Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [159]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [29]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Личности в авиации [4]
Мы в Контакте
Наш канал в YouTube
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Авиационной Истории
Беларусские крылья
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Что сообщали агенты ЦРУ о барановичских аэродромах в начале 1950-х

Где расположены аэродромы, какие самолеты находились в Барановичах и как часто проводились полеты. Центральное разведывательное управление США рассекретило около 13 тысяч документов, которые относятся к 1940–1990 годам. Все они хранились под грифом «Совершенно секретно». Intex-press посмотрела, что написано в американских докладах и служебных записках о Барановичах.

Даты докладов: 13 февраля 1950 года, 21 февраля 1952 года

Барановичский военный аэродром находился в полутора километрах от юго-востока Барановичей, между трассой Ляховичи-Слуцк и железнодорожным путем в Лунинец. Площадь аэродрома была почти два на три километра (данные из доклада 1950 года).

Шпионы сообщали, что к аэродрому была подъездная дорога, а в апреле 1949 года к нему от станции Барановичи начали строить железнодорожный путь длиной почти в три километра.

В южной части аэродрома были две перпендикулярные бетонные взлетно-посадочные полосы длиной от полутора до двух километров. Бетонные или асфальтированные рулежные дорожки шириной 15 метров пролегали вдоль его южного и западного краев. Западная часть аэродрома была лесистая.

Отмечалось, что после Второй мировой войны аэродром был сильно поврежден, два ангара были разрушены. С лета 1947 года на аэродром постоянно доставляли гравий, позже были установлены бетономешалки. Бетонирование проводили в начале 1948 года. В апреле 1949 года работы по реконструкции еще не были закончены.


Фото: Документы из архивов ЦРУ

Склады, здания и боеприпасы

На юге, востоке и западе аэродрома располагались склады боеприпасов. В январе 1949 года там хранилось восемь бомб, каждая 4х2х2 метра. Снаряды, покрашенные в голубой цвет, хранились отдельно в деревянных ящиках. На каждой бомбе было четыре-пять стабилизаторов, в длину бомбы были около двух метров.

В северной части аэродрома находились бывшие польские казармы, а на востоке и западе также располагались большие ангары. На территории аэродрома находились следующие здания:

  • Три ангара со сводчатыми рифлеными металлическими крышами;
  • Трехэтажное здание пункта управления с антеннами;
  • 16 двухэтажных казарм, каждая 20х10 метров.

На северо-западе от аэродрома вдоль железной дороги располагался склад горючего размером 150 на 200 метров, который был огорожен колючей проволокой. В нем было 20 подземных цистерн с бензином и смазочным маслом. По обе стороны от склада были восемь труб, которые вели к подземным цистернам. Около шести-семи цистерн ежедневно прибывали на склад горючего по железной дороге. Горючее сразу же переливалось в подземные цистерны. Однажды на склад привезли сразу 40 цистерн горючего.

Виды самолетов

На территории Барановичского аэродрома полеты совершались и днем, и ночью. В отчете 1950 года говорится, что на аэродроме было около 300 самолетов. Из них 50 – одномоторные (бипланы и истребители) и двухмоторные самолеты. О еще 250 единицах шпион в своем докладе ничего не сообщил.


Фото: Документы из архивов ЦРУ

Одномоторный самолет предположительно был с рядным двигателем, шасси и убирающимся хвостовым колесом. Экипаж состоял из двух человек, которые могли стрелять из четырех пулеметов в крыльях.

Двухмоторный бомбардировщик предположительно был с радиальным двигателем и низкорасположенными крыльями. Его винт был с четырьмя лопастями, а экипаж состоял из четырех или пяти человек. Место наводчика было в нижнем и верхнем отсеках хвоста фюзеляжа.


Фото: Документы из архивов ЦРУ

В докладе 1952 года говорится еще о нескольких видах самолетов: на Барановичском аэродроме находилось около 45 одномоторных монопланов, примерно пять бипланов и два четырехмоторных самолета.

Полеты на Барановичском аэродроме

В отчетах рассказывается, что на одномоторных самолетах летали на небольшие расстояния, с бипланов прыгали с парашютом. В одном из отчетов описываются наблюдения за аэродромом в октябре 1948 года: тогда в один из дней четырехмоторный самолет поднялся в небо и вернулся на место вечером того же дня. Сообщается, что самолеты «тренировались» в любую погоду.

Гражданский аэродром

Шпионы также писали, что в западной части Барановичей был еще один аэродром размером 700 на 1000 метров. В лесу между городом и аэродромом располагалось 60-70 бревенчатых домов. В них жили около 1000 авиаслужащих, в том числе около 300 офицеров.

В докладах ЦРУ гражданский аэропорт значится как запасное тренировочное поле. При этом шпион пишет, что к моменту следующего доклада ему нужно удостовериться, является ли этот аэродром запасным для Советских воздушных сил или там располагалась школа ДОСААФ.

В июне 1945 на территории гражданского аэродрома не было зданий. Но в 1946 году там построили станцию управления полетами. С весны 1947 года на территории маленького аэродрома на бипланах и монопланах выполнялись показательные полеты. Там работала женщина-летчик и пять-шесть штатских, одетых в голубые костюмы и фуражки, как у немецких пилотов «Люфтганзы».

На территории гражданского аэродрома располагались, в основном, одномоторные самолеты Ил-10. В отчетах также сообщается, что на территории гражданского аэродрома находился двухмоторный бомбардировщик с носовым шасси – бомбардировщик, переданный по программе Ленд-лиз для перевозки парашютистов.

Автор: Алена СЕРИКОВА



Источник: https://www.intex-press.by/
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (24.10.2017)
Просмотров: 1085 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2024