Вторник, 25.07.2017, 01:36
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » 2015 » Апрель » 30 » 35 лет 50-ой смешанной авиационной базе
16:16
35 лет 50-ой смешанной авиационной базе

Сегодня 50‑я ордена Красной Звезды смешанная авиационная база отмечает своё 35‑летие.

История этой авиачасти неразрывно связана с войной в Афганистане. Там зародились и окрепли все значимые и незыблемые с тех пор традиции.

Прародитель авиабазы — 50‑й отдельный смешанный авиационный полк — 35 лет назад буквально за месяц был сформирован в узбекском городе Чирчике для оказания помощи афганскому народу. Эту непростую задачу выполнил командир 280‑го отдельного вертолетного полка подполковник Борис Григорьевич Будников. «Полтинник» объединил летчиков, инженеров, техников, переведенных сюда по службе из разных авиачастей со всех концов Советского Союза.

В полк вошли три эскадрильи: 1‑я — три отряда по четыре самолета Ан‑12, Ан‑26 и Ан‑26РТ и две вертолетных эскадрильи, состоявшие из шести звеньев на Ми‑24В/Д и шести звеньев на Ми‑8МТ. Были сформированы управление полка и авиационная технико-эксплуатационная часть.

Авиаполк вошел в состав 40‑й общевойсковой армии, и с марта 1980‑го по февраль 1989 года авиаторы выполняли боевые задачи с аэродрома Кабул. В составе «полтинника» летали и крылатые "таблетки" — так прозвали в войсках самолеты неотложной реанимационно-хирургической помощи Ан‑26М "Спасатель" с красным крестом на борту. Печальным и необходимым был труд экипажей и других самолетов части, "черных тюльпанов".

Первую боевую потерю 50‑й осап понес 24 апреля 1980 года — в районе ущелья Вагждан в 45 километрах юго-западнее Кабула очередью ДШК был сбит Ми‑24 старшего лейтенанта А. Корчагина. При попытке совершить вынужденную посадку вертолет завалился на бок и загорелся… Погибли командир и оператор лейтенант Т. Дацько, борттехнику П. Никитенко удалось спастись.

Через шесть дней, 30 апреля 1980 года, полку было вручено Боевое Знамя. Этот день и является сегодня знаковым — днем части.

В марте 1983 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР авиаполк был награжден орденом Красной Звезды.

В первый год участия в боевых действиях полк потерял восемь вертолетов. Три из них были сбиты противником, пять — разрушены при аварийных посадках. Всего же летчики 50‑го осап выполнили 12.278 боевых вылетов, уничтожили 32 огневых точки, 38 опорных пунктов мятежников, 21 склад, четыре ДШК, 41 штаб и крепость, а также более 1.200 душманов.

В 1981 году в активе летчиков полка было уже 18.684 боевых вылетов, поврежденными оказались 33 вертолета. Следующий год — 1982‑й — оказался очень тяжелым… Летчики совершили 15.272 боевых вылета. Потери — 19 вертолетов и 14 человек.

8 мая 1982 года произошла ужасная трагедия — в сбитом вертолете погиб весь руководящий состав 3‑й эскадрильи: ее командир — майор Ю. Грудинкин, замполит — капитан А. Садохин и штурман эскадрильи — капитан В. Кузьминов. 7 октября 1982 года после выхода из атаки в районе горы Катасанг был обстрелян из ЗГУ и взорвался в воздухе Ми‑24Д капитана Спелова. Экипаж погиб, спасая высаженную группу десантников.

Больше всего боевых вылетов полк сделал в 1984 году — 37.600. В 1985 году было совершено 27.675 боевых вылетов, погибли девять человек. В том же году моджахеды получили для борьбы с авиацией ПЗРК "Стингер", что неизбежно сказалось на потерях полка. Впервые за афганскую войну в 1985‑м враг сбил, помимо восьми вертолетов, и два самолета.

21 февраля 1986 года погиб заместитель командира полка подполковник Иван Фёдорович Пиянзин. 29 ноября того же года в 24 километрах от Кабула "Стингером" был сбит на высоте 6.400 метров Ан‑12БП. У экипажа капитана А. Хомутовского и 27 пассажиров не было никаких шансов — самолет взорвался в воздухе… А буквально через месяц (26 декабря) скорбный список потерь пополнил Ан‑26РТ. В этом случае экипаж успел воспользоваться парашютами, но по неизвестной причине бортмеханик — прапорщик Б. Бумажкин прыжок не совершил — и погиб в сбитом самолете.

В 1987 году были совершены 26.202 боевых вылета. Полк принял участие в операциях "Ущелье", "Весна", "Залп", "Энергия", "Центр". Были потеряны 14 вертолетов и три самолета, погибли 23 однополчанина.

Были сбиты, но остались живы экипажи капитанов Д. Яворского и С. Молчанова, майоров А. Коржавина и В. Воротникова. При высадке десанта сбили Ми‑8МТ подполковника В. Зенкова, тогда погибли шесть десантников и один член экипажа. 21 октября во время ночной посадки в Джелалабаде ракета настигла Ан‑26 капитана Михаила Мельникова. Весь экипаж того самолета был "минский", похоронили авиаторов вместе — на Чижовском кладбище столицы Беларуси. Через два месяца двумя "Стингерами" был сбит Ан‑26 командира 2‑й эскадрильи майора Владимира Ковалёва…

Майор Ковалёв выполнил в афганском небе 180 боевых вылетов и был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Он стал единственным летчиком военно-транспортного самолета, удостоенным такой высокой чести за всю афганскую войну.

