Среда, 26.04.2017, 01:14
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Памятник Кидалинскому | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Аудиогид Музея авиационной техники
 

ПАМЯТНИК ГЕНЕРАЛ-МАЙОРУ АВИАЦИИ КИДАЛИНСКОМУ Н. М.

Фото: Александр Шупилов

В городе Горки Могилевской области в сквере на пересечении улиц Советской и Социалистической установлен памятник генерал-майору авиации Николаю Михайловичу Кидалинскому.

Памятник установлен на месте захоронения Кидалинского и представляет собой обелиск,  сооруженный на двухуровневом квадратном постаменте. В верхней части обелиска выбита пятиконечная звезда, под которой расположен медальон с фотографией Кидалинского в обрамлении ветвей дуба и лавра. В средней части текст:

«Гвардии генерал-майор авиации Кидалинский Николай Михайлович.
6.V.1907 – 15.IX.1952
Погиб при исполнении служебных обязанностей»
Ниже: «От Горецкого исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся и родных»
(Вероятно, даты рождения и смерти на памятнике указаны неверно)

*   *   *

Николай Михайлович Кидалинский родился 24 апреля (7 мая) 1907 г. в Горках.

В сентябре 1926 г. поступил в Минскую Объединенную Белорусскую школу (артиллерийское отделение). После окончания её в 1930 году получил направление во 2-й Белорусский артиллерийский полк на должность командира взвода.

По рекомендации партийных органов с 25 июля 1930 г. был направлен в Ленинградскую военно-теоретическую летную школу. С июня 1931 года продолжил учебу во второй военной школе летчиков в г. Борисоглебске, которую закончил в июне 1632 г.

С июня 1932 г. по август 1933 г. Николай Михайлович служил в 13-й разведывательной авиационной эскадрилье в Липецке. С августа 1933 г. по декабрь 1934 г. командир отряда 11-й авиабригады в Воронеже.

С декабря 1935 г. по сентябрь 1936 г. слушатель Высшей летно-тактической школы в Липецке.

С сентября 1936 г. по сентябрь 1938 г. командир 17-й скоростной бомбардировочной авиаэскадрильи в Калинине.

С сентября 1938 г. по сентябрь 1940 г. инспектор по технике пилотирования 42-го дальнебомбардировочного авиаполка в Воронеже. Известно, что в 1938-1940 гг. Николаем Михайловичем было установлено несколько рекордов СССР полета ночью по замкнутой линии.

В 1930-х годах неоднократно находился в загранкомандировках.

Н. М. Кидалинский участвовал в советско-финской войне 1939-1940 гг., командовал полком тяжелых бомбардировщиков дальнего действия.


Кидалинский Н. М.

С сентября 1940 г. по сентябрь 1941 г. командир 223-го дальнебомбардировочного авиаполка ВВС Орловского ВО, с сентября 1941-го командир 1-го истребительного авиапока 51-й отдельной армии. За годы войны сбил 7 вражеских самолетов, хотя и летал в основном на тяжелых машинах. С января 1942-го – командир 134-й смешанной авиадивизии Архангельского ВО. С февраля по октябрь 1942 года заместитель командующего Ударной авиагруппой Ставки ВГК, воевал в составе ВВС Карельского фронта. После ее передачи в состав ВВС ВМФ и переименования в Особую морскую авиагруппу в июле 1942 Кидалинский остался в прежней должности.

В октябре 1942 г. полковник Кидалинский возглавил 5-ю бомбардировочную авиабригаду ВВС Северного флота. За короткий период времени он сформировал боеспособный коллектив, который успешно наносил эффективные бомбовые и торпедные удары по транспортам, бомбовые удары по аэродромам и военно-морским базам противника, осуществлял охрану транспортов, кораблей союзников при переходе в наши северные порты, охрану своих военных объектов. В результате боевой деятельности было потоплено 29 транспортов, один сторожевой корабль, два дозорных корабля, в воздушных боях сбито 11 самолетов противника. В июле 1943 года бригада была переименована в 5-ю минно-торпедную авиадивизию, которую в 1944 г. наградили орденом Красного Знамени, а за героизм, проявленный в Петсамо-Киркенесской операции, она получила почетное наименование «Киркенесская». В боевых действиях летчики соединения тесно взаимодействовали с подводными лодками и надводными кораблями флота. Кидалинский уделял большое внимание переучиванию летного состава дивизии на новые типы боевых самолетов поставки союзников. Впервые на СФ весной 1944 штурмовики под командованием Кидалинского стали применять бомбометание топ-мачтовым способом, что значительно повысило эффективность ударов.

Н. М. Кидалинскому в сентябре 1944 г. было присвоено звание генерал-майора авиации.

Окончил Высшие академические курсы усовершенствования ВВС и ПВО при Высшей военной академии им. К. Е. Ворошилова (10.1944-05.1945). С июля 1945 г. по февраль 1947 г. на должности заместителя командующего ВВС по ПВО — командующий ПВО ЧФ в Севастополе.

С марта 1947 г. по апрель 1949 года проходил обучение на авиационном факультете Высшей военной академии им. К. Е. Ворошилова (сейчас академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации). После окончания учебы был назначен командиром авиационного корпуса в Чернигове.

С сентября 1950 г. заместитель командующего 43-й воздушной армии дальней авиации (до 10 января 1949 г. 2-я воздушная армия). Штаб армии располагался в г. Винница.

15 октября 1952 г. Кидалинский проводил инспекторскую проверку в Чернигове, когда вечером получил приказ: утром 16 октября 1952 г. быть в Москве в Министерстве обороны СССР в связи с назначением командующим воздушной армией. Погода стояла нелетная. В сплошном тумане на ЛИ-2 Кидалинский вылетел из Чернигова в Винницу. Из-за плохой погоды не давали посадки. Николай Михайлович сказал, что берет ответственность за посадку в сплошном тумане на себя, и самолет начал снижение над аэродромом Винницы. Некоторое время он летал по кругу, вырабатывая горючее. Когда самолет зашел на посадку, диспетчер аэродрома дал вдруг команду включить для освещения посадочной полосы мощные прожекторы. Они создали видимость стены. Как показало следствие, командир самолета решил, что кончилась посадочная полоса и самолет врежется в стену. Самолет резко взметнул вверх, но, так как топливо закончилось, рухнул на землю на крыло и кабину со стороны, где сидел Кидалинский. Из 13 человек, находившихся в самолете, погибли пятеро, среди них оказался и Н. М. Кидалинский. Официально установлено, что к трагедии привела ошибка аэродромной службы и ее неопытного дежурного по полетам.

Н. М. Кидалинский награжден орденом Ленина, 4-я орденами Красного Знамени, орденом Ушакова II ст., двумя орденами Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Сов. Заполярья», «За оборону Севастополя» и другими.
 

Источники:

Юбилей генерала // Горки он-лайн URL: http://horki.by/ (дата обращения: 02.04.2017).

Летчик от бога из города Горки // horki.info URL: https://horki.info/ (дата обращения: 02.04.2017).

Кидалинский Николай Михайлович // Кольская энциклопедия URL: http://ke.culture.gov-murman.ru/ (дата обращения: 04.04.2017).

Лурье В.М. Адмиралы и генералы Военно-Морского Флота СССР в период Великой Отечественной и советско-японской войн (1941-1945). СПб.: Русско-Балтийский информационный центр "Блиц", 2001.
 

Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Календарь
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017