Главная | Мемориал лётчикам Минского аэроклуба | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Друзья сайта
ПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа Авиационный портал Беларуси
Сайт Авиационной Истории Сайт военной археологии
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайт Щучин - город авиаторов
339 ВТАП Авиакатастрофы
Победа Витебск. Витебск в годы Великой Отечественной войны 1941-1944г.г. Ивановский музей военно-транспортной авиации
Беларусские крылья
Авиаистория

МЕМОРИАЛ В ЧЕСТЬ ВЫПУСКНИКОВ МИНСКОГО АЭРОКЛУБА
 

На территории Минского аэроклуба ДОСААФ имени дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца (аэродром Липки) расположен мемориал в честь выпускников аэроклуба. Торжественное открытие мемориала состоялось 20 июня 2018 года.

На прямоугольном основании на подставках установлены 5 гранитных плит. На двух плитах в виде вертикально расположенных самолетных плоскостей в левой части мемориала, изображен самолет Ил-2 и текст следующего содержания:

«ГЕРОЯМИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, ВЫПУСКНИКАМИ МИНСКОГО АЭРОКЛУБА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ БЫЛО СБИТО 268 ВРАЖЕСКИХ САМОЛЁТОВ».

На третьей плите перечислены фамилии 17 выпускников Минского аэроклуба, удостоенных званий Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации.

ВЫПУСКНИКИ МИНСКОГО АЭРОКЛУБА, УДОСТОЕНЫ ЗВАНИЯ «ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА»

ген. майор Белявин Е.С.
подполковник Бурак А.К.
ст. лейтенант Гучёк П.И.
ген. полковник Дольников Г.У.
майор Зелёнкин М.М.
ген.-майор Карнач С.А.
гв. полковник Карпович В.П.
майор Козич И.С.
гв. ст. сержант Чепик Н.П.
гв. капитан Леонович И.С.
гв. полковник Лабанов А.В.
полковник Наумчик Н.К.
полковник Непачелович И.Б.
гв. полковник Рябцев М.Е.
ст. лейтенант Стельмах Е.М.
ст. лейтенант Шабан К.А.
майор Шутт Н.К.
«ГЕРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
полковник Петров В.П.
летчик-испытатель Фролов Е.И.

 

