Воскресенье, 25.06.2017, 08:28
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [103]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Сражались в небе Беларуси


СРАЖАЛИСЬ В НЕБЕ БЕЛАРУСИ

Наша страна широко отмечает 70-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Во всех регионах проходят торжественные мероприятия, призванные вспомнить мужество и отвагу тех, благодаря кому сегодня свободная и независимая Беларусь живет мирной жизнью.

Чем дальше уходит в героическое прошлое Великая Отечественная война, тем величественнее встает в памяти бессмертный подвиг белорусского народа, в числе первых принявшего на себя удар коварного и сильного врага. В борьбе за свободу и независимость Родины погиб каждый третий житель Беларуси.

До вероломного нападения на СССР гитлеровская Германия поработила большинство европейских государств. Но в годы Великой Отечественной мы не остались в одиночестве. Стремясь оказать нашему народу посильную помощь, все прогрессивное человечество развернуло борьбу против фашистских оккупантов.

Никогда не забудут жители Борисовщины тот вклад, который внесли в освобождение региона французские летчики, героически сражаясь плечом к плечу с советскими пилотами. С 22 марта 1943 года и до конца войны в кровопролитных боях за белорусскую землю французские пилоты знаменитого авиационного полка «Нормандия – Неман» одержали немало воздушных побед над врагом. В документах, находящихся в учреждении «Зональный государственный архив города Борисова» сохранились свидетельства о боевом пути этой воинской части.

Самые тяжелые бои в белорусском небе полк вел на трех направлениях: Орша – Богушевск – Борисов. Французским летчикам особенно запомнились сражения за освобождение города на Березине. «Во время Белорусской операции мы потеряли Жака Гастона. В 20 часов 26 июня 1944 года более двадцати самолетов Як-9 вылетели на прикрытие наземных войск в районе Борисова на правом берегу Березины. Разгорелся воздушный бой, в котором и был сбит Ж. Гастон», – писал бывший заместитель командира полка «Нормандия – Неман» по эксплуатации полковник Сергей Давидович Агавельян.

Только в 1944-м французские авиаторы сбили в небе Беларуси 129 самолетов врага. К тому времени в полку числилось 47 боевых летчиков из Франции. Воинскую часть обслуживал технический персонал из наших специалистов – 238 человек.

Всего же за время войны пилоты полка «Нормандия – Неман» выполнили 5.240 боевых вылетов, провели 869 воздушных боев и сбили 273 вражеских самолета. Помимо этого, сорока пяти крылатым машинам противника было нанесено сильное повреждение, уничтожено пять аэродромов, восемь железнодорожных станций, двадцать два паровоза, а также десятки танков и другой боевой техники.

Надо отметить, что «Нормандия – Неман» был настоящим французским полком. Его малочисленный личный состав имел Боевое Знамя части, униформу, воинские звания, свое командование. На рукаве темно-синего френча летчики носили нашивку с надписью своей страны. Даже команды в воздухе авиаторам подавались на французском языке.

Когда летчики полка «Нормандия – Неман» в едином боевом строю пролетели над ликующим Парижем на подаренных им сорока истребителях Як-9 и произвели посадку на аэродроме в Бурже, то все наблюдающие эту картину встречали их как настоящих героев.

В ходе стратегической операции «Багратион» освобождение Орши, Витебска, Борисова, Минска и других городов Беларуси личный состав авиаполка отмечал вместе со всеми как большой праздник.

Советское правительство по достоинству оценило вклад французских авиаторов в дело Великой Победы. За активное участие в боевых действиях полк «Нормандия – Неман» многократно отмечался в приказах Верховного главнокомандующего. Отважным летчикам Марселю Альберту, Ролану де ля Пуапу, Марселю Лефевру и Жаку Андре было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Еще двадцать французских авиаторов указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1945 года удостоились боевых орденов. К концу войны на Боевом Знамени авиаполка наряду с французскими наградами красовались ордена Красного Знамени и Александра Невского.

Учитывая боевые заслуги французских летчиков в освобождении города на Березине, решением Борисовского городского Совета депутатов трудящихся и его исполнительного комитета от 31 октября 1967 года одна из улиц города была названа именем полка «Нормандия –

Неман». В одной из средних школ создан музей, посвященный подвигу летчиков французского авиаполка. Два года назад в этом учебном заведении побывал военный атташе Франции в России Оливье Мадио. В память о встрече он передал в школьный музей летную куртку летчика полка «Нормандия – Неман».

Подполковник запаса НИКОЛАЙ МАКАРЕВИЧ, makarevich@vayar.sml.by, фото из архива

Источник: Белорусская военная газета "Во славу Родины"

 

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (03.07.2014)
Просмотров: 532 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1  
Это где же они за полтора месяца операции "Багратион" столько немцев нашли?         "Только в 1944-м французские авиаторы сбили в небе Беларуси 129 самолетов врага." Где столько немцев насбивали? А чем занималась в это время остальная авиация РККА в Беларуси?  Если летчики ВВС РККА считали  найти немца в воздухе летом 1944 г. за счастье. А тут один полк их резал как баранов-согласно статье. smile Русские получается неудачники, а всех немцев сбили французы...

0
2  
Не "сбили", а "заявили сбитыми", в этом очень большая разница. Сколько сбитых, даже за весь 1944 г. быть не может, потому, что нужно было посылать на освобождение Прибалтику только "Нормандию", а остальные воздушные армии в составе дивизий и полков вполне могли себе курить в сторонке. Видимо  Французы были ну очень крутыми пилотами.

 Если признавать, что они достигли таких результатов как заявлено в статье, то тогда "соседние" полки сбили хотя бы в 2 раза меньше-каждый по 60 самолетов. т.е. Было бы интересно спросить у немцев где они брали столько самолетов в 1944 г. сколько у них "сбили".
 Как показывают исследования М.Быкова по сбитым, русские заявки можно смело делить в 2-3 раза. И это только сравнивая первичные документы написанные советскими летчиками с теми, что доходили "наверх", где каждая ступень, полк-дивизия-армия для солидности "накидвала" к общим результатам еще и свое количество, что бы "показатели" выглядели не хуже чем у соседних полка-дивизии-армии.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017