За 1988 год полк произвел 18.581 боевой вылет. Потери — 26 человек, один Ан‑26, три Ми‑8МТ и три Ми‑24В. Были сильно повреждены три самолета и девять вертолетов.

21 января 1988 года был сбит Ми‑8МТВ начальника разведки полка майора Пискайкина. Погибли экипаж и четверо пассажиров. 24 июля при посадке в Баграме упал самолет Ан‑26 с командиром 1‑й авиационной эскадрильи майором Косьяненко на борту. Экипаж погиб.

27 августа в горах был сбит Ми‑24В, экипаж попытался парашютироваться, но из-за малой высоты парашюты не раскрылись… Забирать тела Анатолия Литвиненко и Александра Мошкова полетел сам командир полка полковник Александр Голованов. Душманы знали, что за погибшими обязательно прилетят, — и организовали засаду. Под шквальным огнем вертолету Голованова удалось забрать тела погибших однополчан. При этом душманы выпустили в упор по нему "Стингер", который ушел на раскаленную на солнце скалу… В Афганистане комполка Голованов совершил 344 боевых вылета на Ми‑24 и Ми‑8.

Последний год афганской войны оказался самым трудным. Душманы стали регулярно обстреливать аэродром базирования полка реактивными снарядами.

Воскресенье 13 сентября 1988 года стало самым черным днем в истории 50‑го отдельного смешанного авиационного полка. После обеда летчики 4‑й вертолетной эскадрильи собрались в модуле, чтобы посмотреть телевизор. И туда попала неуправляемая ракета мятежников… Погибли 11 человек, 46 былы ранены.

В долгожданный год вывода советских войск из ДРА — 1989‑й — только в январе экипажи полка совершили 3.128 боевых вылетов, перевезли 6.621 человека, эвакуировали 73 раненых.

Срок вывода 50‑го осап переносили четыре раза из-за плохой погоды. Только 1 февраля в 20 часов 22 минуты "940‑й" (позывной командира полка полковника Александра Голованова) поднял в воздух свой Ми‑24П с бортовым № 01, повел его в сторону перевала Саланг. И тут произошла трагедия — его вертолет был сбит… Посмертно А. Голованов был удостоен звания Героя Советского Союза, а его летчик-оператор Сергей Пешеходько — ордена Ленина.

Это оказались последние боевые потери 50‑го отдельного смешанного авиационного полка в Афганистане. Основной эшелон вышел на аэродром Какайды только 7 февраля, а "крайние" экипажи — 13 февраля.

За девять лет войны летчики "полтинника" совершили 120.944 боевых вылета (больше, чем в других авиачастях), уничтожили 298 опорных пунктов, 160 огневых точек, 104 позиции ДШК, 75 складов с оружием и боеприпасами, около 3,5 тысячи мятежников, перевезли более 90 тысяч тонн грузов.

В нашей памяти и истории навечно остались имена шести Героев Советского Союза, девяти авиаторов, награжденных орденом Ленина, 78 — орденом Красного Знамени, 1.145 — орденом Красной Звезды, 1.126 — орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР", 489 — медалью "За отвагу", 1.221 — медалью "За боевые заслуги".

В феврале 1989 года 50‑й авиаполк в полном составе был выведен с территории Афганистана, а уже в мае на аэродроме Липки (Минский гарнизон) он приступил к выполнению задач боевой подготовки в мирных условиях.

С 1994 года 50‑я смешанная авиационная база стала базироваться на аэродроме Мачулищи. На основании Указа Президента Республики Беларусь № 600 от 17 ноября 2003 года 50‑й саб ВВС и войск ПВО Беларуси было вручено 11 октября 2004 года Боевое Знамя части.

За три с половиной десятилетия летчики 50‑й саб освоили несколько типов транспортных самолетов, боевых и транспортно-боевых вертолетов. Сегодня самыми яркими представителями воздушного парка авиационной базы являются военно-транспортный самолет Ил‑76МД, "рабочая лошадка" авиации — вездесущий Ми‑8МТ, транспортный самолет Ан‑26. А с 2014 года в парк боевых машин вернулся один из самых успешных боевых вертолетов Ми‑24.

* * *

По инициативе командира 50‑й саб полковника Андрея Лукьяновича на территории части был установлен самолет-музей воинской славы. Открытие самолета-музея состоялось 8 мая 2014 года.

23 июня 2014 года на территории части была торжественно открыта деревянная часовня в честь пророка Божьего Святого Ильи, в память о погибших в войне в Афганистане воинах-авиаторах.

Сегодня в 50‑й саб на военных и гражданских должностях продолжают трудиться 10 воинов‑интернационалистов, в их числе и заместитель командира авиабазы полковник Юрий Рогачёв. Неразрывно связана авиабаза и с Мачулищанской первичной организацией ветеранов войны в Афганистане, председателем которой является ветеран авиабазы старший прапорщик медицинской службы запаса Светлана Мелентьева.

(По материалам газеты "Во славу Родины")

Просмотров: 717 | Добавил: Саша | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Календарь
«  Апрель 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017