Пятница, 18.08.2017, 00:19
Музей авиационной техники-Боровая
 
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Публикации о музее [18]
Авиация в Беларуси [103]
Морская авиация в Беларуси [3]
Статьи [20]
Литературное творчество пользователей сайта [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Авиаистория
Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки

Номера счетов
Главная » Статьи » Авиация в Беларуси

Авиация БВО в небе Афганистана

АВИАЦИЯ БВО В НЕБЕ АФГАНИСТАНА
 
   С вводом советских войск в Афганистан для поддержки общевойсковых соединений была создана авиационная группировка, объединенная в 34‑й авиационный корпус (позже переформированный в ВВС 40‑й армии)

   Базирование авиации осуществлялось на семи аэродромах: Кабул, Баграм, Шинданд, Кандагар, Кундуз, Файзабад и Джелалабад. На четырех аэродромах — Кабул, Баграм, Шинданд и Кандагар — базирование было совместным с афганскими частями.

   В состав группировки вошли отдельные авиационные и вертолетные части, прибывшие из Туркестанского, Среднеазиатского, Закавказского и Прикарпатского военных округов: 181‑й отдельный вертолетный полк (овп) (Кундуз), 263‑я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья (ораэ) (Кабул, с 1984 года Баграм), 280‑й овп (Кандагар), 335‑й овп (Джелалабад), а также четыре отдельные вертолетные эскадрильи (овэ) — 254‑я (сформирована в 1984 году на базе 146‑го отдельного вертолетного отряда (ово), Кундуз), 262‑я (Баграм), 339‑я (Кабул) и 302‑я (Шинданд). В середине 80‑х годов были дополнительно введены две эскадрильи: 239‑я овэ (Газни) и 205‑я овэ (Лашкаргах). Кроме этого, для оказания интернациональной помощи афганскому народу были сформированы два авиационных полка: 50‑й отдельный смешанный авиационный полк (осап) (сформирован в марте 1980 года, базирование в Кабуле) и 378‑й отдельный штурмовой авиационный полк (ошап) (сформирован в ноябре 1984 года на базе 200‑й отдельной штурмовой авиационной эскадрильи (ошаэ), базирование в Баграме).

   Все эти части базировались в ДРА на постоянной основе.

   Авиационные части истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации находились в ДРА посменно. Их базирование осуществлялось на четырех аэродромах: Кандагар, Кабул, Шинданд и Баграм.
В связи с тем, что срок пребывания в составе ОКСВ был ограничен одним годом, личный состав авиационных полков и эскадрилий в соответствии с директивой Генерального штаба постоянно менялся. Программа замены получила условное наименование «Эстафета». В ней принял участие личный состав всех вертолетных частей, а также бомбардировочных, истребительных и разведывательных авиационных полков ВВС СССР, в том числе базировавшихся на территории Белорусского военного округа.

   В 1980 году на территории Белорусской ССР базировались соединения и части ВВС БВО (образованы в 1980 году из частей 26‑й воздушной армии и авиации ПВО): 95‑я истребительная авиационная дивизия (иад) в составе 979‑го истребительного авиационного полка (иап) (Щучин), 927‑го иап (Береза) и 968‑го иап (Россь); 1‑я гвардейская авиационная дивизия истребителей-бомбардировщиков (гв. адиб) в составе 911‑го авиационного полка истребителей-бомбардировщиков (апиб) (Лида), 940‑го апиб (Поставы) и 305‑го апиб (Поставы); 10‑й отдельный разведывательный авиационный полк (орап) (Щучин); 61‑й иап (Барановичи); 201‑й иап (Мачулищи); 28‑й иап (Кричев); 65‑й овп (Кобрин); 330‑й овп (Пружаны); 95‑я отдельная смешанная авиационная эскадрилья (осаэ) (Гродно); 46‑я осаэ (Заслоново); 13‑я осаэ (Киселевичи); 237‑я овэ (Липки, позже — Боровуха); 248‑я осаэ (Липки) и 66‑я осаэ (Липки).

