Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [161]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [33]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [5]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Военная авиация СССР в истории г. Витебска. Тревожные ожидания.

Вступление

Создание Витебской авиабригады

Мирная жизнь Витебской авиабригады – 2-я им. СНК Белоруссии

Мирная жизнь Витебской авиабригады – 201-я легкобомбардировочная (ЛБАБр)

Разведка боем

Рост крыльев

Первые испытания

Формирование 12-й бомбардировочной авиадивизии

Тревожные ожидания

Начало 1941 г. для 12 БАД не было безмятежным. Было принято решение перевооружить 43–й, 128-й и 209–й авиаполки на ближний бомбардировщик Су-2 (ББ-1). 215–й, согласно новых планов, должен был осваивать штурмовик Ил–2, а 6-й АП оставлялся пока летать на СБ-2.


Самолет Ил-2 (художник И.Злобин)

Но план очередного переучивания, который неоднократно пересматривался и уточнялся, был фактически провален, что привело к отрицательному результату — к началу войны 12 БАД была не боеготовая, по различным сведениям полки были в аховом состоянии:
– 6-й СБАП имел 20 самолётов СБ и 25 подготовленных экипажей;
– 43-й ББАП имел на вооружении 36 самолётов Р–Z и 19 Су–2; в полку было 33 подготовленных экипажа;
– 128-й ББАП выделялся в лучшую сторону — он имел 47 бомбардировщиков СБ-2бис (СБ-2М-103) и 58 летных экипажей;
– 209-й ББАП имел 26 самолётов Су–2 и всего 3 подготовленных боеготовых экипажа(!);
– 215-й ШАП (СБАП) имел 15 стареньких самолётов И–15бис и 10 боеготовых экипажей; в марте командиром полка стал майор Рейно Л.Д.


И-15бис из состава ВВС Западного ВО, 1940 год.

В апреле–мае 1941 года комиссия ГШ РККА проверила боевую и мобилизационную подготовку ВВС округа, сделав (в частности по полкам 12 БАД) неутешительные выводы. Так в документах комиссии отмечалось, что 6-й СБАП только перевооружается на новую материальную часть, а 215-й ШАП и 209-й ББАП не укомплектованы самолётами и личным составом.


Самолет Су-2

По мнению автора армейских статей Н.Качука: «Положение с переучиванием 12–й бад было столь плачевным, что исправлять его накануне войны направили комиссию во главе с самим начальником Управления формирования и укомплектования ВВС генерал–лейтенантом Алексеем Никитиным. 17 мая 1941 года он прибыл на аэродром Улла и лично проверил каждого летчика 128–го полка. Визит генерала, как и ожидалось, ситуацию коренным образом изменил. Нашлось наконец–то топливо, и интенсивность полетов резко возросла. Сохранившиеся в документах 128–го полка цифры предвоенного налета лучше любых слов позволяют оценить подготовку летчиков: в марте они налетали 155 часов, в апреле — всего 59, а в мае уже 593 часа 42 минуты, совершив при этом 1.687 посадок».

К июню 1941 г. было сообщено о формировании в ЗапОВО десяти РАБ. 12 БАД располагалась в зоне ответственности 20-го района авиационного базирования, управление которого находилось в Смоленске. В зоне 20 РАБ располагались 59-я (управление в г. Смоленске) и 60-я (управление в Витебске) авиабазы. 

Воинские части 12 БАД и 60-й авиабазы располагались в авиагарнизонах:

а) г. Витебск: управление БАД, 6-й химвзвод, военная прокуратура, 3-е отделение штаба 12 БАД,  гарнизонный узел связи № 41, до начала июня здесь были постоянно расквартированы 6-й СБАП и 43-й ББАП; 160-я рота связи; 258-й БАО; подразделения обслуживания авиагарнизона при 258-м БАО; 259-й БАО; 173-я аэродромно-техническая рота (АТР); 7-я железнодорожная кислородная станция; 15-я дивизионая ШМАС; 292-я станционарная авиамастерская;

б) аэродром 1-й категории Улла:128 ББАП, сюда же в июне перелетел 6 СБАП; 261-й БАО; подразделения обслуживания авиагарнизона при 261-м БАО; 176-я АТР; 290-я станционарная авиамастерская;

в) аэродром Бецкое, расположенный в 9 км западнее г. Полоцка (по оперативно-тактическому назначению относился к оперативным и предназначался для обеспечения выполнения боевых задач авиачастей 2-го эшелона, был в состоянии принять и обеспечить строевой авиационный полк, оснащенный всеми типами самолетов, состоящих на вооружении ВВС ЗапОВО): 209 ББАП, перелетевший сюда во второй половине июня из Витебска (по другим сведениям с аэродрома Болбасово, вблизи г. Орша); 260-й БАО; подразделения обслуживания авиагарнизона при 260 БАО; 175-я АТР; 16-я дивизионая ШМАС; 281-я станционарная авиамастерская;

г) аэродром Травники, пригород г. Лепель: 215 СБАП (ШАП), который перебазирован сюда в марте; 262-й БАО; подразделения обслуживания авиагарнизона при 262-м БАО; 177-я АТР.


