Воскресенье, 25.06.2017, 13:36
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Памятник экипажу Су-2 | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Аудиогид Музея авиационной техники
 

ПАМЯТНЫЙ ЗНАК ЭКИПАЖУ САМОЛЕТА СУ-2

Памятный знак экипажу самолета Су-2 установлен около деревни Снежково Вилейского района Минской области, на обочине трассы Минск – Куренец.

На гранитном монолите красного цвета прикреплена гранитная доска черного цвета, на которой изображен силуэт военного самолета и выбиты слова: «На этом месте после неравного воздушного боя 24 июня 1941 года погиб экипаж самолета Су–2. Командир — старший лейтенант Панин В.И.»

*   *   *

24 июня 1941 года жители Вилейщины стали свидетелями воздушного боя советского самолета с немецким истребителем. Советский самолет был подбит и охваченный пламенем начал резко падать задевая кроны придорожных деревьев. Самолет упал рядом с дорогой Минск — Куренец поблизости от деревни Снежково, чудом не угодив в близстоящие дома. Рядом с обломками самолета местные жители нашли обгоревшие тела двоих летчиков. Экипаж похоронили на месте гибели, а обнаруженные на месте крушения самолета документы и личные вещи летчиков забрал вызванный из местного райвоенкомата лейтенант.

Тогдашние подростки Нина и Алексей Крутько запомнили фамилии погибших пилотов - Панин и Пронин. И вот в 90-е годы прошлого века начальник Вилейских электросетей Анатолий Валентинович Рогач решил воссоздать картину произошедшего в первые дни войны, возродить память о безвестном подвиге.

С помощью местных музейщиков и властей адресовал запрос в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации, вписав туда услышанные от старожилов фамилии пилотов.

А пока ожидал ответ, стал самостоятельно искать по архивам и мемуарам материалы о том, какие советские авиасоединения и на каких самолетах вылетали в сторону Вилейки в первые дни войны.

По всем документам выходило, что в вилейском небе, скорее всего, был сбит 24 июня 1941 года секретный Су–2 — многоцелевая машина, объединяющая функции бомбардировщика, разведчика и штурмовика. Первая промышленная партия таких самолетов в количестве 413 штук была поставлена в войска к 1 июня 1941 года. Около ста Су-2 (из других источников - 64 штуки) было поставлено в ВВС Западного Особого военного округа — в 12–ю и 13–ю авиадивизии. Штаб 12–й находился в Витебске, сама авиация базировалась на аэродромах Бецкое, Травники, Лепель и Крулевщизна. Последние два аэродрома находились как раз на маршруте полетов летчиков в западном направлении. Направление же действий 13–й авиадивизии было еще западнее — Брест.

Ответ из Центрального архива МО во многом подтверждал предроложения Анатолия Рогача:
«В оперативной сводке 12 смешанной авиадивизии (она же 12 бомбардировочная авиадивизия, перед ВОВ дислоцировалась в Западном Особом военном округе, в начале войны боевые действия вела на Западном фронте) N 16 от 3 июля 1941 г. значится: «Дивизия в составе 43 и 128 бомбардировочных полков производила разведку и боевые действия по мотомехчастям противника в р–не Лепель, Глубокое, Докшицы, Радунь, Плещеницы. Звено РЗЕТ производило уничтожение танков в р–не Радунь. С задания не вернулись: ст. лейтенант Панин (имя, отч. не указаны)... (Пронин не значится.)

В оперативных сводках 12 САД за 22.06. — 2.7.1941 Панин и Пронин не значатся.

В алфавитной книге учета личного состава Управления и частей 12 сад (12 БАД) за 1941 — 1942 гг. записано: «...ст. лейтенант, зам. командира эскадрильи 43 БАП Панин Василий Иванович, ...в/техник 2 ранга, техник авиац. младший 43 БАП Пронин Николай Григорьевич».

Оставалось непонятным, каким образом воентехник второго ранга Николай Пронин, который должен был только готовить машину к вылету, оказался в самолете и почему в картотеке потерь 12–й дивизии он не значится.

Анатолий Валентинович вновь и вновь запрашивал архив, писал на родину летчиков и в итоге получил ответ: воентехник Н.Пронин живой и благополучно прослужил до 1957 года. Просто в том разбившемся на вилейской земле самолете оказались его документы и куртка...

* * *

Памятный знак Анатолий Валентинович Рогач установил вместе с архитектором Анатолием Коптюгом на добровольные пожертвования самого Анатолия Валентиновича и его друзей.

Памятник был торжественно открыт 22 июня 2006 года, в 65–ю годовщину начала Великой Отечественной войны.

В послевоенные годы погибшие пилоты были перезахоронены в братской могиле.
 
Источники:
Людмила СЕЛИЦКАЯ "Куртка безымянного пилота"
Фото Антона КУРГАНОВИЧА

* * *

22 июня 2012 года Вилейская РОС ДОСААФ совместно с руководством детского оздоровительного лагеря Вилейского районного Центра дополнительного образования детей и молодёжи провела автопробег по местам боевой славы советского народа, посвященный Дню памяти жертв Великой Отечественной войны. Маршрут автопробега: г. Вилейка – д. Куренец – д. Снежково – д. Шиловичи – г. Вилейка.(http://www.minskdosaaf.by)
 
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017