ЭКСПОЗИЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ — АЭРОКЛУБ ДОСААФ (ЛИПКИ)
ЧАСТЬ 2
Ту-134А - заводской № 48950, серийный номер 37-05, регистрационный номер CCCP-65038. Построен на Харьковском авиационном заводе в 1976 году (дата выпуска - 30 сентября 1976 г). Начало эксплуатации 1 ноября 1976 г. в ЦУМВС (Центральное управление международных воздушных сообщений, аэропорт Шереметьево). В 1979 году передан в Тюменское УГА. С 1993 года регистрационный номер RA-65038 и эксплуатируется в авиакомпании Тюменские Авиалинии. Ту-154М - заводской номер 95А1010, регистрационный номер EW-85815. Был построен 18.08.1995 года на авиазаводе Авиакор в Самаре. Летом 1995 года поступил на баланс Минской АТБ по заявке Президента Республики Беларусь. Использовался правительством Республики Беларусь. Эксплуатация воздушного судна была остановлена в конце 2016 года. С 2017 года самолёт находился на хранении в Национальном аэропорту Минск. В 2018 году выставлялся на продажу, однако покупателя не нашлось. В 2021 году передан на баланс Минского аэроклуба ДОСААФ для пополнения экспозиции авиационной техники. В августе 2021 года началась перевозка оборудования и компонентов в аэроклуб. 24 сентября 2021 года фюзеляж и хвостовая часть самолёта была перевезена на территорию аэродрома Липки. 27 сентября началась сборка самолёта.
Як-18 – бортового номера не имеет. С 1964 по 2009 год находился в деревне Мошканы Витебской области Сенненского района, где был установлен около школы. С 2009 года в экспозиции музея авиационной техники в Боровой. На самолете закреплена металлическая табличка с текстом: «Поколения учителей и учащихся Мошканской СШ имени А.К.Горовца 45 лет (1964 – 2009) бережно и с любовью оберегали самолёт Як-18. Сейчас у него новая жизнь, новые взлёты. Удачи тебе, наш Мошканский самолёт! Директор Х.А.Кулиев». 14 марта 2024 года перевезен на новое место базирования аэроклуба, аэродром Липки.
Як-25М – серийный номер 2026, построен Саратовским авиационным заводом №292 в 1956-57 гг. Состоял на вооружении 61-ой ИАБ (Барановичи). После списания был установлен в пионерском лагере Белорусского округа ПВО на берегу Минского моря. В 2006 году перевезен в Музей авиационной техники Минского аэроклуба ДОСААФ в Боровой. Поступил в музей с бортовым номером "95 красный" и этот же номер был нанесен после реставрации и покраски. В 2008 году номер меняется на "20" голубой с черной окантовкой, с 2009 года – "20" красный с черной окантовкой. С 2014 года бортовой номер "20 красный" без окантовки.Самолет с "родными" двигателями. В октябре 2023 г. перевезен на новое место базирования аэроклуба, аэродром Липки. После перекраски нанесен бортовой номер "10".
Як-28ПП – заводской номер 9970404, бортового обозначения не имеет (ранее был бортовой номер "01" красного цвета). Был построен в 1969 году на Иркутском авиазаводе. В Беларуси Як-28ПП с августа 1989 года, когда в город Щучин, на новое место дислокации, из Польши прибыл 151-й отдельный полк радиоэлектронной борьбы. В составе 2-ой аэ имелось около 26 самолетов Як-28ПП. Полк был расформирован в 1992 году, а технику перегнали на 558-й авиаремонтный завод в Барановичи. Поступил в экспозицию музея авиационной техники Минского аэроклуба ДОСААФ в Боровой с 558-го авиаремонтного завода. Передан Министерством обороны (Постановление Совета Министров РБ от 16 января 2001 г.). В октябре 2023 г. перевезен на новое место базирования аэроклуба, аэродром Липки.