СБ-2 М-103 (СБ-2бис) из 12-й БАД, 1941 года (источник: military.wikireading.ru)

Одновременно с организационным преобразованием войск в ЗапОВО велась грандиозная работа по совершенствованию инженерной подготовки территории округа, в том числе, предусматривалась широкая реконструкция существующих и строительство новых аэродромов и запасных посадочных площадок. По состоянию на 27.03.1941 в ЗапОВО был определен требуемый список большой группы аэродромов и посадочных площадок, им были присвоены специальные секретные шифры. Так, в зоне расположения 12 БАД, возможно назвать порядка 35 аэродромов.

В данный перечень включены как реально действовавшие аэродромы, так и находящиеся, к этому времени, лишь в различных стадиях постройки - постоянные аэродромы 1-й и 2-й групп ВВС округа; оперативные и гражданские аэродромы, переданные в число постоянных ВВС округа; посадочные площадки ВВС округа 1-й и 2-й групп; аэродромы 1-й и 2-й групп Гражданского воздушного флота, Народного комиссариата здравоохранения и сельскохозяйственной авиации, переданные ВВС округа. Большинство из них располагалось в районах Полоцка, Витебска, Лепеля.
 
На 21 июня 1941 г. ВВС округа состояли из 9-й, 10-й, 11-й смешанных, 43-й истребительной, 12-й, 13-й бомбардировочных авиадивизий, 184-го истребительного авиаполка ПВО, 313-го и 314-го разведывательных авиаполков. Кроме того, на территории округа базировались авиаполки 3-го дальнебомбардировочного авиакорпуса и в стадии формирования находились 59-я, 60-я и 61-я истребительные авиадивизии.

Борис ДАЙТЕР

День первый жестокой войны

Дорога в бессмертие. Заключение.