   Кроме ВВС БВО, на белорусской земле базировались дальняя авиация 46‑й ва ВГК (Смоленск): 22‑я гвардейская тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия (гв. бад) (Бобруйск) в составе трех полков — 121‑го гвардейского тяжелого бомбардировочного полка (гв. тбап) (Мачулищи), 203‑го гв. тбап (Барановичи) и 200‑го гтбап (Бобруйск), 290‑й отдельный дальний разведывательный авиационный полк (одрап) (Зябровка), 402‑й тяжелый бомбардировочный авиационный полк (тбап) (Болбасово), входивший в состав 326‑й тбад (Тарту), 953‑й бомбардировочный авиационный полк (бап) (Бобровичи), входивший в состав 24‑й ва (Винница); военно-транспортная авиация: 339‑й военно-транспортный авиационный полк (втап) (Витебск-Северный), 210‑я отдельная военно-транспортная авиационная эскадрилья (Боровуха); авиация РВСН: 206‑я овэ (Поставы), 257‑я овэ (Лида), 212‑я овэ (Мозырь).

   Расположение БВО на главном западном направлении выдвигало особые требования к оснащению и уровню подготовки летного состава. Авиационные части округа в числе первых в СССР перевооружались на новую авиационную технику. На территории БВО проводились крупные учения Советской Армии, в которых активно участвовали авиаторы округа. Именно в БВО отрабатывались новейшие формы и способы руководства войсками в бою и операции, активно совершенствовалась организация полевой и воздушной выучки личного состава.
Высокий уровень подготовки личного состава авиационных частей округа был постоянно востребован для выполнения специальных командировок. Ну а самым серьезным испытанием за весь послевоенный период стала война в ДРА (официально — оказание интернациональной помощи ДРА по защите интересов Апрельской революции), в которой участвовали экипажи и подразделения практически всех авиационных частей, базировавшихся на территории Белоруссии (за исключением истребительно-бомбардировочной авиации, авиации ПВО и РВСН).


   Ввод советских войск на территорию ДРА начался 25 декабря 1979 года. В тот день транспортная авиация, в том числе и 339‑й втап, приступили к переброске десантных подразделений 103‑й гвардейской воздушно-десантной дивизии на афганские аэродромы Кабул и Баграм.
  
   При вводе советских войск и проведении операций привлекались самолеты-ретрансляторы Ан-26РТ, которые обеспечивали связь в горных условиях. В декабре 1979 года из 248‑й осаэ на аэродром Кокайты убыл экипаж майора В. Храмова, в январе его сменил экипаж капитана А. Соколова. В течение всей зимы они ежедневно по 12–13 часов находились в воздухе над территорией ДРА, обеспечивая надежной связью командование группировки с наземными войсками. 

   27 июля 1980 года в состав 50‑го осап убыл экипаж старшего лейтенанта В. Сосновского (капитаны Н. Тихан и П. Подкуйко). В дальнейшем на протяжении девяти лет войны экипажи из 248‑й осаэ, ежегодно меняясь, выполняли боевые задачи в составе 50‑го осап.

   В 1987 году экипаж капитана М. Мельникова — буквально через месяц после прибытия в Афганистан — во время ночной посадки в Джелалабаде был сбит ракетой «Стингер». Экипаж в составе капитанов М. Мельникова, К. Зинченко, старших лейтенантов Г. Симоняна и Б. Литвинова, старшего прапорщика А. Курило и прапорщика С. Русака погиб.
В связи с позиционным характером боевых действий основная нагрузка легла на вертолетные части. При этом вертолетчики выполняли самые разнообразные задачи: авиационная поддержка ведущих бой Сухопутных войск, удары по вызову, ведение воздушной разведки, выполнение целеуказания, обеспечение боевого управления, перевозка личного состава и грузов.

   Первые вертолетчики из БВО отправились на войну в 1980 году. В июле состав сформированного 50‑го осап (Кабул) пополнили первые четыре экипажа. Всего в 1980 году из 65‑го овп «за речку» убыли 30 человек. В июне 1982 года в состав 280‑го овп (Кандагар) убыла вся 4‑я эскадрилья (командир — подполковник В. Мурашов). На следующий год в состав 50‑го осап влилась 1‑я эскадрилья (майор А. Герцев). В сентябре 1985‑го в состав 181‑го овп убыла 3‑я эскадрилья (подполковник Ю. Субботкин). В том же году тринадцать экипажей 2‑й эскадрильи (заместитель командира эскадрильи — майор О. Ястребков) вошли в состав 302‑й овэ (Шинданд). В ноябре 1986 года 1‑я эскадрилья в полном составе (командир — подполковник В. Деменков) убыла в распоряжение командира 50‑го осап (Кабул), а на следующий год их сменили одиннадцать экипажей из 2‑й эскадрильи.

