Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [123]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Мы ВКонтакте
Мы в Контакте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Авиаистория
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Обзор «Площадки авиации» в историко-культурном комплексе «Линия Сталина»

Историко-культурный комплекс (ИКК) «Линия Сталина» был образован в 2005 году по инициативе фонда «Память Афгана». Основу комплекса составляют сохранившиеся с 30-ых годов XX века ДОТы Минского укрепрайона. 30 июня этого года ИКК отметил своё 15-летие. Кроме фортификационных сооружений на открытых площадках можно увидеть технику различных родов войск и поколений. Существуют площадки инженерной техники, ПВО, инженерных сооружений, боевой техники, есть отдельно стоящие образцы вооружения. Кроме того, посетители могут пройти в ангар действующей техники, где можно увидеть танки и самоходные установки времён Великой Отечественной войны. Есть на территории и бронепоезд, баллистическая ракета Р-12, стрельбище, полоса препятствий и многое другое. Также в ИКК нашлось место и для самолётов и вертолётов.

Конечно, авиация не является на «Линии Сталина» основным направлением, площадка авиации не входит в экскурсионный маршрут, однако несмотря на это здесь есть что посмотреть и изучить самостоятельно.

Авиационная экспозиция состоит из пяти самолётов и трёх вертолётов, которые установлены на территории, уложенной аэродромными плитами. Также имеется небольшая экспозиция авиационного вооружения. Отдельной оплаты за посещения данной экспозиции не требуется, всё включено в стоимость входного билета.

На входе экспозиции установлен Су-25, рядом с которым выложены авиационные бомбы и зажигательный бак.

Самолёт Су-25 с бортовым номером «26 белый» предположительно был доставлен в экспозицию из Лиды – места базирования белорусских «Грачей». Самолёт был построен в Тбилиси в 1986 году, состоял на вооружении 378-го отдельного штурмового авиационного полка, в составе которого принимал участие в войне в Афганистане (с 20-го августа 1986 года). На его счету 584 боевых вылета. После развала СССР состоял на вооружении ВВС Беларуси. После создания на базе 3-х полков 206-ой штурмовой авиационной базы вошёл в её состав. Точной даты установки Су-25 на «Линии Сталина» автору неизвестно. Несомненным плюсом данного экспоната является то, что на нём сохранено изображение грача и глаз в носовой части фюзеляжа. Эти символы наносятся на все Су-25 ВВС Беларуси.


Су-25, слева на фотографии видна экспозиция вооружения

На самолёте отсутствуют некоторые антенны системы государственного опознавания «Пароль» (белые кругляшки). Они заменены на белые пробки от пластиковых бутылок.

Возле Су-25 выставлены авиационные бомбы: ФАБ-500М-62, ФАБ-500М-54, ФАБ-250М-54, ФАБ-250М-62, САБ-100МН. Также в этой линейки имеется зажигательный авиационный бак ЗБ-500Ш.

Экспозиция вооружения. Слева-направо: ФАБ-500М-62, ФАБ-500М-54, ФАБ-250М-54, ФАБ-250М-62, САБ-100МН, ЗБ-500Ш.

Вторым самолётом в экспозиции является истребитель МиГ-23МЛД с бортовым номером «14 белый». Самолёт построен в 1979 году на Московском авиационном производственном объединении, состоял на вооружении 201-го истребительного авиационного полка, который базировался в Мачулищах. После расформирования полка истребитель скорее всего находился в Барановичах, откуда, возможно, его и передали в ИКК.

Третий самолёт на площадке – истребитель-бомбардировщик Су-17М «48 белый». Самолёт был построен в 1974 году в Комсомольске-на-Амуре. И хотя такие самолёты не состояли на вооружении авиационных частей, базировавшихся на территории Беларуси, Су-17 и его модификации проходят ремонт на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах. В своё время заказчик не смог рассчитаться за ремонт нескольких самолётов, и они стали собственностью АРЗ. Списанные Су-17 с АРЗ установлены в Боровой (2001 год), в Глубоком (1996 год). Предположительно и Су-17 на «Линию Сталина» доставлен также с Барановичей. Первоначально на самолёте в носовой части была предупреждающая надпись: «Воздухозаборник Опасно», которая была закрашена.

На истребителе-бомбардировщике подвешены бомбы, к сожалению, повреждена левая поворотная консоль крыла, которая имеет наклон.