Як-40 - заводской № 9420634, регистрационный номер СССР-87855. Корпус – типовой раскраски Аэрофлота СССР. Самолет был построен в 1974 году на Саратовском авиационном заводе. Получил регистрационный номер СССР-87414 и эксплуатировался в Восточно-Сибирском УГА. С 1994 года принадлежал авиакомпании АэроБратск и имел регистрационный номер RA-87414. В 2001 году борт был куплен частным лицом из Италии, перегнан на АРЗ-407 для выполнения ремонта и конвертации в ВИП-вариант. Однако, владелец умер до завершения конвертации. 21 декабря 2010 года с Минского авиаремонтного завода самолет был перевезен в музей авиационной техники Минского аэроклуба ДОСААФ в Боровой. После выполнения реставрационных работ 25 октября 2012 года Як-40 установлен в экспозицию музея с регистрационным номером СССР-87855. 24 сентября 2020 года перевезен на новое место базирования аэроклуба, аэродром Липки.
Як-40 - заводской номер 9620748, регистрационный номер EW-88187. Выпущен Саратовским авиационным заводом 9 августа 1976 года. Получил регистрационный номер СССР-88187 и эксплуатировался в Могилёвском ОАО Белорусского УГА. В конце 80-х годов передан Белавиа. В 1992 году самолёт был арендован у Белоруссии Латвийской авиакомпанией и летал в ливрее Latvian Airlines, использовался для перевозки госдеятелей. В 1993 году возвращен Белавиа и получил регистрационный номер EW-88187. В 2000-х годах использовался правительством Республики Беларусь. Самолет наработал с начала эксплуатации 17 257 часов, совершил 12 962 посадки, прошел 4 ремонта. Списан по причине отработки продлённого назначенного срока службы 36 лет. Находился на хранении в Национальном аэропорту Минск. 17 октября 2013 года доставлен в музей авиационной техники Минского аэроклуба ДОСААФ в Боровой. 23 сентября 2020 года перевезен на новое место базирования аэроклуба, аэродром Липки.
Як-52 – заводской номер 8910202. Раскраска типовая для самолетов Як-52 ДОСААФ. На верхней поверхности крыла надпись «Минский аэроклуб». На месте регистрационного номера нанесена надпись EW-32070НМ. Ранее имел регистрационный номер EW-057AM и эксплуатировался в ДОСААФ. Доставлен в Минск 3 мая 2018 года. В июле 2018 года был на повороте с Минской кольцевой автодороги на Липковский проезд, ведущий к Минскому аэроклубу. В 2023 году перевезен в аэроклуб и установлен в экспозицию будущего музея авиационной техники.
Cessna 750 Citation X – серийный номер 750-0300, регистрационный номер OE-HAK. Цвет корпуса белый с красным. OW-1 – регистрационный номер EW-555AO. Экспериментальный самолет с овальным крылом, так называемый кольцеплан Нарушевича, 17 декабря 2015 года был доставлен на аэродром Боровая в экспозицию музея авиационной техники Минского аэроклуба ДОСААФ. 21 сентября 2023 года перевезен в Липки, на новое место базирования аэроклуба.
PZL-104 Wilga 35A - заводской номер 139473, регистрационный номер EW-062AL. Эксплуатировался в Бобруйском аэроклубе ДОСААФ. После списания передан Минскому аэроклубу ДОСААФ в качестве экспоната музея авиационной техники. 15 ноября 2021 года доставлен на аэродром Липки. Первоначально был установлен на площадке перед зданием аэроклуба. После перекраски в 2022 году вместо регистрационного номера нанесли EW-1525AO. В 2024 году установлен в экспозицию авиационной техники.
«Беркут-ВЛ» — бортовой номер «001». Российский лёгкий двухместный вертолёт соосной схемы производства компании ООО КБ «Беркут». Машина была спроектирована и построена одноименным КБ на частные средства без участия государства. Проектные работы стартовали в 2007 году: автором идеи и руководителем являлся Валентин Малкин, главный конструктор. После лётных испытаний 2013 года проект был отправлен на доработку в связи с тем, что масса превышала допустимую почти на 100 кг и двигатель не справлялся с нагрузкой. По состоянию на 2015 год проект заморожен и закрыт.