Белявин Евель Самуилович в 1939 г. окончил Борисоглебскую школу летчиков. На фронтах Великой Отечественной войны с ноября 1941 г. Воевал в бомбардировочной авиации на Южном, Закавказском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах. Заместитель командира эскадрильи 80-го гвардейского бомбардировочного авиаполка. За время войны совершил 350 боевых вылетов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4.02.1944 за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Белявину присвоено звание Герой Советского Союза.
Бурак Александр Кондратьевич в 1940 г. окончил Одесскую военную авиационную школу летчиков. В действующей армии с апреля 1942 г. Заместитель командира эскадрильи 208-го штурмового авиаполка. К январю 1945 г. совершил 102 успешных боевых вылета. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.06.1945 за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Бураку А. К. присвоено звание Герой Советского Союза.
Гучёк Петр Иосифович в 1942 г. окончил Батайскую военную авиационную школу летчиков. На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1943 г. 3 июля 1944 г. гвардии лейтенант Гучёк в районе города Броды Львовской области в составе десятки самолетов P-39 вступил в бой с большой группой вражеских бомбардировщиков Ju-87, прикрываемых истребителями Me-109. Гучёк во главе группы прикрытия сковал боем «мессершмитты». Меткими очередями он сразил два самолета. В это время из-за облаков выскочил Me-109. Гучёк сошелся с ним на параллельных курсах. Несколько секунд оба самолета летели рядом. Стрелять из пушки или пулеметов не было возможности, а для маневра не хватало времени. Фашист попытался опять уйти в облака. Тогда Гучёк довернул свой самолет и правой консолью крыла отрубил плоскость «мессершмитта». На поврежденном самолете Петр Гучёк произвел посадку в расположении советских войск. Всего за годы войны Петр Гучёк совершил 209 боевых вылетов, в 56 воздушных боях сбил лично 18 и в группе 3 самолета противника. 18.04.1945 гвардии старший лейтенант Гучёк вылетел на штурмовку колонны мотопехоты противника в районе немецкого города Штромберг. Его самолет был подбит зенитной артиллерией. Тогда летчик направил горящую машину на скопление вражеских бронетранспортеров. Звание Героя Советского Союза командиру звена 100-го гиап гвардии старшему лейтенанту Гучёку Петру Иосифовичу присвоено посмертно 27.06.1945.
Дольников Григорий Устинович в марте 1940 г. окончил обучение в Минском аэроклубе. С апреля 1940 г. – курсант Батайской военной авиационной школы летчиков. После окончания прибыл в 100-й истребительный авиаполк. Первый боевой вылет состоялся в июле 1943 г. Первая боевая победа – Ме-109, сбитый 18.08.1943. 30 сентября 1943 г. вылетел в составе шестерки истребителей «Аэрокобра» для прикрытия. Возле линии фронта советские летчики вступили в бой с 68-ю вражескими самолетами. В ходе боя Дольников сбил один самолет. Был ранен в ногу. Когда израсходовал боеприпасы, из боя не вышел. Второй фашистский самолет уничтожил тараном. От удара его истребитель потерял управление и загорелся. Дольникову удалось покинуть самолет с парашютом. Попал в плен. Трижды пытался совершить побег. Четвертая попытка оказалась удачной. Воевал в партизанском отряде «За Родину». После освобождения города Николаева в апреле 1944 г. вернулся в свою 9-ю истребительную авиадивизию. С 1943 по 1945 г. совершил 160 боевых вылетов, 42 воздушных боя. Сбил 15 самолетов противника лично и 1 в паре. В дальнейшем – генерал-полковник авиации, заслуженный военный летчик СССР, кандидат исторических наук. Был советским военным советником в Египте, заместителем главнокомандующего ВВС по ВУЗам. За личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, высокие результаты в боевой подготовке войск, освоении сложной боевой техники и в связи с 60-летием Советской Армии и Военно-Морского Флота 21.02.1978 г. присвоено звание Героя Советского Союза.
Зелёнкин Михаил Михайлович в мае 1941 г. окончил Батайскую военную авиационную школу летчиков. С июня 1941 г. сержант Зелёнкин в 274-ом истребительном полку. В 42-ом боевом вылете был ранен. После лечения в госпитале направлен летчиком-инструктором в 1-й запасной авиаполк. С июня 1943 г. вновь на фронте в должности заместителя командира и штурмана эскадрильи 813-го иап. В конце июля 1943 г. переведен командиром эскадрильи в 263-й иап. С августа 1944 г. Зелёнкин являлся командиром звена 156-го иап. Совершил 326 успешных боевых вылетов, в 45 воздушных боях уничтожил 28 вражеских самолетов и 1 аэростат–корректировщик лично и 4 самолета в группе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15.05.1946 за образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старший лейтенант Зелёнкин удостоен звания Герой Советского Союза. После войны продолжал службу в строевых частях ВВС.
Карнач Степан Андреевич летчик-истребитель, генерал-майор авиации. В Красной Армии с 1938 г. В 1940 г. окончил 8-ю Одесскую военную авиационную школу летчиков. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Командир эскадрильи 247-го иап капитан Карнач 9.08.1943 вылетел на сопровождение штурмовиков. В воздушном бою в районе сел Большие и Малые Проходы-Линцы таранил истребитель противника Me-109. Совершил посадку на поврежденном самолете. Звание Герой Советского Союза капитану Карначу присвоено 4.02.1944 за 270 боевых вылетов, 70 воздушных боев, 12 лично и 4 в группе сбитых самолетов противника. Войну С. А. Карнач закончил заместителем командира полка. Всего произвел 346 боевых вылетов. В 84 воздушных боях сбил лично 16 и в группе 4 самолета. После войны продолжал службу в ВВС.