   Всего из 65‑го овп более 650 человек участвовали в боевых действиях. Девять человек из них погибли: капитан Л. Белицкий (27.08.1984), старший лейтенант В. Израйлит (27.08.1984), старший лейтенант О. Тувальский (27.08.1984), лейтенант В. Беляков (18.05.1985), старший лейтенант В. Алексютин (21.07.1987), лейтенант С. Емец (13.11.1988), старший лейтенант В. Кирикович (13.11.1988), капитан А. Комиссаров (13.11.1988) и капитан В. Михайлов.
В 1980 году личный состав 330‑го овп (Пружаны) также был направлен в ДРА. Спустя два года две эскадрильи под командованием командира полка полковника М. Шакирова вошли в состав 335‑го овп (Джелалабад). В этой смене 11 сентября 1982 года при заходе на посадку был сбит вертолет Ми-24, погибли капитан А. Филиппи и старший лейтенант А. Круглов. Весной 1987 года восемь экипажей Ми-8 и шестнадцать экипажей Ми-24 полка снова отправились на войну, где вошли в состав 205‑й овэ.

   В ДРА направляли эскадрильи и из состава групп войск за границей. Сначала их выводили в Союз, где они вливались в состав вертолетных полков военных округов, проходили подготовку и только после этого убывали в ДРА. Так, в апреле 1984 года произошла ротация вертолетных эскадрилий: в состав 225‑го овп (Брандис, ГСВГ) прибыла вертолетная эскадрилья из 330‑го овп, а из 225‑го овп в 330‑й овп, в свою очередь прибыли 26 экипажей с инженерно-техническим составом. В июле эта вертолетная эскадрилья была направлена в состав 50‑го осап (Кабул).
В середине 80‑х в бой пошли экипажи из сформированного 276‑го овп. В 1984 году в состав 262‑й овэ убыли сразу восемь экипажей вертолетов Ми-24 (всего 45 человек). В апреле 1985‑го на войну отправилось вертолетное звено, а в ноябре — девять экипажей, которые вошли в состав 302‑й овэ. На следующий год, в мае 1986‑го, эскадрилья майора С. Прохорова (всего 138 человек) прибыла в Джелалабад и вошла в состав 335‑го овп.

   Следует заметить, что в этот период мятежники получили в достаточном количестве средства для борьбы с авиацией, в том числе ПЗРК «Стингер». Эскадрилья понесла большие потери. За год пребывания в ДРА погибли восемь человек: лейтенант Е. Погорелов (25.09.1986), старший лейтенант В. Ксензов (29.11.1986), лейтенант А. Неунылов (29.11.1986), старший лейтенант В. Яковлев (12.01.1987), старший лейтенант В. Лукьяненко (31.05.1987), лейтенант А. Лаврентьев (31.05.1987), капитан Г. Сечко (04.06.1987), старший лейтенант И. Ермолаев (04.06.1987).
В состав ВВС 40‑й армии направлялись и отдельные вертолетные экипажи. Так, с 1985 года в 254‑й овэ (Кундуз) находился экипаж вертолета Ми-9 (воздушный командный пункт) из БВО, который через год менялся — из состава 276‑го овп, 248‑й осаэ, 66‑й осаэ и 46‑й осаэ.

   Вертолетчики убывали в ДРА без материальной части, так как все вертолетные части и подразделения находились в ОКСВ на постоянной основе.

   Иначе обстояло дело с истребительными частями. Введенный в 1979 году в Афганистан 115‑й гв. иап и сменивший его через год 27‑й гв. иап входили в состав ВВС ТуркВО. Для их замены стали направлять полки с хорошим уровнем подготовки летного состава на самолетах МиГ-21бис, а с 1984 года — на самолетах МиГ-23мл.

   В июне 1983 года базировавшийся в ДРА 145‑й иап сменили две эскадрильи 927‑го иап (командир полка — полковник П. Тарасевич). Этот полк был единственным в БВО, на вооружении которого состояли самолеты МиГ-21бис (остальные истребительные полки 95‑й иад, 979‑й и 968‑й иап имели на вооружении МиГ-23).

