётчика возле Приютина была видна ещё лет 10 назад. Об этом рассказал командир Всеволожского поискового отряда «Невская оперативная группа» Олег Попко. Но сейчас, даже используя схему полкового захоронения, Михаил Кельбин и Олег Попко не нашли ни оградки, ни пирамидки.
Вот так благодаря поисковику из Всеволожского района через 71 год после гибели о лётчике узнали и родственники, и его земляки. Жители деревни Заспа обратились с ходатайством о том, чтобы прах был перезахоронен именно у них. К этому ходатайству подключилось Управление по увековечению защитников Отечества и жертв войны Министерства обороны Республики Беларусь. 8 января. В Санкт-Петербурге простились с героем Великой Отечественной войны Александром Титовцом. Церемония прошла на десятом километре легендарной Дороги жизни.


Останки героя были доставлены из Ленинградской области России и 10 января 2014 года торжественно перезахоронены в братскую могилу на сельском кладбище в деревне Заспа Речицкого района.

Торжественное перезахоронение в деревне Заспа.
Фото Дмитрия БЕЛЬКО
А.И. Титовец
Фото из архива Михаила КЕЛЬБИНА


Источники:
 
Просмотров: 570 | Добавил: Саша | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017