Карпович Викентий Павлович в 1938 г. окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Воевал в составе 55-го (с 07.03.1942 – 16-го гвардейского) истребительного авиаполка. 16.03.1942, во время своего 126-го боевого вылета, при выполнении воздушной разведки противника Карпович был тяжело ранен, но сумел привести поврежденный самолет на свой аэродром. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6.06.1942 за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Карповичу присвоено звание Герой Советского Союза. После длительного лечения Карпович поступил в Военно-воздушную академию. Окончив ее в 1944 г. убыл на фронт в свою родную часть. Служил в должности заместителя командира 16-го гиап. Переучившись на новые истребители, принимал участие в воздушных боях, последние вылеты совершил на штурм Берлина и освобождение Праги. После войны продолжал службу в ВВС.
Козич Иван Семенович в 1938 г. прошел курс обучения в Минском аэроклубе. Поступил в Чугуевскую военно-авиационную школу летчиков. Участник Великой Отечественной войны с октября 1941 г. Сражался на Брянском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах. К началу февраля 1943 г. заместитель командира эскадрильи 721-го истребительного авиаполка Иван Козич совершил 210 боевых вылетов, провел 31 воздушный бой. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21.04.1943 года Козичу Ивану Семеновичу присвоено звание Герой Советского Союза. Война для Ивана Козича закончилась в сентябре 1944 года под Варшавой в составе129-го гвардейского авиаполка: он получил тяжелое ранение и был комиссован. К тому времени летчик-истребитель выполнил 423 боевых вылета, сбил 20 вражеских самолетов. После войны продолжал службу в ВВС.
Чепик Николай Петрович - заместитель командира инженерно-сапёрного взвода 317-го гвардейского парашютно-десантного полка 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, гвардии старший сержант. В Советской Армии с 1978 г. С декабря 1979 г. в составе ограниченного контингента советских войск оказывал интернациональную помощь народу Демократической Республики Афганистан в одной из восточных провинций. 29.02.1980 вражеские группы пытались проникнуть в расположение советских войск. Подразделение, в котором служил Николай Чепик, получило приказ взорвать в пещере склад боеприпасов противника. Возвращаясь после успешного выполнения задания, советские воины попали в засаду. В ходе перестрелки Чепик был ранен в ногу. Привязав осколочную мину направленного действия к дереву, направил её на противника и взорвал, поразив около 30-и врагов. Указом Президиума Верховного Совета от 28.04.1980 года за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан, гвардии старшему сержанту Чепику Николаю Петровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Леонович Иван Семенович после окончания Минского аэроклуба в 1938 г. поступил в Харьковскую авиационную школу ГВФ. После ее окончания в 1939 г. был направлен инструктором в Сталинградский областной аэроклуб. В 1940 г. окончил Краснодарскую военную авиационную школу и был оставлен командиром учебного звена. Воевал в составе в 154-го иап (с 22.11.1942 29-й гиап). За время боевых действий провел 340 боевых вылетов, из них 127 на сопровождение, 95 на разведку, 106 на прикрытие наземных войск, 12 на «свободную охоту». В 50 воздушных боях лично сбил 28 самолетов противника, два самолета уничтожены на земле. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2.10.1944 старший лейтенант Иван Семенович Леонович награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
Лобанов Александр Васильевич в 1938 г. закончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. В действующей армии с августа 1941 г. Воевать Александр Лобанов начал в составе 40-го иап, летая на И-16. Только за период с 10.08.1941 по 1.09.1942 256 раз вылетал на выполнение боевых заданий командования. Участвуя в 27 воздушных боях, лично сбил 2 самолета противника и 12 в составе группы. Согласно отчету 8-й гиад по итогам боев в июле 1943 г. гвардии старший лейтенант Лобанов лично уничтожил 8 самолетов противника. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28.09.1943 удостоен звания Герой Советского Союза. К концу войны летчик-истребитель Лобанов довел число боевых вылетов до 811 (по другим источникам – до 850). Участвуя в 83 воздушных боях, сбил 26 вражеских самолетов лично и 14 в группе. После Победы оставался на службе в ВВС. В 1953 г. устроился инструктором Минского аэроклуба, три года обучал курсантов.
Наумчик Николай Кузьмич в 1938 г. окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 г. Участвовал в боях на Украине и Северном Кавказе в составе 8-го иап, ставшего 42-м гвардейским. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1.05.1943 за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Наумчику Николаю Кузьмичу присвоено звание Герой Советского Союза. К ноябрю 1943 г. совершил 319 успешных боевых вылетов, провел 54 воздушных боя, в которых лично сбил 13 вражеских самолетов и 9 в группе. С ноября 1943 по 1946 год – слушатель Военно-воздушной академии. Продолжал службу в ВВС до 1957 г.
Непочелович Иван Борисович в 1941 г. окончил Минский аэроклуб. В Красной Армии с июня 1941 г. В1943 г. окончил Тамбовскую военно-авиационную школу летчиков. В действующей армии с декабря 1943 г. Сражался на 3-м Украинском фронте в 955-м штурмовом авиаполку в качестве летчика, старшего летчика на Ил-2. На боевом счету летчика-штурмовика числится уничтоженных: танков – 12, автомашин – 37, бронетранспортеров – 7, самоходных орудий – 3, полевых и зенитных орудий – 13, повозок с грузом – 28, до батальона пехоты противника. За все время боевых действий 17 раз вел воздушные бои с истребителями противника, не потеряв ни одного самолета. Лично сбил 1 истребитель ФВ-190. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.06.1945 за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу Непочеловичу И. Б. присвоено звание Герой Советского Союза. После войны продолжал службу в ВВС.