Краткие биографические справки

Баленко Николай Филиппович (06.02.1921 – 21.01.1994) - гв. подполковник, Герой Советского Союза (1945.08.18). После учёбы в школе, в 1940 г. окончил Винницкий техникум советской торговли и одновременно аэроклуб. Работал товароведом. В РККА с 1941г. В 1943 г. окончил Борисоглебскую авиационную школу пилотов. В боях Великой Отечественной войны с ноября 1943 г. Командир звена 6 гв. ОШАП гв. ст. лейтенант. К марту 1945 г. совершил на самолёте «Ил-2» 132 боевых вылета на разведку и штурмовку вражеских войск. Лично сбил 2 самолёта противника и 2 в составе группы. После войны продолжил службу в ВВС. В 1946 г. окончил Краснодарскую высшую офицерскую авиационную школу штурманов. С 1955 г. - в запасе. 
Березин Александр Георгиевич (17.04.1920 – 19…) - майор (27.03.1945). Окончил 8 кл. СШ г. Кушва, Свердловская обл. (1936). Призван в КА 11.08.1936 и направлен учиться в 1-ю Чкаловскую ВАШП (09.11.1936 – 30.03.1940). После окончания направлен в 121 СБАП БОВО, лейтенант, мл. лётчик. 22.04.1941 назначен ком. зв 97 ББАП, 13 БАД ЗОВО. Войну начал в составе этой части. После расформирования 97 ББАП (05.1942), ст. лейтенант переведён в состав 209 ББАП, ком. зв. После расформирования 209 БАП направлен служить в 44 ОКАЭ Калининского (21.09.1942), затем – Волховского, Ленинградского, 3-го Прибалт. фронтов (23.04.1944), капитан. С 27.06.1944 при формировании 151 ОКРАП 1 ВА 3 Бел. фр. – команд. АЭ. После Победы продолжает служить в 151 ОКРАП БВО, майор, ком. АЭ. При расформировании 151 ОКРАП (29.04.1948) переведён в состав 136 ШАП 1 гв. ШАД 1 ВА БВО - пом. штурмана АП, позже (05.06.1948) - зам. команд. АЭ 953 ШАП 311ШАД 1 ВА БВО. Заочно учился на подготовительном фак-те ВВИА им. Жуковского (13.01.1949), назначен команд. АЭ 953 ШАП 311ШАД 26 ВА БВО (05.02.1953).После переформирования (23.06.1957) 953 АП стал называться 953 АПИБ 311 АДИБ 26 ВА БОВО, где Березин А. Г - командир АЭ. 28.08.1958 он увольняется в запас.
Бурдаев Николай Петрович (15.02.1904 – 27.03.1964) – гв. генерал – майор авиации. В 10.1926 г добровольно, по комсомольскому набору, вступил в РККА. В 1932г окончил 9-ю военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей (г. Рогань). Работал штурманом-испытателем в НИИ ВВС (1932-1940). Назначен НШ формируемого 215 СБАП (1940), майор. Вступил в Великую Отечественную войну в составе 215 ББАП 22.06.1941. Назначен зам. НШ 106 ИАД Сев.-Зап. фр. (12.1941); НШ 148 гв. ИАП ОСНАЗ Сталинградск. фр. (09.1942); НШ 328 ИАД ПВО 1 Бел. фр. (10.1943), гв. п/п-к; НШ 2 гв. Сталинградск. ИАД ПВО (12.1944 – 11.1947). В мирное время продолжает служить в ВВС ПВО: НШ 38 ИАК ПВО (11.1947- 11.1951, г. Баку), гв. п-к. Учился на Высших академических курсах ВВА им. Ворошилова (11.1951 - 10.1952). Затем продолжает служить в ВВС ПВО: назначен нач. опер. отдела штаба Ленинградского р-на ПВО (11.1952-1957); зам. НШ Ленинградского р-на ПВО (1957-1960). Уволен в запас 1960.11.16. 
Екимов Арсений Иванович (Ефимович) (24.08.1908 -11.02.1944) - майор. Призван в РККА 28.05.1932 и направлен на учёбу в 3-ю военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей (г. Оренбург). После окончания школы (1933) для прохождения дальнейшей службы направлен в 4-ю ЛБАЭ 40-й АБр (г. Витебск), где служит: мл. летчик (1933), ст. летчик (1934), врио командира звена (1935), инспектор по технике пилотирования 5-го ЛБАП 70-й ЛБАБр (04.1938), командир АЭ 43-го ББАП (11.1939). В рядах этого полка принимает участие в Зимней войне (11.02.1940), в боях Великой Отечественной войны (с 22.06.1941) в составе Западного, Юго-Западного фронтов. В 1943 г. (во время очередного переформирования и переучивания 13 гв. БАП) командирован в 9-й перегоночный авиационный полк СибВО для перегона новой авиатехники. Погиб 11.02.1944 г. при катастрофе самолета А-20 "Бостон" во время лидирования группы самолетов Р-39 "Аэрокобра" при перегонке новой материальной части на фронт на участке трассы Свердловск - Казань в районе г. Арска Татарской АССР.
Золочевский Юрий Митрофанович (01.07.1914 – 19,,.) – полковник (05.10.1945). После 7 классов школы учился в педагогическом Рабфаке г. Луганска, с 3 курса которого призывается в КА (10.11.1934) – был направлен в 11-ю ВШП, окончив которую (12.1935), мл. лейтенант, направлен служить в 1-ю ТБАБр ЛенВО - пилот/мл. лётчик/ком. корабля ТБ-3. Позже, 15.04.1938, лейтенант переведён в 24 СБАП ЛенВО, - ст. лётчик/ком. зв. В апреле 1941, ст. лейтенант, направлен служить в ЗапВО в 97 ББАП 13 БАД на Су-2 - зам. ком. АЭ. В составе 97 ББАП 22.06.1941 вступил в Великую Отечественную войну. Принимал участие в сражениях Западного, Брянского фронтов - комэск 97 ББАП, капитан. С 30.05.1942 ком. АЭ в составе 209 ББАП Воронежского фронта, а в окт.1942 – комэск 44 ОКАЭ Калининского, потом Волховского, Ленинградского фронтов, майор/подполковник, летал на Ил-2 КР. С 16.01.1945 – назначен ком.151 ОКРАП в составе 1 ВА 3-го Прибалтийского, а затем 3-го Белорусского фронтов. В составе этого полка встретил Победу после взятия порта Пиллау.
 После войны продолжает командовать 151 ОКРАП в составе 1 ВА БВО, полковник. Позже (03.07.1948) переведён в резерв ВВС КА, откуда, 30.11.1948, направлен командовать областным аэроклубом г. Сумы, УССР, Сумским учебным авиацентром ДОСААФ, параллельно обучался на Курсах усовершенствования офицерского состава (КУОС) при КВВА. 25.05.1960 уволен в запас.
Кириченко Илья Владимирович (29.07.1901-19..) – подполковник (29.11.1942). Доброволец в рядах РККА с 06.03.1918 г., сражался против белых армий Краснова, Деникина, конницы Мамонтова (1918-1921). В 20-е годы (с 11.10.1921) служит в составе 27 Омской СД (Полоцк, Лепель). В ВВС КА стал служить с 03.07.1933 - в 4-й АБр, г. Ржев, потом в 46 ЛБАЭ 52 АБр (01.09.1936, г. Орша). После учебы в КУКС при ВВА им. Жуковского (01.12.1935) направлен НШ в 19 ИАЭ г. Могилёв, 01.05.1937. С 08.05.1938 майор переведён в 33 ИАП, а 13.06.1940 – НШ 5 ШАП БОВО. Великую Отечественную войну начал 22.06.1941 в должности ВриД командира и нач. штаба 61 ШАП 8 САД Сев.-Зап. фр. С осени 1941 г. – НШ 209 ББАП. После расформирования полка (15.10.1942) служил в 224 ШАП 1ВА, подполковник; позже исполнял обязанности нач. отдела авиации 10 А (18.03.1943). В 1944 г. – ст. помощник нач. отдела боевой подготовки по штурмовой авиации 14 ВА 3 Прибалт. фр. За время войны принимал участие в боевых действиях на Северо-Западном, Юго-Западном, Брянском, Воронежском, Западном и 3-м Прибалтийском фронтах. После окончания войны продолжает служить в штабе 14 ВА, в Львовском ВО. Уволен в запас 15.08.1948.

