Главная | Мемориал 203 тбап | Регистрация | Вход
Меню сайта
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов

МЕМОРИАЛ 203-го ГВАРДЕЙСКОГО ОРЛОВСКОГО ТБАП

В городе Барановичи Брестской области по улице Войкова на территории Барановичского государственного университета расположен мемориал в честь 203-го гвардейского Орловского тяжелого бомбардировочного авиаполка.

Полк базировался в Барановичах до 1994 года, а на территории нынешнего университета располагались технические и административные сооружения полка.

В центре мемориала находится установленный в 1991 году памятный знак в честь 11 летчиков полка, удостоенных за время Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза.


Фото: Сергей Вареников

Памятник представляющий собой установленную на прямоугольном основании стелу, на вершине которой эмблема ВВС, а в нижней части — две доски с текстом:

«Памятный знак открыт в честь 50-летия создания 203-го гвардейского полка тяжелых бомбардировщиков дальней авиации.»


Фото: Виталий Герцев

 «С 1951 по 1994 год здесь размещался 203-й гвардейский полк.»

 
Фото: Виталий Герцев

Установленные по обе стороны стелы 11 с именами Героев Советского Союза полка, образуют аллею славы. За годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза удостоены:

Асямов Сергей Александрович,

Додонов Александр Сергеевич,

Ищенко Николай Александрович,

Обухов Василий Михайлович,

Пусэп Эндель Карлович,

Романов Сергей Михайлович,

Сугак Сергей Савельевич,

Ушаков Сергей Фёдорович,

Чурилин Арсений Павлович,

Шатров Фёдор Анисимович,

Штепенко Александр Павлович.

Слева от памятника на четырех стойках установлен макет самолета Пе-8. Пе-8 был основным самолетом полка во время войны.

В ноябре 2013 г. макет был снят на реконструкцию. Реконструкцию макета выполнили специалисты ОАО "558 Авиационный ремонтный завод".

Обновленный макет Пе-8 вернули на место в мае 2014 г.

Фото https://victogan.livejournal.com/413083.html

Справа от аллеи славы установлена стела с макетом самолета Ту-22. У подножия стелы установлена табличка с текстом: «Макет самолета Ту-22 установлен в честь 100-летия образования Дальней авиации (23.12.1914-23.12.2014) и 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Самолёт Ту-22 находился на вооружении 203 гвардейского Орловского тяжёлого бомбардировочного полка с 1962 г. по 1994 г.»

Торжественное открытие памятного знака состоялось 2 июля 2016 года.

В здании общежития № 3 БГУ оформлена комната боевой славы полка.

*   *   *

203-й гвардейский Орловский тяжелый бомбардировочный авиаполк дислоцировался в Барановичах с 8 ноября 1951 года по июнь 1994 года.

По официальным данным полк формировался с 3 июля по 9 августа 1941 г. в Монино и в Казани (приказ на формирование полка датирован 6 июля 1941 г.). В Монино личный состав проходил теоретическую подготовку и тренировался в барокамере, в Казани – в течение месяца получал материальную часть и осваивал ТБ-7 (в 1942 году самолёты ТБ-7 получили обозначение Пе-8).

Большинство летчиков и штурманов для полка отбирали в НИИ ВВС, полярной авиации и в ГВФ.

Первый боевой вылет был выполнен в ночь с 10 на 1 1 августа 1941 г., объект бомбометания – город Берлин.

Приказом Военного министра СССР от 8 июня 1950 г. день 10 августа в связи с первым боевым вылетом установлен как годовой праздник части.

В начальный период формирования, июнь-июль 1941 г., полк имел номер 412 и входил в состав формируемой 81-й бомбардировочной авиационной дивизии. Затем полк сменил номер на 432-й, а приказом НКО Союза ССР № 0015 от 3 декабря 1941 г. 81-я дивизия была переформирована в 3-ю авиационную дивизию Дальнего Действия, полк же стал именоваться «746-й авиационный полк Дальнего Действия».

В период наступления немецких войск на Москву, с 7 сентября по 29 октября 1941 г., полк наносил удары по коммуникациям и железнодорожным узлам Орша, Псков, Старая Русса, Новгород, Рославль, Смоленск, по войскам и технике противника на Калининском направлении, бомбил мосты через Волгу в районе Калинина. Несколько раз осуществлялись ночные рейды на Берлин, Кенигсберг и Данциг.

В ходе контрнаступления советских войск полк продолжал разрушать железнодорожные узлы, самолеты полка привлекались к заброске разведгрупп в глубокий тыл противника.

Особое место в истории полка (не только полка, но и в истории Советского Союза) занимает выполнение особого задания – доставить советскую делегацию во главе с В. М. Молотовым для переговоров сначала в Великобританию, а затем в США.

Приказом НКО Союза ССР № 0059 от 18 августа 1942 г. 746-й полк был выведен из состава 3-й авиадивизии Дальнего Действия и стал отдельным полком с подчинением непосредственно командующему АДД.

В условиях дефицита фронтовых бомбардировщиков, помимо бомбардировок глубокого тыла противника, полк порой принимал участие и в важнейших фронтовых операциях: в Сталинградской битве, в Курской битве.

За проявленную отвагу в боях за Родину приказом НКО СССР № 274 от 18 сентября 1943 г. 746-й авиаполк ДД преобразован в 25-й гвардейский авиационный полк Дальнего Действия. Гвардейское знамя вручено 2 ноября 1943 г.

