Главная | Минская область. Часть 2. | Регистрация | Вход
Меню сайта
Мы ВКонтакте
Мы в Контакте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Декабрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Авиаистория

 
МУЗЕЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ — ПОСЕЛОК БОРОВАЯ
 

В посёлке БОРОВАЯ Минского района в экспозиции Музея авиационной техники находится 25 мемориальных летательных аппаратов:

 – 20 самолётов (Ан-2, Ил-14П, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19С, МиГ-21СМТ, МиГ-23УБ, МиГ-25БМ, МиГ-27К, Су-7БМК, Су-17М, Су-24М, Су-25, Су-27П, Як-18, Як-25М, Як-28ПП, Як-52, L-29 «Delfin» и экспериментальный самолёт OW-1);

 – 4 вертолёта (Ми-1М, Ми-2, Ми-8Т, Ми-24П);

 – 1 планер SZD 41 Jantar Standard.

Вертолет Ми-26 разобран и подготовлен к перемещению в Липки.
 

Ан-2 – заводской номер 1G16054, бортовой номер «04» жёлтого цвета без окантовки, корпус – зелёного цвета с надписью «Ан-2» жёлтого цвета, ранее эксплуатировался в местном аэроклубе.
Ан-2
 
Ил-14П - регистрационный номер CCCP-41865 эксплуатировался с 1969 года в Бакинском ОАО Азербайджанского УГА. После списания в 1978 году был передан в г. Светлогорск Гомельской области, где использовался в качестве детского кинотеатра в городском парке культуры. 29 апреля 2011 года перевезен в музей.
Ил-14П

МиГ-15УТИ – МиГ-15УТИ 96 красный (реальный бортовой номер) заводской №1615308. Принадлежал 201-му иап ПВО, базировавшемуся до 1994 года в Мачулищах. Восстановлен на Минском авиаремонтном заводе в 2005 – 2006 г. Для реставрации самолета использовались детали МиГ-15УТИ  «66» голубого цвета, ранее установленного на территории пионерского лагеря «Зубрёнок».
МиГ-15УТИ

 
МиГ-17 – серийный № 54312705, бортовой номер «28» красного цвета с чёрной окантовкой, корпус – естественного цвета металла, без окраски, ранее был установлен в Давид-Городке Столинского района Брестской области, откуда перевезён в Боровую.
МиГ-17

 
МиГ-19П - заводской номер 62211129 состоял на вооружении 968-го Краснознаменного Севастопольского ордена Суворова III степени истребительного авиаполка, дислоцировавшегося в поселке Россь Волковысского района Гродненской области. В конце 70-х годов был установлен на постаменте на пилоне на территории части. Первоначально имел бортовой номер 01 красного цвета и корпус естественного цвета металла. После 2005 года бортовой номер 50 красного цвета и корпус двухцветной зелёно-коричневой камуфляжной окраски. 26 октября 2013 года снят с постамента в Росси и доставлен в Боровую.
После завершения реставрационных работ 28 мая 2014 года МиГ-19П установлен в экспозиции вместо ранее находившегося в музее МиГ-19С.
МиГ-19П

 
МиГ-21СМТ – номер первоначально «01» красного цвета с белой окантовкой, затем – «53» голубого цвета с белой окантовкой, с 2009 года – с чёрной, с июня 2014 года «53» красного цвета с белой окантовкой. Корпус – первоначально – серого цвета с белыми надписью «МиГ-21 пфм» и знаком отличного самолёта, затем – естественного цвета металла, с 2009 года – верхняя часть – четырёхцветной зелёно-коричневой камуфляжной раскраски, нижняя – небесного цвета, первоначально был установлен на подставках под стойки выпущенных шасси в посёлке Малеч Берёзовского района Брестской области перед местной школой, в 2007 году перевезён в Боровую. На металлической табличке – текст: «Агрофирме «Малеч» от командира 927 Кенигсбергского орденов Александра Невского, Краснознаменного истребительного авиаполка полковника Лазаря В.Г. На этих самолётах полк выполнял интернациональный долг в Афганистане».
МиГ-21СМТ_22-06-2014