Кобылянский Иван Александрович (04.07.1921-22.4.1945) – гв. капитан (1945). Герой Советского Союза (27.03.1942). После окончания 9 кл. ср. школы и Криворожского аэроклуба направлен учиться в техническое отд. Ульяновской авиационной школы Осоавиахима, после окончания которого (1939) работал мл. техником в аэроклубе г. Иваново. В РККА с 1940 г. На фронтах Великой Отечественной войны с сентября 1941 г. - стрелок-бомбардир 289-го БАП (63-я АД 40-я А Юго-Зап. фр.). После выполнения 100 б. в. экипаж Су-2 (Самочкин А.В., Кобылянский И. А.) были представлены к званию Героев. Служил в 209 ББАП, затем – в 45 ОКАЭ (1гв. ОКАЭ), летал штурманом на Ил-2. К весне 1944 г. гв. ст. лейтенант — штурман 1-й эскадрильи 22-го гв. БАП, летал на самолетах А-20 «Бостон». К концу войны слушатель ВА командного и штурманского состава ВВС. 22.04.1945 при выполнении БЗ был убит осколком зенитного снаряда. Похоронен в г. Краков.

Королёв Николай Никитович (15.12.1912 - 1970) – гв. подполковник (19.06.1943). После окончания 7кл. школы (1930) учился в сельхоз институте г. Саратов (1932), откуда со 2 курса призван в РККА (06.1933) – направлен на учёбу в 14-ю военную школу лётчиков г. Энгельс. После окончания (10.1936), лейтенант, служил лётчиком 97 АБр (05.1938), затем - в 39 СБАП БОВО – зам. комиссара АЭ по ВЛКСМ (09.1940), ст. лейтенант. Принимал участие в освобождении Зап. Белоруссии (09.1939-10.1939), где совершил 5 б. в. Участник боёв в Зимней войне (02.1940 - 03.1940), где совершил 24 б. в. Переведён в формируемый 209 СБАП БОВО - ком. зв (09.1940), зам. ком. АЭ (03.1941). Великую Отечественную встретил 22.06.1941г. в составе 209 ББАП 12 БАД - ст. л-т / капитан, командир АЭ. После расформирования 209 БАП - командир 45 ОКАЭ 1 арт. дивизии РГК (09.1942), майор, командир 1 гв. ОКАЭ (03.1943) - гв. подполковник. Переведён в 136 ШАД - инспектор по тех. пилотирования (05.1944). Воевал в составе Западного, Брянского, Воронежского, Юго-Западного, Донского, Северо-Зап. и 3 Украинского фронтов. Войну закончил в Австрии. Служил в составе 672 ШАП - ком. АЭ (10.1945), ком. АЭ 12 гв. ШАД (06.1946). Уволен в запас по состоянию здоровья 27.07.1946 г.

Корчагин Иван Иванович (20.03.1916 - 12.10.2003) – гв. майор в отставке, Герой Российской Федерации (1994.02.28). Окончил с отличием школу. Работал в Москве. Стремился стать лётчиком, работал механиком в отряде дирижаблей. Был призван в КА в 1937 году - был направлен авиамехаником в Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. После начала Великой Отечественной войны добился направления на лётную учебу. В 1943 году окончил Балашовскую военную авиационную школу. Некоторое время служил в ЗАП, мл. л-т. В марте 1944г. направлен служить в 6 гв. ШАП. Вместе с полком участвовал в боевых действиях в составе 3 ВА 1 Прибалтийского, 3 Белорусского и Ленинградского фронтов. За 14 месяцев боёв совершил 126 б. в. В конце войны командованием был представлен к званию Героя Советского Союза. В составе сводного полка 1-го Прибалтийского фронта участвовал в Параде Победы на Красной площади в Москве 24.06.1945 года. После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в ВВС СССР. Окончил Высшую офицерскую школу штурманов, был штурманом ШАП и ШАД. С 1959 г. гв. майор - в запасе. Звание Героя он так и не получил. В 90-е годы по ходатайству ветеранских организаций, во исполнение представления 1945г. Президент РФ присвоил ему звание Героя РФ.

