Главная | Рипинский | Регистрация | Вход
Меню сайта
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
 

ЗАХОРОНЕНИЕ МОРСКОГО ЛЁТЧИКА ИЗ БЕЛОРУССИИ
НА ИЗМАЙЛОВСКОМ КЛАДБИЩЕ ГОРОДА МОСКВЫ

В ходе некрополистического исследования одного из небольших, но весьма старых периферийных московских кладбищ – Измайловского – нам удалось выявить здесь захоронения около полутора десятков советских авиаторов. Результаты этого исследования под названием «Измайловское кладбище – составная часть Авиационного Некрополя Отечества» были опубликованы нами на двух специализированных военно-исторических страницах Рунета: на Форуме Поисковых Движений – и на Международном Военном Форуме. В ходе дальнейшей разработки данной тематики по линии изучения конкретных персоналий авиаторов, покоящихся ныне на Измайловском кладбище Москвы, нам удалось установить, что, по меньшей мере, один из них является уроженцем Белоруссии. Его истории и будет посвящена наша Интернет-публикация. 

   Павел Петрович Рипинский (встречается так же иное, ошибочное написание его фамилии – «РЕпинский») родился 17 апреля 1913 года в крестьянской семье в селе Репухово, ныне – Смольянского сельского совета Оршанского района Витебской области Республики Беларусь. В 1928 году он закончил 7-летнюю среднюю школу в городе Орша, а в декабре 1932-го добровольно пошёл на службу в Красную Армию. Её он начал в Киеве, курсантом учебного подразделения по подготовке младшего начальствующего состава (войсковая часть № 1472), где в 1933 году вступил в комсомол и откуда в октябре месяце был направлен в Браилов (ныне – Жмеринского района Житомирской области Украины) командиром отделения в 52-й укреплённый район (войсковая часть № 1014). Здесь он в декабре следующего, 1934-го закончил свою срочную службу, после чего был уволен «в долгосрочный отпуск».
   Дальнейшая жизнь П.П.Рипинского оказалась связана с авиацией. В 1936 году он оканчивает Высшую лётно-планерную школу в крымском Коктебеле (ныне – Планерское), а спустя ещё четыре года – Школу инструкторов лётчиков Осоавиахима в приволжском Ульяновске. Перед войной П.П.Рипинский проживает в Москве (по адресу: Барашевский переулок, дом 6, квартира 6), он прописан в паспортном столе 26-го отделения милиции и работает лётчиком-инструктором в столичном аэроклубе «Метро» по адресу: Яковлевский переулок, дом 6.
   П.П.Рипинский состоял на военном учёте при Красногвардейском районном военном комиссариате города Москвы в списке лиц командного состава Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота с «военным званием запаса 1-го разряда» по военно-учётной специальности № 11 (она же – «ВУС-11» – «Лётчик»). Как годный к военной службе «по графе IV приказа Народного Комиссара Обороны за № 184 за 1940 год», он 2 февраля 1941-го «проходит переучёт», а уже 28 апреля направляется на военные сборы во 2-ю отдельную авиационную эскадрилию ВВС Черноморского флота в город Ейск. В составе именно этого подразделения спустя два месяца он встретит начало Великой Отечественной войны и будет оставлен в нём для дальнейшего прохождения службы. Однако значительную часть своей военной службы он проведёт не здесь, а в Заполярье.
 

Персональная карточка офицера П.П.Рипинского.

 

