Белорусский авиадневник
 
Главная | Памятник экипажу Пе-2 в Макаренцах | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Январь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Авиаистория

ПАМЯТНИК ЭКИПАЖУ САМОЛЁТА ПЕ-2 В Д. МАКАРЕНЦЫ

На кладбище деревни Макаренцы Могилевского района Могилевской области находится памятник экипажу самолета Пе-2, сбитого в воздушном бою 7 июня 1944 года и упавшего недалеко от деревни Макаренцы. Памятник установлен на братской могиле, в которой местные жители захоронили найденные на месте крушения самолета останки экипажа. Представляет собой плиту из черного гранита, в верхней части которой изображена пятиконечная звезда и самолет Пе-2. Ниже расположен следующий текст:

"Летчикам экипажа пикирующего бомбардировщика ПЕ-2, погибшим при освобождении Беларуси 7 июня 1944 года:

младший лейтенант МАРУСЕНКО Василий Петрович – 1922 г. р.

младший лейтенант ПАВЛОВСКИЙ Владимир Иванович – 1920 г. р.

сержант АХМАДУЛИН Усман Мухамедьевич – 1920 г. р.

Вечная память героям!"

*   *   *

По свидетельству старожилов, во время Великой Отечественной войны около деревни Макаренцы в воздушном бою был сбит советский самолет. Он загорелся в воздухе и почти вертикально врезался в землю на поле недалеко от деревни. В то время Макаренцы были оккупирована немцами. Несколько дней никого не подпускали к самолету. Потом, успокоившись, немцы заставили мужиков собрать неразорвавшиеся боеприпасы, сбросили их в яму и присыпали землей. Останки экипажа, которые смогли собрать вокруг места взрыва, местные жители захоронили на сельском кладбище. Ни документов, ни личных вещей летчиков, по которым можно было установить фамилии, никто не видел.

На протяжении нескольких лет местный краевед Игорь Великанов и поисковые группы из Могилева вели безрезультатные поиски самолета.

Осенью 2013 года, после распашки поля, Игорь Великанов, постоянно исследовавший этот район, заметил на поверхности земли сплющенные медные трубки от двигателя самолета. Он тут же сообщил об этом в Могилевский поисковый клуб «Виккру», и уже 23 октября 2013 года начался официальный подъем останков самолета и экипажа. Обломки самолета 70 лет пролежали в земле на глубине почти в 4 метра. В раскопках участвовали специалисты 52-го отдельного специального поискового батальона совместно с могилевским поисковым отрядом "ВИККРУ".

По найденным фрагментам самолета и сохранившимся на двигателях номерам было установлено, что это самолет Пе-2, состоявший на вооружении 2-й эскадрильи 10 ОРАП. 7 июня 1944 года экипаж в составе летчика Марусенко,  штурмана Павловского и стрелка-радиста Ахмадулина вылетел на нем с аэродрома Старые Пересуды (14 км юго-восточнее г. Демидов Смоленской области) на визуальную разведку в район Бабиновичи-Богушевск-Толочин-Шклов-Горки. С боевого задания экипаж не вернулся.

Благодаря работе поисковиков неизвестные герои войны вновь обрели свои имена.

20 июня 2014 года на кладбище деревни Макаренцы прошло торжественное дозахоронение останков экипажа.

*   *   *

С 2010 по 2014 год на братской могиле экипажа был  установлен памятный знак, представляющий собой плиту из черного гранита с изображением летящего истребителя и текстом «В память экипажа лётчиков, погибших в годы Великой Отечественной войны». Воинское захоронение 6376.

 
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2018