Приказом НКО СССР № 0137 от 27 мая 1944 г. полку было присвоено почетное наименование «Орловский».

В конце войны на вооружение полка стала поступать американская техника. В августе 1944 г. лётный и технический состав полка на аэродроме Олсуфьево (Брянская область) осваивал бомбардировщики В-25 и В-24. В-24 планировался как основной тип, а на В-25 летчики отрабатывали посадки на самолете с носовой стойкой шасси. С середины августа полк базировался в Болабасово Витебской области.

Последние авиаудары в ходе войны полк наносил по Кенигсбергу.

За боевую работу в годы войны полк шесть раз удостаивался благодарности Верховного Главнокомандующего. 11 человек в полку были удостоены звания Герой Советского Союза, 16 человек награждены орденами Ленина, 29 – Красного Знамени, 420 орденами Отечественной войны I степени, 28 – орденами Отечественной войны II степени, 372 – орденами Красной Звезды и два человека – орденами Славы III степени, трое удостоились орденов Александра Невского.

В связи с расформированием Авиации Дальнего Действия 25-й гвардейский Орловский полк был включен в состав 45-й Гомельской тяжелобомбардировочной авиационной дивизии 3-го гвардейского Сталинградского авиационного корпуса 1-й воздушной армии. Реорганизация ВВС в послевоенные годы привела к очередной смене номера полка. Директивой Генерального штаба Красной Армии № орг /10/88956 от 15 декабря 1945 г. и директивой Командующего ВВС КА №3 от 2 января 1946 г. 25-й гвардейский бомбардировочный Орловский авиационный полк переименован в 203-й с сохранением всех почетных наименований. Полк вошел в состав 45-й дивизии 18-й воздушной армии. Приказом от 1 сентября 1946 г. полк переведен на штат мирного времени.

В 1948 году в 203-й полк первыми среди частей стали поступать новейшие бомбардировщики Ту-4. Начиная с того же года полк регулярно принимает участие в воздушных парадах над Красной площадью и в Тушино.

В 1954 г. началось поступление в войска реактивных бомбардировщиков Ту-16. Как и в случае с Ту-4, лидерным стал 203-й полк.

В 1962 году полк получил сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22. В 1965 году экипаж командира второй эскадрильи гвардии подполковника Осадчего впервые в СССР выполнил бомбометание на сверхзвуковой скорости. В мае 1961 г. полк выведен из состава 45-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии и подчинен штабу 22-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии (директива ГШ СА №4/59209 от 22 февраля 1961 г.).

В 1968 году полк испытывает ракету Х-22 и в том же году подтверждает, что полностью готов к боевому применению авиационного комплекса в составе ракетоносца Ту-22К и ракет Х-22.

В 1987 году лётчики полка впервые произвели пуск ракеты на сверхзвуковой скорости.

 В 1970 г. полк начал осваивать дозаправку в воздухе на Ту-22.

С 1970 по 1974 гг. полку присуждался переходящий приз ОКБ Туполева, в 1975 г. он был оставлен здесь на вечное хранение.

Полк принял ограниченное участие в афганской войне: в январе – феврале 1989 г. четыре Ту-22П прикрывали действия авиации в близлежащих к Пакистану районах, где была высока вероятность столкновения с пакистанскими F-16.

Боевая учеба шла по налаженной программе вплоть до 1993 г. Налет сохранялся примерно на одном уровне (1500-1900 часов), проводились практические и тактические пуски, стрельбы по наземным целям. Переломным стал 1994 г., налет за этот год составил 197 часов на весь полк. К концу года полк как таковой уже не существовал.

В 1994 г. полк был выведен из Белоруссии на авиабазу Энгельс. Полк перевооружился на самолёты Ил-78 и стал 203-м отдельным гвардейским Орловским авиационным полком самолётов-заправщиков.

С 1 декабря 2009 г. Орловский полк самолетов-заправщиков перестал существовать как отдельная единица в составе Российских ВВС объединившись с 43-м авиационным центром переучивания летного состава Дальней авиации.

ИСТОЧНИКИ

М. Никольский 203-й ГВАРДЕЙСКИЙ ОРЛОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК (САМОЛЕТОВ-ЗАПРАВЩИКОВ) // Авиация и космонавтика. 2004. №3. С. 1-14.

203-й гвардейский авиационный полк // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 05.06.2019).

Музей Орловского полка самолетов заправщиков // Город Рязань URL: http://mmb-avia.narod.ru/avia/myzei/myzei.htm (дата обращения: 17.06.2019).

Аэродром Барановичи // FORUMAVIA.RU URL: https://www.forumavia.ru/ (дата обращения: 15.06.2019).

203 огап с-з // Авиационная энциклопедия URL: http://wiki.airforce.ru/index.php?title=203_%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BF_%D1%81-%D0%B7 (дата обращения: 16.06.2019).

Барановичи ТВ. 70 лет 203-го ТБАП // URL: https://my.mail.ru/mail/grif313/video/_myvideo/39.html

В БАРАНОВИЧАХ СОСТОЯЛОСЬ ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ СТЕЛЫ С МАКЕТОМ САМОЛЕТА ТУ-22 // http://www.nashkraj.by/ URL: http://www.nashkraj.by/2016/07/v-baranovichax-sostoyalos-torzhestvennoe-otkrytie-stely-s-maketom-samoleta-tu-22-foto/ (дата обращения: 17.06.2019).

 

Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024