Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [161]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [33]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [5]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Уже прошло полстолетия

УЖЕ ПРОШЛО ПОЛСТОЛЕТИЯ

   Прошлую войну не забыть. Она принесла столько горя на нашу землю. Нельзя сосчитать, сколько людей еще и до сих пор не знают о судьбе своих близких, где их могилы. Старые матери, солдатки хранят пожелтевшие листки - «Пропал без вести».

   Шел первый месяц Великой Отечественной. Над деревней Кокотово Мстиславского района вражеским истребителем был сбит в воздухе наш бомбардировщик. Он упал на землю вблизи деревни. Всё это видел местный житель Фёдор Малиновский.

   Он подбежал к горящей машине и вместе с несколькими жителями деревни стал сбивать пламя с самолёта. Потом все вместе вытащили трёх мёртвых лётчиков. У них не было никаких документов при себе, только в кармане кителя одного из них ​​нашли чудом уцелевшую фотокарточку. Обычный довоенный семейный портрет: мужчина в лётной форме, молодая круглолицая женщина и ребенок - девочка лет трёх.

   Неизвестно для чего Фёдор взял тогда и принёс домой ту чужую семейную реликвию. Здесь она и хранилась в семье Малиновских. А после войны, узнав, что краеведы ведут поиск неизвестных героев, сообщил в письме то, что видел собственными глазами. Описал подробно все обстоятельства, связанные с этой находкой. Не знал только, кто тот лётчик, его имя, фамилию, в какой эскадрилье служил.

   Надеясь, что пролить свет на событие сможет не только районная печать, но и центральная, местные краеведы размножили найденную фотографию и один экземпляр её направили в ряд газет, в том числе и «Труд». Сделали соответствующий материал с помощью Ф.И. Малиновского.

   Как и ожидали, в нашем районе никто о погибшем летчике ничего не мог сказать. Зато публикация фотографии и воспоминаний очевидца Малиновского на страницах центральной профсоюзной газеты страны принесло удачу. Даже не верилось, что через много лет после окончания войны, тех неисчислимых людских потерь завеса тайны гибели воина приподнялась.

   Вдруг мстиславские краеведы, которые группировались вокруг районной газеты, получили большое письмо от своих коллег из газеты «Труд». Их искренне благодарила харьковчанка Евдокия Ивановна Юхно. Женщина писала, что как-то развернула газету, а там фотография и описание гибели советского экипажа самолета. На снимке опознала своего брата Бережнова, его жену Марию и дочь Раису.

   «Боже мой, я чуть не умерла от волнения, залилась слезами, - писала женщина. - Опять беда навалилась на меня своей тяжестью, а сердце уж старое. Мы до сих пор не знали ничего о Феде. 16 июля, и месяца не прошло с начала войны, «он не вернулся с задания».

   «Пропал без вести» - сообщили тогда. И всё. Надо ли говорить, что значили те три слова для жены, кроме горя, что принесла война. Семья Бережных и после Дня Победы долго чувствовала на себе все трудности слов «пропал без вести». Это значило, что ей не получить пенсии, никаких льгот, помощи. Часто ловила Мария на себе косые взгляды людей, будто её муж был изменником. Не дождалась, так и умерла, ничего не зная о своем Фёдоре.

   Родные бесконечно благодарны белорусскому крестьянину Ф.И. Малиновскому, который стёр то чёрное клеймо с памяти летчика Бережнова. Не предал он Родину, а погиб мужественно, как солдат и воин. В последнее боевое задание он с экипажем бомбардировщика летел в небе над белорусской землёй. Она и приняла в себя погибших лётчиков. Несмотря на оккупацию, жители небольшой деревни Кокотово Копачёвского сельсовета похоронили погибших воздушных бойцов.

   Уже после окончания войны они были перезахоронены в братскую могилу, что в городском парке Мстиславля. И снова память возвращает краеведов к письму Евдокии Юхно. Писала, что дети летчика упорно ищут его могилу, не могут смириться с тем, что «пропал без вести». Шли годы за годами, но было все глухо, напрасно, никакого следа. То, что сделали энтузиасты, вернув доброе имя воину Бережному, вызвало в сердцах большой его родни, давно живущей в Харькове, Мариуполе, Воронежской области, благоговение и теплоту к мстиславским энтузиастам. Они мечтают побывать в том уголке Могилёвщины, где могила Фёдора Бережнова.

   Дочь Paиca Фёдоровна, сын Станислав Фёдорович, внуки, сестра, к сожалению, сильно больная, собираются поехать на могилу отца, брата, деда. Это, как выяснилось, оказалось не таким простым делом: воевал Федор Бережной в своей стране, защищал одно для всех нас Отечество - то, где он родился, вырос и жил, где оставил жену и детей. Теперь они живут не в одном государстве. А он лежит в земле иной.

   Да и поездка туда сейчас далеко не каждой семье по карману, тем более вот такая - семейная. Даже деньги в суверенных государствах, ранее составлявших единый Союз, - разные, создают соответствующие трудности. Выходит, не просто решить, как выходить из такого положения.

   Хочу верить, что для семьи Бережных и Фурса (фамилия по мужу Раисы Фёдоровны) найдется отзывчивый «спонсор», поможет материально. Возможно, таким станет коллектив «Азовстали», где на предприятии работает крановщиком-машинистом дочь лётчика. Несомненно, здесь отыщут средства, чтобы семья смогла как можно скорее воплотить свою мечту, поклониться святой могиле, возложить цветы на ней. Пусть хоть и через полвека, но произойдет то светлой памяти свидание с тем, кто не дожил до великого Дня Победы.

Ю. Лившиц

Перевод с белорусского


Материал предоставлен Д. Киенко, сайт "Рубон"
 
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (30.05.2013)
Просмотров: 1010 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Almer  
Ну "Рубоне" установили экипаж.

В этот день, 15 июля 1941 г. не вернулся с боевого задания самолет ДБ-3Ф 207 дбап 42 дбад, Бережной Федор Яковлевич, и члены экипажа, Душин В.К., Ларин Я.С., Денисенко В.И.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024