Котович Бенедикт Александрович (10.02.1906 – 19…) – подполковник (27.10.1949). Окончил 7 кл. вечерней школы (г. Могилёв, БССР, 1924). Добровольно вступил в КА 08.09.1925 – курсант Объединённой белорусской военной школы БВО. После окончания служил в 33 АртП 33 СД БВО (Могилёв) - ком. взвода (01.09.1929). Направлен учиться в ВВА им. Жуковского, г. Москва (22.12.1931). По завершении учёбы назначен НШ 43 корпус. АО 201 БАБр г. Витебск (02.01.1935). В очередной раз направлен на учёбу в 1-ю Качинскую школу лётчиков (08.04.1935). Возвратился в 201 БАБр – НШ 43 КАО. Переведён в 8-ю школу пилотов ХВО, г. Одесса – НШ АЭ высшего пилотажа (09.03.1936), капитан. Переведён – НШ АЭ Ворошиловоградской школы пилотов ХВО (15.06.1937); преподаватель тактики ВВС ВАУ г. Энгельс ПриВО (04.1939); ВРиД НШ АЭ ВАУ г. Энгельс (10.1939); ком. зв. 12 ЗапасАП МВО (29.02.1940); пом. ком. АЭ 95 СБАП МВО (12.1940), зам. ком. АЭ 95 СБАП; ком. 61 ОАЭ МВО (30.04.1941). Назначен ВРиД командира 209 ББАП Юго-Зап. фр. (15.07.1941); с 15.12.1941 майор переведён на должность нач. комендатуры Отдела перелётов 1-й воздушной трассы МВО. Переучивается на самолёт «Бостон» в 11 ЗапасАП Закавказ. фр. (10.1942). Назначен НШ 978 ИАП Закавказ. фр. (06.1943), затем – НШ 922 ИАП 8 АК ПВО (22.02.1944). После окончания войны продолжает служить в штабах ВВС СССР. Уволен в запас и направлен на учёт в Сызранский ГВК Куйбышевской обл. 05.08.1956.

Кульбак Алексей Власович (Васильевич) (03.12.1910 – 19..) – полковник (09.07.1949). В 1927 г. окончил 5 кл. школы. В РККА с 10.06.1931 по партийной мобилизации. Курсант школы переподготовки командиров запаса им. Ленина (г. Пушкино, Ленинградской обл., 10.06.1931). Был направлен на учёбу в 3-ю военную школу лётчиков и летнабов г. Оренбург (09.1931). После окончания - пилот/мл. лётчик 23 ОКавО БВО (03.07.1933 – 03.01.1935). Учился на Курсах ком. зв. при 2-й военной школе красных командиров (г. Борисоглебск,1936). Назначен ком. зв. 19 СБАЭ 59 СБАБр БВО (17.12.1936), переведён в 39 ЛБАП 59-АБр БОВО (13.05.1938) – пом ком. АЭ, ст. лейтенант. Принимал участие в походе по освобождению Зап. Белоруссии (20.09 - 29.09.1939). Участвовал в Зимней войне с белофиннами (30.11.1939 - 13.03.1940). Переведён в 125 СБАП (25.04.1940) – ком. АЭ, капитан.; с 09.01.1941 отправлен в распоряжение Разведуправ. ГШ КА. С 21.06.1941 стал служить в 97 ББАП 13 БАД – ком. АЭ, а с 11.11.1941 - командир 97 ББАП. В Великой Отечественной войне с 22.06.1941. В должности ком. полка 209 ББАП (24.05.1942 – 08.10.1942), майор, произвёл 32 б. в. После расформирования 209 БАП (с 08.10.1942) служил ст. инструктором – лётчиком Управления бомбардировочн. авиации Главного Управления Боевой Подготовки Фронтовой авиации ВВС КА – до конца войны занимался проведением мероприятий по обучению летных экипажей действующих частей и резерва ВВС КА, при этом неоднократно участвовал в боевых вылетах, подполковник. Принимал участие в обучении и в период войны с Японией. В мирное время продолжает служить в ГУ БП ВВС. Уволен в запас 13.10.1958 с должности генерал-инспектора ВВС.