Рябцев Михаил Евсеевич в 1942 г. окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов. С марта 1943 г. в действующей армии. Воевал на Степном, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Сражался на Курской дуге, участник освобождения Орши, Витебска, Борисова, Минска, боев на территории Восточной Пруссии и Германии. Летал на истребителях Ла-5 и Ла-7. К маю 1945 г. командир звена 2-го Оршанского Краснознаменного ордена Суворова гвардейского истребительного авиаполка гвардии старший лейтенант Рябцев совершил 147 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 15 самолетов противника, в том числе 11 истребителей FW-190 и три истребителя Ме-109. За мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагом, 27.06.1945 удостоен звания Герой Советского Союза. После войны продолжал служить в ВВС.
Стельмах Евгений Михайлович окончил Черниговскую военную авиационную школу летчиков. В действующей армии с ноября 1943 г. По сентябрь 1944 г. был летчиком, затем старшим летчиком 729-го истребительного авиаполка. Участвовал в прикрытии с воздуха Ярославского промышленного района, северных портов, транспортных конвоев союзников. После расформирования полка с декабря 1948 г. служил в 18-м гвардейском Витебском дважды Краснознаменном ордена Суворова полку.
В марте 1951 г. в составе полка прибыл в Китай. Во время Корейской войны 1950–1953 годов командир звена старший лейтенант Стельмах в составе советского 64-го авиационного корпуса участвовал в боевых действиях. С мая 1951 г. совершил в небе Северной Кореи 15 боевых вылетов на реактивном истребителе МиГ-15, участвовал в двух воздушных боях. 1.06.1951 во время своего второго воздушного боя сбил два американских бомбардировщика В-29. Однако и его самолет был поражен американским «Сейбром». Стельмах катапультировался. Погиб при не выясненных обстоятельствах. За образцовое выполнение служебного долга гвардии старшему лейтенанту Евгению Михайловичу Стельмаху Указом Президиума Верховного Совета СССР от10.10.1951 посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Шабан Казимир Аркадьевич в 1941 г. окончил Тамбовскую военную авиационную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1943 г. Летчик 809-го штурмового авиаполка старший лейтенант Казимир Шабан к июлю 1944 г. на штурмовике Ил-2 совершил 123 боевых вылета на штурмовку живой силы и техники неприятеля. Участвовал в Курской битве, Корсунь-Шевченковской, Львовско-Сандомирской наступательных операциях, в освобождении Румынии, Венгрии, Чехословакии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Шабану Казимиру Аркадьевичу присвоено звание Герой Советского Союза. После войны продолжал службу в ВВС заместителем командира эскадрильи в Центральной группе войск. Погиб 9.07.1945 в авиакатастрофе на самолете Ил-10 при исполнении служебных обязанностей в районе города Брно (Чехия).
Шутт Николай Константинович. В Красной Армии с января 1938 г. В декабре 1938 г. окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Служил в Закавказском военном округе. В начале Великой Отечественной войны воевал на Крымском и Северо-Кавказском фронтах. В декабре 1941 – ноябре 1942 года был заместителем командира, затем командиром эскадрильи 268-го иап. В августе – сентябре 1943 г. Шуттт – штурман 516-го иап, с сентября 1943 по май 1945 года помощник командира 270-го (с февраля 1944 г. 152-го гвардейского) истребительного авиаполка по воздушно-стрелковой службе. За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4.02.1944 капитану Шутту Николаю Константиновичу присвоено звание Герой Советского Союза. Всего за время войны Н. К. Шутт совершил 444 боевых вылета, в 120 воздушных боях сбил лично 17 и в составе группы 5 самолетов противника. В 1945 г. Н. К. Шутт окончил Липецкие высшие летно-тактические курсы. В должности помощника командира281-го отдельного транспортного авиаполка по воздушно-стрелковой службе (1-й Дальневосточный фронт) принимал участие в Харбино-Гиринской операции во время советско-японской войны 1945 г. Гвардии майор Н. К. Шутт продолжал служить в должности заместителя командира полка до мая 1949 г.
Петров Василий Петрович начальник летной части минского аэроклуба. С началом Великой Отечественной войны был назначен заместителем командира отдельной эскадрильи связи Западного фронта. В конце 1941 г Петров был переведен в полк ночных бомбардировщиков У-2, а в 1942 г. – в штурмовую авиацию. В июле 1944 г. назначен заместителем командира, а в октябре – командиром 766-го штурмового авиационного полка. С учетом боевых заслуг командир в 1944 г. был представлен к званию Герой Советского Союза, но награждение не состоялось. После окончания Военно-воздушной академии в 1954 г. Петров был назначен командиром 311-й штурмовой авиадивизии 26-й ВА Белорусского военного округа. В 1958-м уволен в запас.За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президента Российской Федерации от 21.11.1995 полковнику авиации в отставке Петрову Василию Петровичу присвоено звание Героя Российской Федерации.
Фролов Евгений Иванович – лётчик-испытатель Авиационного научно-промышленного комплекса «ОКБ Сухого». В 1973-1982 годах работал в Минском аэроклубе ДОСААФ лётчиком-инструктором. В 1971-1983 годах являлся членом сборной команды СССР по самолётному спорту. Чемпион мира, многократный призёр чемпионатов мира, Европы и СССР, победитель союзных и международных соревнований. К 2007 г. освоил свыше 60 типов и модификаций самолётов. Разработал и внедрил в систему подготовки пилотов-испытателей три фигуры высшего пилотажа, одной из которых присвоено его имя – «Чакра Фролова».Указом Президента Российской Федерации № 1990 от 11.10.1994 за мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новых образцов авиационной техники, большой личный вклад в проведение Международного авиационно-космического салона в России, лётчику-испытателю Авиационного научно-промышленного комплекса «ОКБ Сухого» Фролову Евгению Ивановичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