   927‑й иап, как и предыдущие полки, базировался на трех аэродромах. В Баграме находились управление и 1‑я эскадрилья, в Шинданде — 2‑я эскадрилья (старший группы — командир эскадрильи майор А. Кравченок) и в Кандагаре — дежурное звено.

   Отсутствие воздушного противника позволяло привлекать истребительную авиацию для выполнения бомбоштурмовых ударов. Так, 927‑й иап за период боевых действий с 25 июня 1983 по 21 июля 1984 года выполнил 7.300 боевых вылетов, при этом израсходовал 11.000 бомб, 6.856 неуправляемых ракет и 52.600 снарядов.
При выполнении боевых заданий были сбиты два самолета, летчики майор И. Долгих и капитан А. Гордиюк успешно катапультировались и были подобраны вертолетами поисково‑спасательного обеспечения. Всего 927‑й иап за год боевой работы потерял шесть самолетов, четыре из которых были уничтожены во время минометного обстрела аэродрома Баграм. Потерь в личном составе не было.

   В это же время в Кабуле в составе 263‑й ораэ находилась 2‑я эскадрилья 10‑го орап (командир — майор В. Рябов). Она летала на самолетах МиГ-21р предыдущей смены.

   Разведывательная авиация, помимо разведывательных задач, привлекалась, как и истребительная, к нанесению ударов по наземным целям. По воспоминаниям командира 263‑й ораэ майора В. Рябова, только 20% вылетов приходилось на разведку, а остальные — на бомбоштурмовые удары. Всего за восемь месяцев боевой работы летчики участвовали в 21 операции, выполнили 3.135 боевых вылетов на воздушную разведку (использовано более 67 км фотопленки) и нанесение бомбоштурмовых ударов с налетом 2.195 часов. Было сброшено 4.760 бомб, обнаружены 191 караван и 28 банд мятежников, уничтожено 27 складов с боеприпасами и 2.154 мятежника. Примечательно, что за этот период в 263‑й ораэ боевых потерь не было.

   В 1986 году в небе Афганистана снова появились истребители из БВО. 31 мая на аэродром Кандагар прибыла 1‑я эскадрилья 979‑го иап (старший группы — подполковник Н. Федоров, позже — подполковник А. Маливанов). 27 мая 1987 года ее сменила 2‑я эскадрилья (старший группы — подполковник В. Воробьев) этого же полка, которая прибыла без самолетов и приняла МиГ-23мл у первой смены. В отличие от 927‑го иап, который прибыл в ДРА вместе с технико-эксплуатационной частью (ТЭЧ), самолеты 979‑го иап обслуживались в ТЭЧ 190‑го и 168‑го иап. Для этого их перегоняли на аэродром Баграм. Причем полет производился парой: первый самолет летел для регламентных работ, а второй (МиГ-23уб) доставлял техника самолета и на обратном пути забирал летчика перегоняемого самолета.
Первая и вторая смены 979‑го иап были сборные со всего полка. В первой смене из 18 летчиков только трое были старшими летчиками, остальные — от командира звена и выше. Во второй смене было уже девять летчиков и старших летчиков. При этом подготовка осуществлялась не только на своем аэродроме (как это было в 927‑м иап), но и на полигоне в Средней Азии (Мары).

   Потерь в первой смене 979‑го иап не было. Во второй смене погиб старший летчик старший лейтенант П. Кругляков (21.02.1988), а при обстреле аэродрома — начальник группы обслуживания радиоэлектронного оборудования капитан В. Блохин (18.04.1988).

   Последним из ВВС БВО (с 25 февраля 1988 года они были переформированы в 26‑ю ва) на афганскую войну отправился личный состав 206‑го ошап (сформирован в 1985 году на аэродроме Пружаны-Западные, командир полка — полковник Н. Азаров). Подготовка производилась как на своем аэродроме, так и в Центре боевой подготовки на узбекском аэродроме Чирчик-Горный, где в течение месяца летный состав готовился к ведению боевых действий в условиях горно-пустынной местности. В течение 22–29 октября 1988 года управление полка, 1‑я и 2‑я эскадрильи, а также ТЭЧ полка перебазировались на аэродром Баграм и вошли в состав 378‑го ошап. В это время 1‑я и 2‑я эскадрильи 378‑го ошап базировались на аэродроме Баграм, 3‑я эскадрилья — на аэродроме Шинданд. Силами одного звена 2‑й эскадрильи осуществлялось несение боевого дежурства на аэродроме Кабул.