Лаухин Николай Иванович (19.12.1908-07.09.1988) — полковник, летчик-испытатель 1-го кл. В 1927 г. призван в РККА. Отслужил срочную службу и направлен в Военно-авиационную школу пилотов г. Чугуев, после окончания которой (1938), направлен в авиачасть г. Калинин (Тверь).
В 1940 г. участвует в боевых действиях на фронте Зимней войны. С мая 1940 г. лётчик-испытатель на авиазаводе № 22 г. Москва. После начала войны только в декабре 1941 г. попадает на фронт в состав 128 БАП: ком. звена (совершил 28 б.в.), частично участвует в испытаниях Ту-2, а с июня 1942 г. уже назначен командиром 128 БАП, капитан. С ноября 1942 г. назначается командиром 11 ОРАП, частично сформированного и из личного состава 128 БАП. Позже, в период освобождения БССР, 11 ОРАП получил наименование «Витебский». С июня 1944 г. замкомдива 334 БАД, с мая 1945 г. зам. комдива 179 БАД, подполковник. В июле 1945 г. 179 БАД перебазирована в Забайкалье и в августе 1945 г. начинает сражаться с японцами.
Летом 1947 г. стал работать в Москве, в ЛИС авиазавода № 23, затем на з-де им. Хруничева. В течение двух лет он ст. лётчик–испытатель. После выхода в отставку ещё 20 лет работал на з-де им. Хруничева в ОТК цеха окончательной сборки самолётов и ракет.

Мамин Хасан Ахмедович (21.01.1911 – 1941) – капитан (30.04.1941). Окончил 7 кл. школы (1928). Призван в РККА 14.06.1931 - направлен на учёбу в Военно-теоретическую школу лётчиков ЛВО, затем, в янв. 1932, направлен учиться в 14 Военную школу лётчиков ПриВО (1933), после окончания которой (06.1933) направлен служить в 6 ЛБАЭ 201 АБр /40 АБр (Витебск) – лётчик мл./лётчик ст.(20.11.1934)/ком. зв (26.07.1935)/пом. команд. АЭ 6 ЛБАП 70 АБр, ст. лейтенант (08.1938). Участвует в Зимней войне (1940). Продолжает служить в 6 ЛБАП - инспектор -лётчик по тех. пилотиров. (16.07.1940). При формировании 209 СБАП 12 БАД назначен ком. АЭ (19.11.1940). Направлен учиться на курсы КУКЭ.
Великую Отечественную войну начал в составе 209 ББАП. 25.07.1941 при штурмовке аэр. Боровская самолёт Су-2 был подбит ЗА. Экипаж принял решение совершить наземный таран по вражеским самолётам.

Марков Александр Маркович (11.06.1916-08.10.1953) – гв. полковник, Герой Советского Союза (1940.04.07). В 1934 семья из д. Боровно, Новгородской обл. переехала в г.Дмитров. Здесь он окончил 10 кл. школы. В августе 1936 года был призван на службу в РККА. В 1938 г. окончил Качинскую ВАШЛ. Стал служить в частях ДБ авиации (Курск и Воронеж), мл. л-т. Участвовал в боях Зимней войны (01-02.1940), ст. лётчик ДБ-3 42-й ДБАП 27-й ДБАБр 7-й А Сев.-Зап. фр. Совершил 25 б.в. 25.02.1940 был подбит истребителями противника. Смог посадить горящий самолёт на вынужденную на своей территории. Был направлен учиться в ВВА (Монино) – был отчислен из-за болезни. С июля 1941 – командир звена 12-го ЗапАП (г. Воронеж). Участвовал в боях Великой Отечественной войны: 11.1941 – 04. 1942 – командир АЭ 215-ШАП (6 гв. ШАП) ; в 1942 – лётчик-инспектор по технике пилотирования Упр. 3 ВА; командир АЭ 5 УТАП 3 ВА; в 1943 – штурман 271 ИАП. Воевал на Калининском фронте, в Калининской, Ржевско-Сычёвской и Великолукской операциях. Командовал 396 ОАП ОСНАЗ Упр. ВВС КА; в 08.1944-03.1945 -командир 4 ИАП 2 Приб. фр., гв. п/п-к, а 20.03.1945 г. получил тяжёлую травму позвоночника при посадке своего подбитого самолёта. До июля 1945 лечится в госпитале. За время войны совершил 186 б. в., сбив 4 вражеских самолёта лично и ещё 6— в составе группы. В 1946 г. окончил ВА курсы при ВА Генштаба. В 1946 -1947 – командир отряда военной кафедры МАИ.В 1951г. окончил ВА им. М.В.Фрунзе. С апреля 1951 года служил начальником отдела в Главном управлении боевой подготовки ВВС.

 Машанин Григорий Михайлович (13.02.1919 - 26.05.1988) - гв. майор, Герой Советского Союза (1945.06.29). Вырос в пригороде Астрахани, посёлке Трусово, там же учился, окончил школу ФЗУ и Астраханский аэроклуб. Работал электриком в порту, затем на судоремонтном заводе им. Ленина. Призван в РККА 20.06.1940. Направлен учиться в Омскую военно-авиационную школу пилотов, которую окончил в 1942г. Был оставлен инструктором для подготовки молодых лётчиков. И только в ноябре 1943 года, оказался на передовой – на 1 Прибалтийском фронте в 6 гв. штурмовом авиаполку, который подчинялся непосредственно командарму 3 ВА. Принимал участие в освобождении Белоруссии, Прибалтики. Отличился в боях за г. Ригу. К маю 1945 года совершил 120 боевых вылетов, из них 100 на штурмовку укреплений врага, скоплений войск, разведку и свободный поиск, ком. звена, гв. лейтенант. За время войны трижды получал ранения. После войны продолжает служить в ВВС. В 1946 году окончил лётно-тактические КУОС. С июля 1969 года — в отставке.