 
МиГ-23УБ – МиГ-23УБ заводской № 0904015 бортовой номер «95 красный» выпущен 30 сентября 1980 года Иркутском авиазаводом. Состоял на вооружении 911 апиб, базировавшегося на аэродроме Лида. В июне 1989 года МиГ-23УБ вместе с полком сменил место дислокации на аэродром Бранд, где 911 апиб вошел в состав 105 адиб 16 ВА Группы советских войск в Германии, а впоследствии — Западной группы войск. В июле 1992 года полк вернулся на аэродром Лида, откуда осенью 1992 года самолет перегнали в Барановичи на 558 АРЗ для разделки и утилизации. В 2005 году поступил в музей.
МиГ-23УБ

 
МиГ-25БМ – заводской номер 66005425, бортовой номер «78» красного цвета с белой окантовкой, был построен в конце 1985 г. и является одним из последних выпущенных МиГ-25БМ. В начале 1986 г. был принят на вооружение 3-й аэ в/ч п.п. 82377 (г. Вернойхен, ГСВГ). В июле 1990 года 3 аэ на МиГ-25БМ передислоцировалась на аэродром Щучин в БВО. В Щучине эта эскадрилья вошла в состав 151 отдельного авиационного полка радиоэлектронной борьбы 26 воздушной армии, который передислоцировался в Щучин годом ранее. После списания использовался в качестве учебного пособия на аэродроме военного факультета Минского государственного высшего авиационного колледжа. На момент списания самолёт выработал около 20% назначенного ресурса. В музее с 24 мая 2012 года.
МиГ-25БМ
 
МиГ-27К – МиГ-27К заводской номер 76802650075, бортовой номер 06 красного цвета с белой окантовкой выпущен 23 апреля 1982 года Иркутским авиационным заводом №39. Состоял на вооружении 1-ой эскадрильи 911-го апиб (г. Лида). В 1989 году этот борт вместе с полком сменил место дислокации на аэродром Бранд, где 911 апиб вошел в состав 105 адиб 16 ВА Группы советских войск в Германии, а впоследствии — Западной группы войск. В июле 1992 года 911 апиб был выведен из Германии в Лиду. В 1993 году полк был расформирован, а самолеты были разобраны на 558 АРЗ и утилизированы на 975 базе ликвидации ракет "Лесная". Сохранились три МиГ-27К (второй сейчас находится в аэроклубе ДОСААФ в Липках, третий в оздоровительном лагере около поселка Малое Уланово Шкловского района).

В начале 90-х годов руководитель ОАО «Агро-Заречье» Каменецкого района Брестской области (в то время КСО «Колос») вместе с местной ветеранской организацией отправили запросы в различные инстанции с просьбой помочь приобрести списанный самолет, чтобы установить его в качестве памятника погибшим во вторую мировую войну лётчикам в районе бывшего полевого аэродрома у деревни Шестаково. В 1994 году Министерство обороны безвозмездно передало хозяйству подлежащий утилизации МиГ-27К. Самолет был доставлен к зданию правления хозяйства, где он простоял 8 лет, так как  разные обстоятельства не позволили реализовать идею с памятником. В мае 2002 года налоговая инспекция по Каменецкому району за долги хозяйства перед государством наложила на МиГ-27К арест и передала его в пользование Каменецкого ЖКХ. Самолет был установлен в городском парке. Летом 2008 года районные коммунальники передали самолет Центральному аэроклубу. 24 июля 2008 года МиГ-27К был доставлен в музей. После реставрации в 2009 году занял место в экспозиции.