Наверное, для того чтобы оградить экспонаты от варварского отношения некоторых посетителей, вокруг каждого самолёта и вертолёта установлены красные металлические стержни, на которых натянута проволока и висят таблички с текстом на нескольких языках «Уважаемые посетители! забираться на технику запрещается. Ведётся видеонаблюдение».

Четвёртым самолётом в экспозиции является МиГ-25РБС с бортовым номером «07 белый». Разведчик-бомбардировщик состоял на вооружении 10-го отдельного разведывательного авиационного полка, который базировался в Щучине. По некоторым данным в музей самолёт был передан из Военной Академии Республики Беларусь, где до этого являлся учебным пособием. К сожалению радиопрозрачные панели, которые обычно имеют отличный от фюзеляжа цвет, закрашены серой краской, что не идёт на пользу внешнего вида МиГ-25.

Приятной особенностью экспоната является наличие двигателей.

Пятым в экспозиции установлен самолёт Ан-2 «03 белый», который был передан в ИКК в 2009 году, взамен МиГ-29, который передали в музей авиационной техники аэроклуба в Боровой. Ан-2 был выпущен в 1961 году в Киеве. Эксплуатировался в Центральном аэроклубе ДОСААФ в Минске. До передачи в музей был обшит металлическими листами (как и экспонат Ан-2 в музее в Боровой) взамен полотняной обшивки.

За самолётами на площадке установлены 3 вертолёта конструкторского бюро Миля.

Вертолёт Ми-24П «11 белый» передан в ИКК Министерством обороны Республики Беларусь, первоначально имел двухцветный зелёный камуфляж. На вертолёт подвешены блоки неуправляемых снарядов, а также контейнеры противотанковых управляемых ракет.

Далее установлен Ми-8 «87 белый».

В музее на табличке указана модификация Ми-8МТ, на сайте ИКК указана модификация Ми-8Т.

На сайте «Белорусский авиадневник» модификация определена как Ми-8СМВ. Так как мнения разошлись, попытаемся аргументировать модификацию. Против «МТ» свидетельствуют такие явно видимые признаки, как рулевой винт с правой стороны хвостовой балки и отсутствие выхлопного патрубка АИ-9 и как следствие самой вспомогательной силовой установки. Модификацию «СМВ» подтверждает наличие на фюзеляже элементов крепления антенн станции радиоэлектронной борьбы «Смальта-В». Ми-8СМВ сделан на базе Ми-8Т и является первым постановщиком помех на базе легендарной «Восьмёрки».


Размещение антенн на вертолёте Ми-8СМВ

Вертолёт построен в 1976 году в Улан-Удэ. Состоял на вооружении эскадрильи РЭБ 65-й транспортно-боевой авиационной базы, а после в 181-й боевой авиационной базы.

Третий вертолёт в экспозиции – Ми-2У «06 белый», который был построен в 1976 году на заводе PZL-Swidnic. Скорее всего в экспозицию его передали из Минского аэроклуба (на тот момент Центрального аэроклуба). С вертолёта сняты топливные баки, к сожалению, разбито остекление, выломан ПВД.

Ми-2У и Ми-24П установлены на специальные подставки, которые разгружают пневматики.

Выводы: площадку авиации на «Линии Сталина» обязательно следует посетить всем интересующимся. Не совсем хорошая особенность экспозиции: самолёты и вертолёты покрашены в одинаковый камуфляж, что делает их похожими друг на друга, на все экспонаты нанесены номера белой краской. Такая унификация явно не «плюс» музею. Хотя с точки зрения удобства выбора краски очень облегчает работу. На сайте ИКК есть информация про каждый тип самолётов и вертолётов, представленных на площадке, однако история самих экспонатов отсутствует. Самые уникальные экспонаты в музее, которые есть только на «Линии Сталина»: МиГ-23МЛД – самая совершенная модификация истребителя, разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБС. Данные модификации МиГов сохранились в единственном экземпляре в Беларуси.

P.S. Кроме экспозиции на площадке авиации в музее имеется макет самолёта ЛаГГ-3, который до этого находился в музее ВОВ в Минске. Сейчас макет истребителя подвешен в ангаре ходовой техники.

Также в ангаре был замечен разукомплектованный Як-52.

25 июля 2020 года  

 

Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (04.08.2020)
Просмотров: 75 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2020