Вторник, 17.10.2017, 23:22
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [103]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Герои возвращаются с войны

ГЕРОИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ С ВОЙНЫ

   Июнь 1943–го... Жители оккупированной немцами деревни Макаренцы Могилевского района возятся в своих огородах. Вдруг небо озаряет яркий свет, и прямо на поле, как птица–подранок, падает самолет... Экипаж спастись не успел. Лишь спустя 70 лет поисковики обнаружили остатки самолета и сгоревших заживо пилотов.
 

   Я поехала на место, чтобы попытаться восстановить трагические события тех давних лет.

   От Могилева до Макаренцов километров 20. Сперва — по асфальту, затем с поворота — по проселочной дороге, и вот оно — поле. Широкое, уходящее за горизонт. Неудивительно, что отыскать тут самолет было непросто. Могилевский историк Николай Борисенко объясняет:

   — Сельчане помнят: он развалился в воздухе и, рухнув, ушел под землю. Только хвост с красной звездой торчал на поверхности. Немцы приказали его закопать. После войны самолет искали, мы сами последние три года не один квадрат тут обшарили — тщетно. Помог местный житель Игорь Великанов — краевед–подвижник, работающий по зову души. Собирал сведения о войне, добивался, чтобы память погибших была увековечена. Установить памятник летчикам на местном кладбище — тоже его идея.

   Памятник из черного гранита с надписью «В память экипажа летчиков, погибших в годы Великой Отечественной войны» — в пару сотне метров от места, где нашли самолет. На маленьком «островке», окаймленном березами. После войны тут захоронили останки экипажа, которые смогли отыскать под обломками.

   Местная жительница Зинаида Шпанникова, которой в ту пору было лет девять, помнит тот страшный день:

   — Над деревней вспыхнуло зарево, раздался страшный грохот. Нас, детей, родители старались из дому не выпускать — в деревне немцы стояли. Но в тот день многие не утерпели — помчались на поле. Видели, наш самолет горит... Правда, немцы всех быстро оттуда погнали.

   Однако сельчанам удалось унести с поля несколько фрагментов человеческих тел — все, что осталось от погибших. В основном — головы. Лиц не разглядеть — искалеченные, обгоревшие. И густая девичья коса...

   Поисковики считают, что экипаж состоял из пятерых человек: двое пилотов, двое бортмехаников и одна радистка. Борисенко предполагает:

   — Фронт в 1943–м стоял под Курском, наверное, с той стороны и прибыли. Со спецзаданием. А то, что самолет был сбит в 1943–м, подтверждают патроны. На них год выпуска значится.

   Среди останков сбитого самолета поисковики отыскали ржавый пулемет и стреляную ленту. Значит, экипаж до последнего отбивался от противника.
Игорь Великанов, по инициативе которого установили памятник и возобновили поиски самолета, не словоохотлив. Но кое–что все же рассказал:

   — Старостой деревни в ту пору был Василь Гавриленко. И была у него дочь — Оля лет восемнадцати. Однажды в начале войны в деревне объявился оборванный босой мужик. Василь его спрятал, одежку кое–какую дал, махорки, показал дорогу на Москву. Тот мужик в наши края вернулся в 1943–м. После того, как упал самолет. Оказалось — генерал–лейтенант. Показывал фотографию погибшего экипажа, называл легендарным. Фото и документы долгие годы Василь хранил. А как его не стало, внук все сжег. Ольга, увы, даже имен этих людей не запомнила. Да и нет ее уже — в прошлом году схоронили.

   Казалось бы, оборвалась последняя ниточка. Но Великанов не сдавался. Не мог спать спокойно, зная, что у его родной деревни лежат неупокоенные останки воинов, погибших за Родину. Пытаясь докопаться до истины, обращался в Центральный архив Министерства обороны России в Подольске, на передачу «Жди меня».
  
   Безрезультатно. Но он все равно надеялся, что их найдут. Герои достойны того, чтобы о них помнили.

   Вот и поисковики надеются, говорит старший прапорщик 52–го отдельного поискового специализированного батальона Министерства обороны Андрей Тарасевич:

   — В последние годы мы все реже, поднимая останки погибших, находим при них памятные медальоны. Но здесь шансы есть. По номерному знаку двигателя можно узнать, какой части принадлежал самолет. А в этом было два двигателя, стало быть, шансы удваиваются.

   И кто знает, может, сюда, в Макаренцы, однажды приедут потомки тех, кто геройски погиб здесь в июне 1943–го. Чтобы поклониться их памяти, сказать спасибо поисковикам и краеведам–подвижникам, знающим истинную цену фразы: «Война не окончена, пока не захоронен последний солдат».

Автор: Ольга КИСЛЯК

Фото автора.

Источник: Газета "Советская Белоруссия"
 
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (26.10.2013)
Просмотров: 681 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
1  
"Среди останков сбитого самолета поисковики отыскали ржавый пулемет и стреляную ленту. Значит, экипаж до последнего отбивался от противника. " Где логика? Наличие пулемета на борту означает "отбивались от противника???!!!" Редкий бред! остатки стрлянной ленты вполне могли остаться при отстреле пулемета для проверки его исправности при вылете.
 Найденный в свое время под Мацками ШКАС с самолета Гастелло с застрявшей в стволе и не экстрадированной автоматическим затвором гильзой говорит о стрельбе с него во время взрыва в кабине, когда автоматика отводов газов не успела сработать. А наличие пулемета на борту как факт стрельбы-полный бред!

2  
"Поисковики считают, что экипаж состоял из пятерых человек: двое пилотов, двое бортмехаников и одна радистка." Это как? Экипаж, если следовать первичной информации  Ли-2, 2 пилота (левый и правый)  и иногда связист.  Нафига в экипаже второй связист? Два бортмеханика, что они будут на борту в время полета делать?   

Вывод: 2 пилота, и типичный диверсионный отряд 3 человека, из которых один (одна) радистка

3  
Если рассматривать первичную версию - самолет Ли-2, то при типичном диверсионном отряде получается совсем не типичный экипаж. Два пилота без бортмеханика, штурмана и радиста.
На Ли-2 экипаж из пяти человек можно было бы считать нормальным. Но версия Ли-2 не подтвердилась. 
А вот почему на Пе-2 в экипаже оказались два "лишних" человека?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017