Пахнин Василий Сергеевич (11.12.1912- 03.07.1942) - гв. майор (1941). После учёбы в 6 гр. школы 2-й ступени, учился в ФЗУ, работал токарем на производстве. Призван в РККА в 1930г.- направлен учиться в Военную школу лётчиков г. Сталинград. После окончания (01.03.1933) направлен служить в 4 ЛБАЭ 201 (40) ЛАБр БВО (г. Витебск), мл. лётчик, мл. л-т; ст. лётчик (01.11.1933); ВрИД ком. зв.; ком. зв . (1934.11.20), л-т; ВрИД команд. авиаотряда (01.1936), ст. л-т; командир авиаотряда; команд. АЭ 5 ЛБАП 70 ЛБАБр (29.08.1938), к-н; инстр. по тех пилот. 43 ЛБАП (23.12.1939). Участвует в боевых действиях Зимней войны (1940) -награждён орденом Кр. Знамя.; лётчик- инстр. по тех пилот. 12 БАД (19.11.1940). Переведён в состав 215 СБАП 12 БАД ЗОВО-командир АЭ (09.04.1941). В составе 215 ББАП начал Великую Отечественную войну 24.06.1941, майор. 30.08.1941 был подбит - сел «на вынужденную» при выполнении боевого задания в р-не Коропец. Вернулся в полк. 03.07.1942 Ил-2 был сбит над целью р-н с. Гусево ю.-з. н.п. Оленино, Калининская обл.-лётчик погиб.