На следующе плите перечислены выпускники аэроклуба, совершившие в годы Великой Отечественной войны воздушный таран, погибшие во время войны и не вернувшиеся с боевого задания.

ОНИ СОВЕРШИЛИ ВОЗДУШНЫЙ ТАРАН

мл. лейтенант Бутелин Л.Г. (22.06.1941 г.) – погиб
ст. лейтенант Гучёк П.И. (3.07.1944 г.) – погиб
ген.-полковник Дольников Г.У. (30.09.1943 г.)
ген.-майор Карнач С.А. (9.08.1943 г.)

НЕ ВЕРНУЛИСЬ ИЗ БОЕВОГО ЗАДАНИЯ

мл. лейтенант Ботвич В.С. (выпускник 1941 г.)
мл. лейтенант Дроздов А.Е. (выпускник 1937 г.)
мл. лейтенант Комлев С.К. (выпускник 1937 г.)
мл. лейтенант Мельников Л.В. (выпускник 1938 г.)
сержант Максимов С.К. (выпускник 1939 г.)
мл. лейтенант Хмельницкий М.И. (выпускник 1937 г.)

ЗАМУЧЕНЫ В ЗАСТЕНКАХ ГЕСТАПО

парашютистка Кухто О.П. (1943 г.)
планерист Оксенкруг В.В. (1943 г.)