МиГ-27К

 
Су-7БМК – серийный номер 8020, бортовой номер «53» красного цвета с белой окантовкой, корпус: первоначально верхняя часть – трёхцветной зелёно-коричневой камуфляжной окраски, нижняя – небесной, с 2009 года – естественного цвета металла без окраски, первоначально состоял на вооружении 940-го авиационного полка истребителей-бомбардировщиков, затем - 305-го в Поставах, в 1986 году перевезён в деревню Янчуки Поставского района Витебской области, где был установлен возле местной школы, в 2007 году перевезён в Боровую, на металлической табличке – текст: «Су-7 БМ Восстановлен в 2009 году специалистами Минского авиаремонтного завода».
Су-7БМК

 
Су-17М – бортовой номер «42» голубого цвета, с 2009 года – с чёрной окантовкой, с июня 2014 года красный с черной окантовкой. Заводской номер 70304. Корпус: верхняя часть трёхцветной зелёно-коричнево-серой камуфляжной окраски, нижняя – голубой.  Построен на авиационном заводе №126 в Комсомольске-на-Амуре в 1974 году. Поступил в музей в 2001 году с 558-го авиаремонтного завода.
Су-17М

 
Су-24М – 1985 года выпуска, бортовой номер «25» белого цвета без окантовки, серийный номер 0715359, корпус – верхняя часть серого цвета, носовая и нижняя – белого, состоял на вооружении 116-ой бомбардировочно-разведывательной авиационной базы ВВС и ПВО РБ, в 2009 году перевезён в из Росси в Боровую.
Су-24М
 
Су-25 – номер «25» красного цвета с белой окантовкой, корпус: верхняя часть – трёхцветной зелёно-коричнево-серой камуфляжной окраски, нижняя – небесной.
Су-25

Су-27П - бортовой номер «40» красного цвета с белой окантовкой, заводской номер 36911019616. Начало эксплуатации 27 марта 1987 года в в/ч 32994 (Саваслейка). Затем состоял на вооружении 61-ой ИАБ в Барановичах, откуда и был доставлен в музей 13 июня 2014 года.
Су-27
 
Як-18 – обозначений не имеет, корпус - зелёного цвета со стилизованным изображением продольной молнии красного цвета, в 1964 году был установлен перед зданием средней школы в посёлке Мошканы Сенненского района Витебской области, в 2009 году перевезён в Боровую, на металлической табличке – текст: «Поколения учителей и учащихся Мошканской СШ имени А.К.Горовца 45 лет (1964 – 2009) бережно и с любовью оберегали самолёт Як-18. Сейчас у него новая жизнь, новые взлёты. Удачи тебе, наш Мошканский самолёт! Директор Х.А.Кулиса».
Як-18

 
Як-25М – серийный номер 2026, построен Саратовским авиационным заводом №292 в 1956-57 гг.  Состоял на вооружении 61-ой ИАБ (Барановичи). После списания был установлен в пионерском лагере Белорусского округа ПВО на берегу Минского моря. В 2006 году перевезен в музей. Поступил в музей с бортовым номером "95 красный" и этот же номер был нанесен после реставрации и покраски. В 2008 году номер меняется на "20" голубой с черной окантовкой, с 2009 года – "20" красный с черной окантовкой. С 2014 года бортовой номер "20 красный" без окантовки.Самолет с "родными" двигателями.
Як-25Як-25Як-25

 
Як-28ПП – заводской номер 9970404, бортовой номер "01" красного цвета. Был построен в 1969 году на Иркутском авиазаводе. В Беларуси Як-28ПП с августа 1989 года, когда в город Щучин, на новое место дислокации, из Польши прибыл 151-й отдельный полк радиоэлектронной борьбы. В составе 2-ой аэ имелось около 26 самолетов Як-28ПП. Полк был расформирован в 1992 году, а технику перегнали на 558-й авиаремонтный завод в Барановичи.
Поступил в музей с 558-го авиаремонтного завода. Передан Министерством обороны (Постановление Совета Министров РБ от 16 января 2001 г.)
Як-28ПП
 