   14 сентября 1941 года секретным приказом за № 017 Командующего Северным флотом адмирала А.Г.Головко П.П.Рипинский будет зачислен пилотом в списки 2-й эскадрильи 78-го истребительного авиационного полка. Спустя полмесяца, 28 сентября другим своим секретным приказом, за № 019 комфлота присвоит ему первичное офицерское воинское звание «младший лейтенант», а 11 февраля следующего, 1942-го, первым в новом году приказом переведёт в состав 1-й эскадрильи полка, ставшего к этому времени 2-м гвардейским. Вновь имя П.П.Рипинского встречается нам в приказе за № 025, подписанном всё тем же адмиралом Головко по флоту 5 июня 1942 года, когда этому лётчику будет присвоено внеочередное воинское звание «капитан». Однако спустя всего восемь дней, 13 июня очередной воздушный бой положит конец его карьере лётчика-истребителя: в ходе него капитан Рипинский будет серьёзно ранен в ногу, а после излечения и последовавшего за ним решения военно-врачебной комиссии будет переведён с Севера в Центр. В Москве 29 октября того же, 1942 года приказом Начальника Управления ВВС ВМФ генерала С.Ф.Жаворонкова за № 097 он будет назначен в 65-й авиационный полк специального назначения Управления Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота, постоянно базирующийся на Центральный аэродром ВВС ВМФ в Измайлове. Однако П.П.Рипинский не сразу станет здесь лётчиком-«транспортником», а вначале получит назначение в наземную службу – в Авиационно-диспетчерское отделение полка оперативным дежурным. Служба на Измайловской «вышке» в течение года протекала столь успешно, что 6 сентября 1943 года капитан П.П.Рипинский становится уже начальником этого отделения. Однако он по-прежнему рвётся в небо, и, удовлетворяя его желание, всё тот же генерал Жаворонков 2 февраля 1944 года своим секретным приказом за № 09 назначает его в 5-ю авиационную эскадрилью полка вновь на должность лётчика, на этот раз – пилота военно-транспортного самолёта «Ли-2». Спустя полтора месяца, 16 марта 1944 года капитан П.П.Рипинский становится кандидатом в члены ВКП(б) (номер кандидатской карточки – «0370556»), запись о чём станет предпоследней строкой в биографии этого советского морского авиатора. Спустя 8 дней после этого, 24 марта 1944 года очередной его полёт окончится трагически: при возвращении в родное Измайлово с архангельского аэродрома Ягодник самолёт, на котором он был вторым (правым) пилотом, под городом Загорском (ныне – районный центр Сергиев-Посад Московской области) потерпит катастрофу и погибнет со всем своим экипажем…
   …11 мая 1944 года секретным приказом за № 0117 по Управлению кадров офицерского состава ВМФ капитан Павел Петрович Рипинский был исключён из списков ВВС ВМФ…
   …Останки всех погибших в этой катастрофе лётчиков были доставлены на родной аэродром и захоронены в братской могиле на ближайшем к нему столичном кладбище – Измайловском. Первоначально здесь им был установлен памятник тёмно-красного гранита, на котором под рельефным изображением пятиконечной звезды была выбита следующая памятная надпись: «24 марта 1944 года / при авиакатастрофе погибли / капитан Репинский / Павел Петрович 1911 г[ода] р[ождения] / подполковник Полозев Александр Алексеевич 1904 г[ода] р[ождения] / ст[арший] лейтенант Логошин / Дмитрий Егорович 1916 г[ода] р[ождения] / ст[арший] лейтенант Косолапов / Константин Дмитриевич 1911 г[ода] р[ождения] / ст[арший] тех[ник-]лейтенант Акимов / Федор Семенович 1908 г[ода] р[ождения] / ст[арший] сержант Зажигин / Андрей Николаевич 1918 г[ода] р[ождения]». В приведённом тексте надписи обращают на себя ошибки в написании фамилии и года рождения героя нашего повествования, а так же указание его в списках экипажа первым, впереди старшего по должности и по званию командира корабля-подполковника.
 

Памятник на братской могиле экипажа «Ли-2»
на Измайловском кладбище Москвы
Общий памятник лётчикам ВВС ВМФ
на Измайловском кладбище Москвы

   В 1960-х годах этому и другому захороненному на Измайловском кладбище экипажу самолёта морской авиации был установлен ещё и общий надгробный памятник из красного гранита. На лицевой стороне обелиска выбит ряд памятных надписей:
   - вверху, под контурным изображением пятиконечной звезды – «5 октября 1943 г[ода] при / авиационной катастрофе / в районе г[орода] Солнечногорск / погибли / Майор Бузаев / Николай Федорович / Ст[арший] техн[ик-]лейт[енант] Бешенцев / Семен Павлович / Лейтенант Ашихман / Леонид Филиппович»,
   - в центре – «24 марта 1944 г[ода] при / авиационной катастрофе / в районе г[орода] Загорск погибли: / Подполковник Полозов / Александр Алексеевич / Капитан Репинский / Павел Петрович / Ст[арший] лейтенант Логошин / Дмитрий Егорович / Ст[арший] лейтенант Косолапов / Константин Дмитриевич / Ст[арший] техн[ик-]лейт[енант] Акимов / Федор Семенович / Ст[арший] сержант Зажигин / Андрей Николаевич.»,
   - внизу – «Вечная слава / солдатам и офицерам / Советской армии[,] павшим / в боях за свободу и незави- / симость нашей Родины.».
   …Очевидно, что строка про героя нашего повествования – с ошибочным написанием его фамилии – была перенесена на новый памятник со старого без какой-либо проверки…
   …Согласно составленной в 1991 году «Учётной карточке воинского захоронения», описанное нами захоронение морских авиаторов на Измайловском кладбище находится на так называемом «Воинском участке» размером 6 на 4 метра, где «на могиле имеются – ограда, обелиск из красного гранита, мемориальная доска и 5 отдельно стоящих цветников с мемориальными досками» в «удовлетворительном состоянии». По данным того же документа, над указанным в нём захоронением шефствует «в/ч 6549 МВД» (ныне – Центральная объединённая военная база Министерства внутренних дел Российской Федерации в городе Балашиха Московской области). Так как собственной семьёй П.П.Рипинский обзавестись не успел, то в его документах в принципе отсутствуют указания на каких-либо родственников…
 

Архивный документ со списком погибших в катастрофе членов экипажа самолёта «Ли-2».

Учётная карточка воинского захоронения лётчиков ВВС ВМФ
на Измайловском кладбище Москвы.

2013 © К.Б.Стрельбицкий (Москва, Российская Федерация)

Автор благодарит за помощь в подготовке этого материала своего коллегу из Пушкина (Санкт-Петербург) Сергея Щербинина.

 

 

Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024