Бутелин Леонид Георгиевич в 1936 г. поступил в Минский аэроклуб, где освоил планер. Окончив Одесскую школу военных летчиков, служил в 12-м иап в Закарпатской области. К началу Великой Отечественной войны его полк располагался на Бовшевском аэродроме около г. Галича, Западная Украина. 22 июня 1941 г. на аэродром совершили налет вражеские бомбардировщики. Леонид одним из первых поднял в воздух свой И-153. Поймав в прицел Юнкерс, он нажал на гашетку, раздалась пулеметная очередь, и Ю-88 запылал, падая вниз. Леонид направил свою «Чайку» в сторону другого фашистского самолета. Поймав его в прицел, вновь нажал на гашетку, но пулемет молчал, закончились боеприпасы. Леонид Бутелин принял решение идти на таран и винтом «Чайки» отрубил хвост фашистского юнкерса. С простреленной грудью Леонид Бутелин сумел еще посадить самолет. Похоронен в братской могиле советских воинов в г. Галич.
Только спустя 20 лет, благодаря писателю Сергею Смирнову, Указом Верховного Совета СССР от 14.05.1965 младший лейтенант Леонид Георгиевич Бутелин посмертно был награжден орденом Отечественной войны I степени.

В июле 1974 г. в живописном уголке на территории Бовшевского сахарного завода близ Галича Леониду Бутелину был установлен бронзовый памятник в виде стелы с падающим Икаром. Памятник был уничтожен вандалами в 90-е годы и так и не был восстановлен.
Ботвич Владимир Семенович родился в Минске 21.10.1923. После обучения в Минском аэроклубе в 1941 г. поступил в Тамбовское авиаучилище. В 1942 г. был направлен в запасной полк, затем – в 672-й шап 306-й шад. Принимал участие в Курской битве. Погиб 22.07.1943 при выполнении боевого задания в районе села Краснополье Славянского района Донецкой области.
Дроздов Андрей Евдокимович родился в 1915 г. в Витебске. В 1938 г. окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. В боях принял участие с первого дня Великой Отечественной войны сначала в составе 55-го иап, затем 172-го иап. Погиб в конце 1941 г., был сбит зенитной артиллерией противника.
Комлев Степан Кириллович родился в 1918 г. в деревне Кодуково Бушевского района Витебской области. В 1938 г. окончил Борисоглебскую школу летчиков. Участвовал в боях с первого дня Великой Отечественной войны. За два с половиной месяца боевых действий совершил около100 боевых вылетов, участвовал в воздушных боях, на его счету два лично сбитых самолета, имел ранение. За успешные боевые действия представлялся к ордену Красного Знамени, но не был награжден только потому, что не вернулся с боевого задания, пропал без вести.
Хмельницкий Матвей Иванович родился в 1918 г. в городе Смолевичи Минской области. В 1938 г. окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Служил в частях ВВС, летал на самолетах И-16, И-15бис, И-153 и в канун войны освоил новый истребитель МиГ-3, на котором и принял участие в боях с первого дня войны. Всего за два с половиной месяца войны он успел совершить свыше 120 боевых вылетов, участвовал во многих воздушных боях, в которых уничтожил четыре вражеских самолета, нанес врагу большие потери в боевой технике и живой силе. Возвращаясь на аэродром после выполнения задания по воздушной разведке МиГ Хмельницкого был атакован четверкой вражеских истребителей и сбит – самолет сгорел, летчик погиб.
Парашютистка, студентка пединститута Ольга Кухто входила в подпольную диверсионную группу в Минске. Собирала сведения о передвижении фашистских войск к фронту, их вооружении. Эти данные использовала советская авиация, производя бомбовые удары. В январе 1943 г. О. Кухто замучена в застенках гестапо.

Планерист Владимир Оксенкруг погиб в гетто.

На крайней справа плите портрет младшего лейтенанта Бутелина и описание подвига летчика, совершившего воздушный таран 22 июня 1941 года.

ПОДВИГ ЛЁТЧИКА

«22 июня 1941 года в 5 часов 15 минут командир звена мл. лейтенант Леонид Георгиевич Бутелин осуществил таран на самолёте И-153, отрубив винтом хвостовое оперение немецкого самолёта Ю-88 в районе аэродрома Бовшев Станиславского авиаузла...», ныне город Ивано-Франковск. Леонид Бутелин, грудь которого оказалась простреленной, в последние секунды своей жизни посадил самолёт. Ему было 22 года...

(Из исторического формуляра 12-го истребительного авиационного полка)

Фото: Петров Ю. А.

Использованы материалы из книги Натальи Салук  «Минский аэроклуб»

 

Copyright Белорусский авиадневник © 2010-2018