Як-52 - заводской номер 844709 эксплуатировался с 30 июля 1984 года в Могилёвском аэроклубе и имел бортовой номер 114 белого цвета. Налетал 588 часов и после списания передан в Музей авиационной техники. Восстановлен на Минском авиаремонтном заводе и получил регистрационный номер EW-55AM. В экспозиции музея с 27 июня 2013 года.
Як-52
 
L-29 «Delfin» - заводской номер 591414, бортовой номер «34» красного цвета, корпус – естественного цвета металла, без окраски с надписью «ДОСААФ» красного цвета, на металлической табличке – текст: «Самолёт Л-29 «Дельфин» передан музею начальником Вяземского учебно-авиационного центра Тихоновичем К.Э. в 2008 году» (единственный мемориальный летательный аппарат иностранного (не советского) производства на территории Республики Беларусь!).
Л-29

Кольцеплан Нарушевича OW-1 - экспериментальный самолет с овальным крылом. Создавался по заданию сельскохозяйственной структуры как самолет, способный противостоять сильным боковым ветрам (альтернатива самолету Ан-2). Проектирование самолета началось в 1988 году, испытательные полеты проводились в 2007 году. Показал себя маневренным, легким и прочным летательным аппаратом. В связи с тем,  что белорусское авиационное законодательство не предусматривает создание на территории страны летательных аппаратов и выполнение ими полетов, а также отсутствие финансирования, дальнейшие работы были приостановлены. В музей был передан 17 декабря 2015 года.
Кольцеплан
 
SZD 41 Jantar Standard - спортивный планер стандартного класса. Планер эксплуатировался в Бобруйском аэроклубе. В экспозиции музея с июня 2014 года.
SZD 41
 
Ми-2У – бортовой номер "17" красного цвета с белой окантовкой, заводской номер 547424111. Корпус: верхняя часть зелёного цвета, нижняя - голубого. Построен в 1981 году на заводе PZL-Swidnic. Эксплуатировался в Минском аэроклубе.
Ми-2

 
Ми-8Т – серийный № 3701, бортовой номер «36» голубого цвета с чёрной окантовкой. Корпус двухцветной серо-зеленой (ранее трехцветной зелёно-коричневой) камуфляжной раскраски. Построен в 1973 году на Казанском вертолетном заводе. Состоял на вооружении 248 овэ в Липках. Вертолет был передан в музей Министерством обороны в 2001 году.
Ми-8Т

 
Ми-24П – номер «16» красного цвета с белой окантовкой, корпус – бело-зелёной камуфляжной раскраски.
Ми-24П

 
Ми-26 – заводской №34001212007, бортовой номер 07 желтого цвета, корпус - зелёно-салатовой камуфляжной окраски с рисунками «оскала зубов» и «глазами» по обе стороны фюзеляжа, доставлен в Боровую из Мачулищ 15 октября 2009 года по воздуху аналогичным вертолётом.
В данное время вертолет  разобран и подготовлен к перемещению на аэродром Липки.
Ми-26Т

 
Кроме того, при входе на лётное поле аэродрома на металлических стойках установлен вертолёт Ми-1М бортовой номер «07» чёрного цвета без окантовки, корпус с красной и зелёной продольными зигзагообразными полосами, ранее корпус – белого цвета с 3 синими продольными зигзагообразными полосами без бортового номера. Эксплуатировался в местном аэроклубе.
Ми-1
 
Примечания.

До октября 2016 года в экспозиции музея авиационной техники находился вертолет EW-24304 (заводской № 7706006). В октябре 2016 года на вертолете начались реставрационные работы, для проведения которых вертолет из экспозиции убрали. Через месяц работы на Ка-26 прекратили и до сегодняшнего дня не возобновляли. 

Ранее около въезда на территорию Минского аэроклуба на металлических стойках был установлен вертолёт с бортовым номером "80" красного цвета (заводской номер 548624034). 5 октября 2017 года перевезен на аэродром Липки, новое место базирования Минского аэроклуба.
 
 
 
Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2021