   С началом вывода советских войск из ДРА к задачам штурмовиков прибавилось боевое охранение уходивших колонн и регулярное нанесение предупредительных ударов вдоль дороги от Кабула до Государственной границы СССР. После вывода авиационных частей из Кандагара штурмовики постоянно работали и в том районе. В частности, под их прикрытием производили взлет и посадку транспортные самолеты. При выполнении боевого задания вблизи Кабула зенитной ракетой был сбит самолет Су-25, погиб старший лейтенант Б. Гордиенко. Это была последняя боевая потеря Су-25 в афганской войне. Всего в течение пяти месяцев полк выполнил 6.628 боевых вылетов с общим налетом 7.300 часов.

   Полки дальней авиации, которые базировались на территории БВО, также приняли участие в войне. Так, 7 апреля 1984 года 1‑я и 2‑я эскадрильи 200‑го гтбап перебазировались на аэродром Карши (Узбекская ССР). В оперативное подчинение штаба полка вошла 1‑я эскадрилья 251‑го гтбап в составе шести экипажей. В интересах 40‑й армии 20 и 21 апреля полк выполнил два боевых вылета, было израсходовано 334 ФАБ-500, 464 ФАБ-250 и 320 ОФАБ-250.

   5 декабря 1988 года восемнадцать экипажей 402‑го тбап (в основном личный состав управления, 1‑я и 2‑я авиационные эскадрильи) перебазировались на оперативный аэродром Мары-2. Полк к тому времени переучился на новый бомбардировщик Ту-22М3. 7 декабря 1‑я эскадрилья во главе с командиром полка подполковником В. А. Лниным (ведущий второй четверки — командир 1‑й эскадрильи подполковник Е. А. Нестеров) выполнила первый боевой вылет на бомбардировку складов боеприпасов, позиций ПЗРК и скопления мятежников. Последний боевой вылет экипажи полка выполнили 14 февраля 1989 года.

   Для постановки помех пакистанским истребителям F-16, которые могли противодействовать боевым порядкам бомбардировщиков, было принято решение использовать самолеты Ту-22ПД. В октябре 1988 года эти самолеты прибыли на аэродром Мары-2 из 341‑го тбап (Озерное). В декабре их сменили четыре экипажа 3‑й эскадрильи 203‑го гв. тбап (Барановичи). Постановщики помех работали совместно с 402‑м тбап.

   Общее руководство группировкой дальней авиации на аэродроме Мары-2 осуществлял полковник Джохар Дудаев. При этом группировка подчинялась штабу объединения, располагавшемуся в Ташкенте.

   Первая группа отработала полтора месяца. В январе их сменили четыре экипажа того же 203‑го гв. тбап. Однако после перемещения бомбовых ударов на север Афганистана необходимость в постановщиках помех отпала. Поэтому в феврале 1989 года последние Ту-22ПД были отправлены в Барановичи. Потерь у дальней авиации не было.

   В период вывода ОКСВ на территорию Белоруссии были передислоцированы две авиационные — 50‑й осап (Липки), 378‑й ошап (Поставы) и две вертолетные части — 181‑й овп (Пружаны) и 302‑я овэ (Кобрин), в 1992 году они вошли в состав ВВС Республики Беларусь.

   Всего за девять лет афганской войны боевой опыт получили экипажи и подразделения шестнадцати авиационных частей дислоцировавшихся на территории БВО: это — 339‑й втап, 65‑й отбвп, 330‑й овп, 276‑й овп, 927‑й иап, 979‑й иап, 10‑й орап, 248‑я осаэ, 66‑я осаэ, 95‑я овэ, 13‑я осаэ, 46‑я осаэ, 206‑й ошап, 200‑й гв. тбап, 402‑й тбап и 203‑й гв. тбап.

   По нашим подсчетам, только в ВВС БВО более 2.000 авиаторов выполняли интернациональный долг в ДРА, что составляет более половины списочного состава летно-технического состава ВВС округа.

Подполковник Дмитрий Дьяков
 


Источник: http://vsr.mil.by/
Категория: Авиация в Беларуси | Добавил: Саша (27.05.2012)
Просмотров: 2287 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мы ВКонтакте
Минский аэроклуб
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Музей авиационной техники - Боровая

Copyright Музей авиационной техники - Боровая © 2010-2017