Поступил в Минский аэроклуб в августе 2017 года, находился на хранении в ангаре. В августе 2024 года установлен в экспозицию авиационной техники аэроклуба. Ка-26 – заводской номер 7404107, регистрационный номер EW-331CM. Выпущен в марте 1974 года Кумертауским авиационным производственным объединением. Получил регистрационный номер СССР-19492 и эксплуатировался в Ставропольском ОАО Северо-Кавказского УГА. С 9 марта 1993 года номер RA-19492. С февраля 2002 года эксплуатируется Винницким авиационным заводом, с 2008 года в авиакомпании «Украина Аэроальянс». В 2012 году приобретен ООО «Пружаны Авиахимсервис». Базировался на аэродроме Клепачи Пружанского района Брестской области и использовался для выполнения в сельхозпредприятиях района.
на аэродром Липки в Минский аэроклуб ДОСААФ 1 августа 2023 года. Ми-1М - бортового обозначения не имеет (ранее имел бортовой номер «07» чёрного цвета без окантовки), корпус белого цвета с красной и зелёной продольными зигзагообразными полосами, ранее корпус – белого цвета с 3 синими продольными зигзагообразными полосами. Эксплуатировался в Центральном аэроклубе ДОСААФ имени дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца. В 1983 году установлен на металлические стойки на аэродроме Боровая. После открытия музея авиационной техники являлся экспонатом музея. В конце октября 2023 года перевезен на аэродром Липки, новое место базирования Минского аэроклуба. Установлен в экспозиции авиационной техники аэроклуба.
Ми-2У – бортовой номер "17" красного цвета с белой окантовкой, заводской номер 547424111. Корпус: верхняя часть зелёного цвета, нижняя - голубого. Построен в 1981 году на заводе PZL-Swidnic. Эксплуатировался в Минском аэроклубе. После списания был экспонатом в музее авиационной техники в Боровой. 17 октября 2023 г. перевезен в Липки. После установки в экспозицию авиационной техники перекрашен в четырехцветную окраску без номера.
Ми-2У — заводской номер 548624034, бортовой номер "80" красного цвета. Корпус: нижняя часть зеленого цвета, средняя красного, верхняя белого. Построен в 1984 году на заводе PZL-Swidnic. Эксплуатировался в Минском аэроклубе и имел бортовой желтого цвета. Был установлен 19 мая 2014 года к 80-тилетию Минского аэроклуба перед въездом на территорию аэроклуба на , где до 2017 года находился Минский аэроклуб. 5 октября 2017 года Ми-2 был перевезен на аэродром Липки — новое место базирования Минского аэроклуба. В ноябре 2017 года установлен на металлических стойках на площадке перед зданием аэроклуба. В 2024 году установлен на шасси в экспозиции авиационной техники. Вместо номера "80" на борт нанесен номер EW-333SL. Перед открытием музея номер изменен на EW-225AO.
Ми-8Т – серийный № 3701, бортовой номер «36» голубого цвета с чёрной окантовкой. Корпус двухцветной серо-зеленой (ранее трехцветной зелёно-коричневой) камуфляжной раскраски. Построен в 1973 году на Казанском вертолетном заводе. Состоял на вооружении 248 овэ в Липках. Вертолет был передан в музей Министерством обороны в 2001 году.
Ми-24П – номер «16» красного цвета с белой окантовкой, корпус – бело-зелёной камуфляжной раскраски.
Ми-26 – заводской №34001212007, бортовой номер 07 желтого цвета. Корпус - зелёно-салатовой камуфляжной окраски с рисунками «оскала зубов» и «глазами» по обе стороны фюзеляжа. Был доставлен в Боровую из Мачулищ 15 октября 2009 года по воздуху аналогичным вертолётом и находился в экспозиции Музея авиационной техники Минского аэроклуба ДОСААФ.
12 февраля 2022 года , на новое место базирования аэроклуба. После сборки и реставрации установлен в экспозиции музея авиационной техники. L-13 Blanik – заводской номер 026618, регистрационный номер EW-103AS. Эксплуатировался в . После списания передан в экспозицию авиационной техники Минского аэроклуба ДОСААФ. 15 ноября 2021 года доставлен на аэродром Липки. 20 ноября 2021 года установлен на площадке перед зданием аэроклуба. В 2024 году установлен в экспозицию музея авиационной техники.
SZD 41 Jantar Standard - эксплуатировался в Бобруйском аэроклубе. В июне 2014 года поступил в экспозицию музея авиационной техники Минского аэроклуба ДОСААФ в Боровой. В конце октября 2023 года перевезен на аэродром Липки, новое место базирования Минского аэроклуба.
|