Понедельник, 21.08.2017, 22:30
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Мамкин | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Аудиогид Музея авиационной техники
 

ПАМЯТНЫЙ ЗНАК МАМКИНУ АЛЕКСАНДРУ ПЕТРОВИЧУ
 

Памятный знак лётчику Александру Петровичу Мамкину расположен около озера Болныро в Полоцком районе Витебской области. Установлен 25 февраля 2014 года по инициативе председателя Малоситнянского сельского совета Андрея Ивановича Героева.

Памятный знак представляет собой пирамидку красного цвета с пятиконечной звездой на вершине и табличкой с текстом: «На этом месте 12.04.1944 г. погиб спасая детей Полоцкого детдома пилот 105 гвардейского полка ГВФ Мамкин Александр Петрович»

*   *   *

Александр Петрович Мамкин родился 28 августа 1916 года на хуторе Крестьянский Воронежской области. После школы работал в колхозе, а с 1934 года учился в Орловском финансово-экономическом техникуме. В марте 1936 года по комсомольской путевке направлен в 3–ю авиашколу ГВФ в Балашове, После окончания авиашколы пилот 3 класса Мамкин летал на самолётах У–2 и ПР–5 в Таджикском и Узбекском управлениях ГВФ. С 1942 года служил в действующей армии в рядах 105-го гвардейского отдельного авиаполка ГВФ. За время службы совершил не менее 70 ночных вылетов в тыл врага в расположение партизанских отрядов на самолёте Р-5.

В апреле 1944 А. П. Мамкин и Д. П. Кузнецов вывезли на Большую землю около 200 детей Полоцкого детского дома, находившихся на оккупированной территории. Во время последнего рейса в ночь с 10 на 11 апреля самолёт, на борту которого находились 10 детей с воспитателем и 2 раненых партизана, был обстрелян немецким ночным истребителем.

Линию фронта лётчик пересёк уже на горящем самолёте. По инструкции он должен был набрать высоту и выпрыгнуть с парашютом, но, имея живых людей на борту, не сделал этого. От загоревшегося мотора пламя добралось до кабины пилота. Ноги Александра Мамкина обуглились до костей, но он продолжал полёт, пока не нашёл подходящую площадку на берегу озера недалеко от расположения советских частей. К тому времени прогорела даже перегородка, отделяющая кабину пилота от пассажиров, и на некоторых детях начала тлеть одежда. Лётчик не выпустил штурвал и посадил пылающую машину за линией фронта, дети были спасены.

Спасти Александра Мамкина не смогли. В госпитале он прожил несколько дней и скончался от ожогов 17 апреля 1944 года.

Александр Петрович Мамкин был похоронен в деревне Маклок Смоленской области. В 1970-е годы его торжественно перезахоронили на воинском мемориальном кладбище «Лидова гора».

В Полоцке именем Мамкина названа улица, на месте партизанского аэродрома установлен памятник, а в деревне Труды, недалеко от места приземления самолета - обелиск.

Партизан передаёт Мамкину ребёнка для посадки в самолёт.

Андрей Иванович Героев с группой энтузиастов установили памятный знак на месте последнего приземления Александра Мамкина. 25 февраля 2014 года. Фото Игоря Полынского, газета "Полоцкий Вестник".

*   *   *

Хранителем памяти лётчика Мамкина сейчас по праву считается председатель Малоситнянского сельского совета Андрей Иванович Героев.

Раньше поисковой работой занимались школьники трудовской школы. Они собирали материалы о Мамкине, переписывались с его однополчанами, поддерживали связь с бывшими детдомовцами.

Школы в деревне Труды больше нет. А всё, что собрали когда-то юные поисковики, хранится в сельсовете. Небольшой стенд с фотографиями и газетными вырезками, альбом с материалами разных лет - Андрей Героев гордо называет это музеем Мамкина и мечтает, что когда-нибудь получится выделить для этого музея отдельное помещение, расширить экспозицию, восстановить связи с теми, кого спас Александр Мамкин в сорок четвертом.

Фото: Игорь Полынский. Фото: Наталья Партолина.

Кстати, и материалы для расширения музейной экспозиции уже есть - части того самого самолёта, на котором Мамкин вылетел в свой последний рейс. Самолёт сразу после войны разобрали местные жители - переплавляли алюминиевые части, делали ложки и прочую утварь. То, что осталось, едва не утащили охотники за цветным металлом. Части от двигателя самолета кто-то перетащил в другое место, сложил в кучку - явно приготовили к вывозу. Теперь эти детали хранятся на подворье у Андрея Ивановича - ждут, когда станут настоящими музейными экспонатами.

Источники:

"Комсомольская правда" KP.BY

"Полацкi веснiк"

 

Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017