Рейно Леонид Давыдович (1907-1985) – генерал-майор авиации (1944). В РККА с октября 1923 г. Поступил в 7-ю Казанскую пехотную школу, в сентябре 1926 г. оканчивает Объединённую военную школу им. В.И. Ленина, г. Ташкент. Начинает службу командиром взвода в артполку. Командир батареи. Проходит стажировку в 22 РАЭ БВО. Учёба в 3-й военной школе лётчиков и летнабов им. К.Е. Ворошилова, г. Оренбург, после окончания которой начинает службу в ВВС младшим летнабом. В 1931 г. учится во 2-й Борисоглебской военной школе лётчиков, после окончания которой – ст. лётчик. Далее командир бомбардировщика ТБ-1, инструктор по технике пилотирования (1935-1939), учёба на высших КУКС ВВС КА в г. Липецк (10.1939-1940), зам.командира 209 БАП. С марта по октябрь 1941года командир 215 ББАП(ШАП), затем – командир 143 ШАД, командир 3-й резервной АБр (янв.-авг.1942), командир 289-й ШАД(авг.-ноябрь 1942), нач. отдела штурмовой авиации управления боевой подготовки ВВС РККА (с ноября 1942), нач. Управления штурмовой авиации Главного управления боевой подготовки Фронтовой авиации ВВС РККА (1943-1945), командир 7-го ШАК (05.1945-06.1946). Учёба в ВВА им. К.Е.Ворошилова(1953-1955), зам. командующего 5-й ВА ОдВО (1955-1958), командующий Особой опергруппой ДА в Арктике (1958-1962).
Русских Иван Васильевич (__.12.1909 – 21.06.1942) – капитан (10.12.1941). В РККА призван 20.11.1931 и направлен в полковую школу 238 СП. После окончания служил в 238 СП (05.1932), мл. командир. Направлен учиться в 8 Военную школу пилотов (ВШП, 12.1933), после окончания продолжил учёбу в 11 ВШП (01.1935). По её завершению (19.12.1935) направлен служить в 33 АЭ 9 АБр БВО, пилот, мл. лейтенант.17.04.1938 переведён в 13 ТБАП БВО - мл. лётчик/ пом. комиссара АЭ по комсомолу (07.1938)/ст. лётчик (13.08.1938)-лейтенант. Участвует в боевых действиях Зимней войны (1940). При формировании 209 СБАП 12 БАД (11.1940) – пом. команд. АЭ, ст. лейтенант. С 24 июня 1941 в составе 209 СБАП вступил в Великую Отечественную войну. 12.03.1942 назначен команд. АЭ 209 ББАП, капитан. 21.06.1942 во время взлёта Су-2 с аэр. Круглое для перегона в г. Елец, для замены двигателя, погиб в авиакатастрофе.
Рябов Николай Павлович (01.02.1921- 09.12.1942) – гв. лейтенант (1942.03.22). Окончил 7 кл. средней школы (1936). Работал рабочим на Нижне-Саранинском заводе, Красноуфимского р-на Свердловской обл. Призван в РККА в 24.12.1939. Направлен учиться в Молотовскую военно-авиационную школу. После окончания зачислен в состав 62 корпус АЭ УрВО, мл. лётчик, мл. л.т (1940.09.11), а 13.06.1941 переведён пилотом в состав 51 ОКАЭ УрВО. 22.06.1942 прибыл на Калининский фронт в состав 6 гв. ШАП. За совершение порядка 60 б.в ком. звена, гв. л-т. дважды награждён орденом Кр.Знамя. 09.12.1942 при выполнении воздуш. разведки в р-не Насва-Завелье-Невель-Воронино был побит истребителями противника. Сел на вынужденную на территории врага. В полк не вернулся – пропал без вести.
Самочкин Анатолий Васильевич (01.05.1914–15.05.1977) – подполковник (.06.1954). Герой Советского Союза (27.03.1942). Окончил 7 кл. школы (1932), учился в ФЗУ. После окончания плавал пом. машиниста на пассажирских судах по рекам, затем работал на Рыбинском моторном заводе (1934-1937). Работу совмещал с учёбой в Рыбинском аэроклубе. Поступил в Ульяновское лётное училище (1937). После его окончания (1939), работал лётчиком-инструктором сначала в Сталинградском, а в конце 1939 г., в Рыбинском аэроклубе. В апреле 1941 г. призван в ВВС КА. Окончив курсы командиров звеньев, направляется в 160-й резервн. авиаполк, мл. лейтенант. После переучивания на самолёты СБ и Су-2, направляется служить в 289 ББАП (г.Харьков). В составе этого полка начал сражаться на фронтах Великой Отечественной войны (63 САД 40 А Юго-Зап. фр., 19.08.1941), откуда 12.02.1942 его переводят в 209 ББАП. К 04.04.1942 совершил 135 б. в., ст. лейтенант, ком. звена (07.1942). После расформирования 209 БАП командует 46 ОКАЭ 2 ВА Воронеж. фр. (02.1943), капитан. Переучивается на Ил-2 КР. Направлен на учёбу в ВВА командно-штурманского состава (Монино, 09.1943 – 11.1945), майор. В послевоенное время продолжает служить в ВВС: КНДР (02.1946 – 10.1948); Приморье (11.1948 – 03.1951); г. Дальний (Китай, 03.1951 -10.1952); в штабе ВВС ДВО. В августе 1961 г. увольняется в запас.
Смирнов Анатолий Васильевич (09.11.1919 – 19…) - гв. майор (1953), Герой Советского Союза (1945.06.29). Окончил 7 кл. неполн. ср. школы. Стал учиться в ФЗУ завода № 26, после завершения учёбы начал работать слесарем на заводе № 26 (г. Рыбинске ,1936). Одновременно учился в аэроклубе на самолёте У-2. Добровольно вступил в РККА в апреле 1940 г, направлен учиться в Балашовскую военно-авиационную школу пилотов - осваивал самолёты Р-5, СБ, Ил-2. Завершив учёбу, служил в 5 ОУТСАП (08.-10.1942). В октябре 1942г, направлен служить в 6 гв. ШАП (Калининский фронт) - лётчик, сержант; ст. лётчик, мл. л-т (10.1943); ком. звена, гв. л-т (04.1944); зам. команд. АЭ, гв. ст. л-т (10.1944). До Победы совершил 204 б.в. В мирное время продолжает служить в ВВС. В 1953 окончил Высшие лётно-тактические КУОС. С 1954г – в запасе.

Трембачев Иван Афанасьевич (10.10.1916 –19_) - подполковник. После окончания 7-ми классов школы работал в колхозе. С 10.10. 1937 начинается его служба в рядах РККА. В 1940 г. заканчивает Мелитопольское военное авиационное училище летчиков. Затем служит в бомбардировочной фронтовой авиации штурманом. Налетал около 180 часов на самолетах У-2, ТБ-3, Р-5,СБ, Су-2. К началу войны служил в 43 ББАП 12 БАД (г. Витебск). В этой авиачасти лётчик служил всю войну. С первых дней войны принимал участие в боевых вылетах штурманом Су-2. До июля 1942 г. налетал на нём более 100 часов (более 70 б. в). Затем после переподготовки до конца войны летал на американских самолетах А-20 «Бостон» различных модификаций. Налетал на них более 200 часов.
С 07.1941 воевал в должности нач. воздушно-стрелковой службы АЭ, штурман звена, затем – штурман АЭ. В мае 1942 г. при выполнении б. в. был ранен. Закончил войну в звании гв. капитана. Продолжил службу в ВВС СССР. С 21.06.1960 года штурман I класса гв. подполковник Трембачев в запасе.

 

 

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (26.08.2021)
Просмотров: 745 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024